• Общество
  • 30 Октября, 2022

ЗАРОЖДЕНИЕ ВТОРОЙ РЕСПУБЛИКИ

Дастан ЕЛЬДЕСОВ, 
педагог

История состоит из деталей, сочетания парадоксов, случайностей, неожиданностей, закономерностей. История свершается как бы сама по себе, и в то же время на наших глазах люди «двигают» историю. И в истории случаются много схожих событий, что невольно их сравниваешь и ищешь в них какую-то тайную связь, аналогию, скрытый смысл… 

Во Франции, к примеру, в мае 1958 года случился алжирский кризис – военные подняли мятеж, и была угроза гражданской войны. Для выхода из кризисной ситуации в правительство пригласили генерала Шарля де Голля. В итоге была выработана новая Конституция под патронатом министра юстиции Мишеля Дебре и председателя правительства Шарля де Голля.

Вопрос, заданный осенью 1958 года на референдуме жителям Франции и ее заморских территорий, был сформулирован так: «Одобряете ли вы Конституцию, которая предложена вам правительством республики?». Эта была Конституция, призванная положить конец нестабильности Четвертой республики (1946−1958). Доверие к генералу де Голлю и опасения гражданской войны заставили общественность принять проект. 8 сентября Пятая республика была юридически основана.

Конституция 1958 года коренным образом изменила управление Францией, ее государственно-административную систему, изменилась и государственная модель. В стране была установлена форма президентского типа правления, были расширены прерогативы исполнительной власти за счет законодательной.

…В начале января 2022 года в Казахстане начались забастовки, в Алматы и других городах начались «мятеж», штурм государственных учреждений, разграбление магазинов, торговых центров, была угроза гражданской войны. Благодаря своевременным и решительным действиям Главы государства «мятеж» и заговор закончились неудачей.

Для выхода из этого политического, экономического, социального кризиса по Указу Президента Касым-Жомарта Токаева был проведен республиканский референдум 5 июня 2022 года. Референдум, по словам Главы государства, – это важнейший демократический институт, однако в Казахстане он в последний раз проходил в 1995 году, когда утверждалась действующая Конституция. Тогда гражданам надо было ответить на вопрос: «Принимаете ли Вы изменения и дополнения в Конституцию, изложенные в проекте Закона?».

Референдум был важен тем, что среди предложений Главы государства – переход от суперпрезидентской формы правления к президентской республике с влиятельным парламентом и подотчетным правительством – подразумевал усиление высшей представительной ветви власти.

Принятие поправок сокращало полномочия президента и усиливало роли парламента и правительства. Например, Глава государства уже не сможет отменять либо приостанавливать действие актов акимов областей, городов республиканского значения и столицы.

И, конечно, принципиально новый для Казахстана подход – внесен законодательный запрет президенту быть членом какой-либо партии в период нахождения на посту. Это предполагает равные возможности для всех партий, участвующих в выборах.

Теперь понятие «партия власти» исчезло из политической жизни страны, и всё будет зависеть от самих партий, от их активности и доверия народа. Сумеют получить мандат доверия избирателей, станут победителями. Не сумеют – сами виноваты.

На официальном уровне в Казахстане заговорили о Второй республике (первая, получается, 1991–2021 гг.). Вторая республика – это обновление государственной модели. Таким образом, идет отмежевание от предыдущего периода, Первой республики, и Справедливый Казахстан связан с принятием «новой» Конституции.

Вторая республика, по словам государственного секретаря РК Ерлана Карина, – это новая модель функционирования государственно-политической системы, основанной на новых принципах, которые провозглашены в рамках нынешней конституционной реформы.

И после референдума, после принятия поправок Вторая республика де-юре состоялась, поскольку наша политическая система перешла на новые принципы политического и экономического взаимодействия.

Вторая республика – это институциональная модель перемен, это перезагрузка политической системы. А Жаңа Қазақстан – это долгосрочный процесс, модернизация в первую очередь самого общества, а не только государства или власти.

Поэтапно, без резких движений и популизма, грамотно, обдуманно Касым-Жомарт Токаев приводит в правовое соответствие юридические коллизии, связанные с первым президентом. Отменено, к примеру, пожизненное председательство Назарбаева в Совбезе, а также норма, предусматривавшая согласование законодательных инициатив с ним. Из Конституции исключен пункт о статусе и полномочиях первого президента. Чтобы не было семейного клана во власти, отныне законодательно исключена возможность непотизма.

Самое обсуждаемое – это положение о том, что теперь близкие родственники президента не могут быть на политических постах и занимать высокие должности на госслужбе и в национальных компаниях. Это серьезный удар по непотизму. Тем более на фоне того, что было раньше, когда вся страна стала чуть ли не большим филиалом одной корпорации. Это четкий сигнал чиновникам. Борьбу с коррупцией нужно начинать с себя.

 ПОСЛЕСЛОВИЕ К ЯНВАРСКИМ СОБЫТИЯМ

 

Изоляция действующего Президента особенно заметно проявилась во время январских событий. Весь трагизм той ситуации прозвучал в нескольких словах, когда глава государства заявил, что «власть не падет» и «что бы ни было, я буду находиться в столице», будто мятеж был не в Алматы, а в столице и мятежники продвигались к резиденции Президента.

Это сейчас мы знаем, что руководство КНБ РК предлагало Президенту покинуть столицу, а руководители силовых структур попрятались, не говоря об отдельных акимах регионов. И пресловутую информацию о 20 тысячах террористов, о тяжелых боях возле Капчагая и т. д. тоже выдал КНБ.

Позиция пожизненного председательства Нурсултана Назарбаева в Совете безопасности сыграла роковую роль в январских событиях – силовые структуры, очевидно, отчасти были на стороне заговорщиков, отчасти держались нейтрально, выжидали, только небольшая часть силовиков пыталась защитить государственную власть и страну.

Возможно, митинги и забастовки во многих городах – дело рук КНБ, профильных ведомств и местных властей. Ведь кроме Алматы еще в 8 городах шли серьезные акции протеста с попытками захвата акиматов и департаментов МВД и КНБ по схожему сценарию.

Достаточно сказать, что в некоторых городах нефтяники, шахтеры и т. д. утром поехали (пошли) на работу, а оттуда вышли на митинги. Не кажется ли это странным? Ведь по логике забастовщики не должны идти на работу, а сразу из дома – на площадь. В итоге напрашиваются два варианта ответа: рабочие поехали на работу, чтобы отпроситься на митинг, либо само начальство или его подчиненные попросили их выйти на митинг.

Конечно, среди рабочих могли быть активисты, которые сагитировали во время работы выйти на площадь, могли быть и провокаторы, тайные агенты и т. д. Тем не менее идти на митинг или забастовку с ведома начальства – это редкое явление, причины которого можно выяснить, если провести служебное расследование.

До января этого года Нурсултан Назарбаев оставался во главе Совета безопасности и партии «Нур Отан». Было как бы два центра управления страной, что лишь вносило сумятицу и порождало бесконечные разговоры о двоевластии. Президент, к примеру, уволил акима Шымкента, а он «всплыл» в другом месте: немало кадров – «продукты» 30-летней коррупционной системы удержались в высоких креслах.

Лишь с 5 января 2022 года Касым-Жомарт Токаев, став председателем Совета безопасности, стал полноправным Президентом РК де-факто и де-юре. С этого времени он обрел властные полномочия для выведения респуб­лики из системного кризиса. И страна, наконец, получила возможности выйти на путь поэтапных требуемых обществом реформ.

Перед своей отставкой первый президент заблаговременно принял ряд законов и изменений, дополнений в Конституцию страны, чтобы закрепить пожизненно отдельные посты, сохранить за собой возможность принятия ключевых решений, вмешательства в деятельность второго президента, который должен был согласовывать отдельные решения с Лидером нации, руководить страной под его контролем и т. д.

Властный дуумвират, возникший в 2019 году, породил сложную, неэффективную и громоздкую систему государственного управления. В частности, у действующего Президента оказалось «старое» правительство, Национальный совет общественного доверия (НСОД), а у «ушедшего» первого президента – силовые структуры и партия власти «Нур Отан».

Такое правление со временем привело к конфликту интересов если не самих президентов, то их поддерживающих элит. Оно способствовало обострению межклановых и межэлитных разборок на государственном уровне. Определенные группы и конфликты были и раньше.

Из-за этого позиция Касым-Жомарта Токаева была двойственной. Поэтому с 2019 года действующий Президент находился в сложном положении, когда «партия власти» – «не его», парламент – «не его» и т. д. Токаев оказался без поддержки, в известной мере – в изоляции. Поэтому он был вынужден обратиться к гражданскому обществу и создать НСОД, который не сравнится с парламентом, но всецело был его детищем.

Такая практика была прервана лишь с начала январских событий, когда на кону была судьба страны, судьба независимости республики.

И теперь внеочередная задача – проведение досрочных президентских выборов без этой порочной практики, без контроля и «наследия» первого президента, чтобы стать самостоятельным, полноценным Президентом Нового Казахстана и т. д.

Касым-Жомарт Токаев поэтому и объявил выборы Президента, чтобы быть переизбранным самому, без «поддержки» первого президента и начинать с «чистого листа». Ведь в 2019 году электорат, в том числе чиновники, голосовали за К. Токаева так сказать с легкой руки Н. Назарбаева, а также и те, кто надеялся на обновление.

Логика этого решения проста: фактически Касым-Жомарт Токаев стал полноправным Президентом 5 января 2022 года. Ведь до этого силовые структуры были в подчинении первого президента, как и «партия власти» и многочисленная армия чиновников. Теперь предстоят полноценные выборы Президента без пожизненных постов, вмешательств и «поддержки» уходящих натур, поэтому необходим новый мандат доверия населения.

«Для успешной реализации кардинальных и всесторонних реформ на пути построения справедливого Казахстана необходим новый мандат доверия населения», – заявил 1 сентября Касым-Жомарт Токаев. Он отметил, что готов «сократить срок полномочий и пойти на внеочередные президентские выборы».

«Я рекомендую ограничить срок полномочий Президента одним сроком в семь лет. При этом переизбрание запрещено», – сказал Токаев.

Надо признать, что семилетний срок президентства – это демонтаж многолетнего авторитаризма, монополизации власти. Поэтому такое предложение главы нашего государства – первый случай в СНГ. Оно заслуживает уважения и поддержки.

В свое время в Мексике ввели норму с шестилетним сроком президентства с запретом переизбрания после многолетнего правления президента Порфирио Диаса.

Семь лет – это почти два президентских срока, например, в США. Однако предложенный срок по сравнению с четырехлетним дает больше времени и возможности главе государства выполнить предвыборные обещания, не теряя времени на вторые выборы. К тому же отвлекая на это немало людских, материальных и финансовых ресурсов.

Это дельное предложение, прозвучавшее в сентябрьском Послании народу Касым-Жомарта Токаева, необходимо воспринимать как окончательный отход от суперпрезидентской модели правления, как логическое продолжение уже принятых конституционных изменений, как возможность создать новые условия для построения полноценного гражданского общества. Новая модель президентства не даст возможности узурпировать государственную власть, создаст условия для появления креативных политиков, депутатов парламента, повышения роли гражданского общества и т. д. Это позволит модернизировать систему государственного управления, исключит возможность для лоббирования интересов тех или иных политических и олигархических сил, которые могут привести в будущем к власти сомнительного «лидера нации».

Досрочные выборы Президента с 7-летним сроком оправдываются и с осложнением геополитической ситуации, турбулентностью мировой экономики, когда республика нуждается в адекватных ответных мерах для сохранения своей независимости и экономического благополучия.

Из январского кризиса Президент Токаев вышел с неполной легитимностью, которая ранее была в основном обеспечена за счет публичной поддержки со стороны Назарбаева. Поэтому выход на досрочные выборы с увеличением президентского срока до семи лет со стороны Токаева оправдан и логичен.

 

СОЗДАНИЕ НОВОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ

 

Надо всегда помнить: люди обычно равняются на руководителя, а высшие чиновники – на президента. Если глава государства – демократ и соблюдает законы, то и его подчиненные стараются придерживаться этих принципов, и наоборот.

До январских событий К. Токаев был вынужден заниматься чисткой «авгиевых конюшен». Ведь статус главы государства в общественном сознании автоматически делал его ответственным за любые безобразия и беспорядки в стране.

 Уже спустя полтора месяца после вступления в должность Президента прогремели взрывы на складах боеприпасов воинской части в городе Арысь. Мы до сих пор не знаем истинных причин взрывов.

В феврале 2020 года случились массовые беспорядки в Кордайском районе. Официальной причиной конфликта изначально был объявлен бытовая ссора, а затем причиной конфликта была названа борьба двух преступных группировок контрабандистов за передел сфер влияния в этом приграничном районе.

Чуть позже пандемия коронавируса вскрыла удручающее положение во многих отраслях и сферах, прежде всего в здравоохранении: за 2020 год в стране умерло на 29 тысяч человек больше, чем в 2017–2019 гг. Это самый высокий показатель за прошедшее десятилетие.

26 августа 2021 года произошел пожар на складе боеприпасов войсковой части, дислоцированной в Байзакском районе Жамбылской области. В результате пожара и последующих взрывов погибли 17 человек. А в январе 2022 года чуть не случился заговор против Президента.

В течение трех последних лет остается актуальным вопрос: удастся ли создать Президенту Токаеву новую политическую элиту? Ведь от этого зависит реализация реформ, объявленных Главой государства.

Пока, к сожалению, нет внятного ответа. К примеру, несмотря на кадровые пертурбации в силовых структурах, основные кадры остались прежние. Стали ли они верными сподвижниками Президента, еще большой вопрос. Одна характерная деталь – участие руководства КНБ в январских событиях расследуют представители того же …КНБ.

Естественно, изменения в первую очередь необходимы для законодательного и политического разрешения будущего устройства республики.

По многим признакам, у К. Токаева есть шанс создать новую политическую элиту, но на новой политической платформе – с новым Парламентом и Правительством. Главное, заручиться поддержкой народа, что возможно на досрочных выборах в этом году.

В этом контексте понятен выборПрезидента Касым-Жомарта Токаева в пользу Национального курултая с возрождением «традиции Великой степи, заложившей основы общенационального единства». В самом деле, власти должны не только услышать народ, который обнищал и пострадал за последние годы, но и допустить его для непосредственного участия в реформах страны. Поэтому был необходим своеобразный «Общественный договор»: примирение и единение народа и власти во имя будущего страны должны принять юридический характер. Важна реальная, созидательная активность боеспособной команды реформаторов-профессионалов, на деле поддерживающей реформы Президента Касым-Жомарта Токаева.

Создание новой самодостаточной политической элиты – главная задача главы государства. Чтобы не на словах, а на деле покончить с удушающей коррупцией, произволом зарвавшихся чиновников и полицейских, клановой экономикой, организованной преступностью, тотальным воровством и т. д.

Именно поэтому К. Токаеву было необходимо, проведя досрочные выборы, показать народу, что он начинает действительно строить Новый Казахстан с новыми правилами игры, с новой политической элитой, с новой моделью управления государством, дающей больше возможностей для участия в ней каждому казахстанцу. Конечно же, в этом контексте можно усмотреть и необходимость предотвратить реванш тех сил, которые планировали осуществить захват власти в начале года.

 

ПОСЛАНИЕ ПРЕЗИДЕНТА – ПРОГРАММА ВТОРОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

Послание Главы государства народу, озвученное 1 сентября, явилось программной основой для Второй республики, которая определит вектор дальнейших масштабных преобразований, новый пакет политических и экономических реформ.

Это, прежде всего, заявленный переход от суперпрезидентской к президентской республике с сильным парламентом. Для этого предстоит провести целый комплекс шагов по реформированию институтов представительной власти. В частности, речь идет о том, чтобы прекратить тренд «сращивания» институтов государственного управления и партийных структур. Прекращение членства президента в политической партии на период своих полномочий, а также запрет для акимов и их заместителей на занятие должностей в филиалах политобъединений должны демонополизировать политическое поле.

Актуально предложение Президента о необходимости разгосударствления экономики, то есть снижения роли государства в экономических процессах не только в части собственно численности или количества активов госпредприятий, но и в части участия государства в экономических процессах.

Отныне будет прекращена практика неэффективного расходования ресурсов Национального фонда. По примеру некоторых стран половина его инвестиционного дохода будет перечисляться на специальные счета казахстанских детей.

На мой взгляд, мы должны проявить мудрость в выходе из нынешнего национального тупика, январской трагедии. Государство и общество должны прийти к национальному примирению.

В этом плане своевременно решение главы государства провести единоразовую амнистию участников январских событий. Амнистия не затронет главных фигурантов, причастных к организации беспорядков, а также обвиняемых в государственной измене и попытке насильственной смены власти.

Проявив гуманизм, мы, как нация, извлечем уроки из этой трагедии и не допустим ее повторения. В нынешней опасной ситуации казахстанцы должны состояться как единая нация, чтобы сохранить свою государственность на основе реформ.

Как сказано в Послании народу Главы государства «Справедливое государство. Единая нация. Благополучное общество»: «С учетом текущей геополитической ситуации Казахстан становится важнейшим сухопутным коридором между Азией и Европой. Нам нужно в полной мере использовать открывающиеся возможности и стать транспортно-транзитным узлом действительно мирового значения. Казахстан уже начал реализацию таких крупных проектов, как создание контейнерного хаба в Актау, развитие Транскаспийского коридора. К данной работе будут привлечены передовые логистические компании мира. Национальная компания «Қазақстан теміржолы» будет преобразована в полноценную транзитно-логистическую корпорацию».

Особое внимание в Послании уделено развитию сельского хозяйства, большие перспективы для развития отрасли открывает сельская кооперация. Оказывается, был реализован соответствующий пилотный проект. По его итогам урожайность в сельхозкооперативах, участвовавших в нем, увеличилась в два раза, а прирост поголовья – почти на четверть. Данный успешный опыт нужно поэтапно масштабировать по всей стране с учетом специфики регионов.

Президентом Казахстана принято решение уже со следующего года начать реализацию национального проекта, нацеленного на нужды сельских жителей страны. В течение двух лет будут построены и полностью оснащены медицинские и фельдшерско-акушерские пункты в 650 селах, в которых сегодня нет медучреждений.

И, конечно, не осталось в стороне развитие среднего образования: именно на это нацелен новый национальный проект «Комфортная школа». До 2025 года будут созданы 800 тысяч ученических мест, отвечающих современным требованиям. Это позволит полностью решить проблему аварийных и трехсменных школ.

…Нам нужны необратимые перемены, справедливые, неперсонифицированные, незыблемые, кардинальные. Курс на создание общества всеобщего благосостояния. Это требует трансформации системы государственной власти в государственный сервис поддержки создания и справедливого распределения благ.

 

1239 раз

показано

6

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательно заполните поля *

DtIEceaUoFhSTpKJ

11 Ноября, 2022

ZlceOLmXnyGj

nSpCqEYeHZjavW

11 Ноября, 2022

KwzWvYde

TULmbdxPryCs

23 Ноября, 2022

ujyiGDNKBSvk

SrYMBGnAUe

23 Ноября, 2022

ofKBRwlHXyPLkSsd

orDiqsPXdt

27 Ноября, 2022

VyZzpQOiuK

plqMxtQyPGLRCFVK

27 Ноября, 2022

GMasxQTgqZrH

МЫСЛЬ №11

15 Ноября, 2022

Скачать (PDF)

Редактор блогы

Аяған Өтенұлы Сандыбай

Блог главного редактора журнала «Мысль»