• Общество
  • 24 Февраля, 2023

ДОЛГАЯ ДОРОГА В АТАЖҰРТ

Гюльнар МУКАНОВА,

кандидат исторических наук, профессор

ВНС ИИЭ имени Ч. Ч. Валиханова КН МВОиН РК

...Когда мы вернемся, земля наша вскрикнет

И духов своих по ущельям окликнет,

Вернет родники к долгожданным истокам

И пепел отцов возвратит их потомкам...

Мы в сердце любовь к ней сквозь все проносили!

Не всем этот путь оказался по силе,

Но даже кто падал, тот знал, мы – вернемся,

Все вместе под небом родным соберемся!

Л. Буджурова

Прежде чем начать повествование о кандасах, важно определиться с дефинициями. Ошибочно думать, что понятие «қандас» является механической заменой более распространенного и ставшего где-то привычным слова «оралман». Принятый еще в июле 2011 года в РК Закон «О миграции» был дополнен соответствующими законодательными поправками в мае 2020 года. И на официальном портале любой сможет найти ссылку: «Кандасы – этнические казахи и (или) члены семьи казахской национальности, ранее не имевшие гражданства Республики Казахстан, прибывшие на историческую родину и получившие соответствующий статус в порядке, установленном Законом «О миграции населения». Между тем, инициатива смены статусного наименования означает ожидаемое качественное обновление практики репатриации/иммиграции лиц, считающих Казахскую землю своей исторической Родиной. 

За появлением понятия «қандас» в действительности кроется глубокий посыл, а именно: упрочить значимость самого процесса возвращения в Атажұрт потомков тех, кто вынужденно покинул Родину в силу политических взглядов и невыносимых для жизни социальных условий. Репатриация в глобальном контексте немаловажна в плане роста признания суверенного статуса респуб­лики, ее экономической стабильности и поворота к истинной демократизации. Учтен мировой опыт, такой как китайского сообщества хуацяо – активной зарубежной диаспоры, реально оказывающей экономическую поддержку исторической Родине.

Не секрет, что несколько последних десятилетий процесс реэмиграции утерял динамику, по сравнению с 1990-ми – началом 2000-х годов, практически приостановился. Хотя в 1995 году была принята Госпрограмма по поддержке зарубежной диаспоры, а в 1997 году – Закон «О миграции населения» и создано Агентство по миграции и демографии. А также определена квота по возвращению 10 тысяч семей казахов, или 40 тысяч человек, также в 1998 году была принята Программа по возвращению этнических казахов, примерно с 2011 года процесс замедлился (официальные госорганы традиционно обтекаемо ссылаются на «неблагоприятные внешне­экономические факторы»).

Исследователь Г. Байжума считает, что одной из главных причин этого был роспуск Комитета по миграции. Сейчас это небольшое управление в составе Министерства труда и социальной защиты населения. По приводимым ею и фондом «Отандастар» сведениям, за рубежом проживают около 7 млн этнических казахов, что составляет почти 50% населения РК. В демографическом аспекте это представляло бы значительный потенциал. В настоящее время количество зарубежных казахов, желающих иммигрировать в Казахстан, составляет приблизительно 1,5 млн человек. Также уместным представляется мнение – интегрировать в единый орган ряд управлений, ныне разбросанных по нескольким министерствам, и реорганизовать Агентство по демографии и миграции.

По данным Казинформ, всего с 1991 года в суверенную республику вернулись 1 млн 99,1 тыс. этнических казахов. Робкие запросы потенциальных «оралманов» в адрес Курултая казахов – официального учреждения, в функции коего входило регулировать вопросы взаимоотношений с зарубежной казахской диаспорой, в свое время увещевались двусмысленными ответами, а сроки созыва международного форума откладывались. Бюрократический и олигархический кланы ряд лет создавали непреодолимые барьеры для тех, кто хотел заниматься бизнесом на исторической Родине. Соответственно, актуальная, в сущности, тема, в те годы перестала быть приоритетной в официальных СМИ.

Однако объективные предпосылки актуализации закономерного в сущности процесса уже успели сложиться. В статье Президента К. Токаева «Независимость превыше всего» («Егемен Қазақстан») не случайно был затронут вопрос о переселении в Атажұрт зарубежных казахов, кандасов. В статье Президент подчеркнул, что в последние годы максимально активизируется размещение их в северных и восточных регионах. Это положительно повлияет на социально-экономическое, культурное и духовное развитие страны, улучшение демографической ситуации и укрепление обороноспособности. Духовная составляющая миграции қандасов обеспечивается фактами исхода казахов с исторической Родины вследствие имевших место в ХХ веке насильственного «раскулачивания баев-феодалов», «коллективизации» и вызванных этими и другими актами массового голода 1920–1930 годов и репрессиями, о чем мы писали ранее. Формирование зарубежной диаспоры и чаяний вынужденных эмигрантов отражено в эпиграфе к данному материалу, фрагменте стихотворения крымскотатарской поэтессы Л. Буджуровой.

Льготы и статистика. Ухудшение геополитического климата в разных участках планеты, в частности, Центральной Азии, приводит к активности невозвратной иммиграции в РК из сопредельных государств. К примеру, согласно поручению Президента К. К.Токаева было организовано возвращение на историческую Родину из Афганистана 35 этнических казахов – кандасов. Специальный борт МО Казахстана прибыл из Кабула в аэропорт Алматы с 41 пассажиром, среди которых также находились: четверо граждан Казахстана, один гражданин Кыргызстана и один афганец, постоянно проживающий в Казахстане. Иммиграция кандасов из Афганистана, Ирана, скорее всего, будет иметь перманентный характер, поскольку имеет место сложный и противоречивый процесс ре-исламизации и радикализации. Жители РК помнят и ставшие образцовыми недавние авиа-коридоры по возвращению на Родину членов семей, жен, вдов и детей членов радикальных формирований, участников военных конфликтов на Ближнем Востоке. Средства на столь дорогостоящие операции по неплановой репатриации, по-видимому, взяты из спецфондов.

«В соответствии с земельным законодательством Республики Казахстан кандасам предоставляются земельные участки с правом безвозмездного землепользования из земель сельских поселений, земель сельскохозяйственного назначения, иммиграционного земельного фонда, специального земельного фонда и свободных земель для ведения собственного подсобного хозяйства, садоводства, строительства дач. Земельные участки с правом временного землепользования из земель сельскохозяйственного назначения, специального земельного фонда, иммиграционного земельного фонда и свободных земель предоставляются кровным родственникам для ведения фермерского или дехканского хозяйства и сельскохозяйственного производства. Местные исполнительные органы могут устанавливать единовременные пособия, включающие возмещение расходов на проезд и перевозку имущества в РК, родственникам, выехавшим сверх региональной квоты приема родственников и членов их семей. Порядок и условия выплаты пособий утверждаются акиматами областей, городов республиканского значения, столицы на основании типовых принципов, утверждаемых уполномоченным органом по вопросам миграции населения. Этнические казахи и члены их семей, получившие согласие на присвоение статуса кровных родственников и (или) на включение в региональную квоту приема кровных родственников, а также кровных родственников и членов их семей по прибытии на территорию РК в соответствии с международными договорами и (или) таможенным законодательством РК, в том числе транспортные средства, освобождаются от уплаты таможенных платежей в отношении принадлежащего им имущества для личного пользования. В соответствии с законодательством РК о занятости населения, меры государственной поддержки, предназначенные для участников активных мероприятий по содействию занятости, предоставляются родственникам, включенным в региональную квоту приема родственников и членов их семей. В дополнение к мерам государственной поддержки, предусмотренным настоящей статьей, родственникам, включенным в региональную квоту приема родственников и членов их семей, предоставляется право на получение потребительского кредита и ипотечного кредита на жилищное строительство». Предусмот­рены также потенциальные нюансы и временные квоты: если кандасы в течение пяти лет покинут выделенные им по квоте локации, то должны будут возвращать затраченные на них госсредства. В этой позиции кроются иные риски – кандасы и их потребности в привычной языковой среде, акклиматизация, и, как показывает практика, большинство из них предпочитают заселяться в мегаполисы (Алматы, Астана, Шымкент, Туркестан), а также в локации, связанные с переработкой топливно-энергетических ресурсов (последние, кстати, учтены в квоте – Павлодарская и Атырауская области).

По состоянию на 1 сентября прошлого года, вернулись в Казахстан и получили статус кандаса 11165 этнических казахов. (Другие источники предоставляют иные цифры: за 2022 год в РК прибыло 23 тысячи қандасов). Географический срез представляет следующую картину: более половины 69,6 % прибывших – из Узбекистана, 10,5 % – из КНР, 7,1% – из Туркменистана, 4,6 % – из Монголии и 8,3 % – из других стран. Около 60 % прибывших – трудоспособного возраста. Социальные последствия процесса вполне позитивные: известно, что в ВУЗах республики уже обучаются в магистратуре на грантовой основе 500 членов семей кандасов из вышеназванных государств.

Текущие квоты. Государственный бюджет в статье квотирования кандасов на данном этапе распределяется весьма осторожно: так, для родственников и мигрантов в 2023 году установлена ​​областная квота – она составит 8652 человек. В частности, названы конкретные локации, куда они могут быть вселены: это земли Акмолинской, Атырауской, Западно-Казахстанской, Костанайской, Павлодарской, Северо-Казахстанской и Восточно-Казахстанской областей, что, возможно, объясняется желанием правительства попутно решить демографические вопросы. Такая практика в мире общеизвестна, можно найти немало примеров таргетированной миграции в новой истории России, Китая (например, массовое заселение Сибири, Си­ньцзяна и др.).

Для сравнения: прибывавшие ранее этнические казахи селились в основном в Алматинской (30,8 %), Мангистауской (17,2%), Туркестанской (9,4 %) и Жамбылской (6,8 %) областях, а также в городах Алматы (5,9 %), Астана (7,5 %) и Шымкент (7,6 %), что создавало определенные демографические перекосы и нагрузку на местный бюджет. Семьи переселенцев стихийно обосновывались в городах-спутниках вокруг Алматы – Каскелен, Иссык, КИЗ, Талгар, Фаб­ричный, трудоустраиваясь на крупных рынках типа «Алтын Орда», «Барлык».

«Карта казаха – қандаса». Из концептуальных нововведений известно, что вводится в практику так называемая «Карта казаха». В первой версии проекта «Карта казаха», представленного фондом «Отандастар» в 2019 году, такой документ предоставил бы казахстанцам за границей во всех сферах повседневной жизни: образование, медицинское обслуживание, бизнес и т. д. те же права, что и гражданам Казахстана. В более поздней версии концепции условия выдачи «казахстанской карты» были кардинально изменены. Теперь же персона с «казахстанской картой» будет иметь право беспрепятственно въезжать и выезжать из Казахстана, а также бесплатно получать медицинскую помощь. Но количество таких персональных карт ограничено: в 2023 году их получат 5 человек, в 2024 году – 10, в 2025 году – 15, в 2026 году – 30, в 2027 году – 40 человек. Представители миграционного Комитета сравнивают «казахскую карту» с грин-картой США.Карта не просто выдается этническому казаху, проживающему за границей, – он должен иметь свой бизнес и приезжать в Казахстан, чтобы делиться опытом в бизнес-сфере. (Такое новшество – «Карта казаха» – позволит обойти коллизию с реальной юридической проблемой «двойного гражданства», т. к. многие желающие сотрудничать с бизнесменами РК, этнические казахи из стран Европы и США, к примеру, не торопятся лишаться гражданства стран проживания).

Государственный подход в политике взаимоотношений с зарубежной диаспорой сопровождается реальными переменами в международном масштабе. К примеру, два года назад в Посольстве Казахстана в Токио состоялось учредительное собрание местной «Ассоциации казахов в Японии», имеющей целью интегрирование проживающих в стране граждан РК и этнических казахов (қандастар) для поддержания культурных контактов и информационной поддержки. Ассоциация оказала реальную помощь своим членам в период пандемии коронавируса. В Монголии, по данным фонда «Отандастар», примерно 700 казахов, или 145 семей, готовы получить статус «қандас» и переехать на жительство в Казахстан и заняться животноводством на выделенных им государством, землях.

Рекомендации. В силу востребованности научно-теоретических исследований мероприятий, в практике организации культурно-просветительских и адаптационных мероприятий, по прибытии на ПМЖ в РК зарубежных соотечественников (қандастар), актуально изучение методики и практических рекомендаций по их ускоренной адаптации. На наш взгляд, в указанном плане помогла бы визуализация сакральных графических образов казахской идентичности в коллективной памяти кандасов может обрести более системный и ускоренный характер, если в местах вселения (например, в Атырауской области) будут обобщены и систематизированы сохранившиеся реликты и артефакты. Возможно, использовать потенциал региональной «Сакральной карты Казахстана», равно как начать фундаментальные работы по составлению уникального альманаха «Глоссарий графем», в котором можно было бы интегрировать свод невербальных объектов, изображений, наиболее емко передающих идентичность казахов. Это и изображения тамги, разных казахских родов, виды орнамента, национального костюма, утвари, юрты, надгробных эпитафий, поскольку фонемы, с ними связанные, қандасы могут и не помнить, в силу утери родного языка. Им легче воспроизвести в памяти графемы – т. е. визуальные символы, и, таким образом, коммуницировать с местным населением.

Материалы, полученные в ходе экспедиций в локации, отведенные для қандасов (соцопросы, интервью), могли бы быть использованы при подготовке лекционных курсов и монографий, в междисциплинарных исследованиях (социологические, культурологические, психологические, искусствоведческие, этноисторические, лингвистические и т. д.). Знания, полученные опытным путем, при «живом» контакте с кандасами и носителями этнокультуры   позволят пополнить общереспубликанский фонд нарративных источников, плюс уникальными фото- и видеоматериалами, снятыми с участием кандасов и автохтонных жителей, а также научным глоссарием графем (графических образов), – своеобразным информационным порталом, который, в свою очередь, был бы универсален для применения. То есть, есть шанс для региональных ВУЗов и центральных НИИ социально-гуманитарной специализации, приступить к целевым исследованиям, при условии государственного грантового финансирования.

В целом, обобщая все вышеизложенное, следует отметить своевременность мер, предпринимаемых под руководством Президента РК К. К.Токаева и Правительством страны, по приведению нормативно-правовых актов по миграции, в соответствие с международными стандартами, по устранению бюрократических барьеров на пути продвижения бизнес-проектов на взаимовыгодной основе с зарубежными  казахами. Запущен поистине глобальный процесс, и в эпоху цифровизации информационное сопровождение проекта обрело большую популярность у заинтересованных сторон. Репатриация, безусловно, «работает» на международный имидж Казахстана и косвенно подтверждает идентичность казахов и их обоснованные запросы вернуться  в  Атажұрт. Также необходимо учитывать, что за пределами РК находится немало молодых людей, специалистов в сфере IT-технологий, чьи навыки могли бы пригодиться и на Родине. Трудоустройство выпускников престижных специальностей ВУЗов в РК в данном контексте нуждается в реанимации со стороны, как минимум, двух отечественных министерств: высшего образования и науки, и – труда и социальной защиты.

ЛИТЕРАТУРА

1. Тоқаев Қ. К. Тәуелсіздік бәрінен қымбат // Егемен Қазақстан. 05.01.2021.

2. Байжұма Г. Моңғолия қазақтарының демографиялық үрдісі: тарихи талдау (ХІХ ғасырдың екінші жартысы мен ХХІ ғасырдың басы). Автореферат… доктор философии «История». Нур-Султан, 2022.

3. Муканова Г. К. Нация в движении: Казахская трансграничная миграция в контексте международных отношений в Центральной Азии (сер. ХIХ–ХХ вв.) 2-е изд. Алматы: «Қазақ университеті», 2018, 240 с.

4. «Отандастар     қоры»        үлкен         мақсат       жолында қызмет етеді // Егемен Қазақстан. 11.09.2019.

https://adilet.zan.kz/kaz/docs/Z1100000477

https://www.inform.kz/kz/zhyl-basynan-beri-11-myn-etnikalyk-kazak-kandas-martebesin-aldy_a3976842

https://new.stat.gov.kz/

https://egov.kz/cms/kk/articles/kandas_rk

https://baq.kz/qandastar-2023-zhylga-kvota-qalay-bolindi-295775/

 

2852 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми