• Общество
  • 20 Декабря, 2022

ДРУГОЙ АЛЬТЕРНАТИВЫ НЕТ…

Объявленные на 20 ноября досрочные президентские выборы состоялись. Они прошли в довольно спокойной обстановке, что подчеркивает возросшую демократическую культуру электората. Действующий президент Касым-Жомарт Токаев получил мандат на семилетнее правление страной. За единого кандидата от Народной коалиции проголосовали более 81 процента избирателей. 

Редакция журнала решила «по горячим следам» еще раз взглянуть на прошедшие выборы, посмотреть, чем они были примечательны, а также сделать небольшой экскурс в состоявшиеся президентские выборы за годы независимости.

За годы независимости президентские выборы проводились семь раз. Первые пять проводились в эпоху Н. Назарбаева. Если в начале пути они еще и носили какие-то приметы демократии, то впоследствии скатились в колею автократии и проводились ради продления срока одного лишь кандидата, хотя попытки «расшатать лодку» и были.

Итак, начнем с хронологии.

1 декабря 1991 года в истории современного Казахстана состоялись первые всенародные президентские выборы, на которых Нурсултан Назарбаев был избран президентом молодого государства, набрав более 98% голосов избирателей. Впервые на этих выборах народ Казахстана выступил как единая демократическая сила, которая взяла полную ответственность за будущее страны. По прошествии девяти дней после выборов Казахская ССР стала официально именоваться Республикой Казахстан. В декабре 1991 года, после распада СССР, была провозглашена государственная независимость РК. 28 января 1993 года принята новая Конституция, согласно которой президент избирался всенародным голосованием сроком на 5 лет, не более двух сроков подряд.

29 апреля 1995 года был проведен референдум по вопросу продления срока полномочий Нурсултана Назарбаева до 1 декабря 2000 года. «За» высказались 95,46% избирателей. 30 августа того же года принята новая Конституция страны, в которой были сохранены положения о выборах главы государства на 5 лет, с ограничением пребывания на посту двумя сроками подряд. Кандидат должен был быть не моложе 35 и не старше 65 лет, жить в стране не менее 15 лет и свободно владеть казахским языком.

С самого начала своего избрания и вплоть до ухода с поста президента Назарбаев продолжалась узурпация власти. Так, 7 октября 1998 года парламент внес в Основной закон ряд поправок, в том числе о продлении срока полномочий президента страны до 7 лет, было отменено ограничение на срок пребывания на посту. Исчезло и ограничение по максимальному возрасту кандидата в президенты. В связи с внесением поправок в Конституцию парламент принял решение о проведении внеочередных президентских выборов в январе 1999 года.

10 января 1999 года Назарбаев был вновь избран главой государства (79,78% голосов избирателей). Это были первые и последние президентские выборы той эпохи, на которых мнение избирателей более или менее отражало действительность.

Именно тогда появились первые признаки новой «демократии», на первый план вышли политические технологии. Вспомним, как эпатажно вел себя появившийся вдруг ниоткуда хулиганистый «генерал Касымов». Однажды засветившись на телеэкране в образе этакого бесшабашного лихого вояки, который может и водой в лицо плеснуть, и стакан раздавить «одной левой», он потом на долгие годы обосновался на телеэкранах как лидер партии Патриотов Казахстана и «непримиримый» депутат, который может сказать то, что думает. В рамках дозволенного, правда, прикормившей его властью. Не удивительно, что уже в свое первое пришествие «опальный генерал» из таможни набрал около пяти процентов голосов избирателей.

На тех выборах второе место занял кандидат от оппозиции, лидер Коммунистической партии Казахстана Серикболсын Абдильдин (11,9%). Но, по правде говоря, именно Абдильдин составил тогда реальную конкуренцию набирающему ход локомотиву под будущим названием «Елбасы». И он открыто заявлял тогда и в последующие годы о подтасовке голосов избирателей и своей победе, которую у него увели из-под носа. Кто знает, возможно, и был прав покойный ныне лидер оппозиции…

А дальше уже пошли ритуальные «танцы» вокруг Конституции и избирательного права по-казахски. 20 мая 2000 года Конституционный совет Казахстана принял решение считать новый президентский срок для Назарбаева первым. В соответствии с толкованием Основного закона, вынесенным КС, предыдущие выборы проходили в рамках старых конституций 1978 и 1993 годов, а значит, положение об ограничении для одного лица занимать высший пост два раза подряд, на Назарбаева не распространяется.

Неудивительно, что последующие выборы проходили при «полной поддержке» народом своего вождя. На выборах в декабре 2005 года Назарбаев наб­рал 91,15% голосов.

Конкурентами действующего главы государства стали Жармахан Туякбай, лидер движения «За справедливый Казахстан» и председатель Демократической партии «Ак жол» Алихан Байменов. Они получили 6,61% и 1,61% голосов соответственно.

Некогда единая Компартия к тому времени развалилась из-за внутренних передряг. Тут не обошлось без «вклада» еще одного вытащенного на свет политтехнологами фигуранта – небезызвестного в те годы также невесть откуда взявшегося депутата Ерасыла Абылкасымова. Этот «избранник народа» (в миру врач по профессии), по его же выражению, «вбил последний гвоздь в гроб Компартии», некоторое время «мутил воду» в парламенте, а впоследствии благополучно сошел с арены.

21 мая 2007 года по инициативе главы государства в Конституцию страны были внесены поправки (вступили в силу в 2012 году), согласно которым срок президентских полномочий был сокращен до 5 лет, вновь введено правило, что один и тот же человек не может более двух сроков подряд занимать высший государственный пост. При этом в Основной закон было введено положение, согласно которому на Назарбаева как на первого президента Казахстана (этот статус был установлен отдельным конституционным законом) не распространяются ограничения на право баллотироваться на пост президента.

В мае 2010 года парламент Казахстана принял конституционный закон о наделении Назарбаева статусом «Лидера нации – Елбасы». Назарбаев тогда поскромничал и документ не подписал, но и в парламент для повторного обсуждения его не вернул. Согласно законодательству страны, проект закона, не возвращенный президентом в парламент в течение 10 дней, считается подписанным.

Документ вступил в силу 14 июня 2010 года. Это был первый вступивший в силу закон, подписанный не главой государства, а спикерами палат парламента и главой правительства.

Незадолго до окончания третьего срока был поставлен вопрос о проведении всенародного референдума о продлении полномочий президента до 2020 года. Несмотря на поддержку сената и собранных за проведение голосования двух с половиной миллионов голосов, Нурсултан Назарбаев отклонил предложение парламента о вынесении на рес­публиканский референдум изменений и дополнений в Конституцию и предложил провести досрочные выборы.

3 апреля 2011 года на внеочередных выборах Назарбаев вновь был избран президентом страны (95,55% голосов). Второе место занял сенатор Гани Касымов (1,94%), третье – секретарь ЦК Коммунистической народной партии Казахстана Жамбыл Ахметбеков (1,36%).

К этому времени, как видим, эпатажный генерал благополучно занял кресло сенатора. А в целом депутатское кресло стало своего рода «разменной монетой» для тех, кто делает вид, что «плывет против течения», а на самом деле плывет как чёлн «по воле волн».

Через четыре года, 26 апреля 2015 года, состоялись пятые по счету выборы президента Республики Казахстан. В качестве кандидатов на пост президента были зарегистрированы действующий президент страны Нурсултан Назарбаев, Тургун Сыздыков и Абельгази Кусаинов. По итогам голосования действующий президент Нурсултан Назарбаев набрал 97,75 % голосов избирателей.

Эпоха ритуальных танцев закончилась в начале 2019 года. Нурсултан Назарбаев сложил с себя полномочия главы государства. Были «просьбы» не покидать народ, были слезы парламентариев, но Елбасы остался непреклонен и передал бразды правления своему последователю – Касым-Жомарту Токаеву, который был избран в ноябре того же года законным Президентом.

2022 год начался с трагических январских событий. Страна их пережила. Затем был обозначен курс на Справедливый Казахстан, инициированы поправки в Конституцию, проведен всенародный референдум. Модернизация набрала ход. Демократические послабления, внесенные в законодательство на конституционном уровне, существенно оживили заглохшее былое политическое поле.

Объявленные на 20 ноября 2022 года досрочные президентские выборы стали первой проверкой серьезности намерений власти в провозглашенном курсе на построение справедливого общества.

Сами по себе выборы и предвыборная агитация прошли в спокойной обстановке. Единый кандидат от правящих сил, которые слились в коалицию с объединяющим названием «Народная», был хорошо знаком электорату за годы работы на самых ответственных участках государственного управления. Было гораздо сложнее с другими кандидатами, отдельные из которых напоминали «свадебных генералов и генеральш».

«Размахивая шашками», кандидаты как бы вызвали друг друга на дуэль. Все это напомнило Дон Кихота Ламанчского, который воевал с ветряными мельницами.

Отдельные попытки кандидатов «засветиться» были и до дебатов. Так, кандидат от партии «Ауыл» Жигули Дайрабаев показал свое умение ломать бараньи косточки голой рукой, подковать коня. Представитель Национального альянса профессиональных социальных работников Каракат Абден «блеснула» умением подоить кобылу и приготовить кумыс.

И не более того. Не дотянули нынешние претенденты до выходок Касымова и Абылкасымова. Не было в них той залихватской удали, которая у тех, прежних, была хоть и наигранной, но выглядела более или менее эпатажной, и какую-то часть электората «отсекла» от оппозиционных окопов.

В какой-то мере «правду-матку» рубил с плеча представитель оппозиционной ОСДП Нурлан Ауесбаев. «Внутреннее содержание не изменилось с изменением вывески. Остались те же люди. Тот же Перуашев, Ертысбаев. Они хвалили Назарбаева, когда тот был у влас­ти, нынче Токаева хвалят. Когда придет кто-то другой, его тоже будут хвалить», – говорил он на одной из встреч с избирателями.

Но в целом, если быть до конца объективным, альтернативы действующему Президенту Токаеву не было. Шансы всех других претендентов были по существу нулевыми. Оппозиция так и осталась разрозненной, не сумев выдвинуть единую достойную кандидатуру. Все другие кандидаты, за исключением упомянутого Ауесбаева, были как бы «фоном».

Красноречивее слов говорят об этом результаты состоявшихся выборов.

Касым-Жомарт Токаев одержал уверенную победу на выборах Президента Республики Казахстан. Согласно предварительным подсчетам ЦИК, предпочтения избирателей распределились следующим образом:

• Касым-Жомарт Токаев – 81,31 процента;

• Жигули Дайрабаев – 3,42 процента;

• Каракат Абден – 2,6 процента;

• Мейрам Кажыкен – 2,53 процента;

• Нурлан Ауесбаев – 2,22 процента;

• Салтанат Турсынбекова – 2,12 процента;

• «Против всех» – 5,08 процента.

По данным ЦИК, на избирательные участки пришли около 70% граждан, включенных в списки.

Будем надеяться, что выбор казахстанцев на ближайшие семь лет станет удачным и нас ждет эпоха стабильности и благополучия.

Сергей КУХАРЕНОК,

юрист

ПАВЛОДАРСКАЯ ОБЛАСТЬ

 

1049 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми