• Общество
  • 20 Декабря, 2022

БЕЗ ВИНЫ ВИНОВАТЫЙ

В столице и далеко за ее пределами хорошо известно имя предпринимателя, мецената и активного общественного деятеля Мус­тафы Мустафаева. Однако с некоторых пор бывшие друзья и коллеги вынуждены произносить его имя полушепотом, поскольку вот уже больше года тот находится в следственном изоляторе по достаточно серьезной статье УК РК за совершение вымогательства в особо крупном размере. Как так получилось, что такой известный человек, отдавший многие годы честному служению народу, имеющий государственные награды, вдруг оказался вымогателем?

ШИТО БЕЛЫМИ НИТКАМИ

На самом деле все, кто знает Мустафу Рамазановича, в один голос заявляют, что он не мог совершить такое. Почему же тогда его упрятали за решетку до суда? Какую опасность обществу представляет семидесятилетний аксакал, что его содержат в изоляции уже больше года? Кому он перешел дорогу?

В поисках ответа на эти вопросы мы побывали на пресс-конференции в Астане, которую организовали адвокаты предпринимателя Нурлан Бейсекеев и Асхат Бимбетов. Их имена широко известны в стране. Достаточно напомнить читателям о том, что в течение ряда лет Нурлан Бейсекеев был адвокатом экс-президента Национальной компании «Казатомпром», принципиально и грамотно отстаивал честное имя талантливого менеджера.

Внимательно выслушав профессионалов своего дела, выяснили, мягко говоря, крайне парадоксальные детали ведения уголовного дела следствием.

В уголовном мире есть такое устойчивое словосочетание, как «менты шьют дело». Правда, воры и другие преступники употребляют его к месту и не к месту. В нашем случае дело Мустафаева оказалось не только шито белыми нитками, но еще и весьма грубо, «по-сапожному». Причем, непонятна роль полиции, надзорного органа и даже самого суда. Кому-то ведь надо, чтобы подозреваемый «парился на нарах»…

Начнем с сути конфликта. Как-то к Мустафаеву М. Р. обратился за помощью в приобретении имущества его земляк некто Ахмедов Икрам Гуламович. Мустафаев, будучи не безбедным человеком, дал в долг определенную сумму в долларах. Посредником выступала Алиева Роза (которая тоже содержится в СИЗО). И вот тут-то, когда настал момент возврата долга, Ахмедов И. решил «отблагодарить» своего благодетеля, обвинив Мустафаева в вымогательстве крупной суммы денег. По сути, человека посадили на нары следственного изолятора за то, что он хотел вернуть свои кровные!

Причем уголовное дело, начатое в 2017 году, неоднократно прекращалось за отсутствием состава преступления. Однако, спустя некоторое время, каким-то непостижимым образом вновь возобновлялось и тянулось, как резинка, несколько лет. Все эти годы Мустафаева М. Р. никто под стражу не заключал, он сам никуда не собирался убегать от следствия, поскольку вины за собой не чувствовал. Продолжалось это вплоть до октября 2021 года. Именно тогда следователь вызвал его на очередной допрос в качестве свидетеля, а затем водворил в СИЗО. Как, за что, на каком основании – все это остается «тайной следствия».

А ведь к тому времени уже было известно, что на одной из очных ставок сам потерпевший Ахмедов И. Г. подтвердил, что Мустафаев М. Р. у него ничего не требовал. Второй фигурант со стороны «потерпевших» Абба­­сов Н. уже давно проживает в Азербайджане, еще на первой стадии предварительного следствия сказал, что не считает себя потерпевшим. На протяжении всего досудебного следствия он утверждает, что денег у него никто не требовал, лишь просили подтвердить долг Ахмедова И. Г. перед Мустафаевым М. Р.

 

ПОТЕРПЕВШИЙ, БАНДИТ ИЛИ МОШЕННИК?

Адвокат Нурлан Бейсекеев поделился с журналистами весьма любопытной информацией. Выяснилось, что наш «потерпевший» Ахмедов Икрам Гуламович с 2018 года находится в розыске по линии Интерпола, подозревается властями Турции в убийстве и покушении на грабеж. С января 2022 года задержан и содержится под стражей в СИ-4 УФСИН г. Москва.

Вот такой оборот дела. Один давно отказался предъявлять какие-либо претензии Мустафаеву, второй оказался сам в следственном изоляторе другого государства и разыскивается властями третьей страны по подозрению в совершении особо тяжкого преступления.

Как говорил герой известного советского классика: «А был ли мальчик»? Был ли вообще факт вымогательства в особо крупном размере?

Не называя имен, адвокат рассказал и о таком случае в СИЗО. Как-то к Мустафаеву был допущен один известный ему человек. В приватной беседе тот предложил от имени своих могущественных покровителей дать внушительную сумму в американских долларах, чтобы вый­ти на свободу.

Так дело в обычном откате? И вымогатели на самом деле находятся по другую сторону колючей проволоки? О том, что уголовное дело в отношении его подзащитного носит заказной характер говорит, по словам Нурлана Бейсекеева, и тот факт, что следователь, закрывший Мустафаева в СИЗО, открыто говорил, что это «приказ сверху» и он, мол, только исполняет чужую волю.

Слушая все эти вопиющие факты, невольно поймал себя на мысли: «В каком государстве мы живем?». Неужели старорежимные времена эпохи Назарбаева, когда тот любого из своего окружения под «белы ручки» в суд мог привести, еще не прошли?

 

ГДЕ ТЫ, СПРАВЕДЛИВЫЙ КАЗАХСТАН?

А где тот Справедливый Казахстан, о котором говорят при каждом удобном случае на властном Олимпе? Где результат конституционных реформ, за которые голосовал весь народ летом текущего года?

Если это и есть модернизация всей правозащитной системы, следствия, прокуратуры и судов, то грош ей цена.

Но возможен и другой вариант. Это лишь один факт противодействия реформам Главы государства, дискредитации его начинаний. Так почему бы публично не наказать всех виновных в дискредитации трехзвенной системы отправления правосудия в нашей стране (следствие–прокуратура–суд)?

Третий вариант совсем, как говорится, не лезет ни в какие ворота: кто-то очень могущественный сидит в высоком кабинете и ждет, когда ему преподнесут на блюдечке с голубой каемочкой кругленькую сумму «отката». Тогда мы точно приплыли. Дальше только тупик.

Лично у меня остались вопросы к Ассамблее народа Казахстана, членом которой является Мустафа Мустафаев. Почему АНК отдала своего человека на «съедение» следствию? Или он нужен был до тех пор, пока был способен оплачивать их частые дежурные мероприятия, где они «варятся» в собственном соку. Был нужен как спонсор, а теперь можно спокойно отвернуться?

Почему молчат депутаты от АНК, которые могли хотя бы поинтересоваться тем, за что упрятали за решетку их соратника, в каких условиях он содержится в СИЗО?

Почему соответствующие службы Администрации Президента, Генеральная прокуратура, Верховный суд РК закрывают глаза на вопиющее нарушение прав человека, игнорируя все обращения адвокатов? Ведь, когда присваивали ему почетное звание «Человек года – 2021», считали его лучшим предпринимателем? И орден «Құрмет», врученный ему в 2011 году, присваивают ведь не за «красивые глазки», а за красивые и добрые дела.

И последнее, почему семидесятилетнему человеку, у которого целый букет хронических заболеваний, отказывают в оказании элементарных медицинских услуг? Неужели Мустафаев стал до такой степени «изгоем», что не заслуживает просто человеческого обращения? Его больше года содержат в следственном изоляторе, а за это время не проводилось ни одного следственного мероприятия.

Вопросы, на которые пока нет ответа…

        Марат ЖАНДОСОВ,

юрист

г. АСТАНА

 

1635 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми