• Образование
  • 15 Ноября, 2022

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГОВ

Обучение является важным условием профессионального развития педагогов. Педагог, не работающий над собой, не может быть признан профессионалом. Так, немецкий педагог XIX века А. Капп в своей работе «Учение Платона о воспитании как педагогика для отдельных личностей и как государственная педагогика или их практическая философия» отмечал: «Не только юноши нуждаются в хороших учителях, но и мужчинам необходимо найти хорошего учителя, поскольку, находясь в том состоянии, в котором они находятся сейчас, не могут оставаться дальше. В случае же, если они станут предметом насмешек со стороны других за тот возраст, в котором они выказывают стремление к учению, они должны найти поддержку в словах Гомера: «Плох лишь стыд терпящего нужду мужчины» и далее: «Самопознание и саморазвитие (самосовершенствование) – первое требование, предъявляемое к мужчине [1], [4].

Действительно, сегодня обучению педагогов отводится исключительное значение. Семинары, вебинары, тренинги, конференции, стажировки являются источниками знания. Они способны углубить профессиональные компетенции педагога. Становится аксиомой понимание того, что в системе деятельности «человек–человек» современному педагогу необходима постоянная работа над собой. Потому важно поддерживать стремление педагогов обучаться, включаться в инновационную деятельность, использовать современные технологии, апробировать новые методики.

Обучение ориентирует педагога на развитие умений учеников, планирование результатов обучения, анализ межличностных отношений. Предметом обсуждения становятся мысли и чувства учителя, общая атмосфера урока, характер взаимодействия между участниками познавательного процесса. Особое внимание в обучении уделяется способности педагога реагировать на уникальные ситуации в классе, на понимание эмоционального состояния учеников. Также в процессе обучения проявляются специфические особенности личности и тяга к определенным форме и стилю обучения.

Педагоги тяготеют к различным формам обучения. При этом необходимо использовать формы обучения, привлекательные для всех педагогов. Так, эффективными формами обучения является тренинг, семинар, вебинар.  При их проведении применяются интерактивные технологии, эффективные  для  андрагогической модели обучения. Такое обучение ориентировано, прежде всего, на приобретение практических умений и навыков и строится с учетом профессионального опыта педагогов. Обучение интегрирует новые знания с профессиональным опытом и принимает практическую направленность.

Данные формы обучения основаны на методе эвристических вопросов, который выступает как средство анализа, расчленения, распредмечивания               Я-концепции педагога. Вопросы стимулируют самостоятельное мышление. Потому важно использовать открытые, требующие неоднозначного ответа, высокой познавательной сложности, вопросы. Это вопросы-гипотезы, которые предлагают педагогу включиться в поиск решения и в построение собственной гипотезы. Эвристические вопросы выступают как ответ на вопрос и как исходная точка для нового движения мысли. Так, педагог в процессе обучения может найти ответы на вопросы: «Что такое обучение?» и «Какой я учитель?», расширить арсенал методических приемов и методов, развить концептуальное видение.

Вот несколько рекомендаций, соблюдение которых позволит стать обучению эффективным.

Действительно, каждый педагог индивидуален и нуждается в индивидуальном стиле обучения. Один предпочитает дедуктивный стиль и интегрированный подход, «от общего к частному», второй – индуктивный, «от частного к общему», третий – визуализацию (графики, схемы), четвертый – словесные, вербальные объяснения [3].

Важно учитывать, что в процессе обучения люди всегда тяготеют к определенному стилю обучения. Так, английские психологи П. Хоней и А. Мамфорд описали типы обучающихся, предпочитаемые ими стили обучения и разработали тест для выявления стиля обучения. Данная градация может быть использована и к процессу обучения педагогов. Так, исследователи выделили четыре типа обучающихся: «активист», «мыслитель», «теоретик» и «прагматик».

Активист

Принимает новый опыт, имеет широкие взгляды и с энтузиазмом относится к новому. Для него характерно сначала действовать, а затем думать о последствиях. Как только первоначальный энтузиазм угасает, он задумывается о чем-то новом. Внедрение и реализация идей для него скучны. Он постоянно обращается к коллегам, но при этом делает все, чтобы оставаться в центре событий.

Мыслитель

Любит рассматривать проблему с разных точек зрения, «отстраненно», анализирует собственный опыт. Перед тем, как начать действовать, тщательно продумывает возможные последствия своих действий. Во время дискуссий предпочитает оставаться на заднем плане и с удовольствием наблюдает за активностью коллег. Занимает отстраненную позицию, не бросается в глаза, терпим к мнению других.

Теоретик    

Систематизирует свои наблюдения и выстраивает на их основе логичную концепцию. Он любит аналитическую работу, обожает принципы, теории, модели и систематическое мышление. Он решает проблемы шаг за шагом при помощи последовательных логических рассуждений. Он часто спрашивает: «А как эти две вещи согласуются друг с другом?» или «Почему вы делаете такой вывод?». Он не любит субъективизм и неопределенность и стремится к максимально возможной определенности, к совершенству и порядку во всем.

Прагматик 

Всегда хочет проверить, работают ли идеи, теории, методики на практике. Прагматик – практичный, восприимчивый человек, который любит принимать решения и разрешать проблемы. Бесконечные дискуссии заставляют его нервничать. Он натура практическая, «прочно стоящая на земле». Он воспринимает проблемы и риск как вызов. Его девизы: «Если только это сработает!» и «Всегда можно найти лучший способ». Прагматики в основном учатся в процессе деятельности и основное внимание уделяют практике, а не теории [2].

Педагоги, предпочитающие определенный стиль в «чистом» виде, встречаются достаточно редко. Как правило, в процессе обучения представлены элементы всех стилей.

Эффективность обучения не подвергается сомнению. Но эффективным оно может быть лишь в том случае, если ведется с учетом профессиональных особенностей и личных интересов педагога. Недаром специалист в сфере управленческого консультирования Р. Реванс сформулировал своего рода закон успешной бизнес-адаптации: «Компания (и сотрудники) будет процветать до тех пор, пока темп обучения в ней будет выше (или равен) темпу изменения внешней среды».

ЛИТЕРАТУРА

1. Педагог. Древняя Греция – https://ru.wikipedia.org/wiki/

2. Стратегии обучения – http://www.elitarium.ru/strategii_obuchenija/

3. Фадеева В. Н. Лидерство и управление командой – Online etymology dictionary. http://www.etymonline.com

4. Kapp, Al. Platons Erziehungslehre als Padagogik/Al. Kapp. Minden-Leipzig: Ferdinand Essmann, 1833. 144 s., с. 119.

Диана АБИШЕВА,

кандидат философских наук, доцент,

филиал ЦПМ

г. АЛМАТЫ

 

8584 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми