• Исторические страницы
  • 21 Сентября, 2022

ИЗ СТРАНЫ МУ ДО КАШГАРА

Бекримжан ГЛАУДИНОВ, 
доктор архитектуры, профессор,
Заслуженный деятель РК

В последние годы меня, вероятно, с наступлением естественного этапа отчета жизни чаще и острее стал волновать давнишний вопрос о предках. Кто они? Я немало времени провел в поисках убедительного, обоснованного ответа на него. 

С годами все больше убеждался, что подлинная история может быть раскрыта только с помощью предшественников – исследователей, оставивших потомкам результаты своих многотрудных поисков, которые велись самоотверженно и были связаны с большим риском. Пришлось «перелопатить» труды не только талантливых, но и бесстрашных исследователей, таких как Чокан Валиханов, Шакарим Кудайбердыулы, Махмут Кашкари, Юсуп Хас Хаджип, Тургун Алмас, Сима Цзянь, Бян Гу, ­

П. К. Козлов, Н. Я. Бичурин, В. В. Радлов, Есио Лаоти, Отано Хено, Йылмаз Озтуна, Ахмет – Заки Валиди, Джеймс Черчвард, Л. Морган и др. Анализируя открытия и выводы, прогнозы и гипотезы этих настоящих поборников науки из разных стран, я убедился в их ответственном подходе к исследованию всемирной истории, в том числе и истории моих соплеменников – уйгуров. При этом надо заметить и то, что абсолютное большинство из них ограничивалось изучением в основном семи-восьми тысячелетней истории цивилизации.

Правда, к радости искателей истин, в самом конце минувшего столетия появились труды, освещающие не менее двухсоттысячелетний период существования человечества. Запомнилась та приятная и быстро распространившаяся в начале 1998 года среди ученых уйгуров Алматы новость по поводу выпуска издательством «София» (Киев) любопытных книг английского исследователя Джеймса Черчварда. Первая из них называлась «Древний континент Му. Прародина человечества» (Пер. с английского К. Семенова). Затем в 2002 году там же увидел свет его второй научный труд «Дети Му», который является продолжением предыдущего издания.

Наша радость была связана с тем, что в этой фундаментальной работе о прародине человечества достаточно объективно, обоснованно излагалась древняя история человечества, в том числе и уйгуров. Получив из Киева вышеуказанные книги, мы действительно убедились, что в них изложены обоснованные результаты пятидесятилетнего научного поиска. Именно в указанных трудах английского ученого я нашел ответы на свои вопросы: где и когда появились мои предки?

Дж. Черчвард представил «одну из самых оригинальных и влиятельных теорий происхождения и древнейшей истории человечества» (1, с. 8). Она убедительна, научно обоснована, так как полностью базируется на фактах, изложенных на изначальном языке человечества на множестве древних каменных табличек, хранящихся в тайниках семи городов Индии. Эти таблички считаются настолько священными, что к ним многие столетия никто даже не смел прикасаться! Эти источники были созданы загадочными накалями (они, по предположению исследователя, скорее всего тольтекские нагвалеи – духовные вожди, показывающие людям путь к свободе) не то в Бирме, не то в самой прародине – на континенте Му. Разработка данной темы, как пишет автор, была начата им в конце 60-х годов ХІХ века, когда он, полковник Британской армии, приступил к службе в Индии и встретил настоятеля одного из древних храмов и подружился с ним. Этот риши (мудрец) помог ему в течение более двух лет прилежно изучать мертвый язык, который, по его убеждению, был изначальным языком человечества.

Далее Джеймс Черчвард взялся с помощью риши расшифровывать различные символические изображения на древних каменных табличках, которые хранились в тайниках храма. В итоге он написал: «последовали долгие месяцы напряженного и сосредоточенного перевода табличек, но наши усилия были вознаграждены сполна. Тексты подробно описывали сотворение мира и человека, а также то место, где это произошло – Му» (1, с. 9). Но эти тексты представляли собой лишь фрагменты огромного собрания, хранящиеся в семи священных индийских городах. Неутомимый исследователь посещал индийские храмы с рекомендательными письмами, изучал летописи всех древних цивилизаций и сравнивал их с накальскими текстами. Он также объездил весь мир, исследуя множество древних манускриптов, артефактов и памятников архитектуры и т. д.

Подводя итоги своей полувекового научного поиска, доктор Черчвард скажет: «Все научные выводы этого труда основаны на переводе и анализе двух наборов древних – «накальских табличек», которые были найдены мною в Индии много лет назад, а также обширной (более 2500 экземпляров) коллекции каменных табличек, обнаруженных Уильямом Нивеном в Мексике. Обе серии табличек имеют общее происхождение, поскольку являются выдержками из Священных Вдохновенных Писаний Му. Накальские таблички записаны символами и знаками нагов, как гласят предания, они были созданы в Прародине человечества и перенесены в Бирму, а затем (более 15 тысяч лет назад) – в Индию. А где были созданы «мексиканские таблички» остается загадкой. Отчасти они записаны северными, или уйгурскими символами и знаками. Однако основной письменностью обеих серий табличек является сакральный алфавит Прародины – Му» (1, с. 11). В результате более 50-летней интенсивной, кропотливой поисковой научной работы одаренным британским исследователем был выяснен, что «этот исчезнувший континент располагался в Тихом океане… именно здесь была Прародина человека, то есть человек появился на Земле именно в стране Му (1, с. 40). «Древние тексты и руины, найденные на островах южных морей, показывают, что человек был сотворен как высокоразумное и развитое существо. С самого рождения он обладал знанием собственной души, верил в божество и поклонялся Ему» (1, с. 42). «Человек появился на этом континенте около двухсот тысяч лет назад» (2, с. 14). Далее он отмечает, что «Эта была прекрасная тропическая страна с бескрайными равнинами протяженностью с запада на восток более 5000 миль, с севера на юг более 3000 миль. В то время, о котором идет речь, 64 миллиона людей страны делились «на десять племен, или «народов», каждый из которых отличался от остальных, хотя «все подчинялись общему правительству» (1, с. 33)». «На землях Му доминировала белая раса; это были удивительно красивые люди с чистой белой или оливковой кожей. Древние люди Му были прекрасными мореплавателями, и их корабли ходили по всему миру. Они были чудесными архитекторами и строили из камня огромные храмы и дворцы. Корабли Му непрерывно перевозили пассажиров и товары между материнским континентом и колониями» (1, с. 34).

В стране Му было семь главных городов, центров религии, науки и образования…и множество других больших городов, поселков и деревень. Далее он утверждает: «Я узнал, что в этой прекрасной стране жил народ, колонизировавший всю Землю, и что этот изобильный край был уничтожен ужасными землетрясениями и погрузился в океан около 12 тысяч лет назад» (1, с. 10), т. е. это 100 в. до н. э. Ко времени гибели Му и его народ достиг высочайшего уровня цивилизации; что касается науки, то она намного опережала нынешнюю (Ничего удивительного! Континент Му прошел двухсоттысячелетний путь развития и становления. Наша же история может претендовать самое большее на пять-семь тысячи лет).

Черчвард в целом «воссоздал историю Земли – при Му и после ее исчезновения. Он проследил во всех культурах Земли следы скорби по Родине – Матери, трагически погибшей в период своего расцвета» (1, с. 10). «Великие цивилизации древних империй Востока (Индии, Египта, Вавилона и т. д.), о которых мы до недавнего времени представляли собой (как самые древние очаги культуры на земле. – Б. Г.), оказывается лишь тлеющие угольки великой цивилизации Му. Они были ее детьми, зачахшими и погибшие без материнской опеки» (2, с. 14). Но мы должны быть признательны всевышнему в целом, так как «цивилизация древних греков, халдеев, вавилонян, персов, египтян и индийцев возникли благодаря працивилизации, которая называлась Му» (1, с. 10).

Такой вывод также представляет для меня профессиональный интерес, так как при освещении природы и предпосылок возникновения и развития архитектуры древнего Египта, Греции, Индии и других я, как лектор архитектурного вуза, получил более ясный ответ на вопросы, связанные с появлением самобытных высокохудожественных архитектурных произведений в этих и многих других странах.

Одновременно, для меня важным было и то, что одним из этих десяти племен, который отличался от остальных племен, или «народов» Му, как указывает Дж. Черчвард, является уйгурский народ. Как отмечает исследователь: «легендарная история сообщает нам множество противоречивых сведений о времени расцвета уйгуров. Но, к счастью, нам нет необходимости полагаться на легенды, поскольку в одном из тибетских монастырей сохранилось некоторое количество накальских документов. Процитирую один из них: «семьдесят тысяч лет назад накали принесли в уйгурскую столицу списки Священных Вдохновенных Писаний Прародины». Всемирная история гласит, что пришедшие с Прародины уйгуры (вероятно, не случайно, ее название – Му, так как на языке многих народов мира оно означает «Мама», Мутер, а на уйгурском и сегодня Мума – эта бабушка!) основали свое первое поселение в Азии, где-то на нынешним побережье Желтого моря.* (3, с. 290). Оттуда они распространились вглубь материка, обосновавшись сначала на плоской, хорошо обводненной равнине (Гоби). Более поздние источники свидетельствуют уже об их пребывании на всей территории от Центральной Азии до Каспийского моря. Затем уйгуры продвинулись через Центральную Европу к Атлантическому океану» (2, с. 176).

Первые колонисты Азии из Му были светловолосыми белокожими людьми. Ряд китайских письменных источников, датированных 500 г. до н. э., описывает уйгуров как светлокожих голубоглазых людей. «Все уйгуры были светлы лицом, имели молочно-белую кожу. Что до цвета глаз и волос, то на севере преобладали голубоглазые и светловолосые, а на юге чаще встречались темноволосые и темноглазые» (2, с. 178). В китайских легендах говорится о том, что уйгуры достигли вершин своей цивилизации около 17000 лет назад (1, с. 10), т. е. в 150 вв. до н. э. Великая Уйгурская империя была крупнейшей, которые когда-либо знал мир, и влиятельной после гибели континента Му среди всех его колоний. Восточной границей Уйгурской империи был Тихий океан. Западная ее граница проходила примерно там, где сейчас находится Москва, а отдельные ее поселения встречались в Западной Европе вплоть до Атлантики. Северная граница империи по письменным источникам не восстанавливается, но вероятно, она простиралась до Северного Ледовитого океана. Южный рубеж проходил через Кохинхину, Бирму, Индию и Персию.

История уйгуров – это история арийских народов. Славяне, тевтоны, кельты, ирландцы, бретонцы и баски – все это отпрыски одного корня. Бретонцы, баски и настоящие ирландцы являются потомками тех, кто пережил магнетический катаклизм и образование гор» (2, с. 175).

Таким образом, как утверждает исследователь: «Могущество Уйгурской империи простиралось от Тихого океана через всю Центральную Азию вплоть до Западной Европы, далеко за Каспийское море. Как отмечены в древних индийских текстах, уйгуры освоили северное и западное побережья Каспийского моря; оттуда они продолжали свой путь до Центральной Европы вплоть до ее западной границы – Ирландии. Они основали поселения в северной части Испании, северной Франции и на всем Балканском полуострове. Те археологические данные, на которых основываются теория происхождения человека в Азии, является на самом деле лишь свидетельствами продвижения уйгуров в Европу» (1, стр. 92, 94). Далее Дж. Черчвард пишет, что: «Уйгуры достигли высочайшего уровня цивилизации и культуры; им были известны астрология, горное дело, текстильная промышленность, архитектура, математика, сельское хозяйство, письменность, медицина и другие науки. Они были искусны в изготовлении декоративных изделий из шелка, металлов и дерева и воздвигали статуи из золота, серебра, бронзы и глины – и это задолго до того, как возникла египетская цивилизация» (1, с. 94).

Эти вышеуказанные факты, на мой взгляд, одновременно подвергает сомнению утверждение, что самая ранняя письменность якобы впервые была создана в IV тысячелетии (т. е. в 40 вв. – Б. Г.) до н. э. в южней части долины между рек Дежли и Фрак (Месопотамии) шумерами. На основе их письменности как бы была создана Арамейская письменность. То, что Согдийская и Коктурукская (Орхоно-уйгурская) письменности, изобретенные во втором тысячелетии до н. э., и имеют несколько общие черты свидетельствует, что у них общий Арамийский корень (4, с. 8). Бытующее мнение о том, что уйгурская письменность была якобы создана примерно две тысячи лет позже не согласуется с вышеуказанными утверждениями о высочайшем уровне развития уйгурской цивилизации, поскольку Дж. Черчвард утверждает: «Восемьдесят тысяч лет назад накали принесли в уйгурскую столицу списки Священных Вдохновенных Писаний Прародины...». Этот факт свидетельствует, что Уйгурская письменность появилась гораздо раньше семнадцати тысячи лет, т. е. в 150 вв. до н. э.

«На времена расцвета Уйгурской империи гор еще не существовало, и на месте нынешней пустыни Гоби были плодородные, хорошо обводненные равнины. Это подтверждает и Т. Алмас: «В то время не были еще пустыни Такла Макан, песчаной пустыни Курбан Тангут (Казанкум) в Джунгарии, Кызыл кум в Туркмении, Каракумские пустыни в Узбекистане. Современные озера Сайрам, Баграш, Лопнур, Бариккол (Барскол), Балхаш, Арал были очень большими. Реки Тарим, Или, Сыр, Аму, Чу, Талас были крупными и полноводными. Их питающие речки, как сетки паука охватывали всю Среднюю Азию» (4, с. 9-11). Севернее их, к югу от озера Байкал, находилась столица уйгуров». (Дж. Черчвард. Дети Му. стр. 175). О точности данной информации от Черчварда свидетельствует тот факт, что «В 1896 году одна исследовательская партия, основываясь на сведениях, полученных в Тибете, прибыла на место, где располагался древний город Харахота. Исследователи произвели раскопки на этих руинах и под пятидесятифутовым слоем валунов, галечника и песка обнаружили развалины столицы. Им удалось найти множество реликвий, но средства экспедиции были исчерпаны, и от дальнейших раскопок пришлось отказаться. Ученые встретились с археологом

П. К. Козловым и рассказали ему о своих находках. Спустя некоторое время Козлов организовал экспедицию и продолжил начатые работы в Харахоте» (2, с. 176). Профессор Козлов (ученик Пржевальского) провел раскопки гробницы, находящейся на глубине 50 футов, и обнаружил в ней сокровища; он сфотографировал их, так как ему не позволили извлекать что-либо и даже прикасаться к находкам. Благодаря любезности «Санди Американ» я (Дж. Черчвард. – Б. Г.) получил доступ к этим фотографиям и привожу здесь две из них вместе с их истолкованием, поскольку они глубоко символичны. Я уверен, что предметы на этих фотографиях относятся к периоду 16–18 тысячелетней давности. На фотографии мы видим рисунок на шелке: изображены сидящие царица и ее супруг. Символика царицы: ее голову украшает корона с тремя зубцами, в центре которой виден диск с тремя исходящими лучами. За фигурой царицы расположен большой круг, солнце, а за ее головой – диск поменьше, «младшее солнце». Большой диск символизирует Му, а маленький – Уйгурскую империю. Корона на голове, солнце с лучами, направленными только в одну сторону, представляет собой геральдический щит этой империи – колонии. В левой руке царица держит скипетр, концы которого представляет собой трезубцы; три зубца символизируют число Прародины (две могучие реки делили континент Му на 3 части. – Б. Г.). Сиденьем царице служит раскрывающийся свешенный лотос, цветочный символ Прародины; царица восседает на престоле, поддерживаемая Му, Прародиной. У ее супруга нет ни скипетра, ни лучистого солнца – на его месте расположена сфера. Венец супруга также отражает число Прародины» (1, с. 94). Исследователем была установлена, что: «Одна половина Уйгурской империи погибла еще до погружения Му в океан, а вторая была уничтожена непосредственно после гибели Му» (там же), т. е. где-то 11-12 тыс. лет назад, как бы следом Родины – Матери.

Что же разрушило уйгурскую столицу и когда это произошло? Каковы были причины того, что богатая и плодородная Гоби превратилась в пустыню? Ответы на эти вопросы дает обнаруженный в одном из монастырей древний документ, который гласит: «Столица уйгуров со всеми ее жителями была уничтожена наводнением, охватившим всю восточную часть Империи и погубившим все и вся».

Далее британский исследователь утверждает, что: «это древнее свидетельство полностью подтверждается следующими геологическими явлениями: весь слой породы, укрывающий здания древней Харахоты, от крыш до фундаментов, состоит из валунов галечника и песка – все геологи мира признают, что это может быть только водными наносами. Вне сомнения, это наводнение представляло собой движущуюся на север волну Последнего магнетического катаклизма» (2, с. 178). Это подтверждает и результаты работ геологической экспедиции, проводившей изыскания с участием Дж. Черчварда в 80-х годах ХIХ века. Он пишет: «Наши исследования показали, что несколько тысяч лет назад по этой территории прокатилась с юга на север гигантская волна…По всей видимости, основным руслом этого водного потопа была долина реки Лена… Согласно письменным источникам, восточная часть Уйгурской империи, включая столицу и все живое на этой территории, была разрушена, а западная и юго-западная ее части остались нетронутыми»…

Спустя некоторое время после потопа начались горообразовательные процессы, которые «в буквальном смысле рвало землю на части; повсюду происходили землетрясения… Мы не можем сказать, какое количество людей пережило эту катастрофу, видимо, очень большое. Так было во всех уголках земли, где поднимались земли… Когда с поверхности ушла вся вода, Гоби приобрела свой нынешний облик – песчаной, скалистой, неприветливой пустыни» (2, стр.179-180).

Я бы добавил к этому песчаную пустыню Такла Макан, раскинувшуюся в глубокой Тарымской впадине на огромной площади около 337 тыс. кв. км (с запада на восток около 1000 км и шириной 400 км.) в центральной части нынешнего Уйгурского автономного района КНР, под толстыми песками которой погребены целые города и другие следы бывшей высокой цивилизации. Это также подтверждается американским ученым-этнографом Л. Морганом, который отметил, что «ключ от мировой культуры захоронен в Тарымской долине. Когда найдется этот ключ, то тогда откроется тайны мировой культуры». (Долина находится в центре СУАР КНР, на уйгурском языке название пустыни означает – «прошлое местожительство» или «изначально населенные места»).

 «Остатки уйгуров, которые выжили в образовавшихся на юго-западе Уйгурской империи горах, торжественно вышли на историческую арену спустя восемь-десять тысяч лет после гибели Империи. По прошествии столь длительного времени малочисленные общины разрослись и окрепли; когда их число увеличилось настолько, что суровые горные долины были уже не в состоянии их прокормить, им пришлось подыскивать себе новое обиталище. Тогда уйгуры предприняли массовое переселение в равнинные земли, где условия были более благоприятны. Они покинули свои горные жилища четырьмя потоками, двигаясь через перевалы в сторону равнин. Судя по всему, первыми спускались с гор те из них, кто жил в районе Гиндукуша. В Индию они пришли двумя маршрутами – часть их спустились через Афганистан и Хайберский проход, остальные же через Кашмир пришли в Пенджаб. Началось это переселение около 2000–1800 гг. до н. э., закончилось в 1500 гг. до н. э.».

Я полагаю, что мои предки спустились с Тибетского нагорья Гималая на Турфанскую впадину, что восточнее Гиндукуша, и с гор Тянь-Шаня на Гоби.

Здесь хочется вспомнить о накальских документах, повествующих об истории уйгуров, поскольку отдельные факты нуждаются в уточнении. К примеру, «когда на востоке и севере Азии случился огромный потоп, он уничтожил столицу уйгуров со всеми ее жителями и похоронил большую библиотеку, привезенную накалями с Прародины. Много лет спустя накали с запада, не застигнутые потопом, пришли к развалинам столицы, откопали таблички и перенесли их в храм на западе. Там таблички хранились до тех пор, пока не поднялись горы, которые разрушили храм и вновь погребли таблички. Много, много лет спустя пришли потомки накалей, пережившие рождения гор, и они опят выкопали и доставили таблички в храм, где они теперь хранятся» (1, с. 182).

Эти данные Черчварда почти совпадают со сведениями Д. Исиева (5, с. 39), Т. Алмаса о том, что «по данным знаменитых ученых, изучавших геологию и археологию Средней Азии, примерно восемь тысяч лет назад, в ее природе произошли очень большие изменения, имела место аномальная засушливость. Поэтому часть наших предков были вынуждены перекочевать в Восточную и часть в Западную Азию» (4, с. 10).

На это указывает и Д. Исиев: в 8–6 тыс. до н. э. из-за усиления засухи началось Великое переселение народов. Из Турфанской долины уйгуры перешли на долины рек Желтой и Янци (синий) рек, вторая группа переместилась на долины современной Сичвән и Йүнән. Третья группа – в Восточную Индию. Жители современной долины Такла Макан и побережья реки Тарим переехали через Западный Тибет, Памир в Индию на долину рек Синд и Брахмапутра, вытесняя коренных жителей на юг, в основном мирным путем. Это было действительно Великое переселение в истории Центральной Азии. В 2500 г. до н. э. переселенцы из Илийской долины и Тарбагатая, через Уральские горы дошли до Франции, Англии, Ирландии. Переселенцы с Алтайских гор, передвигаясь на север, дошли до Северного Ледовитого океана. Это последнее переселение имело место в IV в. до н. э.

В этот период уйгуро-тюркоязычные народы-племена проживали также в долине рек Тарим, Или, Чу, Сырдарьи, Амударьи, Зеравшан, на озере Иссык-Куль, в Семиречье, Северном Могулистане, современном Гансу, создавая отдельные общества и небольшие государства.

Что касается «тюркоязычных племен» и понятия «Восточный Туркестан», на мой взгляд, необходимы незначительные поправки. Так, по данным историка К. Масими: «В 552 г. после десятилетних усилий по объединению разрозненных уйгурских племен, живших по соседству с Китаем, Индией и Персидскими государствами и исповедовавших разные религии, было объявлено о создании под предводительством потомка Огузхана Бумин кагана государства из народа, исповедовавшего разные түрлүк (по-уйгурски) религии, т. е. Тюркский каганат под знаменем нашего предка с тотемом золоченной головы синего волка («Азия бугун/ сегодня» от 30. 04. 2021 г.»). И это определение было внедрено в основном русскими и другими исследователями для характеристики сильной империи, завоевавшей почти всю Восточную Европу.

Второе понятие «Восточный Туркестан» появилось в начале 1930-х годов, когда в результате народно-освободительной войны уважаемые всеми уйгурами основатели суверенного государства назвали страну «Восточно-Туркестанской Исламской Республикой», которая просуществовала недолго. В 1944 году была также образована «Восточно-Туркестанская Республика» (для своего времени эти решения, безусловно, были обоснованными). Поэтому понятие «Восточный Туркестан» стало особенно сильно утверждаться в последние годы. Но на сегодняшнем этапе истории уйгуров эти понятия требуют пересмотра. Если взять во внимание вышеуказанные факты зарождения в числе десяти племен на прародине человечества «самим создателем мира» – предков уйгур, потомки которых первыми колонизировали и освоили Азиатский континент, затем создали здесь самое крупное в мире евразийское государство – «Великую Уйгурскую империю». Таким образом, следовало бы в ее честь переименовать указанные понятия: – в «Уйгуро-тюркские племена», а страну – «Уйгурстан». Ведь уйгуры, выходит, являются самыми древними по возрасту тюрками.

Исторический факт. Природные катаклизмы способствовали второму переселению уйгуров в Европу. Они «распространились по всей ее центральной части». Об этом можно прочитать в древнеиндийской «Книге Ману». В ней есть сведения о существовании «уйгурских поселений по северному и восточному побережьям Каспийского моря». Мне иногда кажется, что древние жители Восточной Европы – это часть уйгуров, сумевших выбраться из негостеприимных гор. Но уйгуры жили в Европе до горообразования. А многие центрально-азиатские племена ведут свою родословную от времени образования гор» (2, с. 180).

Наконец, как бы подводя итоги своего труда, Джеймс Черчвард утверждает: «Я провел долгие годы доказывая – насколько это было возможно, экспериментально – что представленные в моей книге факты верны. Эта работа является итогом почти полувекового исследования и изучения, в ней описано все, что я обнаружил на древних и чрезвычайно интересных накальских табличках. И мне еще не удалось найти в них какой-либо ошибки (2, с. 11-12). Мне не хотелось, чтобы читатель решил, будто я претендую на роль первооткрывателя всех приведенных в моей книге сведений о прошлом. Я лишь констатирую факты, обнаруженные в источниках двенадцати-семидесяти тысячелетней давности (если только наша хронология верна)» (2, с. 14).

Такое же переселение имело место и позже: у хуннов в V-VI вв., у карлуков в VII–VIII вв., у огузов в VIII–XII в.в., у караханидских уйгуров в VIII–XII вв., у киданей (каракитайцев) в XI в, у монголов и др. – VIII–XIV вв. Но основным местом жительства уйгуров на новом этапе истории являются «Таримская долина между гор Тянгритаг (Тянь-Шань) и Каракорум; Джунгарская долина между Тянгритаг и Алтайских гор; долины реки Или, между р. Иртыш и о. Балхаш; Юг Сибири; долины рек Селенга, Орхон, Тугла и Курулун на территории современной Монгольской народной республики; на севере Кансу (Гансу) и современного Санши, Шанши» (4, на уйг. яз. А., 1992, с. 7).

Таким образом, следует, что уйгуры, являясь одним из десяти племен континента Му, были участниками создания государства первого на земле высочайшего уровня цивилизации, являлись прекрасными мореплавателями, стали создавать свои колонии на территории от Центральной Азии до Каспийского моря со столицей в районе позднего города Харахота, южнее от озера Байкал. Затем это государство расширялось в Центральную Европу, к Атлантическому океану и существовало примерно до 110 в. до нас, т. е. до второй природной катастрофы, уничтожившей его основную, азиатскую часть.

Продолжая поиски дальнейших путей исторического развития, можно установить, что оставшаяся часть некогда Великой Уйгурской империи смогла выйти на историческую арену спустя 8–10 тыс. лет после гибели империи, т. е. с 60–80 вв. до н. э.

На основе имеющихся у меня научных источников (что, безусловно, не гарантируют их абсолютную полноту) решил в хронологическом порядке осветить годы создания на новом, послепотопном историческом этапе, государственных образований уйгуров с незначительной характеристикой лишь отдельных из них. Поэтому следует вспомнить, прежде всего, Ала-эд-дина Жувайни (XIII в.), который служил у монголов и своими глазами видел и выписал надписи на гладком камне (как он сам утверждает) из Орду-Балыка, столицы Орхонского Уйгурского хаканата (744–840 гг.). По его утверждению, на камне уйгурским алфавитом было написано: «…в те времена в районе Каракурума (столица Могольской Империи) протекали две реки – Тотла и Селенга, их общее название Кумланжу. Между ними росли близко расположенные сосны. Между ними появился разрастающийся от лучей солнца бугор-возвышенность, когда она взорвалась, там были пять отдельных домов и в каждом из них был ребенок: Шункар Текин, Қотур Текин, Төкәл Текин, Өр Текин, Буку Текин… Это означает, первый падишах уйгуров родился из небесных лучей в земле и двух деревьев (чинара + чинара, листья которых зимой превратились в кипарис».

По данным Дж. Фрэзера, древние крупные, крупнейшие арийские племена поклонялись чинаре, а также горам. Древние уйгурские веры и связанные с ними обычаи, традиции были очень близки, вернее, они такие же как у индоевропейских народов. Одновременно, как указано выше, в Х–VIII вв. до н. э. уйгуры создавали родовые общины. По преданиям, они называли себя уйгурами еще четыре тысячелетия назад. По данным Жувайни, уйгуры называли себя «девять» и «десять уйгур», т. к. жили в предгорьях трех гор, откуда протекали 10 и 9 рек, в бассейне этих рек. Название этих гор: Буғрақту Бузлуқ, Ашқунлуқ Таңрим и Кут-Тағ. Составители 10 уйгуров: Яғликар, Қотурғур, Бокасқир, Авчағ, Һазар-касар, Хогорсу, Яғма, Аявир, Торлам Вибур, Адиз; 9 уйгуров: Уйгур, Байирқу, Хон, Боко, Тоңра, Чибни, Изгил, Карлук, Басмил. Здесь они проживали около трех тысяч лет (5, с. 54). Это были военно-демократические общества. В источниках (китайских) их родовые общины назывались «дин-лин», «чи-ди», «тура», «гу-ли-гань», «ду-бо» и др. Сохранились имена уйгурских ханов этого периода: Алп Әр Туна, Буқахан, Буғрахан, Қарахан, Арсланхан, Билгә хан, Кучлүкхан и др. Действительно, в 329 г. до н. э. Искандар Зуяқәрнәйн (Александр Македонский) после взятия Мараканда, немного продвинувшись на восток, свернул в Индию, о встрече его с уйгурами пока нет точных данных, но в средневековой поэзии имеются строки о том, что Зулқарнайн и Хан Хотана подписали сулһ (договор). Вероятно, они могли встретиться где-то в горах Памира (5, с. 46-47).

Следует иметь в виду также, что во главе каждого из государств, созданных уйгурами, стояли правители, вышедшие из конкретного племени или родов (4, с. 173), и название этих государств часто определяется именами их основателей. К примеру, Махмут Кашгари в «Дивану лугат-ат-тюрке» назвал имя первого уйгурского царя-падишаха Алп Ер Туңа (Афрасиаб) и привел одиннадцать строк восхвалительных стихов. В ираноязычных источниках Алп Әр Тоңа известен под именем Афрасиаб. В VI в. до н. э. его именем был назван крупный город в Средней Азии. В 329 г. до н. э., когда Александр Македонский подошел к этому городу, он назывался Мараканд, потом его название стало Самарканд. Древний Самарканд был разрушен монгольскими вой­сками. Его останки в настоящее время занимают территорию около 20 га и находятся в современном цветущем городе Самарканд (5, с. 45-46).

ЛИТЕРАТУРА

1. Черчвард Дж. Древний континент Му. Киев, «София», 1997.

2. Черчвард Дж. Дети Му. «София», ИД «Гелиос», 2002.

3. Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Иллюстрированный энциклопедический словарь. М., 2007.

4. Тургун Алмас. Уйгуры. А., 1992.

5. Исиев Д. Уйғур тарихи. А., 1996.

6. Мурат Ауэзов. Времен связующая нить. Журнал «Мысль». № 2, 2021.

2699 раз

показано

1

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми