• Исторические страницы
  • 30 Октября, 2022

ГАЛЕРЕЯ РЕЛИКВИЙ

Гульбаршин САЛЫК, 
краевед, член Союза журналистов Казахстана 

«Реликвии» – само понятие произошло от латинского глагола «оставаться», что и определяет его общепринятое значение. В любом случае реликвия – это вещь глубоко почитаемая, требующая к себе бережного и даже трепетного отношения. В любом музее они присутствуют в экспозициях. Немаловажно наличие и сохранение подобных реликвий для подрастающего поколения. 

Реликвии бывают разные, и среди них семейные. Во многих семьях хранятся унаследованные от дедов и прадедов вещи. Их берегут как память. Если владельцы этих вещей были выдающимися людьми, то вещи эти попадают в музеи и становятся реликвиями, представляющими ценность и интерес для многих. Из семейных архивов и документов складывается история в целом всего государства. И если мы не будем сохранять и беречь их, то время неумолимо сделает свое дело – память о наших предках сотрется в сознании, оборвется времен связущая нить, а вместе с ней и историческая правда, не откуда и не с кого будет брать духовно-нравственные примеры, образцы верного служения своему Атамекену – Отечеству.

В наше время, к сожалению, нарастает духовное оскудение, все больше людьми движет жажда наживы и потребительский интерес ко всему.

Каждый предмет имеет свою историю… В Атбасарском историко-краеведческом музее есть уникальные старинные вещи – это коллекция предметов быта первых переселенцев на казахскую землю. А история ее такова.

В начале ХХ века на территорию Акмолинской губернии в Атбасарский уезд прибыла масса переселенцев из центральных перенаселенных районов России и Украины, которые позже сос­тавили почти 40% от общего числа коренных жителей области. Маленький степной городок Атбасар, как и Кокшетау, использовался царской Россией как место ссылки для политически неблагонадежных людей. Архивные данные свидетельствуют, что ссылку здесь отбывали более 30 человек. Но основное и главное то, что получили они, здесь была богатая земля, где занимались сельским хозяйством. В фондах Атбасарского историко-краеведческого музея можно увидеть предметы быта, вещи, орудия труда переселенцев, привезенные ими. Если, скажем, затронуть историю повседневной обуви, то такой, которую носим мы ныне, тогда не было, и люди собственноручно плели лапти – это низкая обувь, распространенная на Руси, и бывшая в широком употреблении в сельской местности до 1930-х годов, сплетенная из древесного лыка. Для прочности подошву подплетали лозой, лыком, веревкой или подшивали кожей. Лапоть привязывался к ноге оборами (шнурками, скрученными из того же лыка, из которого изготавливались и сами лапти).

Интерес представляет старинный самовар. История такова: родиной самоваров считают Тулу. Завод в Туле принадлежал Демидовым. Про тульский самовар первое упоминание историки нашли в 1746 году. В 1808 году в Туле работало восемь самоварных фабрик. В 1990 году в Туле на Менделеевской улице у стен Кремля был открыт музей «Тульские самовары». Несмотря на разнообразие форм, устроены самовары одинаково. Самовар состоит из: стенки (основная часть самовара, куда наливается вода для кипения), кувшина (внутренняя труба в самоваре, куда кладется топка: сосновые шишки, ветки, щепки, угли), круга (литое кольцо, которое находится на верхней части стенки), шейки (низ самовара), поддона (основание самовара), ручки, репеек (фигурная пластина, прикрепляемая к стенке самовара, в которую врезается кран), ветки (ручка крана).

Механические весы на чугунном основании, с латунными чашками. Рассчитаны на взвешивание предметов и продуктов весом до 5 кг.

Торговые весы системы Беранже (в простонародье именуемые «уточками») всегда привлекали внимание коллекционеров из-за традиционно богатого декора. Они появились благодаря французскому изобретателю Жозефу Беранже, который предложил усовершенствовать конструкцию весов своего предшественника (Жиля де Роберваля) дополнительными рычагами на месте стоек под основным двойным коромыслом. Это позволило повысить чувствительность устройства, система оказалась весьма удачной и была широко распространена. Экспонат был приобретен в ходе изыскания сотрудниками музея. Данный раритет принадлежал жительнице Атбасара Г. Суховерховой.

Прялка XIX века – предмет народного быта, орудие труда, на котором пряли нитки. Она имеет резную форму, состоит из: ножек, подставки, колеса и рабочей части. Все это изготовлено из дерева темного цвета. Имеется педаль, которая приводит в действие колесо.

Это лишь небольшая часть коллекции предметов быта переселенцев, которые хранятся в фондах музея города Атбасара.

О тайне кипчакского изваяния рассказывают экспозиции музея истории г. Степногорск. В наших акмолинских степях продолжаются археологические исследования памятников разных эпох. Одно из них было проведено по берегам речки Аксу близ Степногорска отрядом Ишимской археологической экспедиции (ИАЭ) под руководством К. А. Акишева. У горы Коянбай, находящейся в 10-12 км западнее Степногорска, были обнаружены несколько каменных курганов.

При разработке центральной каменной насыпи с восточной стороны было обнаружено каменное изваяние. Оно лежало лицом вниз в направлении север-юг. Видимо, в начале, изваяние стояло на кургане, вследствие обрушения грабительского лаза завалилось, и было присыпано сверху камнями. Оно ныне экспонируется в историко-краеведческом музее Степногорска. Вот как описан этот экспонат: выполнено из коричневато-серого среднезернистого гранита. Высота его 1,2 м., толщина 0,25 м; изваяние имеет конусовидную форму, расширятся книзу. Наблюдается скол части носа, подбородка с правой стороны и у основания с левой стороны. Статуя плоская, зашлифована, обработка спереди и с боков. Тип лица – монголоидный. Детали одежды не прослеживаются. Голова выделена из монолита гривной (ожерельем) по очертаниям нижней челюсти и с боков. На гривне нанесена насечка. Левая ушная раковина проработана достаточно хорошо. Она находится в перевернутом виде, как бы мочкой вперед. Можно сделать предположение, что это изображение женского украшения (серьга в виде скобы). Правая ушная раковина не проработана. Брови выполнены едино с носом. Щеки показаны выпуклостями. Рот передан выпуклым валиком. Глаза показаны открытыми, они переданы выпуклостями средней величины. Правый глаз сбит. Руки согнуты в локтях и располагаются под грудью. Большой палец правой руки отогнут вверх, мизинец – вниз, а три пальца располагаются горизонтально. У изваяния хорошо читается женская форма груди. Наличие ее дает основание считать, что изваяние отображает молодую женщину или девочку. Аналогов описываемому изваянию не встречено. И неслучайно, ведь каждое изваяние – это неповторимый образ, наделенный индивидуальными чертами, присущими лишь конкретному лицу. Ученый Я. И. Шер выделяет комплексную передачу бровей и носа, считая данный прием тюркским по происхождению. Примечательно, что в героическом эпосе тюркоязычных народов сросшиеся на переносице брови нередко являются важным элементом характеристики образа богатыря… По классификации приемов изображения черт лица, предложенной Л. Н. Ермоленко, Н. С. Гецовой, Ж. К. Курманкуловым в статье «Новый вид сооружений с изваяниями из Центрального Казахстана», изваяние можно отнести ко II приему и ко времени кимако-кипчаков (IX–XIII вв.). Изваяние – носители II приема устанавливались с востока ритуальных курганов. Согнутые в локтях и сложенные под грудью руки изваяния можно отнести к признакам кипчакского изваяния. Отмечается, что одним из традиционных признаков половецких скульптур является изображение человека, держащего сосуд в сложенных на животе руках. Ни у кого из исследователей, занимавшихся половцами, не вызывает сомнения, что к XII в. патриархально-родовой строй в половецком обществе подошел к порогу классового общества. Половцы наряду со статуями предков – мужчин в огромном количестве ставили статуи и женщинам. Факты свидетельствуют о большой роли, которую играли женщины в половецком, безусловно, в целом патриархальной жизни. На основании сравнительной характеристики, каменное изваяние можно датировать X–XIII вв. и отнести ко времени Кипчакского ханства. Находка изваяния в крупном кургане позволяет считать подобные курганы своеобразными степными маяками, отмечающими пути перемещения кипчаков и территорию их владений.

В историко-краеведческом музее нашей области также есть свои неповторимые раритеты – изюминки. Изумляет своей таинственностью и своеобразным изображением львов китайское бронзовое зеркало эпохи династии Тан (VII-IX вв.). Коллекция подобных зеркал есть в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Технология изготовления, наличие внешнего и внутреннего бортика, а также орнамент, выполненный в растительном и зверином стиле, очень похожи. Во внутренней части зеркала рельефно изображены бегущие львы. Во внешней зоне, отделенной бортиками, идет сплошной растительный орнамент из виноградных побегов с завитками. История появления данных зеркал с изображением львов была известна в Китае еще в VII веке. Виноград, несмотря на его широкое распространение, оставался в глазах китайцев изысканным кушаньем, связанным с богатством и изобилием, и представляющим пищу богов, а виноградное вино называлось «владыкой великого спокойствия». Лев, привозимый в Китай с далёкого запада, стал его символом наряду с тигром, и ему приписывали множество сверхъестественных свойств, в том числе – способность прогонять злых демонов. Считалось, что даже изображение льва внушало ужас всем зверям. Поэтому элементы орнамента – львы и виноград – имели простые функции – отгонять зло и приносить счастье его владельцу. Считалось, что зеркала эпохи династии Тан представляют собой миниатюрную картину вселенной. В связи с этим львы на зеркалах могут рассматриваться как четыре божества, символизируя четыре стороны света. Китайское бронзовое зеркало с изображением львов передано в музей из Вячеславской средней школы аула Арнасай Аршалынского района. Найдено на берегу Вячеславского водохранилища. Представленная в экспозиции музея коллекция средневековых монет Казахстана (VII – вторая половина XIX вв.) в количестве 20 штук были переданы музею в 2006 году Маратом Игембаевичем Урстембаевым, который был в 2006–2007 годах директором Акмолинского областного историко-краеведческого музея. Это монеты: Тимуридов фелс, времен реформ Улугбека. 1428–1429 гг. и серебряная теньга; Караханидов фелс. 998–999 гг; Монгольской империи дирхем (посеребренный). 1258 г.; Саманидов фелс. 917–918 гг. 943–944 гг.; монеты Хорезма и Бухары. Теньга. 1881-182 гг., 1864–1910 гг.; Аббасидов фелс. 812–820 гг.; – Джучидов пул. 1360–1361 гг.; – Джанидов фелс. 1611–1642 гг.;

Поражает своей изысканностью восточные товары, к примеру металлическая пиала. Пиала – чаша из белого металла, состоит из двух слоев – внутренняя сторона гладкая, наружная часть представляет собой филигранный узор с изображением павлина – птицы счастья и цветов с листьями и бутонами. По верхнему и нижнему краю пластины идут гравированные узоры.

 Вызывает большой интерес в экспозиции – шапан Шынгыса Уалиханова, сиреневого цвета, изготовленный из натурального шелка, по всему шапану идут вышитые золотыми нитями крупные узоры растительного орнамента. Такое золотое и серебряное шитье расценивается как элитарное искусство. Великий ученый и просветитель Шынгыс Уалиханов – внук легендарного Абылай хана, сын хана Уали, был старшим султаном Кокшетауского округа. Существует легенда, что вышитый золотом шапан в свое время был подарен Шынгысу Уалиханову царем Александром II в 1855 году в г. Санкт-Петербурге. В 1969 году потомок рода Уалихановых Жетписпай Мырзабаев передал семейную реликвию в Кокшетауский областной историко-краеведческий музей.

Как отмечал О. Сулейменов: «Культура – необычайный комплекс факторов, национальных ценностей – духовных и материальных, – позволяющих человеку чувствовать себя нелишним на земле, в окружающем мире». Воспитание патриотического сознания средствами музейной и архивной работы трудно переоценить.

 

 УВИДЕТЬ ЛИТЕРАТУРУ И ИСКУССТВО…

Музей литературы и искусства официально был создан распоряжением Совета Министров Казахской ССР от 20 января 1989 года, открыт для посетителей 22 июля 1993 года. Об этом свидетельствует архивный документ от 20 января 1989 года: «Принять предложение Кокшетауского облисполкома, согласованное с Госпланом КазССР, Минфином, Госкомкультуры КазССР и Союзом писателей Казахстана, об открытии в г. Кокшетау музея литературы… Госплану КазССР и Минфину внести соответствующие изменения в план и бюджет республики на 1989 год. Заместитель Председателя Совета Министров Казахской ССР Е. Башмаков».

На сегодняшний день это научно-исследовательское учреждение является государственным хранилищем памятников, связанных с жизнью и творчеством писателей, деятелей культуры и искусства Кокшетауского, ныне Акмолинского региона. Фонд музея составляет 10684 предметов хранения, из них 3448 – основных, 7236 – вспомогательных фондов, которые постоянно пополняются и состоит из личных вещей писателей, фотографии, документов, рукописей и книг с автографами К. Салыкова, И. Салахова, Е. Мырзахметова, С. Жунусова, Б.Канапьянова и других. Экспонаты характеризуют национальную культуру, этнографические ценности, литературно-культурную жизнь. О фольклоре, дореволюционной и современной литературе в целом рассказывают экспозиции музея. Например, интерес представляет ценный исторический раритет XVI–XVII веков – копия рукописи книги Ходжа Ахмеда Яcсауи «Диуани хикмет» (Духовные знания).

Рукопись Ходжа Ахмеда Яссауи

«Диуани хикмет». ХVI–ХVII в.

Или «куты» – (фляга) XVIII века, принадлежавшая великому казахскому полководцу, главнокомандующему армиями трех жузов Богенбай батыру.

Фляжка батыра. XVIII в.

 

«Саптыаягы» – «чаша» XVIII века, принадлежавшая советнику Абылай – хана Канай – би и другие.

Нужно отметить и рукописи по исламскому вероисповеданию, являющиеся основой духовной жизни казахского народа, древние книги шариата, изданные в конце XIX – начале XX века. О героизме и мужестве свидетельствует оружие казахских батыров. О жизни нашего народа констатируют различная национальная утварь, собранные десятки видов музыкальных инструментов, женские ювелирные изделия и т. д.

Среди раритетных экспонатов можно увидеть адалбакан Акана серi, швейную машинку «Зингер» и зеркало его возлюбленной Актокты. Не менее ценные и интересные личные вещи, рукописи, литературно – художественные произведения казахских акынов – импровизаторов, певцов – Бiржан сал, Yкiлi Ыбырай, Балуан Шолак, известных писателей – Жумагали Саина, Мусы Асаинова, Кокена Шакеева, Сакена Жунусова, Естая Мырзахметова, Карима Ильясова и многих других выдающихся деятелей литературы и искусства нашей любимой земли Кокше. Можно отметить и красочную в национальном стиле юрту, шедевр кочевой цивилизации, которая удачно вписалась в экспозицию выставочного зала.

Основные направления работы музея – фольклор и дореволюционная литература, искусство, а также научно-исследовательская работа по фондам, экскурсионная, массовая и просветительская деятельность. Руководит музеем Нурбек Нуралин.

Музей литературы и искусства находится в старинном здании. После революции, в 1918 году, оно было муниципализировано и стало государственным, но продолжало использоваться как магазин. В 1934 году в нем был открыт первый и единственный кинотеатр на 280 мест. В годы Великой Отечественной войны временно не работал. Старейший кинотеатр закрылся в 2009 году. Затем здесь размещались разные организации города, с 20 ноября 2014 года постановлением акима Акмолинской области был передан на баланс музея литературы и искусства. В 2019 году были выделены средства на капитальный ремонт здания, а в 2021 году дополнительные средства направлены на реконструкцию внутренней экспозиции музея.

В этом здании повсюду чувствуется дыхание времени, даже окна, хоть и сделанные уже в XX веке, выглядят настолько необычно, что и не верится в их «неоригинальность». О былых годах, ярких событиях, об исторических встречах и о многом другом рассказывают рукописи, личная переписка, дневники, фотографии и другие эксклюзивные раритеты, о которых было сказано выше. Все, что было создано и создается, в основном для истории остается на бумаге. В мире телевидения, смартфонов и других новых современных технологий «увидеть литературу сложнее». Музейные работники в основном стараются, чтобы посетители полюбили книгу.

Обычно в литературных музеях доминирует иллюстративная функция, однако не менее важно то, что здесь богато представлены насыщенные информационные материалы, рукописи, письма. Это позволяет не потерять живую связь времен. Сотрудники музея стараются различными формами работы сделать музейный «продукт» интересным для посетителя, «оживить» гениев литературы и искусства, и по своему «прекрасное далеко» сделать ближе и понятнее прежде всего современной молодежи. Для примера можно привести презентацию книги «Жапырақ ғұмыр», которую подготовили музейные работники. Мероприятие состоялась в музее, автор книги журналист, поэт Бердихан Орындыкулы. Он прожил всего 42 года, будучи корреспондентом газеты «Арқа ажары», писал стихи на различные темы и создавал сатирические произведения, а также песни, был композитором и айтыскером. Или другой пример. К 30-летию Независимости страны впервые в области был презентован арт-альбом «Азат елдiн аспаны», изданный научными сотрудниками музея литературы и искусства при поддержке акимата области и управления культуры. В нем собраны произведения художников нашего региона с предисловием акима Ермека Маржикпаева. В сборник включено более 250 работ 19-ти художников.

Вызывает положительные эмоции и то, что наши музееведы идут в ногу со временем. Ищут новые формы взаимодействия с посетителями. С помощью визуальных решений разрабатывают новые проекты и креативные направления работы. В классическом понимании они занимаются сакрализацией предметов наследия для будущих потомков. Не это ли патриотизм? Всем известно, без прошлого у человека нет будущего. Действительно, чтобы прошлое не таяло в тумане уходящих дней работают музеи и архивы. В них трудятся настоящие энтузиасты. 

Г. КОКШЕТАУ

926 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательно заполните поля *

МЫСЛЬ №11

15 Ноября, 2022

Скачать (PDF)

Редактор блогы

Аяған Өтенұлы Сандыбай

Блог главного редактора журнала «Мысль»