• Исторические страницы
  • 20 Ноября, 2022

ТАКИМ БЫЛ НАШ ЖАНБАЕВ

Аршалынская земля поистине стала стартовой площадкой для многих людей, сегодня широко известных не в только нашей рес­публике, но и за ее пределами. Среди них легендарные Жумабек Ташенев – Председатель Президиума Верховного Совета, Председатель Совета Министров Казахской ССР, Дарига Тналина – советская актриса, первая «женщина-режиссер Советского Востока» (Ал. Довженко), Никита Митченко – панфиловец, Герой Советского Союза и многие другие.

Хотел бы пополнить их ряды еще одним неординарным нашим земляком, о котором наслышаны представители старшего поколения. Речь идет о Сагалбае Жанбаеве (1904–1972 гг.), уроженце аула Каратал Омского уезда Акмолинской губернии (на стыке границ Павлодарской и Северо-Казахстанской областей). В 1914 году Сагалбай получил азы грамоты в аульной школе. Затем два года трудился пастухом земельного общества, столько же поработал чернорабочим в кулацком хозяйстве Краснова в станице Черлаковской (130 верст от Омска).

Власть Советов, пришедшая в Казахские степи, дала шанс скорого становления обездоленным степнякам-шаруа. 20-летний Сагалбай осенью 1924 года поступил в открывшийся Казахский педагогический техникум в городе Петропавловск. В сентябре 1928-го, успев проучиться в техникуме три курса, ввиду болезни взяв академический отпуск, стал работать секретарем Тонкерейского райкома комсомола (центр – аул Майбалык). Далее осенью 1929 года решением крайкома комсомола его назначают секретарем Каракалпакского обкома комсомола в городе Тортколь, где он трудился до октября 1930 года. Относительно непродолжительное время работы связано с тем, что в указанный период Каракалпакская автономная область была выведена из состава КАССР. Далее судьба забросит Сагалбая в разные регионы Казахстана.

В 1933 году в стране создаются политотделы при машинно-тракторных станциях (МТС). Так осенью этого года С. Жанбаев назначается заместителем начальника Михайловской МТС по партийно-массовой работе. По его воспоминаниям в Михайловке его семья остановилась в «небольшом саманом домике колхозника Белова. Комната была сырой с земляным полом, едва протапливалась кизяком, соломой и молодым тальником» (С. Жанбаев. «Алтын астық». Лениншіл жас.14.03.1968 г.).

Жанбаев с ходу приступил к работе. «Обстановка на территории МТС, как и во всем Казахстане, была сложной. Республика еще не оправилась от последствий чудовищного голода и людских потерь, сокращения поголовья скота. Да и год выдался неурожайным» (Абылхожин Ж. Б. Очерки социально-экономической истории Казахстана. ХХ век. Алматы, 1997, с. 167–201). И хотя Михайловская МТС перевыполнила спущенный план по сбору зерна и была на хорошем счету в области, узких мест на производстве, присущих всем регионам, было предостаточно.

Сеть внутрирайонных связей (райцентр – сельсоветы) была ничтожна в количественном отношении и не высока по качеству… А если учитывать отдаленность населенных пунктов и бригад от политотдела, то приходилось, как вспоминал Жанбаев, «сутками не слезать с тарантаса, запряженного гнедой лошадью, чтобы объехать такие точки, как Бабатай, Вишневка, Қойгелді, Танагүл, Береке, Сарыоба, Жақыпкөл, Богдановка, Харьковка, Новый путь, имени Курамысова, имени Исаева, Ленин, Ильич, Пятилетка, Полярная звезда, Красный Октябрь, ТОЗ, колхоз имени Калинина, Бедняк» (ГААО, ф.1317, опись 1 д. 46. Л14, Жанбаев С. Өмір өрнектері. Алматы, 1970. 52 б).

Знаменательное событие в жизни Сагалбая произошло в сентябре 1934 года, когда он невольно оказался очевидцем рабочей встречи С. М. Кирова с колхозниками на станции Бабатай. По его воспоминаниям, Киров внимательно выслушал жалобы членов колхоза «Қойгелдi», чье зерно не принимали несколько дней, побеседовал с его председателем Яковенко. Жанбаева поразило внимание члена партийного руководства страны, казалось бы, к мелочам: тот сделал замечание работницам хлебоприемного пункта, которые острым предметом разрезали мешки с зерном для анализа. «Так вы оставите колхоз без тары. Разве не видите, что из-за нехватки мешков колхозники используют для перевозки собственные ковры?», спросил (Жанбаев С. Өмір өрнектері. стр. 55-56, Казахстанская правда. 1934. 24 сентября).

После Михайловки Жанбаев работал заместителем секретаря Тонкерейского райкома партии Северо-Казахстанской области. В ноябре 1937 года его назначают исполняющим обязанности первого секретаря Аиртауского райкома.

В июне 1938 года Жанбаева избирают депутатом Верховного Совета Казахской ССР (общее число в составе 300 депутатов) – передовых людей своего времени. Полномочия данного созыва с учетом военного времени были продлены до 1947 года.

В сентябре 1939 года его включают в состав оргбюро ЦК КП (б) Казахстана по Акмолинской области в качестве секретаря обкома по кадрам. Во вновь образованной области доминировал аграрный сектор, состоявший из 603 колхозов, 33 МТС с 6010 тракторами, 615 тыс. голов скота.

Вскоре грянула война. Акмолинцы, как и все советские люди, принесли на алтарь Победы жизни своих сыновей и дочерей, отличились храбростью на поле брани, самоотверженно трудились на полях и фермах, в цехах и на транспорте, по-братски приютили сотни тысяч эвакуированных и депортированных соотечественников, помогали фронту чем могли («Все для фронта, все для победы (1941–1945 гг.): Сборник документов и материалов. Астана. 2005).

Обладая солидными жизненными наблюдениями и опытом, Жанбаев щедро делился ими с окружающими, особенно с руководителями хозяйств и районов.

В декабре 1941 года после ухода на фронт М. Кульмагамбетова его утверждают вторым секретарем, а в апреле 1944 года в связи с переходом А. Купаева на равнозначную должность во вновь образованной Кокшетауской области – первым секретарем Акмолинского обкома партии. В заключении ЦК при представлении «первого» отмечалось: «Тов. Жанбаев на всех участках партийной работы показал себя с положительной стороны. Политически развит, партийно выдержанный. К разрешению вопросов подходит вдумчиво, серьезно. Экономическое состояние области знает хорошо, в областной партийной организации пользуется авторитетом. В работе инициативен, требователен к себе и подчиненным, чуткий как к руководящим кадрам, так и к рядовым членам партии» (Архив Президента РК. Фонд 708. Опись 69 дело 950. Л. 32-36; ГААО. Ф. 1 оп. 1, д. 458, л. 49).

Заслуживает быть отмеченной такая черта нашего героя, как скромность. Он и любил эту крылатую фразу «скромность украшает человека», и соответствовал ей всю свою жизнь. Ни в одном документе или воспоминаниях современников не говорится о компрометирующих Жанбаева фактах, да и их не могло быть.

В свое время он помог трудоустроиться жене «врага народа», отбывшей трехлетний срок в КарЛАГе (АЛЖИР) Загфи Садвакасовне Тналиной (1911–1998 гг.). Она училась в Петропавловском педтехникуме на курс ниже Саке, была активисткой, выступала с хором техникума в Кремле, являлась до ареста завотделом крайкома комсомола. С осени 1941 года в течение двух лет она работает завхозом областного русского передвижного театра и эвакуированного Ворошиловградского драмтеатра, с августа 1943 года – заместителем директора и режиссером областного объединенного русско-казахского музыкального драматического театра (Кәкішұлы Т. Өрен тұлға. Хұсайынов Ш. Алтын қалам. Алматы, 2002, с 264).

В октябре 1945 года Жанбаев решается поехать в Москву на очное обучение в Высшую школу парторганизаторов при ЦК ВКП (б). При этом помимо рекомендации республиканского ЦК предстояло подтвердить желание продолжить образование наличием базового объема знаний, уровнем владения русским языком. Кроме того, был установлен возрастной ценз до 40 лет. Но настойчивый и настырный Жанбаев и тут нашел выход из затруднительного положения.

Он по телефону обращается к Георгию Маленкову, кандидату в члены Политбюро, секретарю ЦК и куратору Управления кадров. И после представления произносит знаменитую фразу, по которой Сагалбая все знают и поныне: «Когда во время войны мясо надо было – Жанбаев надо, зерно надо – Жанбаев надо, шерсть надо – Жанбаев надо, когда учиться надо – Жанбаев не надо?». Последний внимательно выслушал предельно емко и по существу выстроенную фразу Жанбаева, в которой есть не только боль обиженного национального кадра, но и претензии человека – «маленького винтика» большой страны к административно-командной системе на «нужность». И с 3 ноября 1945 года Сагалбай зачисляется слушателем первого курса партийного факультета ВПШ ЦК ВКП (б).

Достоянием всех и первым по популярности анекдотом в ВПШ в последующем стал интересный эпизод с ориентированием Жанбаева «на местности». Так, в первые дни после прогулки по Москве, отстав от товарищей, он с трудом нашел свое общежитие. При этом не запомнил, какой этаж и номер своей комнаты. Признаваться в этом взрослому мужчине было не с руки, и он стал обходить все комнаты подряд одну за другой (в надежде, что или он узнает свои вещи, или его узнают соседи), задавая вопрос: «Жанбаев здесь живет?». Конечно, для только что прибывших слушателей, толком не знающих друг друга, этот вопрос не казался тогда странным. Таким способом Жанбаев, обойдя немало комнат, наконец-то, добирается до своей, где на его тот же вопрос получает искомый встречный: «Сагалбай, это же ты?». Жанбаев тогда невозмутимо ответил: «Я пошутил и решил тебя проверить» (Аңсатов С. Ағалардың айтқандары. Сыр бойын. 2009 ж).

После окончания ВПШ Сагалбая Жанбаева в августе 1948 года утверждают первым секретарем Костанайского обкома партии. Необходимо отметить, что он стал первым и единственным казахом-руководителем этой областной партийной организации с 1937 по 1991 годы. Без малого шесть лет он отработал в этой должности.

30 января 1954 года Жанбаева избирают первым секретарем Кызылординского обкома партии. Это было связано с возвышением в руководстве СССР Никиты Хрущева. С его планами обширного освоения целинных и залежных земель. Соответственно, переброска Сагалбая из главной зерновой области республики стала составным элементом по смещению Жумабая Шаяхметова и поэтапной зачистке его кадров… Через пять месяцев на эту должность назначают Мухамедгалия Сужикова, до этого времени работавшем секретарем ЦК КПК, сокурсника Сагалбая по ВПШ…

С августа 1954 года Жанбаев избирается председателем исполкома Семипалатинского городского Совета депутатов трудящихся. В октябре 1957 года Жанбаева, «своей незаурядной личностью оставившего значительный вклад в развитии города Семипалатинска, в его благоустройстве и развитии промышленного производства» (Кашляк В. Н. Семипалатинск: от бургомистра до акима. С. 5), избирают заместителем председателя облисполкома по животноводству.

В 1958–1963 годы, до выхода на заслуженный отдых с назначением персональной пенсии союзного значения, Сагалбай Жанбаев проработал членом партийной комиссии ЦК Компартии Казахстана. Некоторое время трудился инспектором в Главном управлении переселения и организованного набора рабочих при Совете Министров КазССР. 18 мая 1972 года Сагалбай Жанбаев скончался в больнице.

Он не нажил материального богатства и не стремился к нему, не изменял принципам чести и морали, был скромен в быту. Его поколение, как правило, не знало такой болезни нравственного разложения, как «ненасытность глаз». Именно эти черты руководителя с чистыми помыслами и чистыми руками, болеющего за свой народ, необходимы ныне правящей элите Независимого Казахстана.

Благодаря историко-биографическому очерку Ильяса Манашевича Козыбаева «Тот самый Жанбаев», изданному издательством «Атамұра» (г. Алматы, 2014 г., 232 с.) мы сегодня можем узнать интересные факты об исторической личности, которым в свое время очень гордились наши деды, родители и земляки.

Очень жаль, что сегодня практически ничто не напоминает нам о легендарном руководителе ряда областей Казахстана Сагалбае Жанбаеве, кроме благодарной народной молвы и нескольких упоминаний в газетно-журнальных публикациях. Почему бы членам районной ономастической комиссии и депутатам раймаслихата не рассмотреть возможности увековечить его заслуги с присвоением Агротехническому колледжу Аршалынского района Акмолинской области имени Сагалбая Жанбаева.

 Еркеболат КАБЫЛДА,

уроженец села Береке

АКМОЛИНСКАЯ ОБЛАСТЬ

1914 раз

показано

2

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми