• Новости
  • 17 Ноября, 2022

Гуманизм и принципы уголовного законодательства РК

Академическая политика КазНУ им. аль-Фараби направлена на обеспечение конкурентоспособных специалистов, обладающих достаточными знаниями, способных усваивать новые объекты знаний, а также генерировать новые знания; имеющих сформированное компетентностное поле, имеющих активную гражданскую позицию, основанную на идеях мира, добра и справедливости. Для педагогического состава университета сформулированы задачи совершенствование и обновление содержательной, мотивационной, ценностной составляющей образовательных программ как средства целенаправленного формирования конкурентоспособного выпускника-специалиста, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. 

Этим основным задачам соответствует образовательная программа подготовки магистрантов специальности «судебно-прокурорско-следственная деятельность» кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики юридического факультета КазНУ им. аль-Фараби

В рамках изучения  предмета «Актуальные проблемы уголовного права» по теме «Проблемы закрепления принципов уголовного права в законодательстве РК» внимание магистрантов было обращено на существование проблемы незакрепления принципов уголовного права в законодательстве РК. Тема оказалась настолько интересной, что было проведено расширенное обсуждение вопроса реализации принципа гуманизма на тематическом семинаре кафедры. Была проанализирована не только динамика (тенденции) изменения законодательных регламентаций принципов уголовного права, но и отслежена связь принципа гуманизма  с процедурами проводимых реформ уголовного законодательства и реформ системы правоохранительных органов страны.

При анализе действующего уголовного законодательства РК привлекает внимание, что как таковые принципы уголовного права в законодательстве РК не закреплены, как это практикуется обычно во всех кодифицированных законодательствах разных отраслей права. Между тем отдельные аспекты,  которые можно отнести к тем самым основополагающим идеям о равенстве граждан перед законом, о недопустимости применения закона по аналогии и двойного привлечения к уголовной ответственности, неприемлемости пыток и других унижающих человеческое достоинство видов обращения как  элемента принципа гуманизма, все же закреплены соответственно в ч.4 ст.15, ст.4 и ч.3 ст.9 УК РК. К примеру в уголовном законодательстве РФ принцип гуманизма  (ст. 7 УК РФ) связывается с обеспечением безопасности человека и тем, что наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицам, совершившим преступление, не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства.

Приведенная формулировка отчетливо выделяет два взаимосвязанных аспекта. Принцип гуманизма предполагает направленность уголовного закона на обеспечение безопасности всех членов общества. Речь, таким образом, не идет об абстрактных идеях смягчения ответственности и наказания. Изменения уголовного законодательства также должны осуществляться с учетом социальной и криминальной обстановки и лишь в пределах, которые не ставят под угрозу достижение целей уголовной ответственности и наказания при безусловном соблюдении принципов справедливости и гуманизма. Не менее важно помнить и о приоритетном требовании защищать права и законные интересы потерпевших, жертв преступлений, а не только лиц, привлекаемых к уголовной ответственности.

Принцип гуманизма может трактоваться как человечность. В этой связи реализация данного принципа, как и всех других принципов уголовного законодательства, должна обеспечивать эффективную защиту прав и законных интересов граждан от преступных посягательств. Принцип гуманизма обеспечивает защиту от избыточности и иной «искаженной» направленности мер уголовно-правового воздействия на лиц, совершивших преступление. Запрет жестокости или унижения человеческого достоинства преступников вытекает из 17 Конституции РК и международно-правовых обязательств Казахстана. В соответствии с этим в перечне уголовных наказаний и других мер уголовно-правового характера отсутствуют те из них, которые связаны с членовредительством либо причинением физических и психических мучений.

Характер уголовного наказания влечет у многих осужденных серьезные психические переживания, ухудшение условий их физического существования. Не являются ли последствия наказания противоречащими принципу гуманизма? На этот вопрос следует ответить отрицательно. В соответствии со ст. 39 УК РК суть наказания виновного заключается в предусмотренных уголовным кодексом лишении или ограничении прав  и свобод этого лица. А значит, переживания, неблагоприятные условия жизни и иные, предусмотренные уголовным законом последствия неизбежны. Все дело в том, что это является не целью уголовного наказания, а его неизбежным следствием. При этом уголовно-исполнительное законодательство РК предусматривает, что лица, отбывающие наказание, сохраняют права, пределы лишения или ограничения их прав определены законом. На исправительные учреждения в полном объеме распространяется прокурорский надзор, а осужденные вправе обжаловать незаконные действия администрации учреждений, исполняющих наказание.

Совершенствование принципов уголовного законодательства – процесс постоянный. Многое в этом процессе зависит от профессиональной подготовки лиц, применяющих уголовный закон, от надлежащего ресурсного, кадрового, организационного обеспечения их деятельности, от формирования в обществе атмосферы доверия и поддержки по отношению к правоохранительной деятельности. Система принципов уголовного законодательства как норм прямого действия, обеспечивает возможность вести борьбу с искажениями правоприменительной практики, противостоять фактам нарушений уголовного законодательства, обеспечивать формирование правильного понимания духа и буквы уголовного закона, готовности профессиональных умений и навыков неукоснительного исполнения его требовании.

Понятие гуманизма  трактуется  в настоящее время как система ценностной ориентации, в центре которых признание человека в качестве высшей ценности, признание универсальной значимости человеческого бытия в целом и каждой отдельной личности в частности. Человек рассматривается как высшая цель и благо общественного развития. Реализация в связи с этим принципов гуманизма  означает ориентацию на общечеловеческие ценности, имеющие фундаментальное значение не только для одной группы, класса, партии людей, а для всего человечества, на ценности, имеющие абсолютный  и вечный характер.

Проблемы гуманизации оказываются в фокусе общественного внимания не случайно, общественность убеждается, что воздействие в новых условиях общественного развития судебной системы, карательного аппарата на преступность носит не эффективный характер. Классические меры наказания не всегда оказываются способными обеспечить поддержание общественного порядка. Общество нуждается в кардинальных мерах, которые могли бы удержать человека от преступления, а если  все же человек совершил преступление, то и отношение к ним должно происходить в рамках гуманистического принципа. Внимание этому вопросу уделает президент РК. Осуществляется декриминализация ряда статей УК за которые назначается лишение свободы.

Общественность убеждается, что для государства и общества в целом гораздо предподчтительнее не жесткость и жестокость наказания, а изыскание иных путей исправления лиц, переступивших закон.

Амнистия и помилование являются актами, которые, не отменяя ни уголовного закона, предусматривающего ответственность за те или иные преступления, ни приговора суда, освобождают от уголовной ответственности или наказания, или заменяют назначенное судом наказание более легким. Применение амнистии и помилования является проявлением гуманизма демократического, правового государства, уважения прав и проявление доверия к лицам, совершившим преступление. В основе издаваемых в Казахстане актов об амнистии и помилования лежит глубоко народный характер государства, стоящего на страже интересов личности, общества и проводящего в своей политике величайшие принципы гуманизма.

Акты амнистии носят нормативный характер, распространяются на определенные категории или группы лиц, подпадающие под действие Закона об амнистии. Акты амнистии в Казахстане обычно принимаются в связи со знаменательными событиями или юбилейными датами. Всего в Казахстане с 1991 по 2006 годы приняты восемь законов об амнистии.

Амнистию следует отнести к числу наиболее ярких проявлений гуманизма. В современном уголовном законодательстве гуманизм государства проявляется через расширение спектра наказаний, альтернативных лишению свободы, через применение так называемых поощряющих норм, в первую очередь к лицам, совершившим правонарушения небольшой и средней тяжести, а также к социально уязвимым группам населения: беременным; женщинам, имеющим на иждивении несовершеннолетних детей, в том числе усыновленных или взятых под опеку или попечительство; женщинам, имеющим детей-инвалидов, независимо от возраста; несовершеннолетним; инвалидам; людям преклонного возраста и др. Дифференцированный подход к лицам, совершившим преступные деяния, и отказ от применения принуждения, когда возможно, способствуют снижению рецидива в частности и сокращению преступности в целом.

Сегодня все мы отчетливо понимаем, что наказание должно быть необходимым и достаточным для осознания лицом, совершившим уголовное правонарушение, своих противоправных деяний. В этом случае возможно смягчение положения лиц, освобождение от ответственности и наказания, которое создает для осужденного положительную перспективу на будущее.

Но следует отметить, что за годы независимости освобож­дение от наказания претерпело изменения. Прослеживается тенденция к расширению оснований для применения такого вида, как освобождение от уголовного наказания, расширение круга амнистируемых. Так, например, в законе 1996 года амнистия распространялась на лиц, впервые осужденных к лишению свободы до 3 лет, впервые осужденных к лишению свободы до 5 лет, отбывших не менее одной трети срока наказания, осужденных за неосторожные преступления, отбывших половину срока наказания военнослужащих.

Закон 2000 года расширил круг оснований: теперь амнистии могли подлежать мужчины, имеющие детей, не достигших 16-летнего возраста, или детей-инвалидов 1-й и 2-й групп при условии, что у последних нет матери, опекунов, также впервые указываются женщины и мужчины, имеющие родителей (одного из них) в возрасте старше 63 лет, при условии, что у последних нет других трудоспособных детей. Кроме того, снижается возраст до 50, 55 лет, по достижении которого эти лица подлежат амнистии (раньше этот возраст определялся – 60, 55 лет), расширяется круг лиц, больных онкологическими заболеваниями, а также больных туберкулезом. То есть можно сделать вывод, что каждый последующий акт амнистии расширял круг оснований для применения амнистии.

Процесс гуманизации длительный, и на пути к нему есть вопросы, которые нужно изу­чать и решать. Но уже сегодня можно сказать, что гуманизация уголовного законодательства и правоприменительной деятельности – это результат гуманного отношения не только государства, но и прежде всего общества к своим оступившимся гражданам. Амнистия же является эффективным средством реализации уголовной политики нашего государства, согласно которой высшими ценностями являются человек, его жизнь, права и свободы. В перспективе высшим основанием амнис­тии может стать основание, отрешенное от политики, которое можно назвать этическим основанием. Такое основание возможно только при росте этической мотивации. Но при этом данное основание должно существовать наряду с политическими основаниями, без которых амнистия как акт высшего органа государственной власти невозможна.

д.ю.н, доцент кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики юридического факультета КазНУ им. аль-Фараби Берсугурова Л.Ш.

к.ю.н., доцент кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики юридического факультета КазНУ им. аль-Фараби

Шарипова А.Б.

23583 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми

МЫСЛЬ №2

20 Февраля, 2024

Скачать (PDF)

Редактор блогы

Сагимбеков Асыл Уланович

Блог главного редактора журнала «Мысль»