• Общество
  • 16 Сентября, 2022

ЖРЕБИЙ БРОШЕН?

Совсем недавно в Кремле были приняты решения, значимость которых многие явно недооценивают. По всей видимости, ни мировая, ни российская общественность просто не поняли смысл того, что произошло. Мы попробуем изложить свою точку зрения на них.

В середине июля в Москве имело место событие, которое, не исключено, когда-нибудь назовут историческим. В этот день в Госдуме РФ состоялось внеочередное пленарное заседание, которое депутаты решили провести для решения «неотложных вопросов» уже после закрытия весенней сессии. Заседание это не вызвало никакого ажиотажа ни в российских, ни в мировых СМИ. По всей видимости, ни мировая, ни российская общественность просто не поняли смысл того, что произошло. Что ж, постараемся объяснить, почему мы придаем решениям, принятым в Госдуме 15 июля, исключительно важное значение.

Повестка внеочередного пленарного заседания всю последнюю неделю была предметом многочисленных слухов и тревог. 6 июля, всего полторы недели назад, спикер Госдумы Вячеслав Володин официально закрыл весеннюю сессию. Но уже через пять дней Дума сообщила, что за это время «накопились вопросы, требующие неотложного решения» – в том числе правительственные инициативы. Не только в России, но и во всем мире эксперты стали задаваться вопросом: с чем связан такой внезапный и срочный вызов депутатов «по тревоге»? Что за срочный сбор? Что такое необычное, из ряда вон выходящее стряслось, что понадобилось вдруг спешно собирать депутатов уже после закрытия весенней сессии?

Многие и в России, и за рубежом полагали, что в связи с известными событиями в Украине Владимир Путин объявит военную мобилизацию в стране и ему понадобилось одобрение Госдумы. Скоро стало известно, что ключевым кадровым вопросом для депутатов станет обсуждение новой должности главы Минпромторга Дениса Мантурова, которого президент России Владимир Путин повысил до вице-премьера. А лидер фракции «Единой России» в Госдуме Владимир Васильев заявил в «Парламентской газете», что 15 июля «планируется рассмотреть 60 с небольшим вопросов». Окончательно утвердить повестку должен был Совет Думы уже утром того же дня. Перед ним в проекте порядка работы значилось более 40 вопросов: помимо назначения Мантурова, это были в том числе и законопроекты о «донастройке» пенсионной системы и ОСАГО. Но после Совета Думы повестку «ужали» всего до 19 вопросов.

На то, чтобы повысить ранг Дениса Мантурова, у депутатов ушло почти два с половиной часа. Свое выступление министр посвятил плану, в рамках которого Россия должна перейти «от абсолютно рыночной промышленной политики к политике обеспечения технологического суверенитета».

«Сейчас важнее даже не статистические данные, а задачи, которые стоят перед промышленностью в целом. Буквально три дня назад мы подробно их обсуждали на стратегической сессии в правительстве и пришли к единому мнению, что сегодня нужно совершить поворот от абсолютно рыночной промышленной политики к политике обеспечения технологического суверенитета».

Непосредственно о российской спецоперации в Украине Мантуров говорил немного. После ряда вопросов и ответов депутаты почти единогласно проголосовали за назначение Мантурова вице-премьером – «за» были 394 человека. Лишь один депутат воздержался ¬– Александр Бородай («Единая Россия»). Официальный указ о назначении Мантурова вице-премьером был подписан Владимиром Путиным в этот же день. Вот, собственно, только для того, чтобы срочно утвердить Дениса Мантурова в должности вице-премьера и понадобилось срочно отозвать депутатов с каникул, заставив нервничать и Россию, и весь мир. Когда выяснилось, для чего все это было затеяно, все вздохнули с облегчением: мобилизации не будет. А аналитики стали так прямо и писать: все закончилось пшиком, зря переживали. Простите. То, что произошло, вовсе не пшик, а очень важное, возможно, историческое, событие. Денис Мантуров представляет тот блок правительства, который объединяет ключевые сегменты реального сектора экономики – промышленность и торговлю. Теперь он становится главным ответственным за проведение всей экономической политики государства. А какой будет эта политика?

6 июля, в последний день своей работы перед закрытием весенней сессии, Госдума РФ приняла в третьем, окончательном чтении Закон о праве правительства РФ вводить специальные меры в сфере экономики в целях обеспечения проведения Вооруженными силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами контртеррористических и иных операций за пределами территории РФ. Важнейший законодательный акт принят удивительно оперативно, всего за два дня. Но общественного резонанса почему-то не получил.

Теперь в Трудовом кодексе возник прецедент, по которому правительство при введении «специальных мер в сфере экономики» сможет устанавливать в «отдельных организациях» порядок привлечения сотрудников к работе сверхурочно, ночью, в выходные и праздники, а также менять порядок предоставления отпусков. В пояснительной записке правительства к документу уточняется, что имеются в виду «в первую очередь организации оборонно-промышленного комплекса». Правительство теперь имеет право расконсервировать мобилизационные мощности и объекты, разбронировать ценности из государственного резерва. При введении специальных мер в экономике любые компании, юридические лица, в том числе частные, не смогут отказаться от заключения и выполнения контрактов, которые потребует заключить государство. Можно констатировать факт – правительство получило чрезвычайные полномочия.

И тут важно понимать, что если имеются в виду «в первую очередь организации оборонно-промышленного комплекса», это означает, что «во вторую очередь» подразумеваются вообще любые предприятия в стране. При этом заказчик (государство) сможет менять условия контракта по объему поставок и цене. Проще говоря, будешь производить такую продукцию, какую мы укажем, столько, сколько мы укажем и по такой цене, какую мы назначим. Правда, курирующий ВПК вице-премьер (до 15 июля, сейчас он стал главой Роскосмоса взамен Дмитрия Рогозина) Юрий Борисов 5 июля заявил, что поправки не потребуют принудительного перепрофилирования мощностей предприятий гражданского сектора. Но в промышленности очень часто трудно отделить гражданский сектор от оборонного. Даже простая лопата при желании может быть названа продукцией двойного назначения – ею же можно окопы рыть!

Совсем недавно, на Петербургском экономическом форуме Путин произнес классическую либеральную речь о том, что экономика будет децентрализовываться, что административное давление на бизнес будет слабеть и так далее. И что произошло через пару недель? Правительство внесло в Госдуму законопроект о фактически мобилизационной экономике, по сути отменяющий всякие права всякого бизнеса. И Дума его приняла. И это очень важный сигнал.

Конечно, можно сказать, что в связи со спецоперацией, которую РФ проводит в Украине, и связи с санкциями, введенными против России, пришлось наделять правительство чрезвычайными полномочиями и принимать чрезвычайные меры. Вроде бы логично, но на самом деле все явно гораздо серьезнее. Не все в Казахстане знают, но в России уже не первое десятилетие идет нарастающая критика рыночных реформ и раздаются требования усилить роль государства в экономике. Теперь российское правительство устами свежеиспеченного вице-премьера заявляет, что «от абсолютно рыночной промышленной политики» оно отходит. Иначе говоря, на абсолютно рыночном экономическом курсе, которым РФ следовала 30 лет, ставится крест. Изменения в экономической политике будут, и изменения очень серьезные.

Связано ли все это с антироссийскими санкциями? Только отчасти. Решение явно назревало давно.

Еще в начале этого года мы писали о вышедшей в свет и получившей немалый резонанс в России книге «Кристалл роста. К русскому экономическому чуду», соавторами которой являются А. С. Галушка, А. К. Ниязметов и М. О. Окулов – все трое госслужащие.

К чему же призывали авторы? Они утверждали, что в РФ нужно резко усилить роль государственного планирования в экономике, изменить финансовую систему и сделать государственный (плановый) сектор несущим каркасом, тем, подобным алмазу, жестким кристаллом, на который должна опираться вся экономика страны, от которого она должна отталкиваться и таким образом обеспечить экономический рост в государстве. Авторы писали, что в 1929-м (год начала первой советской пятилетки) – 1955-м гг. государственный сектор и был таким «алмазом», кристаллом, обеспечивающим беспрецедентный экономический рост советской экономики, а разбалансирование слаженной работы госсектора, начавшееся после 1955-го года, стало этот «алмаз» разрушать, что и привело в конечном итоге к крушению СССР. Сейчас, полагают авторы, России необходимо позаимствовать многое из опыта тех лет.

По поводу книги «Кристалл роста» мы тогда высказали свое мнение: «Все без исключения авторы, писавшие ранее на эту тему, принадлежали к оппозиционному лагерю, критически относившемуся к проводимым в России реформам. Теперь то же самое, что раньше писали только оппозиционеры, излагается в книге, опубликованной людьми, находящимися в самой структуре российской власти».

Это было явное зондирование общественного мнения: как общественность отнесется к тому, что экономический курс в РФ будет резко изменен от «абсолютно рыночной политики» к политике, резко увеличивающей роль государства в экономике. Мы тогда писали:

«Не успела книга выйти в свет, как уже целый сонм весьма известных людей, находящихся не в оппозиции, а в самой структуре власти наперегонки бросился засвидетельствовать то, что они согласны с авторами, «целиком и полностью»…

Для тех, кто еще сомневается, что книга «Кристалл роста» была издана с полного согласия Кремля, если не по его прямому указанию, приведем слова замначальника Управления президента РФ по общественным проектам Александра Журавского:

«Только за последний год авторы книги на площадке Общественной палаты в диалоге с экспертами, общественными организациями, органами государственного управления и аудиторами Счетной палаты фактически провели тестирование и обкатку основных идей книги сквозь призму анализа практической реализации национальных проектов. Сделали это в рамках Координационного совета по национальным проектам и народосбережению, который возглавляет Александр Галушка.

Причем не просто протестировали и обкатали основные идеи книги, а подготовили для Главы государства доклад с развернутыми предложениями по корректировке и совершенствованию как всей системы национальных проектов, так и отдельных проектов в частности. Положительная резолюция Президента нашей страны на этом докладе – свидетельствует о качестве проделанной работы».

Коротко говоря, добро на публикацию книги, по словам Журавского, дал сам Владимир Путин. Во всяком случае, с идеями, изложенными в «Кристаллах роста», он был ознакомлен заранее. И дал им положительную оценку.

Таким образом, мы полагаем, идея изменения проводимого в стране экономического курса в высшем руководстве РФ созрела давно, но было непонятно, как обосновать это изменение и под каким предлогом его ввести. Ведь если изменить экономический курс без объяснения причин, то это будет означать, что реформы, которые проводились в России 30 лет, были ошибочными, проще говоря, провалились. А это чревато нарастанием негативных настроений в обществе. Введение антироссийских санкций вкупе со спецоперацией в Украине стали удобным предлогом, чтобы под их прикрытием и экономический курс сменить, и каких-то внятных объяснений по этому поводу общественности не давать: сами понимаете, санкции… Кто тут и что может возразить? И какие еще тут нужны объяснения?

Курман АХМЕТОВ,

экономист

1815 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми