• Общество
  • 19 Октября, 2022

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСЗАКУПОК

В Послании народу Казахстана «Справедливое государство. Единая нация. Благополучное общество» Глава государства Касым-Жомарт Токаев особо отметил: «Предстоит выстроить качественно новую систему государственных закупок. В приоритете должно быть качество закупаемых товаров и услуг, а не минимальная цена. Закупки государственных и квазигосударственных организаций необходимо перевести на единую платформу. Для реализации данных подходов потребуется принять новый закон «О государственных закупках».

Право на здравоохранение имеет важное значение среди других прав человека в современном мире. На международном уровне оно гарантируют ряд нормативно-правовых актов, к которым относятся Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Декларация о правах инвалидов, Декларация о правах умственно отсталых лиц и т. д. Указанные документы налагают юридические обязанности на государств-участников по принятию законодательных и административных мер для осуществления закрепленных в них прав, в том числе права на охрану здоровья. Право граждан Республики Казахстан на охрану здоровья на национальном уровне гарантировано ч. 1, ст. 29 Конституции РК [1].

Одной из важнейших проблем современного здравоохранения в Республике Казахстан является повышение эффективности использования государственных финансовых ресурсов для обеспечения медикаментами и медицинским оборудованием органов здравоохранения. Одним из средств государственного регулирования здравоохранения является функционирование системы государственных закупок. Государственные закупки играют роль перспективного и важного регулятора, посредством которого возможно формирование полноценной конкурентной среды в медицинском обслуживании населения, осуществление стабилизационной политики в этой области.

В то же время достижение нового качественного уровня медикаментозного обеспечения населения в условиях нового всплеска заболеваемости COVID-19 [2], ограниченных финансах государства невозможно без эффективности использования ресурсов, направленных на закупку лекарственных средств, медицинского оборудования и обеспечения современных условий лечебных учреждений. В первую очередь возникает вопрос своевременного обеспечения больных необходимыми лекарственными средствами, которые попадают на рынок РК через соответствующую процедуру государственных закупок. Все это напрямую зависит от эффективности их правового регулирования.

Вместе с тем состояние правового регулирования государственных закупок в данной сфере далеко от совершенства, несмотря на то, что в целом оно отвечает общим принципам международного права. Динамическое развитие общественных отношений требует постоянного совершенствования правового регулирования государственных закупок в сфере здравоохранения с учетом реалий развития рынков, потребностей государства и общества, зарубежного опыта. В настоящее время изменения и дополнения в профильное законодательство анализируются и регулярно вносятся поправки, государство и заинтересованные стороны активно оптимизируют процессы государственных закупок. При этом развитие правового регулирования в медицинском обслуживании населения невозможно без прочного научного фундамента, что обуславливает актуальность осуществления научных исследований данной проблематики.

Целью нашей статьи является исследование правового регулирования государственных закупок в сфере здравоохранения в РК, формулирование предложений по его совершенствованию.

На сегодняшний день государственные закупки в нашей стране осуществляются в соответствии с Законом РК «О государственных закупках», нормами Гражданского кодекса, постановлениями Правительства Республики Казахстан и другими нормативно-правовыми актами.

Закон «О государственных закупках» от 04 декабря 2015 года № 434-V определяет общую систему регулирования сферы государственных закупок в стране. Согласно пп. 2 п. 2 ст. 2 Кодекса Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения», действие законодательства Республики Казахстан о государственных закупках в части закупа лекарственных средств и изделий медицинского назначения в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и для системы обязательного социального медицинского страхования не распространяется. Указанные правоотношения подлежат урегулированию законодательством Республики Казахстан в области здравоохранения [3].

Таким образом, государственные закупки в данной сфере регулируются вышеуказанным Кодексом и относительно новым Постановлением Правительства Республики Казахстан от 4 июня 2021 года № 375 «Об утверждении Правил организации и проведения закупа лекарственных средств …» (далее – Постановление № 375).

Постановление № 375 предусматривает шесть способов закупа лекарственных средств, медицинских изделий или фармацевтических услуг: тендер проводится посредством веб-портала; автоматизированный тендер – посредством веб-портала и пр. (п. 5 Главы 2 Раздела 1) [3].

Тендерная процедура содержит ряд последовательных этапов, представляющих собой: рассмотрение тендерной комиссией заявок на предмет соответствия условиям объявления и требованиям профильного законодательства РК в данной сфере, аукцион среди потенциальных поставщиков и пр. (п. 23 параграфа 1 Главы 2 Раздела 2) [3].

Среди последних законодательных нововведений в данной сфере следует отметить, что согласно пп. 2 пункта 223 Постановления № 375, заявка потенциального поставщика отклоняется по лоту в случае, если не представлено ценовое предложение или в нем: цена превышает утвержденную уполномоченным органом в области здравоохранения предельную цену на торговое наименование, а в случае закупа единым дистрибьютором – с учетом прибавления к цене потенциального поставщика утвержденной наценки единого дистрибьютора.

Анализируя систему действующего законодательства в государственных закупках в сфере здравоохранения, следует сделать вывод, что она претерпевает значительные изменения. Безусловно, данный факт отражает неуклонное стремление Правительства модернизировать профильное законодательство в данной сфере, однако это же служит и недостатком, поскольку создает дополнительные сложности для закупочных органов. Последним приходится учитывать постоянно меняющиеся законодательные требования. Действующему профильному законодательству не хватает стабильности. Вместе с тем конечная оптимизация правового регулирования государственных закупок в сфере здравоохранения должна послужить более эффективному расходованию бюджета на закупки.

Подавляющее большинство закупочных процедур в настоящее время осуществляется в электронной форме, что, безусловно, является положительным фактором. Вместе с тем из недостатков следует отметить, что механизм отбора поставщиков основан на соблюдении формальных требований. При этом последние реформы только укрепили такой подход законодателя.

Постановление № 375 предусматривает возможность обжалования действий (бездействия), решений организатора закупа, заказчика и единого дистрибьютора через органы государственного аудита и финансового контроля, а также его вышестоящий орган в досудебном порядке. Однако до сих пор не решена проблема так называемых «профессиональных жалобщиков», деятельность которых замедляет работу апелляционного механизма. Желательно также обеспечить непосредственное участие внешних заинтересованных сторон в системе государственных закупок. Не полностью устранены различия в нормативно-правовой базе, регламентирующей осуществление закупок, желательный уровень единообразия в данной сфере еще не достигнут.

Для совершенствования правового регулирования государственных закупок в сфере здравоохранения важно учитывать международный опыт.

В законодательстве зарубежных государств, регламентирующем процедуру организации и проведения государственных закупок в сфере здравоохранения, существенное внимание уделяется обеспечению прозрачности и открытости информации, предупреждению злоупотреблений организаторами, заказчиками и участниками процедуры закупки. Применение именно процедур открытых торгов позволяет в наибольшей степени реализовать на практике приведенные выше принципы и обеспечить соблюдение соответствующих требований всеми участниками процедуры закупки.

Так, в США законодательством определена необходимость проведения политики, не допускающей возникновения конфликта интересов и стимулирующего соответствующее поведение работников, отвечающих за государственные заказы. В этом контексте, например, запрещается раскрытие информации о заявке на контракт, за исключением случаев, предусмотренных законодательством, до момента объявления о заключении контракта. Этот запрет касается не только сотрудников федеральных структур США, но и других участников процесса закупки [5, с. 93]. Характерно, что в США, как и во многих других государствах, процедура закупки проводится в основном через централизованную электронную систему, вмешательство в работу которой считается правонарушением.

Следует отметить, что для зарубежных стран характерен опыт применения:

– централизованных государственных закупок относительно товаров, работ и услуг, необходимых для содержания, материально-технического обеспечения работы заказчиков при наличии их долгосрочной постоянной потребности в одинаковых товарах, работах и услугах, уже имеющих свой сложившийся рынок и известный уровень цен;

– объединенных государственных закупок, предусматривающих право двух или более заказчиков, планирующих приобрести одинаковые товары, работы или услуги, передать на основе соглашения все или часть собственных полномочий по осуществлению закупки одному из заказчиков.

Интересен в этом аспекте опыт отдельных европейских стран. В частности, в Австрии, Испании и Португалии учреждения центрального уровня напрямую обязаны законом осуществлять закупки через централизованные закупочные организации, а для остальных заказчиков такая процедура не является обязательной. В Бельгии установлена такая обязательность при превышении определенного стоимостного объема закупок, а в Германии, где централизованные закупочные организации функционируют на уровне Министерства внутренних дел, все закупочные тендеры федеральных министерств выше определенного порогового уровня должны проводить исключительно через централизованные закупочные организации.

Следует обратить внимание, что в Швейцарии процедура закупки регламентирует кантональное, межкантональное и местное законодательство, предусматривающее равный, недискриминационный доступ на рынок поставщиков как из Швейцарии, так и из других стран с идентичным швейцарским режимом государственных закупок. Особое внимание законодатель акцентирует на сфере применения и субъектах государственных закупок.

Законодательство Бразилии устанавливает, что, кроме случаев, предусмотренных законом, публичные работы, услуги, приобретение и передача права собственности на товары и другую продукцию должны быть заключены путем открытой тендерной процедуры, которая должна обеспечивать равные условия для всех участников торгов с положениями, устанавливающими оплату обязательства. Эффективные условия участия в тендере должны сохраняться, как предусмотрено законом, который может разрешить только требования к техническим и экономическим квалификациям, необходимым для обеспечения выполнения обязательств [6, с. 7, 9].

Законодательство некоторых зарубежных стран в процессе осуществления контроля над соблюдением участниками процедуры условий и правил государственной закупки привлекает антимонопольные органы.

Правительство Швейцарии в 1996 году приняло антимонопольный закон, согласно которому не только были расширены полномочия комиссии по конкуренции, но и закреплялось право применения санкций к картелям, несмотря на то, что конституция страны разрешает создание промышленных объединений и картелей.

В Бразилии государственные агенты не могут принимать, предусматривать, включать или применять в тендере требования или условия, компрометирующие, ограничивающие или нарушающие конкурентоспособный характер процедуры. Запрещено также устанавливать преимущества или различия по поводу места рождения, места происхождения или места жительства участников торгов или любых других обстоятельств, не связанных с конкретным объектом контракта; или устанавливать дифференциальное отношение к коммерческой, юридической, трудовой, социальной или любой другой разнице между бразильскими и иностранными компаниями, включая валюту, режим и место оплаты, даже если это касается финансирования международных агентств, за исключением случаев, предусмотренных в отдельных статьях закона [6, с. 7, 9].

Следует также отметить такую интересную особенность регулирования процедуры закупки в Швейцарии как возможность полного отхождения заказчика от требований законодательства в сфере закупки в определенных случаях. В частности, установлено, что заказчик имеет право не выполнять положения швейцарского законодательства о государственных закупках, если существует угроза причинения вреда морали, общественному порядку и безопасности, а также если этого требует необходимость защиты здоровья и жизни граждан, фауны и флоры или нарушены права охраны интеллектуальной собственности. Этой оговоркой подчеркивается то, что экономика в Швейцарии является действительно социально направленной, поскольку любые правила и условия сохраняют свою силу до тех пор, пока не возникает реальной угрозы причинения вреда жизни или здоровью человека, ухудшения экологической ситуации и т. д. Считаем данный опыт полезным для Республики Казахстан, поскольку может быть использован при правовом регулировании государственных закупок критически важных лекарств и медикаментов.

Несмотря на то, что процедура открытых торгов была и остается одной из наиболее распространенных в странах Западной Европы и США, государственные закупки не ограничиваются только этой процедурой, поскольку, кроме конкурсных, во многих странах широко используется внеконкурсная процедура – закупки у одного участника (Швейцария, Япония, Польша, Молдова). Эта процедура применяется в следующих случаях: экстремальная ситуация, наличие только одного участника, закупки предметов, защищенных особыми правами или патентом, закупки для исследований или разработок или если необходимо провести дополнительные закупки у поставщика, с которым ранее уже был заключен контракт.

Законодательством Бразилии разрешается применить иную, чем открытые тендерные торги, процедуру только в четко определенных случаях. В частности, в этом государстве закупки могут проводиться путем применения так называемой процедуры заранее определенного требования. Она допускается для контрактов на услуги, когда правительство не может определить точный характер и сроки предоставления услуги заранее перед началом процедуры. Заранее определенное требование – это структурированный административный процесс для авторизации работы с поставщиками по принципу «как и когда требуется» на основании условий и правил, предложенных заказчиком контракта. В этом контракте определяются задачи и сфера, где необходимо предоставить услуги или выполнить определенную работу, сроки и любые другие конкретные инструкции (такие как представление отчета о расходах на основе предварительно установленных финансовых ограничений) [6, с. 24].

К положительным достижениям правового регулирования процедуры государственных закупок в некоторых европейских государствах, США и др., которые могут быть использованы при разработке предложений по усовершенствованию законодательства РК в сфере здравоохранения, можно отнести:

– закрепление ограничений по участникам процедур государственных закупок на основе антикоррупционного законодательства, в том числе с целью предупреждения возникновения конфликта интересов;

– определение особенностей осуществления местных закупок, то есть предоставление права органам местного самоуправления самостоятельно организовывать и проводить закупки в пределах своих нужд за счет средств местных бюджетов;

– определение и конкретизация основ условий, которые недопустимо устанавливать заказчиками как такие, которые могут быть признаны дискриминационными;

– недопущение нарушения законодательства об экономической конкуренции, закрепление антиконкурентных требований и гарантий их обеспечения при проведении закупки;

– повышение гарантий защиты прав иностранных участников процедур государственных закупок путем установления равных с отечественными субъектами хозяйствования условий, кроме случаев, когда это может нанести ущерб общественным интересам.

Таким образом, правовое регулирование государственных закупок в сфере здравоохранения в РК в последние годы претерпело значительные изменения, однако по-прежнему содержит ряд существенных недостатков. Действующему профильному законодательству не хватает стабильности. До сих пор не решена проблема так называемых «профессиональных жалобщиков», деятельность которых замедляет работу апелляционного механизма. Не полностью устранены различия в нормативно-правовой базе, регламентирующей осуществление закупок в сфере здравоохранения, желательный уровень единообразия в данной сфере еще не достигнут.

Для совершенствования правового регулирования государственных закупок в указанной сфере важно также учитывать зарубежный опыт, особенно в части определения и конкретизации условий, которые недопустимо устанавливать заказчикам из-за их дискриминационного характера, закрепление антиконкурентных требований и гарантий их обеспечения при проведении закупки.

Меруерт АМИРОВА,

ст. преподаватель кафедры

гражданско-правовых дисциплин

Alikhan Bokeikhan University

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция Республики Казахстан (принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года, с изменениями и дополнениями по состоянию на 08.06.2022 г.). Источник: https://online.zakon.kz/document/?doc_id=1005029&pos=5;-90#pos=5;-90

2. В Европе фиксируют резкий рост заболеваемости COVID-19. Источник: https://www.interfax.ru/world/850065

3. Кодекс Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 09.07.2022 г.) Источник: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=34464437&pos=5;-108#pos=5;-108

4. Постановление Правительства Республики Казахстан от 4 июня 2021 года № 375 «Об утверждении Правил организации и проведения закупа лекарственных средств, медицинских изделий и специализированных лечебных продуктов в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, дополнительного объема медицинской помощи для лиц, содержащихся в следственных изоляторах и учреждениях уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы, за счет бюджетных средств и (или) в системе обязательного социального медицинского страхования, фармацевтических услуг и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Казахстан» (в редакции постановления Правительства РК от 18.07.2022 № 499). Источник: https://adilet.zan.kz/rus/docs/P2100000375

5. Iaroslav V. Petrunenko. International Practices and Experience of Arranging Public Procurement. The Journal of Eastern European Law. 2015. № 21. P. 92-98.

6. Government Procurement Law and Policy. The Law Library of Congress, Global Legal Research Center. 2010. Источник: https://www.loc.gov/law/help/govt-procurement-law/government-procurement.pdf

 

2368 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми

МЫСЛЬ №2

20 Февраля, 2024

Скачать (PDF)

Редактор блогы

Сагимбеков Асыл Уланович

Блог главного редактора журнала «Мысль»