• Общество
  • 24 Февраля, 2023

В «МУТНОМ ОМУТЕ» НЕКОНКУРЕНТНОГО РЫНКА

Текущие экономические реформы в стране предусматривают решительные меры по демонополизации экономики и устранению проблемы засилья посреднических цепочек на товарных рынках, которые препятствуют развитию рыночной конкуренции, малого и среднего бизнеса, инноваций и в целом – росту экономики и благосостояния граждан страны.

В ЗАКРЫТЫЙ СОСУД СОЛНЦЕ НЕ СВЕТИТ

Экономические и политические отношения в любом государстве органически вплетены в живую ткань общественно-социальной культуры, в рамках которой стремление людей к концентрации богатства и власти в одних руках неминуемо порождает всевозможные рыночные инверсии в виде монополизации и олигополизации экономики. То есть, когда один и тот же субъект рынка – и жнец, и швец, и на дуде игрец и он же – «творенья божьего венец». При этом сужается круг возможностей для продуктивной деятельности других участников рынка, и в этих условиях говорить о свободе конкуренции явно не имеет смысла. Это аксиома, известная далеко не сегодня. Тем не менее, многим странам в своем развитии зачастую приходится наступать на эти «грабли», переживать периоды внутренних социально-экономических кризисов и преодолевать их последствия, ведь «в закрытый сосуд солнце не светит»…

Как подчеркивал ранее Глава государства Касым-Жомарт Токаев на встрече с представителями отечественного бизнеса, монополизация привела к росту влияния ограниченного круга лиц и снижению доходов большинства населения.

Президент напомнил, что олигополии – это постоянное стремление к концентрации рынка в одних руках, но не к диверсификации экономики страны.

– Люди задаются вопросом: почему все виды бизнеса оказались в одних руках? Чем мы хуже? Есть люди, которые путают Гегеля с Бабелем, не имеют специального образования, но у них огромное количество бизнеса в одних руках. В то же время люди образованные, окончившие специальные курсы, никак не могут пробиться к источникам бизнеса, кредитным и прочим ресурсам. Это порождает депрессию, неверие в справедливость со всеми вытекающими отсюда социально-политическими последствиями, – подчеркнул Глава государства.

Ранее, в своем выступлении в Парламенте РК Президент говорил об отрыве отдельных исполнительных органов от повседневных реалий и потребностей граждан, что у представителей властных структур сформировалось искаженное представление о жизни людей, их чаяниях и запросах. Проблема социального неравенства усугубляется из года в год, в то время как показатели доходов населения растут лишь на бумаге.

Несомненно, разрыв по уровню доходов между богатыми и бедными в Казахстане – не просто пропасть, а беда. При этом бесконечное коловращение населения в колесе социальной удрученности и неопределенности привело к тому, что основные заботы людей сместились из области духовно-культурного и интеллектуального совершенства в сферу узких, сугубо житейских потребностей. О том, какими социальными последствиями чревата подобная тенденция, думается, излишне напоминать, поскольку это трезвые ожидания интеллектуальной части общества, взвешенные на весах здравого смысла.

Как показывают данные исследований, сегодня в структуре потребительских расходов населения 56,7% приходится на продовольствие. В ряде регионов (Алматинской, Атырауской, Западно-Казахстанской, Туркестанской, Жамбылской областях – свыше 60%). При этом дело доходит до того, что мясо и мясопродукты, масло подсолнечное и многие другие товары из-за их чрезмерной дороговизны стали попросту недоступными не только для пенсионеров, но и других категорий граждан, чьи низкие доходы в условиях «инфляционного шторма» не позволяют им делать такие покупки. Однако, несмотря на это, представители производственного сектора, вкупе с поставщиками коммунальных услуг явно не склонны останавливаться на достигнутых ценовых рубежах, добиваясь всевозможными способами от регулирующих госорганов очередного карт-бланша на повышение цен.

На последнем заседании Правительства, 14 февраля текущего года, заместитель председателя Нацбанка РК Берик Шолпанкулов отметил, что в январе инфляция в годовом выражении достигла 20,7%.

– Динамика инфляции текущего месяца, после пикового значения в марте 2022 года (3,7%), постепенно стабилизируется до 1,1%, оставаясь при этом на уровне, значительно превышающем среднегодовые значения, – сообщил докладчик.

По его словам, наибольший вклад в инфляцию продолжают вносить факторы роста цен на продукты питания. Темпы роста цен на продовольствие в годовом выражении достигают 25,7%. Непродовольственная инфляция также ускорилась до 20,2% из-за продолжающегося удорожания импортных товаров и поддерживаемого спросом на потребительском рынке. Инфляция платных услуг достигла 14,2%.

Заместитель главы Нацбанка также отметил, что инфляция продолжает расти на фоне перестройки логистических цепочек, высоких инфляционных ожиданий со стороны потребительского сектора, а также фискальных мер поддержки спроса и увеличения кредитования. По его мнению, сохраняющиеся риски требуют поддержания базовой ставки на текущих уровнях. То есть, на предельно высоком уровне, при котором кредиты для бизнеса становятся также дорогими.

Но есть ли в этом здравый смысл, когда нет реальных возможностей для обуздания социально взрывоопасной тенденции роста цен на все про все?

 

АНТИИНФЛЯЦИОННЫЙ «КОЛЧАН»

Несмотря на позитивные показатели роста экономики, озвученные в ходе заседания Правительства по итогам минувшего 2022 года, тем не менее, проблем, о которых умолчали руководители ведомств, немало. И если говорить непосредственно об инфляции, пик которой, очевидно еще не пройден, то нельзя не заметить, что текущий год начинается с высоких инфляционных ожиданий в стране. В декабре значение данного показателя составило 21,3%.

Инфляционные ожидания населения в основном связаны с продовольственной и непродовольственной инфляцией, ростом цен на ГСМ и тарифов коммунальной сферы. И если данное обстоятельство способно вновь, как и в прошлом году, сыграть свою негативную роль в инфляционной ситуации текущего года, то на сей раз ситуация может сложиться и так, что охотников за дорожающими товарами в стране будет не густо. Люди на свои мизерные средства, подверженные перманентной девальвации, смогут покупать только то, что пока еще доступно – хлеб, соль, спички да говяжьи лытки…

Бесконечное снижение покупательной способности тенге на фоне безудержного роста цен на товары и услуги привело к тому, что уже более 1 млн человек в РК находятся за чертой бедности, перебиваясь, что называется, с хлеба на квас. И это лишь то количество, что показывает официальная статистика, хотя реальность, как правило, куда более сурова. При этом никто из ответственных лиц не задается резонным вопросом, почему в стране периодически снижается курс тенге по отношению к другим валютам? И если в прежние годы это объяснялось необходимостью усиления конкурентоспособности компаний-экспортеров, то сегодня курсовые всплески происходят периодически без всяких аргументаций и предисловий, как наступление нового дня.

По мнению некоторых экспертов, девальвация тенге и инфляция стали для чиновников оптимальным способом решения проблемы задолженности по бюджету перед населением. Одеревеневшими тенге куда удобнее расплачиваться по счетам, чем полновесной валютой, не подверженной девальвации. Отсюда и бурный «виртуальный» рост банковских активов на фоне отставания и стагнации отечественной реальной экономики, избыток финансовых ресурсов при денежном голоде производственной сферы, предприятий малого и среднего бизнеса. При этом растут объемы международных валютных резервов (МВР), формируемых во многом за счет эксплуатации ценностной основы национальной валюты.

Как отмечено в Послании Главы государства народу Казахстана, «недофинансирование малого и среднего бизнеса в Казахстане составляет около 42 млрд долларов. При этом в банках накоплена многотриллионная ликвидность, которая фактически не работает на экономику. Нацбанк, Агентство по финрегулированию и Правительство должны найти конкретные решения, обеспечивающие стабильное и доступное кредитование реального сектора».

По мнению экспертов, к внутренним факторам инфляции также относятся высокие темпы прироста денежной массы по сравнению с ростом экономики, когда избыточное денежное предложение выливается в проблему безудержного ценового мейнстрима на рынке. Наибольший прирост денежной массы в рес­публике наблюдался в 2021 году, когда данный показатель подскочил сразу на 20,8% или 5,2 трлн тенге. За январь-сентябрь 2022 года денежная масса выросла в Казахстане на 7,9% по сравнению с январем-сентябрем предыдущего года при росте ВВП всего на 2,8%.

С учетом этого, в антиинфляционном «колчане» Правительства должны быть и меры, связанные с сокращением практики наращивания денежной массы, созданием условий для исключения дефицита отдельных видов продовольственных товаров в периоды межсезонья. И все же главной проблемой остается высокая импортозависимость внутреннего рынка страны.

В настоящее время во многих странах сформировалась особая «рыночная инфраструктура», которая занимается проблемами взаимоотношений контрагентов рынка. К ней относятся: ассоциации, союзы потребителей, профсоюзы, торговые предприятия, товарные и фондовые биржи, банки и прочие институты, имеющие в различных странах специфические формы. И если где-то в других странах эти структурные надстройки работают, оказывая реальное воздействие на монополии и товарные рынки, то у нас их активность в данной области проявляется гораздо в меньшей степени. На «переднем крае» защиты конкуренции в стране находится лишь антимонопольное ведомство. Но, как известно, один в поле – не воин.

Как подчеркивалось в выступлении министра национальной экономики Алибека Куантырова на коллегии антимонопольного ведомства в этом году, «при реализации новой тарифной политики должна учитываться социально-экономическая ситуация в каждом регионе страны».

– Монополисты зачастую видят решение своих проблем только в повышении тарифов. Однако, как мы видим, повышенные тарифы не гарантируют и не позволяют одномоментно снизить износ сетей и улучшить качество электро-, тепло- и водоснабжения. При этом, исходя из того, что любое повышение тарифов бьет по карману простых граждан, в дальнейшем мы эту работу должны проводить точечно, взвешенно подходя к каждой заявке субъектов естественных монополий. Тарифы должны быть справедливыми и комфортными, и при этом учитывать реальные потребности отрасли, – заявил министр.

Напомним, ранее Премьер-министр давал поручение соответствующим ведомствам начать работу по сокращению цепочек поставок и анализа системы ценообразования на нефтепродукты.

– Лишние звенья должны быть отсечены, – поручил Алихан Смаилов.

 

ПО ПРИНЦИПУ «ОТКУПЩИКОВ» ДРЕВНЕГО РИМА

Согласно анализу более 70 товарных рынков, проведенному ранее антимонопольным ведомством, наиболее высокая концентрация монопольных структур наблюдается в базовых отраслях экономики. Опираясь на эти данные можно отметить, что в стране только 4,3% товарных рынков в плане монополизации отличаются умеренной концентрацией, остальные 95,7% – это рынки с высокой концентрацией монополий и олигополий. Другими словами, почти вся экономика РК находится в руках таких структур. Наибольшее число олигопольных рынков приходится на долю топливно-энергетического комплекса – 48,5%, промышленности – 17,6%, АПК – 16,2%. Финансовый сектор в этой структурной «пирамиде» занимает 8,8%, а также другие рынки – 8,8%.

Наибольшее количество высококонцентрированных рынков приходится на ТЭК – 33 рынка. Это рынки электрической энергии, сжиженного нефтяного газа, угля, нефтепродуктов и других видов деятельности. Так уж сложилось, что сегодня в каждом из этих рынков в качестве потенциальных игроков действуют 3-4 крупные компании, которые образуют там свою систему олигополии и формируют выгодную для них ценовую политику.

В отрасли транспорта и связи – 12 рынков услуг, в том числе метеорологического обеспечения служб аэропорта, пропуска входящего транзитного междугороднего и международного сотового трафика через сети коммуникации, подачи-уборки вагонов, перевозки пассажиров ж/д транспортом, сотовой связи в границах РК, услуги оператора крытых ж/д вагонов и платформ. В сфере АПК насчитывается 11 высококонцентрированных товарных рынков, где осуществляют деятельность преимущественно доминантные структуры. В частности, это рынки сахара, куриных яиц, риса, хлеба, муки и другой продукции.

В промышленности также существует пятерка аналогичных товарных рынков: нерудных строительных материалов, нефтяного битума, металлопроката с полимерным покрытием, строительного песка и щебня. На этих рынках также имеются свои доминанты, прогибающие под собой рыночное пространство таким образом, что другим игрокам, в том числе субъектам малого и среднего бизнеса, вход туда попросту заказан. Финансовый сектор – средоточие 6 рынков олигопольного формата, включая безналичные платежи, а также ипотечное кредитование.

По мнению экспертов, в Казахстане такие базовые рынки, как грузовые и пассажирские перевозки, авиаперевозки, электроэнергетика, угольная промышленность, переработка и снабжение нефтепродуктами, производство сахара и другие – это поле деятельности структур-доминантов. В целом, текущую ситуацию в конкурентной сфере этих рынков можно охарактеризовать не иначе как олигопольной.

В области теорий существует мнение, что возникновение монополий – это результат закономерных процессов развития рыночной экономики, мол, сама конкуренция как важный элемент рыночного механизма порождает их, ибо каждый участник конкурентной среды мечтает стать монополистом. Но, как говорят, и на ретивого коня найдется уздечка. Используя законодательные рычаги, государство контролирует динамику потребительских цен в каждой развитой стране. При возникновении опасных тенденций, излишне динамичного роста цен ведомства вынуждены проводить расследования, выявляя конкретных виновников, которыми обычно являются фирмы, захватившие чрезмерно активные позиции на одном из товарных рынков.

В условиях, когда речь идет о чистой монополии, а не ее признаках в действиях субъектов рынка, все проводимые рыночные меры гипертрофируются, а иногда дают результаты, абсолютно противоположные ожидаемым. К примеру, либерализация цен сводится к их банальному росту и еще большему укреплению позиций монополистов, которые, как мы уже успели понять, даже при сокращении объемов производства товаров и услуг стремятся решать свои проблемы за счет конечных потребителей, в том числе бесконечной ценовой нагрузки на кошельки рядовых граждан.

Такая ситуация наблюдается в отечественной практике многие годы. При этом, как ни странно, представители госорганов иногда заявляют о том, что во всех развитых странах мира физические лица платят за коммунальные услуги больше, чем юридические. Но в развитых странах и зарплаты, и уровень жизни населения явно несопоставимы с нашими условиями, да и система распределения национального дохода на душу населения там выглядит иначе. У нас, как известно, полторы сотни богатых, остальные – «несостоятельные клиенты» банков. Это лучше всяких слов показывает, что в монополизированной экономике отсутствует не только какая-либо честная конкуренция и саморегуляция, но и, по сути, нормальная рыночная среда.

По мнению Главы государства, операторы, особенно частные, (искусственно созданные) должны уйти в прошлое. Их деятельность нужно запретить законодательно.

– Если помните, раньше был такой термин – «откупщики». Частная компания за соответствующую плату откупала себе исполнение ряда экономических функций государства. Так вот, ни к чему хорошему это не приводило. Поручаю Правительству наложить запрет на такую деятельность законодательно, – сказал Президент.

Напомним, еще в Древнем Риме существовала каста богатых откупщиков – публиканов, заключавших пятилетние контракты с государством на сбор налогов. Договор заключался с одной из фирм, которыми вскладчину владели несколько патрициев. Глава такой фирмы выплачивал государству оговоренную сумму налогов в установленный срок, после чего собирал эти средства с налогоплательщиков. Разумеется, откупщики собирали с налогооблагаемой публики гораздо больше средств, чем отдавали в казну государства, используя любые методы выбивания денег. Примерно по такому же принципу действуют и современные частные операторы, об устранении которых говорит Глава государства.

Напомним, в соответствии с поручением Главы государства, Счетным комитетом проведены аудиты в большинстве крупных компаний квазигоссектора, в том числе в компаниях «Қазақстан темір жолы», «Самрук-Энерго», «Казахтелеком», «Актауский международный морской торговый порт», «Тау-Кен Самрук», «Samruk–Kazyna Construction», «Объединенная химическая компания», «НК «КазМунайГаз», «Казатомпром» и других активах Фонда.

По итогам аудита установлено, что только в отчетном периоде выявлено около 60 системных проблем и недостатков: финансовых нарушений на сумму 41 млрд тенге, фактов неэффективного управления активами – на 340 млрд тенге. При этом отмечается, что процессы трансформации квазигоссектора не стали залогом качественных изменений и эффективности группы компаний, призванных сыграть ключевую роль в модернизации и диверсификации национальной экономики.

Досжан НУРГАЛИЕВ,

обозреватель

 

774 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми