• Общество
  • 21 Сентября, 2022

О ЧЕМ МУЛЬТФИЛЬМ «ПИНОККИО»?

Сколько из вас видели диснеевский фильм про Пиноккио? Определенно, много людей его смотрело, еще больше детей и взрослых знают его сюжет. Обычно этот и другие мультипликационные фильмы предназначены для детей и подростков, но взрослые тоже его смотрят. Более того, если подумать, последние совершают что-то странное, когда сидят и смотрят мультипликационные фильмы. Я объясню почему.

Касательно «Пиноккио», мы смотрим не на что-то реальное, а на то, что было нарисовано, на красивые рисунки, анимированные покадрово. Сюжетная линия фильма – полнейший абсурд, персонажи – абсурд. Один из персонажей –  это жук, который играет роль совести. Другой персонаж – это кукла-марионетка, которая каким-то образом освобождается от веревок и отправляется навстречу приключениям. Она впутывается в различные неприятности из-за лиса и кота, потом спасает своего отца из кита. Мы даже не знаем, как отец оказался внутри кита. Последний раз, когда он видел своего отца, шел дождь, а затем он оказался внутри кита. Мы смотрим и думаем: «Без проблем, все логично». Почему? Как это логично? Мы не знаем. Мы даже не знаем, на что смотрим, но мы продолжаем смотреть, потому что нам интересно. Мы хотим увидеть, что произойдет с этой куклой, станет ли он настоящим мальчиком, потому что, похоже, это важно.

Итак, «Пиноккио» – золотая классика диснеевской анимации, один из первых шедевров своего времени, имеющее огромное культурное значение. Здесь важно понимать, что, несмотря на то, что фильм был создан в культуре, где христианство было относительно целостным, и, без сомнения, влияло на процесс создания фильма,  это в большей степени языческий фильм. Книга была написана Карло Коллоди в 1883 году. Она значительно отличается от фильма «Пиноккио», вышедшем в 1940 году. Фильм же является продуктом сотрудничества целого ряда гениев анимации, артистических гениев, великолепно чувствующих нюансы движения и природу эмоции. Их коллективное воображение создало коллективный продукт, правильную историю.

В начале фильма мы видим название, вырезанное на дереве. Это своего рода намек на то, о чем будет идти фильм.

Затем звучит песня, довольно популярная для своего времени. Слова этой песенки трудно назвать глубоким по содержанию, но песня зрителям нравилась, и ее все еще слушают. Она задает фильму тон. Музыка предоставляет эмоциональный комплексный контекст и направляет наше восприятие фильма, намекает на то, что произойдет. Так, в драматической сцене звучит романтическая музыка, в другой сцене – другая, но в реальной жизни такого не происходит. Почему мы принимаем это? Отчасти потому, что мы готовы принять усиление реальности, которой является фильм. Музыка действительно усиливает, драматизирует, и мы считаем это приемлемым.

Это довольно интересная песня, которая служит завязкой к сюжету. В фильме ее как будто поет небесный хор. По крайней мере, она звучит так, словно исполняется в соборе. Это сделано намеренно. Этим создатели ленты намекают, что картина имеет божественный элемент, и это выражается хором голосов. Несмотря на то, что это детская песенка, важно ее разобрать.

«When you wish upon a star / Makes no difference who you are». Люди загадывают желание у звезды, это своего рода ритуальное действо. Что здесь олицетворяет собой звезда? Звезды сияют в небесной темноте. Большинство из нас жители города, которые по-настоящему не видели ночное небо. Между тем, созерцание ночного неба, равно как и созерцание гигантских сооружений, естественным образом вызывает благоговейный страх. Мы смотрим на то, что превосходит нас, и это вселяет ощущение трепета. Это естественная человеческая реакция. То же самое ощущает человек, когда встречает «звезду», человека достойного восхищения, потому что чувствует в нем что-то трансцендентное. Звездами обычно называют известных людей, которые привлекают много внимания и являются примерами для подражания. Обычно они очень привлекательны, что позволяет нам спроецировать на них все, что связано с идеальным человечеством.

О чем еще интересно подумать, так это о том, что есть люди, которыми мы восхищаемся и которыми мы не восхищаемся, что является подсказкой для нашей бессознательной системы ценностей. Мы считаем человека очаровательным и достойным восхищения, так как у него есть качество, которое мы бы хотели иметь, что делает его примером для подражания. Отчасти так развиваются маленькие дети. Они часто восхищаются детьми ненамного старше их самих, начинают ходить за ними и имитировать то, что они считают достойным восхищения.

Другими словами, «When you wish upon a star…» значит поднять свой взор над горизонтом и сфокусироваться на чем-то трансцендентном, на том, чем мы можем восхищаться, перед чем испытываем благоговейный трепет. Здесь звезда, свет, сияющий во тьме – это глубокая метафора. Люди загадывают желание у звезды, и это объясняется тем, что у них есть предчувствие, что стремление к чему-то выше повседневного имеет потенциал для трансформации, что стремление увеличивает шансы на осуществление желаемого.

Вторая часть звучит «Makes no difference who you are». Тут говорится о том, что загадать желание могут все. Это основополагающий принцип демократии, который предполагает, что в каждом человеке есть позитивный потенциал. Здесь важно заметить, что западное общество (месторождение фильма) основано, в том числе и на убеждении, что в каждом человеке есть что-то божественное. Это предположение находится в законе, находится в основе концепции естественных прав. Оно утверждает, что у человека есть что-то настолько ценное, что даже закон должен склониться перед этим, даже если вы были  осуждены и морально отвратительны. К слову, из этой идеи и вытекает принцип презумпции невиновности.

В общем, если обращаете взор на трансцендентную этику и загадываете желание, то, как ни странно, вы получите то, что хотите. Об этом говорится в следующей строке «…Anything your heart desires / Will come to you». Это предположение, по сути, и отображается в фильме. Это гипотеза о том, что если направить себя к наивысшему желанию, наивысшей цели и стремиться к ней, для вас все сложится наилучшим образом.

Строчка «If your heart is in your dream / No request is too extreme» – это отображение идеи интегрированной точки зрения. Карл Юнг полагал, что если человек сумеет интегрировать себя психологически, то его рациональность соединяется с его эмоциями, что сделает их союзниками. Интересно, но в Просвещении существует идея, что рациональность и эмоции являются врагами в каком-то смысле. Карл Юнг, некоторые гуманисты и современные психоаналитики считали и считают, что такой подход неверен, а соединение собственной рациональности с эмоциями и мотивациями открывает новые горизонты.

 «Fate is kind / She brings to those to love / The sweet fulfillment of / Their secret longing». Это то, что происходит в фильме. Мы уже говорили, что фильм имеет христианские нотки, несмотря на то, что во многом это языческая лента. Однако основной скелет сюжета не является христианским, несмотря на влияние христианских образов. Объясняя эти строки, нельзя не сослаться на работы того же Карла Юнга. Он, используя термины для обозначения архетипов личности, ввел понятие «Анима», что обозначает женскую часть психики мужчины. Гностицизм также полагал, что мудрость Бога является женственной. В общем, в фильме присутствуют подобные идеи. В этой ленте есть голубая фея, которая спускается с небес, что делает ее представителем Бога. Она же проводит трансформацию, оживляя Пиноккио, освобождая его от веревок.

«Like a bolt out of blue / Fate steps in and sees you through / When you wish upon a star / Your dreams come true». Если быть достаточно кратким, то это, в сущности, значит, что если вы правильно ориентируетесь в стремлении осуществить желаемое, чем бы это ни было, мир в таком случае как будто на вашей стороне и для вас все, в конечном итоге, сложится хорошо.

Вкратце об этом рассказывает эта детская песенка.

Затем появляется сверчок Джимини (Jiminy), что на сленге южных штатов США значит «Иисус Христос». Вряд ли это можно назвать случайностью. Оказывается (это станет очевидно по мере развития сюжета), маленький сверчок Джимини играет роль совести куклы-марионетки. Жук, чье имя «Иисус Христос», является совестью. Совесть, насекомое и христианский спаситель – это довольно странный набор наполнений для одного персонажа. Особенно, если учесть, что слово «bug» (жук) также имеет значение «to bug» (докучать). Позже, во время разговора с Пиноккио, этот жук Джимини говорит ему, что он есть его внутренний голос, то есть внутренняя репрезентация общественной морали в голове, или, как сказал бы Фрейд, «суперэго».

Так бы сказал Фрейд, суперэго, и конечно, в этом что-то есть недосказанное. Я не думаю, что это полностью характеризует явление и, даже если так, у вас все равно не было бы голоса без биологического потенциала для него внутри вас. Даже если он является социокультурной конструкцией – так и есть отчасти – это как язык. Язык – социокультурная конструкция, но вы можете говорить, потому что люди умеют говорить. Если у вас есть совесть, так потому что у людей есть совесть. Ее содержимое может отличаться, но факт ее существовании, мне кажется, универсальным.

Совесть-сверчок Джимини открывает книгу. Что это за книга? На нее падает свет, она выделяется, она в кожаной обложке с замком, и, очевидно, она важная.

Жук открывает ее, а на ее страницах изображена картина Ван Гога «Рождественский вертеп» и Вифлеемская звезда. Что это значит? В христианстве Вифлеемская звезда символизирует рождение героя. И вертеп знаменует рождение героя. Рождение ребенка это часть чудесного, а становление из ребенка спасителя – есть христианская идея о том, что потенциально каждый ребенок – это спаситель. Так западный мир пропагандирует вести себя по отношению к ребенку. Что интересно в воспитании маленьких детей, у вас есть возможность иметь первозданные человеческие отношения, которых у вас ни с кем не будет. Если вы все не испортите, то у вас будут эти отношения, и вы сможете сохранить и поддерживать чистоту отношений. Между тем дети потрясающие, и оплачивают вам намного больше, чем требуют, отчасти потому что они относятся к вам, как будто вы невообразимо ценные.

История намекает на то, что произойдет что-то божественное. Здесь изображена звезда, которая символизирует это. В каком-то смысле это связано со звездой, которая упоминается в песне, у которой загадывается желание. Возможно, здесь скрыто то, что желание загадано у звезды, которая в то же время символизирует рождение героя.

Дальше, сверчок приходит в деревню и видит небольшой дом. В нем горит свет. Он идет к нему и вскоре оказывается внутри.

Там есть хороший камин, в доме уютно и красиво. Мы видим, что все находится на своем месте. Это дружелюбный дом, все сделано из дерева, всюду очень красивые игрушки. Мы понимаем, что хозяин этого дома любит детей. Сверчок все рассматривает: от игрушек до часов ручной работы. Мы предполагаем, что здесь живет резчик по дереву, а они умеют создавать красивые вещи. Создатели же фильма закладывают основу, показывая вам дом, и сверчок рассказывает вам, что видит. Ему там нравится.

Также для хозяина важно время, потому что в доме висит множество часов. Время является важным подэлементом этой истории.

В следующем кадре он видит куклу-марионетку, лежащую на полке.

Марионетка – это нечто квазиживое. Несмотря на то, что она может двигаться, у нее нет души, но действует так, будто у нее она есть. У марионетки нет собственной воли, ей управляет кто-то другой, что делает ее зависимой от чужой воли. В фильме подразумевается, что кукла сформирована лишь наполовину. Ею манипулируют невидимые силы. Здесь четко прослеживается идея Фрейда о том, что всеми человеческими существами движет бессознательные силы, некоторые из которых являются биологическими, некоторые – культурными. В истории были случаи, когда бессознательные культурные силы формировали масштабное идеологическое движение. То было с коммунистами, фашистами, правительством хуту в Руанде. Они говорили одними и теми же слоганами и лозунгами, вели себя одинаково. За этим что-то стоит и на этот вопрос фильм отчасти пытается ответить.

Итак, мы видим марионетку, не до конца сформированную деревянную куклу. Сверчок видит, что она сделана из хорошего дерева, шутит о деревянной голове (очевидно, что это значит).

Интересно, но сверчок одет как бродяга. В начале повествования, когда он ломал четвертую стену и разговаривал со зрителем, он был одет как карикатурный американский миллионер из 1920-х годов. Но в начале рассказа о Пиноккио, он походит на бродягу. Это очень важно. Образ бродяги – это образ путешественника без своего места и дома, образ человека, который не связал себя с чем-то существующим. Бродяга в начале повествования – это олицетворение потенциала.

Если думать о сверчке, как о фрагменте героя и образе христианского спасителя, чем, по сути, и является его связь с Иисусом, то сам сюжет повествования становится пресным. Потому что сверчок предстал бы в образе репрезентации идеального человека, архетипа героя. Иными словами, сверчок-совесть знал бы все и просто говорил кукле,  что надо делать. Но в фильме происходит не это. В фильме есть идея, что совесть (образ сверчка-бродяги) нуждается в доме, нуждается в отношениях с живым существом, в которых сама будет учиться. Совесть в образе сверчка-бродяги – это не всезнающая и всесильная совесть, это гид, который умнее самой куклы, но не настолько, как ему кажется. Когда сверчок начинает работать совестью, он становится бесполезен. Он бормочет клише о морали, дает банальные советы, а позже и вовсе опоздает на свой первый рабочий день.

Дальше приходит Джеппетто. Это довольно аккуратный, добрый старик, который любит своего котенка и свою рыбку. У него есть чувство юмора. Он приходит, чтобы закончить работу над куклой. Что он для этого делает? Он рисует ей рот, тем самым выражает желание дать кукле голос. Это очень интересно. В Книге Бытия есть частичный ответ, почему Джеппетто так сделал. В начале всего сущего, как сказано в книге, был хаос и Бог. Бог использует слово («логос»), чтобы призвать бытие из хаоса, тем самым он сотворил бытие.

Итак, появляется рот. Это радует Джеппетто. Он включает музыку в музыкальных шкатулках и танцует с куклой-марионеткой. Они танцуют вместе. Играет музыка, идет танец Джеппетто с куклой, возникает гармония. Идея этой сцены – выражение радости от того, что Джеппетто дал своей кукле возможность говорить. Зачем давать кукле возможность говорить? Вспомните маленьких детей. Зачем мы учим их говорить? Что могут сказать 2-3-летние дети, если они ничего не знают? Должны ли мы заставлять их делать все, что нам хочется или мы позволим им иметь свое мнение? Это зависит от того, хотим ли мы, чтобы они были куклами. Если мы хотим, чтобы они выросли самостоятельными, то нам нужно дать им голос и поддерживать его развитие. Так нужно делать, если нам не нужна марионетка. И Джеппетто тоже не нужна марионетка. Он дает кукле голос, хотя это просто кукла, которая ничего не знает.

Сверчок наблюдает за этим, он доволен. Возле него находится изображение недовольной головы. Мы видим этого персонажа на протяжении всего фильма. Сверчка очень радует все, что делает Джеппетто, а затем он смотрит на хмурую голову. Хмурая голова – это репрезентация архетипа тирана, который не хочет, чтобы кукла имела голос. Сверчок смотрит на нее и говорит «Ну на всех не угодишь». Тут уместно вспомнить старую цитату Чехова: «Если в первом акте вы повесили на стену пистолет, то в последнем он должен выстрелить. Иначе – не вешайте его». Идея этого высказывания заключается в том, что нельзя помещать в пьесу все подряд, потому что пьеса – не жизнь, а произведение искусства. Здесь все связано и помещено умышленно.

Скоро начинают звенеть часы. Джеппетто замечает, который час. В этой части фильма огромное внимание уделяется времени, потому что все часы начинают звенеть, сообщая ему которой час. Джеппетто берет свои карманные часы и обращает внимание на время. То, что время здесь очень важно, вбивается вам в голову десятки раз, чтобы мы поняли это. Он понимает, что пора спать.

Когда начинают звенеть часы, начинается переход между сознательным и бессознательным мирами. В фильме подразумевается, что теперь все события происходят в бессознательном мире. Вообще, фильм часто маневрирует между мирами, но в самом конце, когда Пиноккио стал настоящим мальчиком, Джеппетто толкает один из маятников и запускает все часы, как будто все с этого момента и до конца является сном.

Они ложатся спать, включая сверчка, затем Джеппетто замечает звезду. Он загадывает желание, очень интересное желание. Оно не корыстное, совсем наоборот. Он не хочет, чтобы Пиноккио был покорным сыном, он не желает рабочего для себя. Он загадывает желание, чтобы его создание развило собственную независимость. Он хочет, чтобы Пиноккио стал живым созданием, а не деревянной марионеткой.

Затем он снова идет спать. Сверчка начинает сводить с ума шум от часов. Он в состоянии повышенной бдительности. Часы стучат, Джеппетто храпит. Он даже слышит, как в песочных часах падают песчинки.

Затем он кричит «стоп» и все часы останавливаются.

Затем звезда за окном увеличивается и превращается в голубую фею. Ее платья небесного цвета, покрыта звездами, у нее есть крылья. Она – неземное создание и вас это никак не заботит в фильме. Фея возникла из звезды, что, с одной стороны, звучит и выглядит совсем абсурдно. С другой же стороны, мы готовы смириться с этим, поскольку это репрезентация христианской богоматери. Идея здесь в том, что природа приходит Джеппетто на помощь. Благосклонная сила природы находится на его стороне.

Приходит фея. Она привлекательна и вызывающая. Она очаровывает сверчка, который краснеет и смущается. Он поражен этой небесной красотой и решает сотрудничать. Совесть решает сотрудничать. Фея освобождает куклу от веревок. Теперь кукла может говорить, может ходить. Фея говорит ему, что он отчасти независим, что он сам должен что-то понять, правильно себя вести, осознать разницу между добром и злом, говорить правду. Это небольшая пропаганда в фильме, привитие общепринятой морали и особенно касаемо правды. Кукла говорит, что так и поступит.

Сверчок наблюдает за происходящим. Фея говорит ей «Совесть тебя подскажет», а кукла в ответ спрашивает «Какая совесть?». Затем спускается жук, потому что он хочет впечатлить фею, запрыгивает на коробок спичек и читает ужасную лекцию о том, как правильно себя вести. Это обычные банальные моральные советы, которые любой может дать.

Сверчок плохо в этом разбирается. Поэтому он стоит на коробке спичек с высоко поднятой головой. Это были его вступительные слова. Фея считает его смешным, потому что так и есть. Здесь интересно то, что он мужчина, и он хвастается своими поверхностными знаниями. Он общается с небесным женским идеалом и становится полным идиотом, что постоянно происходит с мужчинами. Она решает дать ему шанс, превращает его в совесть и сверчок снова становится миллионером из 1920-х. Затем фея говорит ему, что он должен быть вместе с Пиноккио, чтобы все было хорошо. Сверчок обещает, что будет хорошей совестью и сделает это. Он считает, что уже может это сделать, поэтому разглагольствует о морали, стоя на подиуме из коробка спичек, но реальность оказывается намного сложнее.

Жук немного болтает с куклой и пытается подробно рассказать Пиноккио, что значит быть хорошим. Он запутывается в своем объяснении, поскольку сам ничего не знает. Кукла, конечно же, ничего не понимает. Это обозначает, что знание, которое совесть и кукла должны создать вместе, не является тем, что можно четко сформулировать. Отчасти это говорит о том, что жизнь слишком сложна и невозможно иметь какое-то количество правил для жизни, которые решат все проблемы, поскольку правила будут противоречить друг другу.

Пиноккио говорит «я буду хорошим», сверчок отвечает «молодец». Джеппетто что-то слышит, ему становится страшно, затем он узнаёт, что кукла ожила, и они радуются, что говорит вам о том, чего хочет Джеппетто. Кукла ожила и он рад. Это доказательство, что Джеппетто действительно хороший человек и что он хочет именно этого. Они идут спать, просыпаются на следующий день.

Это новый день и Пиноккио собирается в школу. Это хорошо, потому что Джеппетто это радует, что значит, что Пиноккио правильно воспитывают. Он пойдет в мир к своим сверстникам, где ему и место. Джеппетто не переживает из-за этого, он одевает его и отправляет в школу.

Это хорошее место чтобы остановиться, потому что затем возникает аномалия. Пиноккио уходит, чтобы быть хорошим мальчиком, но оказывается это намного сложнее, чем ему кажется, потому что в мире есть сложности и зло, желание, чтобы все было плохо. Есть люди, которые совсем не стремятся к идеалу каким-либо образом. Пиноккио молод и наивен. У него нет никакой защиты против этого зла, чего следует ожидать, и также оказывается, что совесть-сверчок, который все еще не в курсе дела, проспал.

Аян АДЕН,

киновед

1971 раз

показано

7

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми