• Общество
  • 17 Августа, 2022

СТАНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ

Алибек ТЕМЕРБЕКОВ,
член Конституционного Совета 
Республики Казахстан

 Non est terminus

Алибек ТЕМЕРБЕКОВ,
член Конституционного Совета 
Республики Казахстан

Конституция Республики Казахстан есть юридическая основа государственности, независимости и суверенитета страны, и соответственно, является ядром национальной политико-правовой системы, фундаментом, на котором базируются законодательство и правоприменительная практика.

20 июня 2022 года на совместном заседании палат Парламента Председатель Конституционного Совета Республики Казахстан К. А. Мами огласил ежегодное послание «О состоянии конституционной законности в Республике Казахстан». Основная мысль, на которой им было акцентировано внимание парламентариев, это то, что Конституция является символом Независимости и прочной основой суверенитета Казахстана.

«Конституция РК – это Основной Закон, закрепляющий основы конституционного строя общества и государства, правового положения личности, правового статуса органов государства и местного самоуправления, имеющий верховенство, высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Казахстана и подлежащий особой правовой охране»1.

С момента обретения независимости, которая была закреплена в Конституционном законе от 16 декабря 1991 года «О государственной независимости Республики Казахстан», в стране были приняты две Конституции: первая от 28 января 1993 года и вторая на всенародном референдуме 30 августа 1995 года. Соответственно, в них был установлен особый порядок охраны Основного Закона и определены органы конституционного контроля.

«Прошедший с момента оглашения предыдущего Послания год был ознаменован знаменательным для эволюции казахстанской государственности событием – 30-летием Государственной Независимости Республики Казахстан. По существу с 16 декабря 1991 года произошла смена исторических эпох, кардинально изменившая жизнь каждого казахстанца, гражданского общества, государственного аппарата и в целом страны в глобально меняющемся мире.

По мнению Совета, принятый на состоявшемся 5 июня республиканском референдуме Закон «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» заложил правовые основы для дальнейшей модернизации общества и государства. В совокупности с поправками в Конституцию принимаемые в их развитие законодательные акты будут способствовать достижению общих целей строительства Нового Казахстана»2.

Вышеизложенное свидетельствует, что для становления государственности необходима Конституция – Основной Закон, который в свою очередь подлежит особой правовой охране, и поэтому нуждается в эффективном институте конституционного контроля.

Авторами академического курса хорошо изложена суть конституционного контроля, а также ссылка на то, что полномочиями по защите Конституции наделены практически все органы государственной власти, хотя осуществляемая ими защита Конституции является для них не единственной функцией. «Конституционный контроль, являясь самостоятельной сферой деятельности государства, в основном служит охране политико-правовых, социально-экономических и морально-нравственных ценностей общества, закрепленных в Основном Законе.

Схожими полномочиями по защите Конституции наделены практически все органы государственной власти, в частности: Президент, Правительство, Парламент, суды, органы прокуратуры и юстиции. При этом необходимо отметить, что осуществляемая ими защита Конституции является для них не единственной функцией. Поэтому весьма важным институтом обеспечения верховенства и прямого действия Конституции является конституционный контроль, осуществляемый независимым, специализированным государственным органом»3.

Профессор Малиновский В. А. полагает, что: «отправной точкой становления конституционного контроля в Казахстане правильно считать Конституционный закон от 16 декабря 1991 года «О государственной независимости Республики Казахстан». В ст. 10 данного исторического акта, с которого ведется отсчет новой эпохи Казахстана, закреплено следующее: «Высшим органом судебной защиты Конституции является Конституционный суд Республики Казахстан». Данная концепция получила развитие в Конституции от 28 января 1993 года»4.

Конституционный суд был избран Верховным Советом Республики 2 июля 1992 года, когда были приняты законы «О Конституционном суде Республики Казахстан» и «О конституционном судопроизводстве», а также избраны председатель и десять судей Конституционного суда. Данный орган конституционного контроля осуществлял свои полномочия по октябрь 1995 года. Согласно статье 10, в его компетенцию входило: «Рассмотрение дел о соответствии Конституции Республики Казахстан:

1) законов Республики Казахстан и иных актов, принятых Верховным Советом Республики Казахстан и его органами;

2) указов и иных актов Президента Республики Казахстан;

3) постановлений Кабинета Министров Республики Казахстан;

4) нормативных актов министерств, государственных комитетов и ведомств Республики Казахстан;

5) актов нормативного характера, принимаемых Генеральным прокурором Республики Казахстан, руководящих разъяснений пленумов Верховного суда Республики Казахстан, а также Высшего арбитражного суда Республики Казахстан.

2. Конституционный суд Республики Казахстан по представлению Верховного Совета Республики Казахстан давал заключения о соблюдении Президентом, Вице-Президентом, членами Кабинета Министров, Председателем Верховного суда, Председателем Высшего арбитражного суда, Генеральным прокурором Республики Казахстан, а также дипломатическими и иными представителями Республики Казахстан Конституции и законов Республики Казахстан в случае возбуждения вопроса о досрочном прекращении их полномочий.

3. Конституционный суд Республики Казахстан рассматривал дела о конституционности правоприменительной практики, затрагивающей конституционные права граждан.

4. Конституционный суд Республики Казахстан имел право возбуждать производство по вопросам, указанным в частях первой и третьей настоящей статьи, по собственной инициативе.

5. Конституционный суд Республики Казахстан:

1) рассматривал материалы обобщения практики применения конституционного законодательства;

2) избирал секретаря Конституционного суда;

3) приостанавливал полномочия судей Конституционного суда;

4) осуществлял иные полномочия, предоставленные ему законодательством.

 Решения Конституционного суда и требования его судей, в пределах компетенции, были обязательны к исполнению всеми органами, предприятиями, учреждениями, организациями, политическими партиями и иными общественными объединениями, должностными лицами и гражданами, к которым они обращены. Неисполнение их влекло ответственность по закону»5.

Роль Конституционного суда Рес­публики Казахстан образца 1992 года и его значение в процессе становления конституционного контроля, полагаю, до сих пор недостаточно изучены, а его роль в становлении конституционного контроля недооценена. Примером может служить рассуждения экс-заместителя Председателя Конституционного суда Рогова И. И.: «... было рассмотрение вопроса о конституционности акта Верховного совета, которым утверждалась минимальная потребительская корзина. Конституционный суд признал его неконституционным, нарушающим конституционное право на жизнь, посчитав, что те минимальные блага, которые были заложены законодателем, не обеспечивают выживаемость человека. В качестве экспертов нами был привлечен ряд структур во главе с Академией питания и ее руководителем, известным ученым Торегельды Шармановым.

Мы вынесли решение, что наши граждане имеют право не просто на жизнь, а на достойную жизнь, и это было, мне кажется, главным нашим решением»6.

Весьма интересны оценка и рассуждения Малиновского В. А. по вопросу значимости Конституционного суда того периода, так он пишет: «Несмот­ря на довольно краткий период своего функционирования (июль 1992 г. – август 1995 г.), значимость Конституционного суда в деле становления конституционализма весьма ощутима. Всего Судом под руководством академика Национальной академии наук, доктора юридических наук, профессора М. Т. Баймаханова было рассмотрено по существу с вынесением итогового решения около пятнадцати дел. Они касались, к примеру, необходимости соблюдения права собственности, трудовых и иных конституционных прав граждан; внедрения принципа разделения властей и сущностных различий между Верховным Советом и местными Советами народных депутатов; непременного соблюдения конституционных процедур принятия законов; организации и проведения избирательных кампаний»6.

Дальнейшее становление конституционного контроля непосредственно связано с принятием на всенародном референдуме действующей Конституции Республики Казахстан, где был учрежден квазисудебный орган конституционного контроля – Конституционный Совет.

Раздел шестой Конституции содержал основополагающие нормы, учреждающие конституционный контроль в Республике, осуществление которого возлагается на Конституционный Совет. Он не входил в судебную систему, и соответственно являлся государственным органом, который обеспечивал верховенство Конституции Республики как Основного Закона государства на всей территории Казахстана.

В статье «Каким путем пойдет конституционное правосудие Казахстана» профессор Игорь Иванович Рогов на вопрос: «Почему же тогда Конституционный суд заменили Конституционным Советом?», ответил:

– Это решение, думаю, в значительной мере было обусловлено субъективным фактором. В рабочую группу при Президенте РК по проекту Конституции входили французские эксперты: Жак Аттали – известный политик, политолог и Ролан Дюма – экс-председатель Конституционного Совета Франции. А поскольку в Конституции Казахстана были отчасти заимствованы французские идеи, то влияние французской школы у нас было очень сильным. И они убедили, видимо, членов рабочей группы создать Конституционный Совет, аргументируя тем, что Конституционный суд – это архаичный институт, а Конституционный совет работает вне судебных процедур, формальностей, его члены – это, по сути, эксперты, специалисты права, независимые от политической и социально-экономической конъюнктуры»7.

Полагаю, будет уместным привести несколько исторических аспектов, связанных с Конституционным Советом Республики Казахстан, а также с его ролью в процессе становления конституционного контроля за период своего существования. Так в соответствии со статьей 1 Конституционного закона «О Конституционном Совете Республики Казахстан»: «Конституционный Совет как государственный орган, обеспечивающий верховенство Конституции Рес­публики Казахстан на всей территории республики, при осуществлении своих полномочий самостоятелен и независим от государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан, подчиняется только Конституции Республики и не может исходить из политических и иных мотивов, осуществляет свои полномочия, руководствуясь Конституцией Республики и Конституционным законом, воздерживаясь от установления и исследования иных вопросов во всех случаях, когда это входит в компетенцию судов или других государственных органов»8.

29 декабря 1995 года Президентом Республики был издан Указ, имеющий силу конституционного закона, «О Конституционном Совете Республики Казахстан». В феврале 1996 года сформирован был первый состав Конституционного Совета и новый государственный орган приступил к работе.

«Согласно статье 72 Конституции Республики Казахстан, Конституционный Совет по обращению Президента Республики Казахстан, Председателя Сената, Председателя Мажилиса, не менее одной пятой части от общего числа депутатов Парламента, Премьер-Министра:

1) решает в случае спора вопрос о правильности проведения выборов Президента Республики, депутатов Парламента и проведения республиканского референдума;

2) рассматривает до подписания Президентом принятые Парламентом законы на их соответствие Конституции Республики;

2-1) рассматривает на соответствие Конституции Республики принятые Парламентом и его Палатами постановления;

3) рассматривает до ратификации международные договоры Республики на соответствие их Конституции;

4) дает официальное толкование норм Конституции;

5) дает заключения в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 2 статьи 47 Конституции.

Конституционный Совет рассматривает обращения Президента Республики в случаях, предусмотренных подпунктом 10-1) статьи 44 Конституции, а также обращения судов в случаях, установленных статьей 78 Конституции»9.

 За 26 лет Конституционный Совет внес достойный вклад в совершенствование процесса становления конституционного контроля в Республике Казахстан: «Деятельность Конституционного Совета позволила более полно раскрыть созидательный потенциал Конституции Республики Казахстан, обеспечила приведение в соответствие с ней текущего законодательства, определила ориентиры для развития материальных и процессуальных отраслей права. Поэтому совершенно обоснованным представляется сохранение в составе действующего права нормативных постановлений Конституционного Совета, не противоречащих внесенным в Конституцию изменениям и дополнениям.

Основные итоги деятельности Конституционного Совета.

С февраля 1996 года в Конституционный Совет поступило более 200 обращений:

– от Главы государства – 27;

– от председателей Палат Парламента и его депутатов – 77;

– от Премьер-Министра – 27;

– от судов – 71 представление.

Конституционным Советом было принято более 140 нормативных постановлений. В связи с внесением новелл в Основной Закон (1998, 2007 и 2017 гг.) Конституционным Советом приняты решения о пересмотре отдельных своих решений. В целом либо в части неконституционными были признаны 30 законов и международных договоров. Ряд законов, принятие которых имело высокий общественный резонанс, признан соответствующим Конституции. В их числе: Земельный кодекс, в соответствии с которым в Казахстане была введена частная собственность на некоторые категории земель (2003 г.); действующий Закон «О политических партиях» (2002 г.) и другие.

Одним из важных средств обеспечения верховенства Основного Закона является официальное толкование норм Конституции. Конституционным Советом рассмотрено более 100 таких обращений. Даны разъяснения, устанавливающие легитимные подходы к пониманию основных конституционных институтов и перспектив их развития, определяющие принципы взаимоотношений государства, общественных объединений и граждан, укрепляющие механизмы обеспечения прав человека и гражданина, а также ряда других вопросов, касающихся дальнейшего конституционного развития страны.

В Парламент направлено 27 посланий о состоянии конституционной законности в стране, в которых обобщался опыт осуществления в Казахстане конституционного контроля, поднимались вопросы о защите прав человека, совершенствовании законотворческого процесса, приведении законодательства в соответствие с Конституцией, о судоустройстве и судопроизводстве, проводимой административной реформе и другие.

За прошедшие годы сформировалась определенная практика представления Конституционным Советом итоговых посланий за каждые пять лет (в 2000, 2005, 2010, 2015, 2016 и 2020 годах), а также в 2021 году, ознаменованном 30-летием Государственной Независимости Республики Казахстан»10.

 Правовой основой организации и деятельности Совета является Конституционный закон от 29 декабря 1995 года «О Конституционном Совете Рес­публики Казахстан». Согласно конституционному статусу Совет при осуществлении своих полномочий являлся самостоятельным и независимым от государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан, и, соответственно, подчиняется только Конституции Республики.

«Конституционное производство может быть возбуждено только по обращениям Президента Республики Казахстан, Председателей Палат Парламента, не менее одной пятой от общего числа депутатов Парламента, Премьер-Министра, судов.

В число субъектов обращения в Конституционный Совет не входят граждане Республики. Их конституционные права и свободы могут быть защищены в судах общей юрисдикции, а в Конституционном Совете в случаях и в порядке, установленных статьей 78 Конституции, согласно которой если суд усмотрит, что закон или иной нормативный правовой акт, подлежащий применению, ущемляет закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина, он обязан приостановить производство по делу и обратиться в Конституционный Совет с представлением о признании этого акта неконституционным»11.

 Таким образом, Конституция Рес­публики Казахстан 1995 года является надежной базой для становления и совершенствования конституционного контроля в стране, важнейшей целью которой явилось создание независимого Казахстана. Следует отметить, что потенциал ее далеко не исчерпан.

Конституционный Совет в своих ежегодных посланиях неоднократно возвращался к вопросу совершенствования конституционного контроля в Республике Казахстан. Автором данной статьи в своих публикациях неоднократно обращалось внимание на вопросы, которые, как говорится, сегодня на слуху при совершенствовании института конституционного контроля. Приведу несколько выдержек из статьи «В поле зрения конституционного органа».

 «В одном из первых посланий Конституционного Совета за 1996 год было обращено внимание, что в ст. 78 Конституции имеется положение, которое предоставляет право судебным органам обращаться в Конституционный Совет с представлениями о признании неконституционными законов или иных нормативных правовых актов, регламентирующие закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина.

Отдельным абзацем в ежегодном послании за 1997 год Конституционный Совет выделил следующий аспект совершенствования работы судов как субъектов обращения. Так, при вынесении решений по конкретному делу органы правосудия в первую очередь должны были ссылаться на соответствующую статью Конституции РК, что, несомненно, подчеркивало бы ее верховенство по отношению к остальному действующему законодательству. Конституционный Совет посчитал, что соблюдение такого требования повысило бы уровень знания Конституции судьями и гражданами, а также способствовало бы формированию у каждого уважительного отношения к Основному Закону.

Ряд посланий содержит рекомендации по дальнейшему совершенствованию правовой регламентации последующего конституционного контроля посредством формализации и уточнения механизма оповещения судов о принятии к конституционному производству обращений других судов.

Предложения о совершенствовании института представлений судов как субъектов обращения имеются в ежегодных посланиях Конституционного Совета. В частности, рекомендовано расширить основания обращения судов в Конституционный Совет, включая не только нарушения конституционных прав граждан, но и любые случаи несоответствия нормативных правовых актов нормам Конституции.

В послании за 2000 год по вопросу совершенствования обращений в Конституционный Совет имеется предложение о включении в круг субъектов Конституционного Совета Генерального прокурора и министра юстиции.

Оглашенное в Парламенте послание Совета за 2001 год содержало предложение об использовании прокурором своего права инициировать в суде вопрос о ходатайстве проверки конституционности того или иного нормативного правового акта в Конституционном Совете.

В послании за 2003 год констатируется, что в республике учрежден институт Уполномоченного по правам человека, в компетенцию которого входит осуществление мониторинга за соблюдением прав и свобод человека, обеспечение восстановления нарушенных прав и свобод. Исходя из этого, было предложено предоставить омбудсмену право обращаться в Конституционный Совет через суды в порядке ст. 78 Основного Закона.

Ежегодно в Совет поступает значительное количество заявлений от граждан и организаций. Наблюдается тенденция увеличения числа этих обращений. Однако они не рассматриваются Конституционным Советом ввиду того, что граждане не являются субъектом обращения. Поэтому Аппаратом Конституционного Совета эти обращения перенаправляются по подведомственности другим государственным органам. Вместе с тем следует отметить, что уровень соблюдения прав человека и гражданина является одним из главных показателей состояния конституционной законности в стране. На данное обстоятельство неоднократно указывалось и в ежегодных посланиях Конституционного Совета.

Как отмечено в послании 2005 года, в соответствии со ст. 72 Конституции физические и юридические лица не являются субъектами обращения. Тем не менее от них продолжают поступать заявления и жалобы, количество которых остается неизменно высоким – порядка 130-160 в год.

Послание за 2018 год констатировало, что количество жалоб от граждан и юридических лиц достигло более 300. Из них пять касались толкования норм Конституции, семь – о признании неконституционными отдельных норм законов.

В послании 2019 года Совет указал, что необходимо более широко использовать возможности судов по обращению в Конституционный Совет с представлениями о проверке конституционности введенных в действие правовых актов. В связи с этим Верховному Суду следовало бы обобщить судебную практику и принять нормативное постановление о порядке обращения судов в Конституционный Совет Республики.

Таким образом, из анализа ежегодных посланий Совета усматривается, что вопросы совершенствования перечня субъектов обращения в Конституционный Совет всегда были в поле зрения конституционного органа. Они требуют дальнейшего своего глубокого изучения с учетом международного опыта и наработанной конституционной практики»12.

В развитии института конституционного контроля важную роль сыграли проведенные в стране конституционные реформы.

В 2007 году в предмет проверки Конституционного Совета были включены принятые Парламентом и его Палатами постановления.

В 2008 году в Конституционный закон о Конституционном Совете были внесены дополнения, согласно которым рекомендации и предложения по совершенствованию законодательства, содержащиеся в его решениях, подлежали неукоснительному рассмотрению уполномоченными государственными органами с обязательным уведомлением о принятом решении. Тем самым придавался определенный императивный характер рекомендациям Конституционного Совета.

Следуя этой тенденции, проведенная в 2017 году конституционная реформа расширила круг полномочий Конституционного Совета.

Так, в целях реализации положений, предусмотренных Конституционным законом от 15 июня 2017 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые конституционные законы Республики Казахстан», из п. 3 ст. 22 Конституционного закона РК «О Конституционном Совете Республики Казахстан» было исключено требование о необходимости подписания представления суда в Конституционный Совет председателем соответствующего суда. То есть судьи напрямую могут обращаться в Конституционный Совет.

Президент РК отказался от своего права по внесению возражений на решение Конституционного Совета. Усилен последующий конституционный контроль путем наделения Главы государства правом направления обращений в Конституционный Совет о рассмотрении вступившего в силу закона или иного правового акта на соответствие Конституции Республики. Такое право связывается с интересами защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения национальной безопасности, суверенитета и целостности государства.

Введен обязательный предварительный конституционный контроль за внесением поправок в Основной Закон страны. Они могут быть вынесены на республиканский референдум или на рассмотрение Парламента Республики только при условии дачи положительного заключения Конституционным Советом.

16 марта 2022 года Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев выступил с Посланием «Новый Казахстан: путь обновления и модернизации», в котором выдвинул масштабную программу политической модернизации. Обозначенные в нем инициативы были направлены на коренное преобразование нашей политической системы и для их эффективной реализации требовалось внесение изменений и дополнений в Конституцию.

Президент особо подчеркнул, что изменения затронут треть статей Конституции: «Говоря прямо, наша Конституция получит совершенно новое измерение. Поэтому я предложил вынести этот вопрос на республиканский референдум, ведь такие масштабные изменения должны осуществляться на основе всенародного волеизъявления».

Глава государства отметил, что после референдума, проведенного 27 лет назад, когда была принята действующая Конституция, все последующие конституционные реформы получали одобрения в Парламенте.

«В принципе, это легитимная практика. Но я твердо убежден, что на новом этапе развития, строя Новый Казахстан, мы должны всенародно принимать такие судьбоносные для нашей страны решения. Поэтому сегодня мною подписан указ о проведении 5 июня респуб­ликанского референдума по вопросу принятия изменений и дополнений в Конституцию. Всеобщее голосование граждан по проекту конституционных поправок продемонстрирует нашу твердую приверженность демократическим принципам. Конституционная реформа нацелена на комплексную трансформацию всей государственной модели. Важный блок поправок затрагивает правозащитную сферу, – сказал Глава государства. – Создание Конституционного суда, закрепление статуса уполномоченного по правам человека на конституционном уровне, безоговорочный запрет смертной казни – все эти шаги направлены на всестороннее соблюдение прав и свобод граждан»13.

Президентом Республики Казахстан К.-Ж. К. Токаевым отмечено, что проведенный «референдум стал важной вехой в истории нашей страны, показал сплоченность и готовность нации к ­реальным переменам».

По словам Главы государства, внесенные изменения в Основной закон, – это не конечная стадия, а только начало реформ. Будет продолжена всесторонняя модернизация страны. На базе обновленной Конституции будет сформирована более эффективная модель функционирования всех институтов власти, укреплены механизмы сдержек и противовесов между ними. Необходимо последовательно проводить реформу законодательства14.

Процессы совершенствования перманентны, вместе с изменениями и дополнениями в Основной закон менялись форма и содержание конституционного контроля.

С 2023 года в Казахстане вместо Конституционного Совета будет Конституционный суд.

Проведенные конституционные реформы свидетельствует, что институт конституционного контроля в Казахстане в ответ на глобальные перемены развивался весьма динамично. Изменения и дополнения прежде всего были направлены на более эффективное выполнение функций конституционного контроля, которые способствовали укреплению конституционной законности, защите всех ценностей, закрепленных в Конституции.

ЛИТЕРАТУРА

1. Конституционное право Республики Казахстан. Академический курс: в 2-х т. Т.1. Под общ. Ред. д. ю. н., проф. К. А. Мами. Авт. Предсл., отв. Ред. И руков. Авт. Колл. д. ю. н., К. А. Мами. Алматы, 2021, 103 стр.

2. Послание Конституционного Совета Республики Казахстан «О состоянии конституционной законности в Республике Казахстан» (оглашено на совместном заседании Палат Парламента Республики Казахстан 20 июня 2022 года) www.gov.kz/memleket/

3. Там же. Конституционное право Республики Казахстан. Академический курс: в 2-х т. Т.1, стр. 382.

4. Малиновский В. А. «Конституционный совет – 20 лет обеспечения верховенства конституции» (articlekz.com).

5. Закон Республики Казахстан от 5 июня 1992 года № 1378-XII «О Конституционном суде Республики Казахстан» (утратил силу) (zakon.kz).

6. Каким путем пойдет конституционное правосудие Казахстана – Игорь Рогов. zakon.kzhttps://www.zakon.kz/6017940.

7. Там же. www.zakon.kz/601794.

8. Там же. articlekz.com.

9. https://www.gov.kz/memleket/

10. Там же. www.gov.kz/memleket/ Послание Конституционного Совета Республики Казахстан «О состоянии конституционной законности в Республике Казахстан».

11. Там. же. www.gov.kz/memleket/Конституция Республики Казахстан – ИПС «Әділет» (zan.kz).

12. В поле зрения конституционного органа (А. Темербеков, член Конституционного Совета Республики Казахстан). https://www.zakon.kz/4984709

13. Поправки в Основной закон имеют для нашей страны судьбоносное значение – Токаев. zakon.kz https://www.zakon.kz/6013687.

14. Касым-Жомарт Токаев: Референдум стал важной вехой в истории нашей страны. https://www.zakon.kz/6016401

2404 раз

показано

8

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми