• Культура
  • 20 Ноября, 2022

ПОСЛЕДНИЙ ПОЭТ-ТРИБУН

Рашит КАРЕНОВ,
доктор экономических наук, профессор, академик, Почетный работник образования РК

Махамбет Утемисов – последний поэт-трибун, который говорил с ханами и султанами на равных, образным слогом и острым мечом отстаивал права простых людей, до последнего вздоха боролся за будущее Великой степи. Махамбет – это последняя яркая вспышка кочевого, вольного духа перед его угасанием.

Есть поэты, в произведениях которых ощущается горячее дыхание жизни эпохи. Сказанное в полной мере относится к творчеству выдающегося барда кочевой цивилизации М. Утемисова. Его позиция сильна тем, что он в своих произведениях отражает все углубляющиеся социально-политические противоречия в общественной жизни казахского народа в первой половине XIX века.

Огромное значение творчества Махамбета Утемисова определяется тем, что оно ознаменовало собой новый этап в развитии казахского художественно-поэтического искусства. Это был этап, который характеризуется углублением в литературе социальной проблематики, более ярким выражением в ней демократических идей. Одновременно поэзия Махамбета в силу исторических условий развития казахской литературы отличается особенно ярким проявлением в ней индивидуального творческого начала. Утемисов внес в казахскую поэзию совершенно новое содержание. Он сделал основной темой своих произведений призыв к вооруженной борьбе против угнетателей.

Махамбет (Мухамед) родился в 1804 году в семье бия и старейшины рода берш Младшего жуза в созданной за несколько лет до этого в междуречье Урала и Волги Букеевской орде. Конкретных сведений о том, где учился и воспитывался М. Утемисов, не сохранилось. Однако архивные данные говорят о том, что это был человек, получивший всестороннее мусульманское образование, хорошо владеющий русским языком и грамотой.

Основные вехи жизненного пути знаменитого поэта вкратце таковы. С 1824 по 1829 год он находился в Оренбурге в качестве сопровождавшего и воспитателя сына Джангир хана Зулькарная. Хан хотел сделать его одним из советников и придворных поэтов. Однако этого не случилось. Нахождение в ханской орде дало возможность наблюдательному молодому человеку глубже изучить природу несправедливости. Поэт убедился в том, что многие бедствия народа исходят из ханской орды. Поэтому Махамбет отказался служить угнетателю и его приближенным султанам. Поскольку в отношениях между Махамбетом и Джангиром наступил разрыв, осенью 1829 года хан заточил поэта в Калмыковскую крепость.

В 1831 году Махамбет бежал из заточения. Вскоре был оправдан, и в 1834 году присоединился к Исатаю Тайманову. В 1836 году, когда на территории Западного Казахстана под его руководством вспыхивает народное восстание, Махамбет становится одним из вождей повстанцев и главным вдохновителем движения. Организаторские способности пламенного поэта и его поэтический талант вдохновлял восставших.

Летом 1839 года после гибели Исатая Тайманова Махамбет самостоятельно продолжал борьбу. Однако все его попытки в Зауралье, на Мангистау, в Хиве расширить масштабы недовольства широких масс, поднять их на вооруженную борьбу терпят неудачу. Именно в это время он напоролся на отряд султана Баймагамбета. Те попытались схватить поэта. Но батыры Жумыр и Кылыш помогли ему вырваться, не отдали его врагу. Этим мужественным джигитам посвящен кюй Махамбета «Жұмыр – Қылыш». В 1841–1845 годах Утемисов скрывался в отдаленных аулах за рекой Яик (Урал). Здесь Махамбет находился у своих родственников по матери. Непокорность поэта, его твердая вера, пламенные строки о свободе и равенстве, находящие отклик в сердце каждого простого степняка, не давали покоя его врагам, готовившим над ним кровавую расправу.

В 1845 году султан-правитель Баймагамбет Айшуаков, выслужившийся до генерал-майора за активное участие в подавлении казахских восстаний и ставший главным врагом Махамбета после смерти Джангира, назначает награду в 1000 царских рублей за голову поэта.

В 1846 году султан Б. Айшуаков направил в аул Махамбета своих людей. 20 октября поэт-бунтарь был предательски убит. Его голова была доставлена в ставку. Так оборвалась жизнь страстного борца за свободу народа, человека огромной жизненной силы и несгибаемого духа, волю которого не могли сломить жестокие схватки с врагами, их упорные преследования. Он был истинным патриотом, одним из самых передовых людей своего времени.

Генерал-майор Баймагамбет Айшуаков был убит 30 марта 1847 года, возвращаясь из Санкт-Петербурга, при переправе через разлившуюся по весне реке Елек. По легенде, так друг Махамбета Утемисова Асаубай со своими людьми отомстил за легендарного поэта.

Развитие философской мысли народов мира всегда связанно с изменениями в общественной жизни. А кардинальные перемены в социуме всегда находит свое выражение в исторических событиях, имеющих, как правило, переломное значение.

Со второй четверти XIX века в Букеевском ханстве нарастало экономическое давление на трудовое население. Круто менялся сложившийся веками общественный уклад. Воспитывавшийся в доме астраханского губернатора, Джангир хан вернулся в степь с «аристократически-цивилизаторскими» планами перестройки общественного бытия и политической структуры в ханстве. На основе отсталого полукочевого казахского общества он задумал создать региональное, своеобразно «пресвященное» ханство, послушное в равной степени ханской власти и политике царского престола.

Зира Наурзбаева в книге «Четыре облака» приводит следующие интересные сведения: «Жангир (Джангир) стремился к прогрессу, но образцом для него была крепостническая Россия. Сам Жангир хотел не просто стать крупнейшим землевладельцем, но одно время собирался прикупить 500 крепостных в соседней губернии. Его усилиями в Букеевской орде четыре процента населения владели 85 процентами пригодной для хозяйствования земли. Социальное расслоение достигло невиданной для казахов степени, и для многих оно оборачивалось рабством – фактическим, а иногда и юридическим. Прежде в родовом обществе старейшины, баи и бии отвечали за более-менее обеспеченное существование сородичей, за соблюдение прав сирот и вдов. Теперь при поддержке хана они сгоняли сородичей с земель, превращали их в батраков».

В сложившихся условиях восстание было неизбежно. Накопившееся в народе недовольство выплеснулось весной 1836 года. Произошло восстание казахских шаруа, скотоводов, основательно потрясшее Букеевское ханство, особенно в 1836–1837 годы. Народно-освободительное движение первоначально охватило южные районы ханства, примыкавшие к побережью Каспийского моря. Здесь находились удобные, богатые пастбищные угодья. Именно на юге Букеевского ханства на заре формирования освободительного движения встретились два выдающихся деятеля – Исатай Тайманов и Махамбет Утемисов.

Это освободительное движение прошло в своем развитии три этапа. Первый этап включает 1833–1836 годы и характеризуется как период подготовки к вооруженному восстанию. Второй этап начинается с выступления повстанцев против Джангир хана (с начала 1837 года) и продолжается до их поражения – середины ноября 1837 года. Третий этап охватывает период с момента перехода небольшой группы повстанцев во главе с Исатаем и Махамбетом на левобережье Урала (середина декабря 1837 года), передислокация сил для новой битвы и окончательное поражение в бою близ реки Акбулак (середина июля 1838 года).

На подавление повстанцев были брошены части регулярной русской армии в составе нескольких отрядов генерал-губернатора Оренбургского края В. А. Петровского, крупный отряд султана Айшуакова, усиленный сотней казаков уральского полка, части оренбургского казачьего войска, подразделения подполковника Гекке. Будучи объединенными, эти части, отряды и подразделения составили довольно внушительную силу, способную без особого труда расправиться с восставшими.

12 июля 1838 года основная группа повстанцев в районе междуречья Акбулак и Киул столкнулись с крупным объединенным карательным отрядом. В завязавшемся бою восставшие проявили настоящий героизм и самопожертвование. Но силы были слишком неравными. Их руководитель Исатай Тайманов был убит, а руководимые им повстанцы были вынуждены беспорядочно отступить. Пламя восстания стало постепенно затухать.

Это восстание носило крестьянский характер. Оно было направлено против деспотизма ханов и султанов, колониального гнета царского самодержавного режима. Несмотря на поражение, на которое в силу известных обстоятельств оно было обречено с самого своего начала (за ханской властью и султанами-правителями стояла мощь царского правительства; крестьянское движение было локальным и ограниченным; оно не имело связи с освободительным движением в других частях Степи), восстание оставило глубокий след в истории Казахстана. Прежде всего оно способствовало росту самосознания казахского народа. Восставшие подняли знамя борьбы против угнетателей на новую ступень. Они передали эстафету за социальную свободу новым поколениям. Восстание под предводительством Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова подготавливало почву для развития демократической мысли в Казахской степи в будущем.

Она (мысль) ярко проявилась в глубоком отображении поэтом правды жизни того времени в ее сложности и противоречивости. В произведениях Махамбета поэтически воплощены гуманистические, демократические идеалы. Их глубоко пронизывают идеи социального равенства. Непоколебимая вера в духовные силы народа – вот черта, которая особенно отличает произведения поэта. По его убеждению, исход крупных социальных вызовов в конечном счете решает народ. В одном из стихотворений Махамбет прямо заявляет, что незыблемость ханского трона призрачна. Если поднимется на борьбу народ, то трон неминуемо рухнет.

М. Утемисов, как верный соратник Исатая Тайманова, был не только в первых рядах повстанцев. Проникновенными стихами пробуждал в своих современниках любовь к свободе, призывал к борьбе против произвола и притеснений властителей. Так, в произведении поэта «Обращение батыра Махамбета к султану Баймагамбету» содержатся такие строки:

Заселить хотел моим народом

Берег Волги, что богат лугами,

И заполнить поселенья эти

Конскими без счета табунами.

Так поведал он соплеменникам о планах народного восстания, поднятого Исатаем Таймановым.

Махамбет беспощадно бичевал совместные гнусные действия колонизаторов царского самодержавия и ханской власти на местах, которые принесли простому народу неимоверно тяжелые бедствия. В одном из обращений к хану Джангиру поэт с мужественной прямотой заявлял:

 

Ты – коварный волк, а не хан!

Пусть задушит тебя шайтан!

Пусть тебя осмеют друзья

И враги по черепу бьют!

Ядовитая ты змея,

Ты заразой черной рожден!

Ты на троне жесток и лют,

Вилохвостый ты скорпион!

 

Обращения Махамбета к хану, а также к султану Баймагамбету свидетельствуют, что он, не дрогнув перед власть имущими, всегда смело выражал им свой обвинительный приговор.

Центральное место в творчестве М. Утемисова занимают произведения, посвященные поэтическому изображению облика народного героя И. Тайманова, воспеванию его подвигов как руководителя народного движения, направленного против феодального гнета. Например, в произведении «Мой Тарлан» героизм Исатая описывается так:

 

Был меч твой остер,

был гнев твой велик!

О, Исатай, мой бесценный лев!

В презренном мире всему есть срок,

Но кто со львом

сравниться бы смог?!»

 

Стихотворения Махамбета «Пасмурен, пасмурен черный, полный печали день», «Исатай – сын Таймана», «Птичка чибис» и другие звучат как плач по И.Тайманову, героически погибшему в одном из неравных, с превосходящими по силам войсками, сражений. В них глубоко эмоционально передаются личные чувства поэта, постигшее его тяжелое горе в связи с гибелью Исатая.

Все творчество М. Утемисова пронизано духом реалистического взгляда на окружающие явления мира и общественной жизни. В стихотворении «Отставший лебедь» он пишет:

 

Разве мольба моя не мертва,

Разве мой зов не тщетно звучит,

Если мой лев отважный убит?

Я потерял и вождя, и народ…

Лебедь отставший,

что меня ждет?»

Литературоведы по достоинству оценили эти строки поэта, написанные им в связи с героической гибелью Исатая Тайманова. Однако в них отразился не только высокий уровень художественного мастерства М. Утемисова. В них находит свое яркое выражение и последовательный материализм поэта. Махамбет сравнивает создавшуюся ситуацию с реальными трагическими ситуациями в жизни природы, человека и общества.

Поэтический стиль и язык Махамбета Утемисова значительно отличаются от прежних художественно-поэтических традиций. Например, в стихотворении «Ереуiл атқа ер салмай» («Не сменив боевого коня под седлом») стихотворная тирада в казахском оригинале предстает как большое предложение – период, включающий в себя цепь однородных, по смыслу связанных воедино предложений. Главное предложение – последний стих произведения придает тираде не только синтаксическую, но и полную смысловую завершенность.

Пламенный поэт художественно убедительно изображает образ героя, борца за народные интересы, который может достигнуть цели, лишь «изведав голод, жажду и зной», пройдя суровые испытания. Это произведение ярко свидетельствует об исключительном неповторимом своеобразии поэтического стиля и языка Махамбета. Оно определяется глубиной и новизной содержания, социальной направленностью творчества поэта.

В совокупности стихотворения Махамбета Утемисова представляют собой художественно-поэтическое отображение и осмысление всей истории народно-освободительного восстания 1836–1837 годов под предводительством Исатая Тайманова.

Творчество Махамбета Утемисова – это завершение великой традиции воинов-жырау, для которых слово и действие были едины. Поэт с большой полнотой раскрыл громадные художественные возможности выразительных средств народной поэзии. Развивая и совершенствуя художественные принципы, выработанные в процессе многовекового развития казахского народного поэтического искусства, своим творчеством он способствовал сближению устной поэзии с письменной литературой. Это имело большое значение для дальнейшего развития отечественной литературы.

Произведения М. Утемисова отмечены печатью яркой самобытности. Поэтому его поэтическое наследие бесценно и популярно и в наше время – время Независимости. Поэтическое творчество Махамбета сохраняет свою идейно-художественную силу, благодаря чему оно успешно служит делу нравственного и патриотического воспитания народа.

ЛИТЕРАТУРА

1. Наурзбаева З. Четыре облака: сборник очерков. Алматы: Научно-образовательный фонд «Аспандау», 2017, 592 с.

2. Истории Казахстана (с древнейших времен до наших дней). В пяти томах. Том 3, Алматы «Атамұра, 2000, 768 с.

3. Утемисов М. Академическое собрание сочинений в четырех томах. Том 2. Алматы: «Ғылым, 2003, 383 с.

г. КАРАГАНДА

 

2132 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми