• Образование
  • 21 Сентября, 2022

КАК СОЗДАТЬ СИЛЬНЫЕ ВУЗЫ И НАУКУ?

Дастан ЕЛЬДЕСОВ, 
педагог

В этом году в сфере образования и науки произошли два знаменательных события. Министерство образования и науки реорганизовано в Министерство просвещения и Министерство высшего образования и науки. Академии наук будет присвоен государственный статус, ее финансирование предусмотрено из республиканского бюджета.

АКАДЕМИЯ НАУК ОБРЕТЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАТУС

Следует отметить, что система образования и науки в Казахстане в первые годы независимости в большей степени держалась за счет советских кадров и довольно строгих требований стандартов советского образования. Затем ситуация стала ухудшаться.

Достаточно сказать, что за время независимости Национальная академия наук РК стала обычной общественной организацией, в итоге у ученого была не только маленькая зарплата, но и заметное снижение социального статуса. Кроме единичных исключений, Академия наук нигде в мире не является общественной организацией! В 2003 году наша Академия в ее прежнем виде была практически ликвидирована, и ей было отведено одно из последних мест среди наших приоритетов.

И вот президент Касым-Жомарт Токаев в своем выступлении 1 июня 2022 года на юбилейной сессии Национальной академии наук сделал давно ожидаемое заявление: «Развитие науки, техники и инноваций является одним из ключевых направлений повышения конкурентоспособности страны. Мы определяем приоритеты отечественной науки в соответствии с международными требованиями и национальными интересами».

И для ученых прозвучала отличная новость – глава государства заявил: «Академия должна стать центром научной мысли и авторитетной структурой, осуществляющей экспертную деятельность. Нам крайне важно повысить ее роль. В связи с этим Академии будет присвоен государственный статус, она будет финансироваться из бюджета».

Ведь в советское время в Казахстане была сильная наука, появилось немалое количество вузов высокого уровня. Так, к началу 1980-х в республике имелось 140 научных учреждений, в которых работали 21,1 тыс. человек. В Академии наук Казахстана было сосредоточено – 31 научное учреждение, из них 24 научно-исследовательских института. Ученые академии вели исследования практически по всем направлениям экономики и науки. Однако эти позиции были утеряны в годы независимости. По финансированию науки и научных разработок Казахстан находился в числе откровенных аутсайдеров как среди государств постсоветского пространства, так и среди стран, даже не относящихся к развитым. Затраты на науку в республике 0,13-0,17% от ВВП – ниже, чем в некоторых африканских странах!

Два процента ВВП – это всем известная цифра, ниже которой начинается регресс науки, это пороговое значение среднемирового уровня таких затрат, ниже которого деградирует не только наука, но и общество. Что мы наблюдали в Казахстане.

Немало программ и проектов не прошли ключевые требования научных организаций, по этой причине они напоминали «воздушные замки», а выделенные средства не были освоены.

Республика тратила ничтожно мало на научные исследования, но даже эти небольшие деньги в условиях коррупции и некомпетентности чиновников от науки не доходили до ученых. В последние годы скандалы, связанные с распределением научных грантов, сотрясали Национальный научный совет, Комитет науки, научные коллективы и др.

Можно предположить, что основная причина конфликта – слабое финансирование науки, которого явно не хватало всем, в итоге какие-то институты оставались совсем без средств.

К тому же на исследования в области медицины, социальных и гуманитарных наук в последние годы потрачено не более 7% от общих внутренних затрат. Согласно информации Комитета по статистике, наибольшая доля затрат приходились на инженерные разработки и технологии. Например, в 2015 г. она составила 43%.

Без сильной науки не может быть развитой экономики, многопрофильного производства. Недаром самое большое финансирование науки в США, Европе, Китае, Японии и др.

Настало время усилить отечественную науку, для этого можно перенять успешные мировые модели, использовать опыт университетской науки развитых стран.

 

ПОСЛЕДСТВИЯ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ НАУКИ

И ИЗМЕНЕНИЯ СТАТУСА НАН

30 лет РК строила рестораны, торгово-развлекательные центры, бизнес-центры, мечети и т. д., продавая сырье и не развивая собственное производство, сельское хозяйство, медицину, науку, образование. В итоге мы оказались, будто в лихих 90-х: безработица, отсутствие производства, разрушенное сельское хозяйство, рост преступности, коррупции и т. д. Страна развивалась не в том направлении!

Низкая и нестабильная заработная плата привела к резкому снижению кадрового потенциала. Институты, занимавшиеся фундаментальными исследованиями, находились в тяжелейшем состоянии.

Государство принимало многочисленные программы, реализация которых требовала развитие фундаментальной науки, увеличения финансирования, усиления связей между наукой и экономикой и т. д.

Государственная программа индустриально-инновационного развития, четвертая промышленная революция с ее автоматизацией, роботизацией, искусственным интеллектом, обменом «большими данными» и т. д. нуждаются в компетентных ученых.

Перед страной поставлена задача технологического перевооружения базовых отраслей до 2025 г., внедрения цифровых технологий в сектор промышленного производства. Принята программа «Цифровой Казахстан», цифровизации АПК, прошла выставка «ЭКСПО-2017», призванная внедрять зеленую экономику и т. д. Как будут воплощаться в жизнь все эти программы без фундаментальной науки?

Многие сложности наших дней от пресловутой коммерциализации науки, когда решили получать из нее прибыль. В приоритете была как бы прикладная, а фундаментальная наука – на вторых ролях. В итоге в 2011 г. отказались от базового финансирования науки. Ученые выживали лишь на грантах, сотрудники некоторых институтов работали на полставки или уходили в длительный неоплачиваемый отпуск. По сути, когда-то престижная деятельность ученых превратилась в сезонную низкооплачиваемую работу.

Прикладные науки не могут существовать без фундаментальных, невозможно создавать технологии, инновации, коммерческие проекты или ту же систему кибербезопасности, если нет фундаментальных знаний или они слабы и т. д.

Государственные или стратегические интересы состоят в том, чтобы развивать и прикладную, и фундаментальную науку.

Многие наши сложности в той же экономике – это последствия ликвидации Академии наук как государственного учреждения, которая всегда была основой фундаментальной науки, и превращения ее в общественное объединение без былых полномочий, возможностей и системного финансирования. К примеру, известные с советских времен НИИ ныне еле держатся на плаву, а иные закрылись.

Из-за потери статуса Академии наук многие научные институты были расформированы и вошли в состав высших учебных заведений (?). Например, стратегический Институт сейсмологии, отвечающий за сейсмическую безопасность страны, потерял свою самостоятельность, превратившись в некое ТОО в составе КазНИТУ имени К. И. Сатпаева. Сегодня будущее и настоящее сейсмической науки в целом зависят не от Министерства высшего образования и науки, не от Академия наук, а от ректора КазНИТУ имени К. И. Сатпаева, не имеющего непосредственного отношения к сейсмологии.

 

 БЕЗ НАУКИ

НЕТ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

Касым-Жомарт Токаев указал на то, что многие узловые проблемы, на которые ученые обращали внимание в течение ряда лет, были рарешены благодаря внесению изменений в Закон «О науке». В частности, был введен новый вид финансирования научных институтов, осуществляющих фундаментальные исследования. Этот шаг позволил обеспечить бесперебойную деятельность целого ряда научных коллективов. В базовое финансирование включена оплата труда ведущих ученых, средняя заработная плата научных сотрудников повысилась на 70 %. За последние три года финансирование науки возросло на 70 %. Также увеличены сроки финансирования исследований с трех до пяти лет. Осуществлен долгожданный запуск пятилетних проектов, в рамках которых у ученых будет больше времени на продвижение результатов своих исследований. Нередко краткосрочное трехлетнее финансирование не позволяет достичь намеченных результатов, поэтому ученые переходят на другие проекты. А также мало остается времени на патентование, которое занимает в среднем два года.

Президент подчеркнул, что проблемных вопросов в отечественной науке все еще достаточно, и для их поэтапного решения необходимо сосредоточиться на таких приоритетах, как изменение статуса Академии; укрепление университетской науки; совершенствование системы поддержки научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; эффективное долгосрочное планирование научно-технологического развития. На контроле у главы государства вопросы совершенствования системы поддержки научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).

«Наряду с государственным бюджетом, средствами недропользователей и национальных компаний ключевым источником финансирования науки должны выступить крупный частный сектор – индустриальные корпорации и другие организации. При фонде «Самрук-Казына» создан Центр научно-технологических инициатив. В его задачи входит системное сотрудничество с научным сообществом для внедрения научных разработок в производство. Проводится работа по обеспечению прозрачности отчислений и распределений средств недропользователей в размере 1 % от затрат на добычу полезных ископаемых, выделяемых на НИОКР. Считаю, что настало время для предоставления более широких налоговых и инвестиционных преференций для частных инвестиций в НИОКР и создание новых научных центров», – заявил Касым-Жомарт Токаев.

Некоторые важнейшие результаты ученых у нас игнорируются, и к ним проявляют интерес за рубежом. По многим государственным программам и проектам госорганы должны приглашать специалистов из НАН для научного анализа и обоснования с достойной оплатой. Возможно, в Академии необходим отдельный консультативный отдел для работы с госорганами.

В самом деле, пришло время продвижения перспективных результатов научных проектов и программ для их применения и внедрения в экономику. Для этого нужны налоговые и инвестиционные преференции для крупных предприятий. Также необходимы со стороны государства всевозможные поощрения; важны стимуляция, мотивация внедрения перспективных научных результатов, в том числе – открытие новых фабрик, заводов, научно-образовательных центров международного уровня с участием инновационных предприятий, выпускающих конечную продукцию.

Предложение главы государства о сотрудничестве с научным сообществом для внедрения научных разработок в экономику, производство должно осуществляться на системной основе. Например, Назарбаев университет готовит специалистов по робототехнике – им негде работать за редким исключением, в частности, в машиностроении, медицине. И многие выпускники этого перспективного университета вынуждены идти работать в кружки по робототехнике или менять профессию.

Вместо чиновников, которые развалили сельское хозяйство, промышленность, науку, образование и др., должны прийти компетентные специалисты, ученые-практики. Поэтому необходимо восстановить или создать многие предприятия, институты и службы, модель мобилизационной экономики: Академию наук в прежнем статусе, медицинские НИИ, санитарно-эпидемиологическую и ветеринарную службу, опытные сельскохозяйственные станции, предприятия типа АХБК, АЗТМ, обувной фабрики «Жетысу», Павлодарского тракторного завода и др.

 

НАУКА ПОВЫШАЕТ КАЧЕСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

11 июня вышел указ президента Республики Казахстан о реорганизации Министерства образования и науки путем разделения его на Министерство просвещения и Министерство науки и высшего образования.

Существовавшее Министерство образования и науки было чрезмерно громоздким, из-за чего было немало бюрократических проволочек и преград, многие проблемы не решались вовремя, невозможность уделять одновременно равноценное внимание всем сферам, особенно научной и т. д. По любому вопросу воспитатели, учителя, преподаватели, ученые должны были проходить через общего министра, который также имел в своем попечении множество детских садов, школ, колледжей, университетов и НИИ. Такой громадный массив управленческих задач физически было невозможно решать из одного центра.

Ведь средняя школа, детские сады, ясли – это все-таки специальные вопросы, и пусть этим ныне занимается Министерство просвещения, хотя тут тоже есть вопросы, связанные с высшим образованием, ведь у нас есть колледжи при университетах. Тем не менее, эти вопросы можно решить в рамках партнерства ведомств.

Министерству просвещения были переданы функции и полномочия Минобра в области дошкольного, среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, дополнительного образования, охраны прав детей, обеспечения качества в сфере дошкольного, среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, цифровизации дошкольного, среднего, технического и профессионального образования.

Министерству науки и высшего образования делегированы функции и полномочия в сфере высшего и послевузовского образования, языковой политики, науки, обеспечения качества в сфере высшего и послевузовского образования и науки, цифровизации высшего и послевузовского образования. То есть в компетенцию Министерства просвещения вошли вопросы общего образования, тогда как второе ведомство будет отвечать за высшую школу и развитие науки в целом. Такое решение позволит лучше сконцентрировать финансы и возможности по развитию двух систем образования.

Особое внимание необходимо уделить развитию исследовательских ВУЗов, которые готовят докторов философии – преподавателей и научных кадров в стране. Ведь студенты  являются основными пользователями их научных знаний и разработок, способными в будущем внедрить их в практику.

Бесспорно, больше пользы, когда университеты и научные институты находятся в одном ведомстве, поскольку наука требует притока новых кадров, поэтому она тесно связана с высшей школой. А повышение качества высшего и послевузовского образования возможно путем повышения роли научных исследований и ведущих ученых в ВУЗах. От качества высшего образования зависит эффективность работы и уровень доходов выпускников, а также благосостояние страны.

Студентов надо учить находить нужные научные знания и разработки, а также решать с их помощью различные задачи. Магистранты должны уметь сами проводить несложные исследования, которые могут понадобиться в случае отсутствия ответов на нужные вопросы.

Для формирования исследовательской системы и развития прорывных технологий задумана трансформация вузов в исследовательские. Например, КазНУ им. аль-Фараби присвоен статус исследовательского университета. В очереди – ЕНУ им. Л. Гумилева, ЮКУ им. М. Ауэзова по трансформации в исследовательские университеты.

«В западных странах при университетах функционируют технопарки, в рамках которых работают различные инновационные стартапы и технологические компании. Консолидация системы образования с отдельными научными центрами и технопарками в зависимости от их потенциала позволит сформировать сильные исследовательские университеты», – сказал президент Касым-Жомарт Токаев.

В этой связи Глава государства поручил правительству и профильным министерствам запустить программу поддержки научно-технологических парков при вузах с выделением целевых грантов на развитие научных лабораторий и опытно-испытательной инфраструктуры. Эти и другие предложения вселяют надежду и уверенность в возрождении Национальной академии наук, преодолении кризиса в системе среднего и высшего образования, в подъеме экономики и благосостояния наших граждан.

1887 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательно заполните поля *

МЫСЛЬ №11

15 Ноября, 2022

Скачать (PDF)

Редактор блогы

Аяған Өтенұлы Сандыбай

Блог главного редактора журнала «Мысль»