• Образование
  • 17 Августа, 2022

ПРОСВЕЩЕНИЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЛИЯНИЕ

Жетписбай БЕКБОЛАТУЛЫ,
профессор КазНУ им. аль-Фараби 

 

Вот и лето подходит к концу, приближается День Знаний. Для меня, выпускника сельской школы тургайской глубинки 1 сентября – особая дата. В этот день я переступил порог Храма знаний в Кызбеле, где в свое время учились Миржакып Дулатов, идеолог казахского Возрождения, автор знаменитой книги-манифеста «Оян, қазақ!» («Проснись, казах!») и Аскар Закарин, первый казах-выпускник мехмата МГУ, защитивший там же первую диссертацию по высшей геометрии в Казахстане. Кстати, как военный журналист фронтовой газеты, младший лейтенант Закарин является автором первого очерка о подвиге своей однополчанки, Героя Советского Союза Маншук Маметовой. 
Я в школьные годы ждал первый день сентября с нетерпением. Ныне, на склоне лет, с приближением этой некогда радостной даты возрастает чувство тревоги. Почему?

 

ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЛИЯНИЕ И ИМПЕРСКАЯ ПОЛИТИКА

В последние годы я заметил, что с приближением этой волнительной поры в интернет-пространстве оживает кампания по дискредитации школьного и вузовского образования на казахском языке, наших традиций и обычаев. На профессиональном языке такого рода потуги обозначаются общим термином «информационные войны», которые имеют длительную историю. Из учебников хорошо известно, что в течение многих веков подневольное население России подвергалось планомерной военной, политической и духовной экспансии, против него велось как завоевательные, так и информационные войны. Что из себя представляет информационная война? Согласно определению профессора МГУ А. В. Манойло, «информационная война – это процесс противоборства человеческих общностей, путем воздействия на гражданское население... противостоящей стороны, посредством распространения специально отобранной и подготовленной информации, информационных материалов». То есть явная ложь, дезинформация и манипуляция в одном флаконе.

К информационной и конвенциональной войнам можно смело отнести агрессивные действия тех, кто стремиться, к примеру, восстановить почившую в бозе империю, Советский Союз. Кстати, Российскую империю создавали образованные, дисциплинированные и педантичные немцы-ученые, управленцы, бюргеры, военачальники, которые упорно метр за метром завоевали соседние земли и страны, в том числе Туркестан. Некогда процветавший край, раздробленный и ослабленный междоусобными распрями. Покоряли с помощью западной военной технологии. Иначе вряд ли какой захватчик взял бы перевес на поле брани над природным воином – кочевником? Парадокс истории: теперь те же немцы, точнее коллективный Запад, ставят перед собой цель ниспровергнуть империю «зла», созданную их же изощренным умом и умелыми руками, применяя высокоточных Хаймарсов и F-16. Что ни говори, российский колониализм для порабощенных народов стал экзистенциальным испытанием. Целенаправленный курс на русификацию, денационализацию, насаждение человеконенавистнической коммунистической идеологии имели трагические социальные и нравственно-психологические последствия, многие народности потеряли родной язык, ассимилировались. Некоторые просто прекратили существование.

Россия как метрополия, по мнению известного московского историка Сергея Николаевича Абашина, как никогда ощущала себя на азиатских окраинах – в Средней Азии, Сибири, Повольже и на Кавказе «Европой» (мессианство) в гораздо большей степени, чем это она могла себе позволить в Прибалтике и центральной России. Царские чиновники, военные, реакционная часть интеллигенции изображали народы кочевого Казахстана, мусульманского Кавказа и Средней Азии как варварские, «дикие» (особенно казахов и горцев), лишенные самостоятельного исторического развития и укрепляли в общественном сознании мысль о цивилизаторской миссии России в этих отсталых регионах(http://historick.ru/view_post.php?id=156&cat=15).

Царские чиновники и обрусевшие немецкие ученые уничтожили все следы средневековой цивилизации в Казахской степи, то есть архитектурные построения, инженерные сооружения, монеты и древние рукописи, подготавливая почву для ассимиляции населения. Они были в шаге от реализации своих зловещих планов. Однако им «немножко помешали» мусульманские духовные служители. Их готовили в мектебах и медресе, как и в период расцвета края, в Туркестане, Шаше (Ташкенте) и Бухаре.

Среди казахов велась агрессивная миссионерская деятельность, расшатывался фундамент традиционной культуры и идентичности – религия и язык. В ходе реализации политики русификации и христианизации закрывались мусульманские мечети и мектебы, открывались русские школы, резюмируют исследователи, изучающие данную тему. И в результате нависла угроза существованию казахов как самостоятельной нации. Усилия колониальной и советской администрации были направлены против национального самосознания и религии, языка степняков.

Ученые-историки Г. С. Сапаргалиев, Ж. К. Касымбаев, С. М. Машимбаев, М. Ж. Абдиров, З. Т. Садвокасова и Г. Е. Отепова отмечают, что в Казахстане в общественном сознании царская, а затем советская власть насаждала непривлекательный имидж ислама, связь истории и культуры нашего народа с религией представлялась в искаженном свете. В советский период под влиянием атеизма все, что связано с исламом, было подвергнуто беспрецедентной фальсификации. Для «научных» работ тех лет характерны противопоставление кочевничества и ислама, суждения о примитивности и реакционности ислама, религиозной индифферентности казахов, якобы массовом неприятии ими ислама, о классовой сущности ислама, использования его в своих целях «эксплуататорами».

Царские и советские идеологи старались любыми средствами обличать мусульманских служителей, из-за этой пропаганды в сознании многих людей прочно вселился созданный ими образ имама: малограмотный, никчемный, сухонький старичок с острой бородкой, вооруженный палкой, используемой для наказания бедных учеников. К этому добавляли еще его полное безучастие к судьбе своего народа и постоянное стремление к наживе.

Мы знаем, что в 1930-е годы так называемые советские писатели «свободного Востока» творили по методичке из высоких партийных кабинетов. Ярким примером такого «руководства литературой» является роман «Школа жизни» Сабита Муканова, где живописно обрисован образ отрицательного персонажа – аульного муллы. Метод социалистического реализма и пролетарского интернационализма успешно использовался Кремлем против порабощенных мусульманских народов.

Жизнь не стоит на месте. По мере развития средств массовой информации, коммуникационных технологий и техники идеологическое противоборство в мире становится все более масштабным. Как справедливо отмечает доктор исторических наук, профессор А. Я. Касюк в статье «Информационно-психологические операции: история и современность», в XXI веке в ходе научно-технологической революции ведущие государства мира перешли к ведению информационных войн второго поколения, в которых ставка делается на стратегическое информационное противоборство. Специальные информационные и психологические операции рассматриваются как главный элемент активного информационного оружия, входящего в единую систему обороны России. Информационно-психологические операции как вектор манипулирования информационными и дезинформационными потоками при этом являются не просто одним из компонентов способа ведения войны, а приобретают полностью самостоятельное значение(https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionno-psihologicheskie-operatsii-istoriya-i-sovremennost).

По мнению ученого, анализ политического и стратегического содержания войн и военных конфликтов XXI веке дает основания отнести большинство из них к гибридным, в которых страна-агрессор не прибегает к классическому военному вторжению, а склонен к сочетанию политического, экономического и информационного противоборства. В отличие от традиционных войн гибридные войны в большей степени представляют собой интеллектуально-информационное противоборство, нежели силовое. Главным инструментом гибридной войны становится пресловутая «пятая колонна» – агенты влияния, контролируемые противником легальные и подпольные оппозиционные группы, их активная социальная база, различные иррегулярные вооруженные формирования. Регулярным вооруженным силам отводится вспомогательная роль поддержки и демонстрация решимости к прямой интервенции.

К задачам, которые предполагается решать с помощью информационно-психологических операций, по мнению профессора А. Я. Касюка, относятся следующие:

– формирование атмосферы безнравственности и бездуховности, отрицательного отношения к культурному наследию народа;

– создание политической напряженности и хаоса путем манипулирования общественным сознанием и политической ориентацией населения страны;

 – обострение политической борьбы между партиями, распространение недоверия и подозрительности.

Для ведения информационных войн за пределами страны создаются соответствующие структуры. Вот, к примеру, сообщение Российского агентства Interfax от 22 февраля 2017 года: «В вооруженных силах РФ созданы войска информационных операций. Об этом сказал министр обороны Сергей Шойгу, выступая в среду в Госдуме РФ. «Пропаганда должна быть умной, грамотной и эффективной», – произнес он, отвечая на вопрос о необходимости воссоздания управления, которое занималось бы контрпропагандой».

Данная структура, по мнению некоторых аналитиков, руководит и координирует работу так называемого Агентства интернет-исследований, которое нередко в прессе и иных источниках обозначается как «фабрика троллей», «пригожинские тролли», «ольгинские тролли», «кремлеботы», «лахтоботы», занимающегося дезинформацией, формированием общественного мнения по всему земному шару. Агентство использует фейковые аккаунты в крупных социальных сетях и онлайн-изданиях, на форумах и в видеохостингах.

В 2015 году британский программист Лоуренс Александер провел расследование и определил на основании счетчиков Google Analytics, что с вышеназванным Агентством связаны учредители ряда российских СМИ, объединенные в так называемую «Фабрику медиа». Вот их неполный перечень: РИА ФАН, «Экономика сегодня», «Народные Новости», «Политика Сегодня», «КиевСМИ», «Нью Информ», «Полит­Эксперт», «Невские новости», «Инфореактор», «Журналистская Правда», «ПолитРоссия», «Слово и Дело», «Полит­Пазл», «Кто есть Кто» и др. Ежемесячная аудитория «Фабрики медиа» превышает 36 млн человек.

Информационно-психологические операции, на наш взгляд, проводятся целенаправленно, согласно тщательно разработанному медиа-плану, по строгой информационной повестке. Нашумевшие высказывания о Казахстане, его государственности и границах Жириновского, Никонова, Кеосаяна и etc. следует рассматривать как эпизоды войсковой информационной операции, а их самих – агентами влияния, действующих по указке свыше. Идет тайная борьба за наши души, историю и культуру, язык и менталитет.

В этой войне велика роль «пятой колонны», которая пытается играть роль «представителей» народа. Я с педантичностью бывшего чиновника собираю образцы этих «глас народа, мнений пипла». Так, 6 сентября 2021 года в Фейсбуке появился пост –«Балаларымызды орыс мектепке неге беріп жатыр?» («Почему мы отдаем детей в русские школы?». https://www.facebook.com/askhat.assylbekov.-). С космической скоростью реагирует на эту информацию портал Роlitic.kz, перепечатав ее с кричащим заголовком «Высокое качество образования»: Почему казахи отдают детей в русские школы, объяснил эксперт». Данный опус выполнен почти в строгом соответствии методичке вой­сковой информационной операции и является ярким примером атаки на наш язык, преследует цель выработки отрицательного отношения к культурному наследию народа. В нем приводятся несколько причин касательно того, почему казахстанские родители предпочитают русские школы. Основным среди них значится якобы в русских школах намного выше качество образования.

Данный психологический посыл строго по методичке закрепляется соответствующим комментарием: «Совершенно верно расписано».

Теперь о «высоком качестве образования» в русских школах. В реальности, не совсем благополучно в них, как и в школах с казахским языком обучения. Правда, есть отдельные школы, где дети получают хорошие знания, но таких, к сожалению, не так много, как хотелось бы. А причина общеизвестная. «Нехватка педагогических кадров ощущается в школах Нур-Султана. В частности, существует дефицит преподавателей русского языка и литературы. Этот вопрос волнует родителей учащихся, которые обеспокоены качеством школьного образования, передает корреспондент МИА «Казинформ». «В школах столицы действительно существует дефицит кадров... – ответила консультант-оператор базы службы «Көмек 109» по поводу обращения о нехватке преподавателей русского языка и литературы. Напомним, жительница столицы Юлия Микитенко на странице в Facebook сообщила о сильной обеспокоенности получением некачественного образования своего ребенка...».

Следующая информация тоже из заслуживающего доверия источника (www.24.kz). «Некому учить школьников: дефицит учителей наблюдается в четырех областях РК», гласит сообщение. «...4 миллиарда тенге выделено из республиканского бюджета для устранения дефицита учителей. Нехватка педагогов наблюдается в Атырауской, Алматинской, Мангистауской и Туркестанской областях. Только в Актау и Атырау школы готовы принять на работу тысячу специалистов. Помогут ли большие деньги решить проблему, и как сейчас выкручиваются руководители образовательных учреждений, узнавала Динара Нургалиева. В этой школе знания получают больше 1700 детей. В образовательном процессе задействованы 132 учителя. Нехватка кадров – в классах с русским языком обучения». (https://24.kz/ru/news/social/item/540648-nekomu-uchit-shkolnikov-). Из этих фактов не трудно выстроить общую картину. Да, есть сложности в школьном образовании, но они преодолимы. Над разрешением подобных проблем ведется работа. Поэтому, без основания возвышая одни педагогические коллективы и огульно принижая другие, мы ничего хорошего добьемся. Злонамеренное деление школ по языку обучения, похоже, тоже из арсенала гибридных, информационных воин. Нам же нужен единый Новый Казахстан с высокой межэтнической культурой.

Как отмечает профессор А. Касюк, в эпоху информационного общества история развития любого независимого государства тесно переплетена с информационными операциями-манипуляциями, инсинуациями, дезинформациями, обманами и так далее. По сути, современная борьба государства за свою независимость – это своего рода информационная борьба.

Глава государства Касым-Жомарт Токаев на торжественном собрании по случаю 30-летия Комитета национальной безопасности заявил, что «...усиливается внешнее влияние на информационное и социокультурное пространство Казахстана». В связи с этим многие отечественные эксперты предлагают «создать своего рода государственный штаб, например, Центр Стратегических коммуникаций, который занимался бы не только контрпропагандой, но и планированием информационно-психологических наступательных операций».

Думаю, предложение актуальное, и, самое главное, своевременное.

 

УТРАЧЕННОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

Как было отмечено выше, не прекращаются информационные войны. В той же России она ведется на строго научной основе, по данной теме защищаются диссертации, пишутся монографии, а также созданы войска информационных операций и Агентство интернет-исследований. А в Казахстане сотни «деятелей» науки, получившие ученые степени докторов и кандидатов по гуманитарным наукам в советское время, восхваляя дружбу народов и изобличая националистические идеи, критикуя мелкобуржуазные теории развития, до сих пор вещают в студенческих аудиториях. Ясно, что проповедуемые им концепции не всегда соответствуют курсу независимого государства.

Очевидно, поэтому нападкам на казахский язык, культуру и менталитет не всегда дается достойный отпор. Причина, на мой взгляд, кроется в отсутствии научных исследований по современным информационно-психологическим вой­нам и методике контрпропаганды.

Студенты мои, к примеру, часто интересуются вопросами истории цивилизации в Центральной Азии и Казахстане. Всесторонние знания о прошлом своей страны им необходимо хотя бы для аргументированного отпора, когда отдельные личности, даже представляющие политическую элиту официально дружественного государства, позволяют себя изгаляться над их национальной исто­рией, культурой, духовностью и т. д.

Наша молодежь в поиске ответов на множество вопросов, к слову, искренне недоумевает, почему казахское просвещение начинается с первых школ Ибрая Алтынсарина. Справедливости ради стоит отметить, что история просвещения в Казахстане в средние века в целом не изучена. Неспроста Олжас Сулейменов в свое время писал: «История наша – несколько вспышек в ночной степи. У костров ты напета, на развалинах Семиречья, у коварной, обиженной Сырдарьи. Города возникали, как вызов плоской природе, и гибли в одиночку. ...Я молчу у одинокого белого валуна в пустынной тургайской степи. Как попал он сюда? Могила неизвестного батыра? Или след ледниковых эпох? Я стою у памятника Пушкину. Ночь новогодняя, с поземкой. Я сын города, мне воевать со степью. Старики, я хочу знать, как погибли мои города? («Чем порадовать сердце?»).

Тех стариков уже нет, а мои современники вряд ли скажут уважаемому Олжеке что-либо внятное. И, о чудо, ответ пришел, откуда совсем не ждали. Из Америки. Основатель и председатель Института Центральной Азии и Кавказа в США Стивен Фредерик Старр порадовал читателей интересной книгой «The Lost Enlightenment. Central Asia’s Golden Age from the Arab Conquest to Tamerlane», переведенной и изданной в издательстве «Альпина Паблишер» под названием «Утраченное Просвещение: Золотой век Центральной Азии от арабского завоевания до Тамерлана». В ней есть ответы на многие волнующие нас вопросы.

Автор столь глубокого исследования имеет опыт работы в Афганистане, Центральной Азии, на Кавказе. Он консультировал трех президентов США по российско-евразийским делам и возглавлял внешнюю консультативную группу по спонсируемым правительством США исследованиям, соавтор первой комплексной стратегической оценки Центральной Азии, Кавказа и Афганистана для Объединенного комитета начальников штабов.

В этой богато иллюстрированной книге Стивен Фредерик Старр рассказывает увлекательную, но малоизвестную историю средневекового просвещения Центральной Азии через поразительные достижения ее величайших умов – выдающихся личностей. В ней аргументированно, на конкретных фактах изложено о том, как между 800 и 1200 годами Центральная Азия лидировала в мире по торговому и экономическому развитию, по масштабу урбанизации, экономическому размаху городов, утонченности искусств и, прежде всего, развитию знаний во многих областях.

Возможно, ныне Центральная Азия в глазах жителей развитых стран – это подзабытые Богом бедные государства где-то на краю света, культура которых абсолютно непримечательна. Признанный специалист по нашему региону­ рассеивает ошибочность такого мнения. Цель его работы – развенчивание мифа об отсталости и маргинальности Центральной Азии. Он знакомит читателей с крайне важными в истории человечества научными открытиями, культурными достижениями, завоеваниями и другими событиями, которые происходили на территории современных Туркменистана, Таджикистана, Узбекистана, Кыргызстана, Казахстана, а также частично Афганистана, Пакистана и Китая. Неслучайно Старр называет эту территорию Центральной Азией. Именно здесь в средние века располагался один из очагов Просвещения (за много столетий до одноименной эпохи во Франции).

 Почему вообще наступил Золотой Век в Центральной Азии? Старр считает, что этому есть несколько объяснений: богатство региона, накопленное в результате интенсивной континентальной торговли и развитого орошаемого сельского хозяйства; покровительство властей и богатых семейств наукам, искусству и культуре, а также религиозный плюрализм и насыщенный культурный обмен религией и языками(https://www.caa-network.org/archives/9946#:~:text).

Почему при своем Золотом Веке Центральная Азия не перешла в качественно новое состояние, а напротив, быстро сменился многими веками «дремучести» и интеллектуального упадка? Да, монголы нанесли колоссальные потери. Но самым серьезным уроном от их вторжения Старр считает разрушение ирригационной системы и гибель мастеров, что обрушило техническую оснащенность и спрос на такие навыки. Вместе с тем интеллектуальный спад в Центральной Азии наступил раньше, чем монгольские всадники осадили Отрар, пишет Старр. Аргумент о том, что Васко да Гама и его открытие морского пути в Китай привели к краху сухопутной торговли в Евразии, исходит из экономического детерминизма. Хотя нельзя не отметить, как указывает автор, что жители региона не способны были отстоять свой Шелковый путь перед лицом конкуренции с моря – обеспечить безопасность торговцев-купцов со всего мира, создать им благоприятные условия.

Резкий спад торговли привел к интеллектуальной изоляции региона, его обеднению и отставанию на долгие века. Старр видит корни завершения Золотого Века Центральной Азии также в исламском расколе, разделившем мусульманскую умму на шиитов и суннитов, в ожесточенной идеологической борьбе и религиозной трансформации. «Чудом центральноазиатской культуры было то, что в течение нескольких веков она была открыта чужеродному песку и что могла использовать его для производства жемчуга», – замечает Старр. Когда же «путь разума» сместил «путь веры», а мыслитель Аль-Газали убедил общественность в том, что вся мудрость уже была дана в Коране и хадисах, а философия и наука никогда не заменят законов шариата, в медресе стали распространять не научный метод и изучение философии, а насаждать «правоверное мышление» для борьбы с исмаилитами и шиитами (https://www.caa-network.org/archives/9946#:~:text).

Период интенсивного развития нау­ки в Центральной Азии длился около 400 лет. Упадок пришел после нашествия Чингисхана и религиозных рас­прей, как утверждает господин Старр. В Казахском ханстве преобладание кочевого хозяйства над оседлым, упадок городской жизни, междоусобицы расшатывали государственные устои. Процесс политического дробления сопровождался разрушением экономики и упадком культуры. Ослабленный распрями край стал легкой добычей Российской империи, которая старалась вытравить историческую память народа путем уничтожения системы традиционного образования, заменяя ее колониальным суррогатом. Это было ничто иное, как информационная война, но называлась она внутренней политикой империи, позже страны советов.

 

ТУРСЫН-МУХАММЕД  ХАН И ЕГО ПОТОМКИ

Величественные пушкинские строки «О сколько нам открытий чудных// Готовят просвещенья дух» я воспринимаю в буквальном смысле. Занимаясь по просьбе покойного муфти Казахстана, известного ученого-востоковеда Абсаттар-кажы Дербисали поиском фактов по истории торгайских мечетей, мектебов и религиозного просвещения, у истоков которого стояли Шакшак Жанибек и Турлугул Кошкарулы, наткнулся на весьма неожиданную находку и сделал для себя открытие. Оно касается дочерей Турсын (Турсын-Мухаммед) хана, правителя Ташкента в середине ХVII века, Айбике, Конырбике и Нурбике. Историк академик Талас Омарбеков пишет, что Есим хан, убивший в междоусобицах Турсын хана, «его дочерей Айбике, Конырбике и Нурбике дарил своим батырам». Турсын хан – весьма противоречивая историческая фигура, достоин особого внимания.

Турсын-Мухаммед (1562–1627), сын султана Джалима, был правнуком Джанибека, первого казахского хана. Претендовал на трон правителя Казахского ханства, однако впоследствии потерпел поражение от Есим хана. Он был на три года старше хана Есима. При возведении на престол Есима в 1598 году Турсын было отказался от своих амбиций. Но, став известным и популярным в народе после победоносных войн против Бухарского ханства, освобождения южных казахских родов от бухарского подданства, чингизид султан Турсын вскоре провозгласил себя ханом Казахского ханства и начал чеканить от своего имени монеты. Будучи независимым от хана, дважды давал клятву верности хану Есиму, но оба раза нарушал ее. Его главной опорой был род катаган. Чтобы не давать повода к гражданской войне среди единого народа, хан Есим признал Турсына равноправным с собою правителем.

В 1627 году Есим выступил в поход против джунгар. Воспользовавшись отсутствием хана Есима, Турсын нарушил перемирие, захватил вторую столицу хана – город Туркестан. Есим хан после возвращения из похода объявил войну Турсыну. В окрестностях Шымкента состоялось Сайрамское сражение, Турсын хан был разгромлен. Весь род катаган Есим хан приговорил к уничтожению, этот род распался, часть его вошла в состав узбеков, другая часть спаслась, войдя в состав уйгуров в Восточном Туркестане, оставшаяся часть вошла в состав казахов под наименованием рода шанышкылы. Разгром Турсын хана в истории сохранился под названием «Катаганское побоище». После этого события Есим хан ликвидировал Ташкентское казахское ханство и включил его в состав единого Казахского ханства. Массовое уничтожение целого рода по воле одного человека явилось одним из страшных эпизодов средневековой истории нашего народа.

У Турсын-Мухаммед хана было трое дочерей, как сказано выше. Вся интрига моего открытия заключается в том, что их прямыми потомками, следовательно, и потомками Турсын-Мухаммед хана (по европейской, еврейской и чингизидской традиции) являются великие просветители Ибрай Алтынсарин, Абай Кунанбайулы и Ахмет Байтурсынулы. Теперь обо всем по порядку.

У казахов традиционно на первом месте имена и образы великих исторических личностей, внесших заметный вклад в формирование единой казахской нации. Сотни батыров, полководцев прославились своими подвигами в период столетней освободительной войны (XVII-XVIII века) казахов с джунгарскими захватчиками. Одним из таких выдающихся личностей является Шакшак Жанибек Тархан. Готовя к печати сборник «Шақшақ Жәнібек Қошқарұлы» к 320-летнему юбилею батыра, изданного в 2013 году по госпрограмме социально значимой литературы, я «перелопатил» массу исторических книг, статей, с интересом слушал и смотрел тематические передачи.

Шакшак Жанибек является моим предком, поэтому мне хорошо знакома родословная до нашего дальнего прародителя Аргын Ага. Но в науке ценятся не доморощенные генеалогические древа, а свидетельства авторитетных ученых. Поэтому сведения, приведенные в книге докторов наук М. Жолдасбекулы, К. Салгараулы и А.Сейдимбека «Ел тұтқа» («Доблесть страны», Астана: KUL TEGIN, 2009. 141 с.), были очень кстати. Там в трех предложениях передана почти вековая история рода: «Шақшақтан Көшей, Көшейден Қошқар, Қошқардан Тұрлығұл мен Жәнібек туады. Атасы Шақшақ Аманжолұлы – қазақ ханы еңсегей бойлы ер Есімнің қолбасшыларының бірі болған. Есім Ташкентті шауып, Тұрсын ханды өлтіргенде, Шақшақ соғыс олжасы ретінде еншісіне тиген Тұрсын ханның қызы Нұрбикені алып келіп, баласы Көшейге қосқан». («От Шакшака родился Кошей, от Кошея – Кошкар, от Кошкара – Турлыгул и Жанибек. Жанибека дед Шакшак Аманжолулы был полководцем казахского хана высокорослого (мужественного) Есима – богатыря. Когда Есим напал на Ташкент и убил Турсын хана, Шакшак своего сына Кошея женил на дочери Турсын хана Нурбике, она была военной добычей полководца»).

Дальнейшая история рода потомков Турсын-Мухаммед хана по линии дочери Нурбике ныне известна всем казахстанцам. Таким образом, от сыновей Кошея и Нурбике происходит известные и уважаемые нами личности: от Калкамана – Ахмет Байтурсынулы, от Кошкара – Ахмет и Газымбек Биримжановы, от Аю – Сырбай Мауленов, от Карабаса – Сейдахмет Куттыкадам (кстати, был главным редактором журнала «Мысль»).

От прапраправнучки Кошея Айман Шегенкызы родится великий просветитель Ибрай Алтынсарин. Всезнающий интернет дает такую справку: «Мать Ибрая Айман Шегенкызы происходила из племени Аргын. После гибели Алтынсары — отца Ибрая, его мать вышла замуж за его брата Косжана. Поэтесса Мариям Хакимжанкызы и ученый Шабден Балгожаулы являются детьми Айман Шегенкызы от второго брака»(https://newtimes.kz/politika/76661-ded-ibraya-altynsarina-).

Два года тому назад, в 2020 году, в рамках программы ЮНЕСКО в польском городе Познань отмечали 175-летний юбилей Абая Кунанбайулы, где мне выпала честь выступить с речью. Позже вышла моя статья, посвященная Абаю и Ахмету. Перечитывая труды о родословной Абая, в частности, Шакарима Кудайбердыулы («Родословная тюрков, казахов, киргизов. Династии ханов», Алматы: Жазушы, 1990) и Сабита Муканова (Избранные произведения. 15-том. Алматы: Жазушы. 1979, с. 228-247 II. Родословная Абая), обратил внимание на первый взгляд на прелюбопытный факт – Абай также является потомком Турсын-Мухаммед хана. Вот что пишет Шакарим: «Али, родной брат нашего предка Сары, батрачил у одного сарта (таджика). Услышав о том, что хан Есим убил Турсын-Мухаммеда-хана катаганов и вновь завладел Ташкентом, он, взяв двух откормленных коней у этого сарта, спешит на родину. По дороге ему встречаются дочери Турсын-хана, которые, будучи в пути, еще не знали о смерти своего отца. Захватил (дочерей Турсын-хана – Айбике, Нурбике, Конырбике со свитой, обозом, шатрами... Конырбике отдает старшему брату Сары. Вот от этой Конырбике родятся и наши предки пятого колена – Кушик и Мамбет-Софы». Вторит ему Сабит Муканов: «Али батыр, после взятия города Ташкент, женил своего брата Сары на дочери хана Ташкента Турсына – Конырбике». Сары батыр – предок Абая Кунанбайулы. С. Муканов перечисляет: Сары-Кушик-Айтек-Олжай-Айдос-Ыргызбай-Оскенбай-Кунанбай-Абай.

Любопытная получилась историческая мозаика. Но это еще не все. К 350-летию бия Среднего жуза Казыбек-би (1667–1764) портал NDH представлял уникальный материал ученых Жаксылыка Сабитова и Максата Жабагина «Казыбек би – потомок золотоордынских князей!» по генетической истории известного государственного деятеля. В нем генеалогия Казыбек-бия выглядит следующим образом: Казыбек – Кельдибек – Шаншар – Булбул – Таз – Бошан – Акша – Каракесек – (Болат-ходжа) – Мейрам – Караходжа – Акжол (Даир-ходжа) – Котан – Аргын. Келдибек имел трех братьев, которых звали Тыныбек, Жакибек, Есиркеп. Дед Казыбек-бия Шаншар был известным батыром. Он участвовал в разгроме катаганов в 1627 году. «В награду за проявленную храбрость он удостоился чести взять в жены Айбике, дочь погибшего Турсын-Мухаммед хана, правителя Ташкента (1613–1627 гг.) От нее и родились те четверо сыновей. Сам Турсын-Мухаммед был правнуком Джанибека, первого казахского хана (наряду с Кереем). Так что в жилах Казыбек-бия по материнской линии текла кровь основателей Казахского ханства».

 А как выглядит генетическая история Казыбек-би, который принадлежит роду Аргын? Как утверждают Ж. Сабитов и М. Жабагин, «происхождение этого рода ранее вызывало много дискуссий. В контексте популяционной генетики было выявлено, что большинство мужского генофонда аргынов относятся к гаплогруппе G1, причем справедливо это практически для всех генеалогических линий. Для генеалогической линии Казбек бия – Каракесек частота встречаемости гаплогруппы G1 достигает 74%… Глубокая история гаплогруппы G1 родственно связывает современных ее носителей с народами Иранского нагорья». Википедия уточняет: «G1 распространена на севере Среднего Востока, особенно в Иране, встречается с частотой 5,0-7,5% среди евреев-ашкенази». Генетическая связь с евреями-ашкенази, конечно, требует досконального изучения.

Прародитель этих великих просветителей Аргын Ага является реальной исторической фигурой. Шакарим пишет: «Вот почему казахи говорят, что дальний предок аргынов – прославленный акын Котан. Еще одно свидетельство тому – стихи, сочиненные аргыном Жанак-акыном в споре с уаком Жаркын-бием. Когда Жаркын-бий спросил его, а были ли в твоем роду поэты, так ответил ему Жанак: //Алашта Арғын Аға туған зерек//Қазақта ол кісінің жолы бөлек//Арғынның арғы атасы Қодан тайшы//Өлеңге бізден ұстын болса керек…//:

 (перевод Б.Каирбекова):

 

У Алаша – предок Аргын (Ага)

был на редкость одаренным,

Выделялся он приметно среди других.

Первопредок (же) аргынов

акын Котан (тайшы),

Был в стихе куда мастеровитей

нас обоих!».

 

Аргын (Аргун) Ага был грамотным человеком своего времени, пишущим книги битикчи («битик» с древнетюркского переводится как «книга»). В «Encyclopedia Iranica», авторитетной англоязычной энциклопедии, рассказывающей об истории, культуре и цивилизации иранских народов от предыстории до наших дней, имеется обстоятельная статья «ARḠŪN ĀQĀ» (Аргын Ага). Приведу с сокращениями. «ARḠŪN ĀQĀ (турецкий arḡun «полукровка» и монгольский aqa «старший брат»), монгольский администратор в Иране (ум. 673/1275). Он принадлежал к племени ойрат, а его отец, Тайчу, по словам Джувейни, был тысячным полководцем… Амир Кадан из племени Джалайир, в руки которого он таким образом перешел, послал его вместе со своим собственным сыном Илюге поступить на службу к Великому хану Угедею (Агадаю). Овладевший уйгурской письменностью и в раннем возрасте зачисленный в число секретарей (битикчи) Великого хана (bitikčīān)… Как и при его предшественнике, Коркузе, при Аргуне служили представители потомственного иранского чиновничества. Среди них был и отец Джувейни, сахиб-диван Баха ад-Дин, замещавший Аргуна во время его отсутствия в 1246 году; сам Джувейни служил при Аргуне десятью годами позже. Благосклонно настроенный к деятельности Аргуна Джувейни заявляет, что тот положил конец посягательствам войск на мирное население Азербайджана и отменил незаконные налоги, установленные Шереф ад-Дином Хорезми в Хорасане… Последним зафиксированным его деянием было проведение новой переписи населения в Грузии в 671 или 672/1273. Аргун умер на пастбищах Радкана, близ Туса, 20 зул-л-хиджа 673 / 17 июня 1275; он оставил множество сыновей, из которых наиболее известен Ноуруз, военачальник, казненный в 696/1297 при Газане».

Поэтому не стоит удивляться тому, что потомки книжника Аргына стали просветителями, известными всему миру.

В этом году мы могли бы отметить 460-летний юбилей Турсын-Мухаммед хана, приурочивая его ко дню Знаний. Поскольку прямые потомки этой незаурядной личности в лице Ибрая Алтынсарина, Абая Кунанбайулы и Ахмета Байтурсынулы всю свою жизнь посвятили просвещению родного народа. Только изучая их труды, а также им подобных великих умов Дешти-Кыпчака, Турана, наша молодежь, наши соотечественники смогут отстоят свои национальные духовно-нравственные ценности, кто бы ни покушался на них. Кто бы ни затевал информационную войну.

2836 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательно заполните поля *

МЫСЛЬ №11

15 Ноября, 2022

Скачать (PDF)

Редактор блогы

Аяған Өтенұлы Сандыбай

Блог главного редактора журнала «Мысль»