• Исторические страницы
  • 17 Августа, 2022

ПАТРИОТЫ ИЗ ПЛЕЯДЫ АЛАШ

Рашит КАРЕНОВ,
доктор экономических наук, профессор, академик, Почетный работник образования РК

Историю двигают не массы, а личности, вдохновляющие своим примером, делами и идеями эти самые массы. Совестью нашего народа являются деятелей Алаш-Орды, которые стремились видеть казахскую нацию независимой и счастливой. Всего два года и три месяца просуществовала в Великой Степи новая, зарождающаяся цивилизация «Алаш-Орда», пытавшаяся изменить сознание простого степняка. Однако оставила неизгладимый след в сознании нашего народа. М. Шокай, А. Ермеков, Ж. Акбаев и другие были людьми высокого духовного порыва, воплощением бескорыстия и преданности национальному и гражданскому долгу.

ИДЕОЛОГ НЕЗАВИСИМОСТИ

Яркий след в истории освободительного движения Казахстана и Средней Азии оставил Мустафа Шокай (Чокаев Мустафа, Чокай-оглы Мустафа). Он сыг­рал видную роль в политическом возрождении мусульманских народов. Был сторонником автономии Туркестана.

Мустафа Шокай – крупный общественный и политический деятель, мыслитель, публицист, журналист, юрист. В его исканиях переплелись темы гуманизма, борьбы за права и свободы народов Туркестана. Его основной труд «Туркестан под властью Советов» (Алма-Ата: «Айкап», 1993, 160 с.) стал важным вкладом в борьбу за освобождение народов Центральной Азии.

В опубликованной в 1928 году на французском, а в 1935 году на русском языке книге «Туркестан под властью Советов (К характеристике диктатуры пролетариата)» собраны воспоминания о нем его соратников по совместной борьбе в эмиграции.

Особого внимания заслуживает эссе-исследование писателя Ануара Алимжанова о жизни и деятельности Мустафы Шокая (с. 136–158). В своей статье «Дороги людей – дорога человека (Вспоминая Мустафу Шокай-улы)» А. Алимжанов пишет: «Мустафа был уроженцем Ак-мечети (Кзыл-Орда), его предки по отцовской линии принадлежали к известному аристократическому клану торайгыров из кипчакского рода. Он был внуком знаменитого Торгай-датхана и сыном смелого Шокай-бека, по материнской линии он был выходцем из династии казахских ханов Хивы. И естественно, что все эти данные подчеркивают, что он мог получить подобающее воспитание в семье, и не рождает никаких сомнений в его признании «Жеті жарғы». Начальное образование Мустафа получил в ауле. Вероятно, от родителей. Затем, вместе с Александром Керенским на отлично окончил русскую гимназию в Ташкенте и с отличием завершил юридический факультет Петербургского университета. Став главой Временного правительства, Керенский предложил Мустафе Шокай-улы портфель министра в своем кабинете, но Мустафа не принял предложение.

Блестяще зная историю Туркестана – страны тюрков, он мог прекрасно излагать свои взгляды на развитие культуры, политики и юриспруденции не только на тюркском языке, но и на таджикском, русском, английском, французском, немецком. И то, что он стал первым и на какое-то время единственным представителем народов Туркестана в Бюро Мусульманской фракции Государственной Думы было естественным и закономерным, ибо исторические обстоятельства, события тех времен привели молодого Мустафу на эту стезю, предопределив его дальнейшую судьбу как крупной личности, наделенной высоким чувством ответственности в архисложной идеологической и политической борьбе с тоталитарной системой во имя равенства и свободы народов огромного региона. За их избавление от физических унижений и духовного рабства. Он не свернул со своего пути до самой гибели».

После Февральской революции 1917 года Мустафа Шокай, исполненный надежд, принимает решение вернуться на родину для активной политической дея­тельности. В Ташкенте он создает политическую организацию «Бірлік туы» («Знамя единства») и занимается изданием одноименной газеты, где впервые излагает идеи независимости и единства всех тюркоязычных народов.

22 ноября 1917 года в Коканде на ІV чрезвычайном Всетуркестанском съезде было провозглашено создание Туркестанской (Кокандской) автономии. Чокаев поначалу назначается на пост министра финансов, позже избирается премьер-министром. Он принимает участие во ІІ Общеказахском съезде в Оренбурге (5–13 декабря 1917 года), где входит в состав правительства Алашорды от Сырдарьинской области. Затем выступает организатором съезда казахов Сырдарьинской области (5 января 1918 года), на котором были рассмотрены вопросы автономии, создания милиции и др.

После ликвидации автономии большевиками Мустафа был вынужден эмигрировать во Францию. В Париже начинается новый период его борьбы за будущее своего народа. Он прилагает огромные усилия для того, чтобы открыть глаза Западу на истинное положение дел в Туркестанском крае, пишет изобличительные статьи о притеснениях, творимых на его родине большевиками. Они представлены в книге М. Шокая («Таңдамалы. Избранное в двух томах». Алматы: Кайнар. Том 1, 1998, 512 с. и Алматы: Кайнар. Том 2, 1999, 520 с.)

М. Шокай выступает с докладами в Париже, Лондоне, Варшаве и Стамбуле. Он неизменно развивал свою политичес­кую концепцию объединения народов Туркестана для обретения ими свободы и независимости.

В эмиграции, продолжая идейную борьбу с Советами, Мустафа издает журналы: в 1927–1931 гг. «Жаңа Түркістан» (Новый Туркестан) и в 1929–1939 гг. «Жас Түркістан» («Молодой Туркестан»). В 1938 году, выпуская юбилейный, сотый, номер журнала «Яш Түркістан» («Молодой Туркестан»), веря в свою мечту, Мустафа призывал родной народ к единству и независимости: «…Взойдет солнце освобождения и независимости, и мы, скромные борцы… будем на родной земле, среди родного народа». Сегодня в условиях независимости с особом смыслом воспринимаются слова Мустафы Шокая: «Национальная свобода есть следствие национального духа. А национальный дух растет и приносит свои плоды при наличии национальной свободы и независимости».

Исследовательская, просветительская, публицистическая деятельность Мустафы Шокая прервалась неожиданно. Он был схвачен эсэсовцами 22 июня 1941 года, в день, когда фашисты напали на СССР. Вместе со всеми русскими эмигрантами, находившимися тогда во Франции, Мустафа был водворен в концлагерь Компьен под Парижем. По словам супруги Мустафы – Марии Чокай «он был потрясен» известием о нападении фашистов на СССР ( Статья Марии Шокай о муже под названием «Менің Мұстафам» («Мой Мустафа») приведена на страницах 389–513 второго тома книги Чокаева «Таңдамалы»).

Две недели продержали Мустафу в Компьене и освободили также внезапно, как и арестовывали. Однако дома он пробыл недолго. Снова явились немцы и увезли его в Германию. Там Шокай встречался с пленными туркестанцами. Гитлеровцы пытались перетянуть его на свою сторону, используя его авторитет в пропагандистских целях. Но, как пишет А. Алимжанов в вышеназванной работе «Дорога людей – дорога человека», Мустафа Шокай прекрасно понимал, что фашизм несет рабство и кабалу всем народам России и Туркестана, а не только Европы… Он не мог сотрудничать с ними. Всю свою жизнь посвятил борьбе за Правду, за достоинство и честь народов Туркестана, за его равенство и никакая сила не могла свернуть его с избранного пути. Он остался верен своей Отчизне и, встречаясь с военнопленными в концлагерях, стремился поддержать их дух, вселить уверенность в будущую победу. А это не входило в планы немецкого командования».

Мустафа Шокай умер в декабре 1941 года в Берлине при невыясненных обстоятельствах. Похоронен он на мусульманском кладбище Берлина.

 

ПЕРВЫЙ ПРОФЕССОР

Фундамент казахской государственности заложили деятели движения «Алаш» и представители казахской управленческой элиты, научной и творческой интеллигенции. Они приняли активное участие в процессе определения границ и воссоединения казахских земель.

Особая заслуга в возвращении Казахстану стратегически важных территорий принадлежит одному из лидеров правительства Алаш-Орды, первому казахскому профессору математики Алимхану Абеуовичу Ермекову. Его жизнь и судьба – это яркое воплощение бурного ХХ столетия. Один из незаурядных, разносторонне талантливых представителей замечательной плеяды казахской интеллигенции, видный государственный и общественный деятель А. Ермеков застал разные эпохи народного бытия.

Благодаря крупным монографическим исследованиям доктора исторических наук Ж. У. Кыдыралиной «Алимхан Ермеков: судьба и время» (Астана: «Фолиант», 2015, 440 с.) и кандидата исторических наук, доцента К. С. Ускембаева «Әлімхан Ермеков: Тұлға тағылымы» («Алимхан Ермеков: образец разносторонне образованной личности». Караганда: Издательство «Арко», 2013, 340 с.) подробно освещаются жизнь и деятельность одного из незаурядных представителей передовой казахской интеллигенции начала ХХ века. На основе многочисленных архивных документов и материалов, а также на широком фоне эпохи в вышеуказанных книгах доказывается, что вся жизнь и деятельность А. Ермекова – это наглядный и достойный пример самоотверженного служения народу и республике.

К масштабным и успешным результатам деятельности Алимхана Абеуулы способствовали глубокое знание им вопросов права, истории этноса, экономической географии, непоколебимая убежденность в необходимости национального суверенитета, прагматизм мышления и редкое умение убеждать оппонентов. В свое время талантливый поэт Султанмахмут Торайгыров так охарактеризовал его в своей поэме – посвящении лидерам движения «Алаш»: «Молодой Ермеков хваток и прозорлив, как быстролетный и зоркий сокол..» (Кыдыралина Ж. Алимхан Ермеков: служение Отчизне. Мысль, 2013, № 5, с. 72–75).

А. Ермеков – человек-легенда, достойно вынесший все испытания судьбы, сохранив при этом жизненную стойкость, душевный свет и человеческое благородство.

Он родился в 1891 году в Темиршинской волости Каркаралинского уезда Семипалатинской области (ныне Актогайский район Карагандинской области). В 1905 году окончил Каркаралинское трехклассное училище. В том же году поступил в Семипалатинскую мужскую гимназию, которую окончил с золотой медалью в 1912 году. Первым из казахов Алимхан поступил в Томский технологический институт, окончив его только в 1923 году. Обучение было прервано революцией. Лишь по специальному мандату народного комиссара просвещения А. Байтурсынова Ермеков смог продолжить свою учебу в Томске.

В мае 1917 года на Семипалатинском областном съезде казахов он был избран в секретариат президиума съезда, а затем - членом Семипалатинского областного казахского комитета. Кроме того, вместе с Халелом Габбасовым назначается заместителем председателя исполнительного комитета Семипалатинской области;

В начале 1918 года по поручению А. Букейханова в разговоре по прямому телеграфу с Лениным и Сталиным А. Ермеков и Х. Габбасов поставили перед большевиками главный вопрос о признании целостности Казахской территории и возможности устройства будущей жизни казахского народа на правах автономии. Через два года, будучи членом Киргизского ЦИК (Центрального исполнительного комитета), Алимхан делегировался в Москву с докладом «О положении Казахского края вообще и по вопросу о границах в особенности». Именно тогда, в процессе четырехмесячной кропотливой работы, вопреки мнениям многих других чиновников центрального аппарата Ермеков добился возвращения Казахстану очень важных территорий. Среди этих земель особо следует отметить побережье Каспия, Акмолинскую и Семипалатинскую области. Сегодня нашему государству западный регион обеспечивает выход к Каспию и владение запасами нефти и газа, с которыми в значительной мере связывается экономическое и политическое будущее суверенного Казахстана. В Акмолинской области располагается новая столица нашего государства.

С 1926 года он как один из немногих высококвалифицированных специалистов привлекался к работе в вузах Ташкента и Алма-Аты. Работал заведующим кафедрой математики, имел ученое звание доцента. В 1935 году ВАК СССР присваивает ему звание профессора математики и теоретической механики;

Он интенсивно занимался разработкой научной математической терминологии и созданием учебников и учебных пособий по математике на казахском языке. По специальному заданию Наркомпроса республики возглавляемая им группа математиков успешно разработала и опубликовала несколько трудов по математической терминологии на казахском языке

Алимхан Ермеков подготовил и издал в 1935 году на казахском языке учебник «Ұлы математика курсы» («Курс высшей математики»), а также разработанный на основе своей педагогической практики словарь-справочник «Математические термины на казахском языке». Исследователи обнаружили их уже в период независимости Казахстана. Но ни в одном учебнике по разным разделам математики, ни в сводном терминологическом словаре, выпущенных в первой половине 90-х годов прошлого столетия, не упоминалось имя Ермекова.

Дело в том, что в 1938 году он был приговорен к длительному лагерному заключению. В 1947 году, отбыв девять лет в Енисейлаге, что в Красноярском крае, он вернулся в Казахстан, но 4 декабря 1948 года был вновь арестован. И еще семь лет пришлось ему провести за колючей проволокой в Воркуте Коми АССР и Тайшете Иркутской области. Лишь в 1955 году был досрочно освобожден. Всего А. Ермеков находился под следствием и в заключении восемнадцать лет. Однако и после официальной реабилитации в 1955-1957 годах его имя долгое время было под запретом и не попадало на страницы Казахской энциклопедии. Это стало возможным лишь в 2001 году.

Алимхан Абеуович Ермеков скончался 23 июня 1970 года в Караганде. Учитывая большие заслуги в истории становления национальной государственности, неоценимый вклад в науку и культуру республики, его именем названы улицы в городах Караганда и Каркаралинск, специализированный Дом книги в Караганде, СШ №131 в Агадыре. В 1998 году в Актогайском районе, на родине выдающегося патриота, открыт памятник лидерам «Алаш-Орды»: Алихану Букейханову, Алимхану Ермекову, Жакыпу Акбаеву.

Независимый Казахстан строит современное государство с развитой рыночной экономикой, устойчивой политической системой, направленной на социально-ориентированную защиту своих граждан. И в дальнейшем успех модернизации во всех сферах будет зависеть от каждого казахстанца, его жизненной позиции и отношения к обществу. Этому учат немеркнущие примеры истории, жизни и деятельности таких выдающихся личностей, как А. А. Ермеков. Незаурядные личности поколения «Алаш» навсегда остаются нравственными ориентирами для своей нации, немеркнущими образцами высокого человеческого духа и служения Отечеству.

 

СОРАТНИК А. БУКЕЙХАНОВА

Общественный деятель, представитель наиболее передовой части казахской интеллигенции, один из близких друзей Алихана Букейханова юрист-правовед Жакып Акбаев родился 25 октября 1876 года в Каркаралинском уезде Бериккаринской волости, в местечке Тониректас, в семье зажиточного крестьянина.

В 1886 году Жакып обучался в казахском интернате в Каркаралинске. В 1889 году, поступив в Омскую гимназию, затем перевелся в гимназию Томска. В 1903 году окончил с золотой медалью юридический факультет Санкт-Петербургского университета, получив диплом I степени. В годы студенчества политические взгляды будущего правоведа формировались в демократическом ключе. Монархическое единовластие, коррумпированность государственного аппарата, царящая несправедливость наводили молодого человека на мысли о судьбе своего народа. В Санкт-Петербурге Акбаев близко сходится с людьми прогрессивных взглядов, поднимающие вопросы изменения устройства государства на конституционной основе.

Во время учебы в университете Жакып отличался целеустремленностью, неуемной жаждой знаний, желанием получить разностороннее образование. Свидетельством этому служат его письменные обращения на имя руководства университета с просьбами дать ему разрешение на прослушивание лекций профессора мнемоники С. Файнштейна в Одессе и о продолжении учебы в Санкт-Петербургском Археологическом институте. Государственная экзаменационная комиссия утвердила для защиты его тему под названием – «Семейно-брачное право у казахов». Спустя годы в период его нахождения под стражей он продолжил работу над развитием этой темы. И в 1907 году опубликовал ее в работах Семипалатинского подотдела Русского географического общества. Ему первому из казахов присваивается звание магистра права (Ескендирулы (Абдешев) М. Министры «Алаш Орды». Алматы: ТОО «Типография оперативной печати», 2008, с. 53–54).

В 1903–1905 годы Акбаев служил в Омском судебном ведомстве. В июле 1905 года генерал-губернатор Степного края Сухотин поставил вопрос о запрете представителям казахского народа принимать участие в выборах в Государственную думу. В этой связи при содействии Букейханова 22 июля 1905 года на имя Николая II отправляется телеграмма за подписью 42-х представителей казахской интеллигенции Каркаралинского уезда, осуждающая политику царского наместника. Непосредственно подготовкой этого документа занимался Ж. Акбаев.

Некоторые интересные сведения о жизненном пути первого казахского магистра права приводит кандидат педагогических наук Ж. Турсынова в своей статье «Политик. Патриот. Правовед» («Индустриальная Караганда», № 43 (22736), 22 февраля 2021 года, с. 6): «В 1907–1927 годы трудился в губернских судах Семипалатинского, Сырдарьинского округов. После выступления в Омске в октябре 1905 года на митингах и демонстрациях с антиправительственными политическими речами о необходимости свержения самодержавия покинул судебные ведомства. Год спустя был арестован по обвинению в оскорблении императора, агитации и пропаганде против существующего строя. Впервые попал под арест 11 января 1906 года по обвинению в государственной измене, затем в 1908-м, 1910-м и 1929 годах за свои убеждения сидел в тюрьмах Каркаралинска, Павлодара, Семипалатинска, Омска, Алма-Аты. Несколько раз находился в ссылке, в том числе в Якутии и Семиреченской области. После установления советской власти Жакып Акбаев работал юристом Семипалатинского губревкома, был членом Семипалатинского совета народного суда. В 1917 году казахский комитет Каркаралинского уезда открыл в его честь медресе Якуба (Жакыпа) с бесплатным обучением».

В 1927 году он написал свой главный труд «О происхождении казахского народа», который, к сожалению, не получил широкой известности.

В годы репрессий была уничтожена наиболее высокообразованная часть казахской элиты. Как и другие деятели движения «Алаш», в 1929 году Ж. Акбаев был необоснованно репрессирован. Он отбывал ссылку в Воронеже. В 1934 году по болезни вернулся в Алма-Ату и в том же году скончался в возрасте 60 лет. Реабилитирован решением Верховного суда Казахской ССР 28 февраля 1958 года. Об этом семья Жакыпа Акбаева узнала только в 1989 году.

В одном из своих интервью Н. А. Назарбаев отметил: «Мы должны уважать и ценить людей, боровшихся за свободу и независимость Казахстана. Участники движения «Алаш» искренне верили, что свержение царя принесет казахскому народу долгожданную свободу. Но этого не произошло. Люди погибали за идею, но именно они пробудили в нас стремление к независимости. Счастье ее обретения выпало нашему поколению». Важно отметить, что сегодня в условиях независимости мы наблюдаем преемственную связь между идеями первых казахских интеллектуалов прошлого века и современностью.

 

БЛЕСТЯЩИЙ АДВОКАТ

Юрист, публицист, участник движения «Алаш, посвятивший жизнь борьбе за свободу и политическую самостоятельность казахского народа Раимжан Марсеков – уроженец Усть-Каменогорского уезда Семипалатинской области, родился в 1879 году в состоятельной семье. Его отец Марсек, часто помогавший царской администрации как переводчик, отдал сыновей – Шариаздана и Раимжана в уездную русско-казахскую школу в Усть-Каменогорске. Затем Раимжан продолжил обучение в Омской классической гимназии. В 1902 году в возрасте

23 года он закончил юридический факультет Императорского университета в Санкт-Петербурге.

С дипломом юриста Раимжан вернулся в родные края. О нем журнал «Айкап» написал: «Присяжный поверенный, адвокат Раимжан Марсеков прибыл в город Семипалатинск. Господин Раимжан хорошо знаком с обычаями и укладом своего народа. Кроме того, он сведущ и в мусульманских традициях, поэтому все надеются, что он будет весьма полезен здешним мусульманам. Большинство наших сородичей не владеют русским, и случись какая нужда в адвокатуре, всегда мучаются, не в силах объяснить суть дела. В любом случае мы все возлагаем большую надежду на господина Марсекова».

Раимжан оказался прекрасным адвокатом. В 1902–1908 годы он работал в Семипалатинском окружном суде, а в 1908–1912 годы – в судебной палате Омска. В эти годы Марсеков защищает обвиняемых, в 1908–1911 годы становится активным членом Семипалатинского отделения Западно-Сибирского отдела Русского географического общества, делает доклады об истории казахской литературы на благотворительных литературно-музыкальных вечерах.

В 1912–1916 годах Р. Марсеков пишет статьи для независимой казахской прессы. В статьях, публиковавшихся в журнале «Айкап» и газете «Казах», он объяснял простому читателю земельный вопрос в Казахстане, практику современного международного права. Он доказывал противоправность действий царской власти.

В книге Зиры Наурзбаевой «Четыре облака» (Алматы: Научно-образовательный фонд «Аспандау», 2017, 592 с.) на страницах 476–487, освещающей жизнь и деятельность Раимжана Марсекова, отмечается: «Русское правительство направо и налево раздает земли казахов мужикам. Как это оценить? Есть ли на это законные основания? По международным законам эти действия неправомерны и несправедливы. Казахи не вели военных действий против России, они не были повержены в военных сражениях с нею. Да и в случае военного поражения русское правительство должно было присвоить лишь казенные земли и имущество. У нас же, у казахов, земля никогда не принадлежала ханам и никогда не считалась казенным имуществом. Тем не менее Российское государство присваивает все это в качестве и на правах военного трофея. И теперь сами казахи выпрашивают часть этих земель у царя, и даже при этом не могут получить ничего. Все это явное беззаконие».

Раимжан в своих трудах критиковал и другие аспекты российского правления в Степи. Он раскрывает двойные стандарты, лицемерие колониальных властей, которые обещают казахам при переходе на оседлый образ жизни нарезать земли наравне с крестьянами-переселенцами, а затем обманывают их разными способами.

После падения царизма с начала 1918 до лета 1919 года Марсеков активно участвует в деятельности земства Семипалатинской области. Земства – это выборные органы местного самоуправления, созданные в России во второй половине ХХ века.

Р. Марсеков избирается председателем областной земской управы – исполнительного органа земства. Земская управа под его руководством занимается местными дорогами, развитием здравоохранения, ветеринарии, создает новые школы и ремесленные училища, обеспечивает армию Колчака подводами и т. д. Главными являлись два вопроса: а) снабжение населения продовольствием и самыми необходимыми товарами; б) обеспечение безопасности населения в условиях Гражданской войны и разгула преступности. При этом Раимжан создает газету «Сарыарка», является одним из ее редакторов.

В мае 1918 года он вместе с А. Байтурсыновым, М. Дулатовым, С. Аманжоловым едет в Китай, в Шаушек. У этой делегации было две задачи: во-первых, привлечь казахов Восточного Туркестана к участию в движении Алаш-Орда; во-вторых, через русское консульство попросить у китайских властей помощи в борьбе с большевиками. К сожалению, помощи от Китая получить не удалось.

В те же годы Марсеков принимал участие в создании полка «Алаш». В Семипалатинске был создан полк численностью более 700 человек. Активное участие в формировании полка приняли, кроме Марсекова, алашординцы Халел Габбасов, одноклассник Раимжана по Омской гимназии Айдархан Турлыбаев, сын Абая Турагул и другие. В алашский полк вступила образованная казахская молодежь – Беимбет Майлин, Жусупбек Аймауытов, Мухтар Ауэзов и др.

После роспуска правительства Алаш-Орды, объявления Казахской автономии с 1920 по июнь 1922 года Р. Марсеков работает инспектором-ревизором информационно-инструкторского отдела Семипалатинского губернского исполнительного комитета. Но он убеждается, что сотрудничество с большевиками невозможно: конфискации, голод, карательные операции ЧК-ГПУ предвещают катастрофу. Раимжан со своими людьми отступает в Зайсан, формирует там алашский комитет, но терпит поражение от превосходящих сил Красной армии. Как и многие другие казахи, он ушел за кордон, в Китай.

В Шаушеке Р. Марсеков жил в ауле Кызыл-торе. В 1932 году, когда китайский правитель Восточного Туркестана вошёл в сговор с большевиками и начал гонения на алашордынцев, Раимжан был вынужден поменять место жительства. Он прятался в Кульдже у татарских друзей, открыл там школу, учил детей русскому языку.

В 1937 году Р. Марсеков был арестован. Дальнейшая его судьба неизвестна. Однако благодаря подготовленному историками сборнику документу по наследию Раимжана Марсекова удалось доказать то, что этот уроженец Восточно-Казахстанской области, автор около 30 публицистических статей, был убит во время репрессий (Дукенбаева З. Творческая интеллигенция в годы репрессий. «Казахстанская правда», 31 мая 2021 года, с. 6).

С сожалением приходится констатировать, что во время сталинских реп­рессий наша нация лишилась своих талантливых, образованных сыновей и настоящих патриотов. Уровень развития национальной культуры от таких потерь катастрофических упал. Поэтому нам следует сохранять память о тех людях, например, таких как Раимжан Марсеков, которые, попав в ад сталинских репрессий, не растеряли лучшие личностные качества, стали для многих образцом мужества и стойкости.

2065 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательно заполните поля *

МЫСЛЬ №11

15 Ноября, 2022

Скачать (PDF)

Редактор блогы

Аяған Өтенұлы Сандыбай

Блог главного редактора журнала «Мысль»