• Исторические страницы
  • 21 Сентября, 2022

ВАНГА, ЭЛИЭЗЕР, БАРЛЫБЕК…

Кабдрахман НАУРЫЗБАЕВ, 
журналист 

До сих пор, хотя со времени кончины знаменитой болгарской прорицательницы Ванги (Вангелия Пандева Фурчева) прошло четверть века, ее имя пользуется во всем мире огромной популярностью. Ей приписывалась чудодейственная, невероятная способность предвидеть катаклизмы природы, изменения в государственном строе. К ней выстраивались очереди людей, приехавших в Болгарию со всех концов света. Многие известные деятели считают, что именно она предсказала начало Второй мировой войны, поражение гитлеровской Германии, распад Советского Союза, судьбы людские… Правда, находятся и оппоненты, считающие неграмотную жительницу болгарской глубинки, родившейся 31 января 1911 года, шарлатанкой… 

Автор данных строк не хочет вступать в дискуссию с теми, кто верит или не верит в уникальные способности Ванги (была она еще и целительницей). Хочу поведать нашему читателю о двух удивительных личностях, оказавшихся настоящими провидцами.

В этой связи приходит на ум одно из чудес второй половины XIX века – начало возрождения иврита. Немногим более сотни лет назад никто не пользовался этим языком, который после появления 14 мая 1948 года государства Израиль – наряду с арабским станет государственным языком новой страны. Восточно-европейские евреи обычно говорили на идише, некоторые евреи-сефарды – на ладино, большинство же евреев – на языке страны своего проживания.

Но нашелся великий патриот своего народа по имени Элиэзер Бен-Йехуда, который приехал с женой в Эрец-Исраэль и принял обет: говорить в семье только на иврите (как тут не вспомнить чеченцев и ингушей, которые в какой бы языковой среде ни находились, говорят между собой, со своими детьми только на родном языке). Это было не так уж просто в конце прошлого столетия, когда в иврите не было слов для выражения самых элементарных вещей. Иврит богат словами, относящимися к философии и обрядам, некогда совершавшимся в Храме. Но что касается таких понятий, как «солдат», «газета», «зубная паста», «огнетушитель» и многое, многое другое их просто не было на иврите…

Но Бен-Йехуда уже в 1880 году настаивал: «Чтобы иметь свою собственную землю и политическую жизнь… мы должны иметь язык иврит, на котором мы можем говорить обо всех сферах жизни». И лишь с провозглашением независимости государства Израиль (Мединат Исраэль) началось долгожданное возрождение еврейского государства, и появилась реальная возможность сохранения родного языка.

Первым делом этот талантливый человек, благодаря которому сегодня Израиль имеет в качестве государственного языка иврит, образовал сотни новых слов. К примеру, в иврите тогда даже не было слова «словарь»; обычно говорили сефер милим, буквально означающее: «книга слов». Бен-Йехуда взял за основу слово мила («слово») и образовал от него – милон («словарь»). Или, к примеру, слово «солдат» на иврите выражалось архаичным ишцава («человек из войска»). Его заменили, благодаря лингвисту-самородку слова хаяль (солдат) и хаелет («солдатка»). Была проделана титаническая работа, когда в самых смелых мечтах и предсказаниях нельзя было представить возрождение самостоятельного еврейского государства, на пост первого президента которого, кстати, приглашался великий ученый Альберт Эйнштейн.

Думаю, что Элиэзера Бен-Йехуду вдохновляла на совершение своего подвига сама история еврейского народа. В течение почти двух тысяч лет, как еврейский народ был изгнан из Эрец-Исраэля, – эта страна оставалась в центре всех еврейских чувств и помыслов, что до сих пор евреи по всему миру читают свою ежегодную молитву с просьбой о дожде в праздник Шмини-Ацерета,

то еесть в сезон, когда дождь особенно нужен в Израиле, и вовсе не нужен стране их проживания. Пораженный этой необычайной верностью евреев Святой Земле, британский премьер-министр Бенджамин Дизраэли – еврей по национальности – в ХIХ веке сказал пророческие слова: «Народ, который празднует урожай вина даже тогда, когда он уже больше не снимет виноград, вновь обретет свои виноградники». В течение веков наиболее почитаемый из всех еврейских ритуалов пасхальный «седер» заканчивается призывом: «На следующий год – в Иерусалиме». И часто повторяемый 137-й псалом, составленный во время первого еврейского пленения в Вавилоне (VI век до нашей эры), содержит клятву:

 

«Если я забуду тебя, о, Иерусалим,

Пусть отсохнет моя права рука,

Пусть язык мой прилипнет

к нёбу моему…»

 

Как бы то ни было, Элиэзер Бен-Йехуда совершил свой великий подвиг, возродил и вернул евреям иврит. Правда, его мало кто знает в мире, а вот Вангу знают очень многие…

А теперь не могу не сказать о Барлыбеке Сыртанове, другой удивительной личности мировой истории, который в 1910–1913 годы составил втайне от властей «Устав казахского государства» – по сути, первую Конституцию Казахстана. Об этом же более ста лет назад говорили известные казахские деятели Ахмет Байтурсынов, Алихан Букейханов и Миржакип Дулатов, составившие «Каркаралинскую петицию». Если же взять более раннее время, то об этом говорил великий казахский ученый и просветитель Чокан Валиханов в своей работе «Письмо по поводу судебной реформы».

Читателю небезынтересно будет знать, как он пришел к своему поистине провидческому решению. Барлыбек родился в ауле Арасан Капальского уезда (ныне Аксуский район Жетысуской области) в 1866 году. В возрасте 10 лет поступил в Верненскую мужскую гимназию. Он настолько увлекается поэзией, искусством импровизации, что в 1881 году встретится с великим акыном Жамбылом, пройдет, как говорится, курс по овладению секретами мастерства мгновенного сочинения стихов.

Но это только начало пути выдающейся личности. За отличную учебу директор гимназии ходатайствовал перед генерал-губернатором Жетысуской области. Он напишет: «Сыртанов Барлыбек ученик VII класса… желает продолжить свое образование в высшем учебном заведении, но так как нет у родителей его средств для продолжения высшего образования, то покорнейше прошу Ваше превосходительство, не найдете ли возможным пособлять ему из каких-нибудь средств, состоящих в Вашем распоряжении, тем более, что Сыртанов Барлыбек весьма смиренного характера, вел себя в течение всего гимназического курса отлично, и несмотря на затруднения какие он, как инородец, должен был преодолеть, показал очень хорошие результаты, добился больших успехов, как приложенные при сем баллы, выставленные для допущения к испытанию зрелости, доказывают. Прошу покорнейше дать возможность кончить первому киргизу здешней страны высшее образование, что несомненно благодетельно отразится на все здешнее киргизское сословие» (Из книги «Жетысулық Алаш зиялылары». 2016 Үш Қиян 117-127, 127-129-142 бб.).

В 1890 году Барлыбек Сыртанов с отличием окончил факультет востоковедения Петербургского университета по специальности арабский, персидский, турецкий, татарский языки. Потом был направлен на работу в Ташкент 1891–1894  гг. 29 октября 1894 года стал заведующим отделом делопроизводства Жетысуского областного управления.

 Но и на этом не успокаивается молодой человек. В 1909 году Барлыбек Сыртанов обратился к казахскому купцу Сеитбатталу Маманову с предложением открыть частную школу для казахов. Уже тогда он пользовался авторитетом среди народа, поэтому С. Маманов прислушался к предложению Сыртанова и открыл на свои деньги школу в селе Аксу (или как его сейчас называют Старое Аксу). Об уровне обучения говорит тот факт, что в первой частной казахской школе Семиречья помогали постигать науки преподаватели из Каира, Стамбула, Казани, Уфы. Перед каждым новым учебным годом Барлыбек Сыртанов приезжал к детям и обращался к ним: «Дорогие мои! Учитесь! Не уставайте познавать!».

Если же говорить об «Уставе Казахского государства», он состоит из 25 глав и вызывает восхищение тем, что уже тогда Сыртанов предвосхитил многое из сегодняшней нашей жизни. Барлыбеку Сыртанову глубоко импонировала теория Монтескье, утверждавшего, что «если законодательная и исполнительная власти будут находиться в руках одного человека или организации, не бывать демократии, поскольку этот монарх или сенат станет тираном… Если судебная власть не будет отделена от законодательной и исполнительной власти, также не бывать демократии». Эту мысль выдающегося французского просветителя, правоведа и философа Сыртанов развивает в своем «Уставе»: «В Казахском государстве власть должна состоять из законодательной, исполнительной и судебной. То, что они не подчиняются друг другу, и являются гарантом недопущения беззакония».

Особое место во взглядах Барлыбека Сыртанова занимают вопросы судебной власти. Десятилетия назад он говорил о необходимости полной независимости суда и о путях ее достижения: «Судья, разрешая спор, не должен подчиняться ни правительству, ни какому-либо человеку. Суд должен принимать решение только на основе норм закона. К тем, кто влияет на судей, применяется судебный приговор. Судьи назначаются пожизненно... Судьи, нарушившие или не исполняющие законы, освобождаются».

Или возьмем такие положения из «Устава» Сыртанова: «В судах не должно быть партий. Судья лишается права входить в партию. Если он скрывает членство в партии, то должен быть уволен». Как известно из периода советской истории Казахстана, граждане, не являющиеся членами КПСС, не могли быть избраны судьями.

Немаловажное место в «Уставе» Сыртанова занимает проблема защиты прав человека в государстве. Он считал, что в демократическом обществе люди равны перед законом независимо от религии, пола, социального положения, должности. Это требование, как известно, является краеугольным камнем цивилизованного, свободного общества. Вот видение Сыртанова по данному поводу: «В Казахском государстве все люди равны. Не допускается унижение людей по религиозному, кровному, родовому, половому признаку. Человек отвечает только перед законом и перед богом». А теперь обратимся к действующей Конституции. В статье 14 закреплены следующие положения: «1. Все равны перед законом и судом. 2. Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам». Как мы видим, базовое положение Конституции по своему содержанию напрямую перекликается с тем, о чем писал в своем «Уставе» Сыртанов, по сути, является ее продолжением. И это еще более достойно нашего восхищения и уважения, если учесть, что при составлении Конституции Республики Казахстан, принятой на всенародном референдуме в 1995 году, был учтен опыт конституционного строительства более 30 стран мира, в числе которых самые развитые государства.

И еще. Отдельная статья «Устава» Сыртанова посвящена праву собственности: «Каждый человек имеет право на все виды имущества. Владение, пользование и распоряжение имуществом не должно приносить вреда людям. Имущество можно лишить только на основании закона или путем выплаты его стоимости».

Сто с лишним лет назад составил свой «Устав казахского государства» видный просветитель, настоящий патриот Барлыбек Сыртанов, чей глубокий ум, любовь к знаниям и трудолюбие позволили ему освоить многие науки, высказать свое видение будущего Казахстана, в том числе в вопросах права, судопроизводства и конституционного строительства.

 Эти и другие идеи Барлыбека Суртанова нашли свое воплощение в нормах Декрета «Об образовании Киргизской (Казахской) Автономной Советской Социалистической Республики, подписанного 26 августа 1920 г. Председателем Совета Народных Комиссаров Российской Советской Федеративной Социалистической Республики Владимиром Лениным и Председателем Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Михаилом Калинином. Согласно Декрету, в состав Киргизской (Казахской) Автономной Советской Социалистической Республики вошли следующие области и уезды:

– Семипалатинская область, в состав которой входили Павлодарский, Семипалатинский, Усть-Каменогорский, Зай­санский и Каркаралинский уезды;

– Акмолинская область, в состав которой входили Атбасарский, Акмолинский, Кокшетауский, Петропавловский уезды и одна часть Омского уезда;

– Торгайская область, в состав которой входили Костанайский, Актюбинский, Иргизский и Торгайский уезды;

– Уральская область, в состав которой входили Уральский, Илбишинский, Темирский и Гурьевский уезды;

– Мангистауский уезд Закаспийской области и четвертая и пятая волости, населенные адаями, Красноводского уезда той же области;

– входившие в состав Астраханской губернии Букеевская орда, Синоморская волость, а также районы, населенные казахами, первого и второго Приморского округов.

По официальным данным за 1920 г., территория Казахской АССР имела площадь 1.871.239 кв. км., а численность населения составляла 5 млн 46 тыс. человека. Около 50 процентов из них были казахами.

К началу 1925 г. перестройка административного деления республики завершилась; в связи с перенесением столицы Казахской АССР из Оренбурга в Акмечеть (Кызылорда) г. Оренбург и прилегающие к нему районы вошли в состав РСФСР.

Итак, к 1925 г. почти все казахские земли были объединены в одну республику, и задача установления ее территориальной целостности завершилась.

Конституционное строительство продолжалось. В 1936 году Казахская АССР была преобразована в союзную республику, что нашло закрепление в Конституции СССР. На основе и в соответствии с Конституцией СССР был разработан проект Конституции Казахской ССР. Десятый чрезвычайный Всеказахский съезд Советов, проходивший в конце марта 1937 года, принял Конституцию Казахской ССР, состоящую из 11 глав. В одной из глав Основного закона декларировалось, что Казахская ССР добровольно объединилась с другими союзными республиками в СССР – союзное государство и имеет права свободного выхода из СССР.

Конституция Казахской ССР 1978 г., принятая на внеочередной седьмой сессии десятого созыва Верховного Совета республики 20 апреля того же года, состояла из 10 разделов. В отличие от Конституции 1937 года в новом Основном законе содержалось положение о расширении суверенных прав республики.

Первая Конституция суверенного Казахстана была принята 28 января 1993 года. Текст новой Конституции был принят 30 августа 1995 года.

И последнее. Недавно по инициативе местных органов власти аул Кызылту Аксуского района переименован в аул Барлыбека Сыртанова. Память о великих деяниях гражданина и патриота, который более ста лет назад предвосхитил возникновение независимого государства, навсегда останется в памяти благодарных соотечественников.

ЖЕТЫСУСКАЯ  ОБЛАСТЬ

1907 раз

показано

9

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми