• Культура
  • 17 Августа, 2022

ВМЕСТЕ С ЮНЫМИ АРХЕОЛОГАМИ

Гульбаршин САЛЫК
член Союза журналистов Казахстана,
председатель Ассоциации краеведов 
Акмолинской области

 

Первые сведения об археологических памятниках Казахстана принадлежат средневековым ученым, историкам, географам, путешественникам. В своих трудах они упоминали увиденные ими лично или известные им по рассказам необыкновенные предметы, изображения, существовавших задолго до современных им событий.
В ХХ веке археологической наукой была воспроизведена относительно целостная картина развития древней истории Казахстана, в том числе и истории культуры.

Если отметить наиболее существенные достижения отечественной археологии, выводящие ее на уровень общемировой проблематики, следует выделить следующие: в области антропогенеза получены материалы, позволяющие считать территорию Казахстана одним из центров становления homo sapіens и включения его палеолитических культур в систему развития древнего человека.

Установлено, что в ІV–ІІІ тыс. до н. э. в степной зоне Евразии прогрессировало увлажнение климата, происходят качественные изменения, проявляющиеся в переходе к производящим формам хозяйства – скотоводству и земледелию. Формируется культура коневодов, известная по раскопкам поселения Ботай. Было установлено, что Казахстан входил в зону одомашнивания лошади – того важного процесса, который сыграл выдающуюся роль в развитии всей цивилизации Евразии.

Еще в начале 80-х годов прошлого столетия были обнаружены памятники протогородской цивилизации в степной зоне – на границе Костанайской и Челябинской областей. Эти памятники относятся к XVІІІ–XІV вв. до н. э. – эпохе ранней бронзы. Для открытой археологами цивилизации характерны памятники типа Аркаима в Синташта. Эти поселения, точнее протогорода, имели фортификационные сооружения, систему коммуникаций – улицы, водосборники и т. д. Рядом находились и храмовые комплексы. Найдены глиняные «таблицы» с разнообразными знаками. Возможно, мы имеем дело с зачатками знаковой системы письма? Этот факт имеет огромное значение для понимания уровня культуры общества. Зарождение письма связано, как доказано, с началом государственности. Обитателями протогородов были земледельческо-скотоводческие общины. Люди занимались земледелием, знали ирригацию, разводили породис­тый скот.

Уже в эпоху бронзы в Великой степи происходит сложение культуры ранних кочевников, изучение которой остается приоритетной задачей казахстанской археологии. Выявлены процессы возникновения кочевого скотоводства, по своей значимости, приравниваемые в мировой истории к формированию древнеземледельческих цивилизаций. Выделена и обоснована степная цивилизация с рядом присущих ей признаков: наличие государственности, регулярные торговые, культурные и политические связи, культурно-мировоззренческая общность, которая выражалась в наличии монументальной погребальной архитектуры, идеологии, социальной стратификации общества. («История развития археологии Казахстана». Интернет. https://e-history.kz/ru/).

На территории нашего региона, расположенного на северо-западной окраине Сарыарки, есть огромное количество объектов историко-культурного наследия, начиная с эпохи палеолита вплоть до периода создания государства и развития цивилизованного общества.

Важным аспектом при изучении культурных, духовных достижений народа является умение использовать артефакты для модернизации исторического сознания, формирования верной идеологии, привития любви к стране, родному краю. Это прежде всего заключается в проведении комплексных исследований объектов историко-культурного наследия. Для этого в нашей области была принята специальная программа.

Управление культуры при поддержке акима области инициировала научно-исследовательские работы на могильнике Баубек батыр, в мавзолее Жанибек-Шалкар и комплексе Бытыгай, расположенных на территории Жаксынского и Коргалжинского районов. Кроме того, также начата реализация проекта «Пространственная планировка и архитектура культовых мемориалов сакской знати Терисаккан – Есильского региона» Министерства образования и науки РК, запланированного на 2021–2023 годы.

Цель этих работ – проведение археологических раскопок на объектах с использованием междисциплинарных методов. В исследовании приняли участие ученые Национального музея Республики Казахстан: Д. Дуйсенбай, М. Кызырхан, А. Молахмет, А. Курмангалиев; сотрудники Акмолинского областного историко-краеведческого музея: Ж. Укеев, М. Половцев, А. Смаилов; директор Запорожской средней школы Жаксынского района Е. Байдусенов; студенты ЕНУ им. Л. Н. Гумилева и другие. Благодаря привлечению ряда специалистов геоинформационной сферы и естественных наук удалось достичь новых результатов. Так, для определения площади памятника и пространственного расположения археологических объектов методами геодезии и картографирования К. Асылбековым были подготовлены цифровая модель местности, ее детальный план и карта объектов, 3D – изображения мавзолея и захоронения. При участии специалистов Восточно-Казахстанского государственного университета им. С. Аманжолова во главе с доктором философии Е. Кариевым в результате электромагнитного зондирования памятника и прилегающей территории был обнаружен ряд захоронений. В свою очередь руководитель «Лаборатории антропологической реконструкции» (г. Уфа, РФ), известный ученый А. Нечвалода провел комплекс изысканий по антропологическому изучению костных останков, а также созданию антропологической реконструкции лица по черепу.

Сравнительный анализ и выводы о найденных в ходе раскопок монетах были сделаны кандидатом исторических наук нумизматом П. Петровым. Также в лаборатории КарГУ им. Е. А. Букетова кандидатом химических наук В. Фоминым при помощи металлографического метода исследования был сделан анализ и определен состав монет. Кроме того, образцы найденных костей были исследованы в зарубежных лабораториях для определения точного возраста захоронений и генетического происхождения погребенных.

Надо отметить, что важным направлением исследований стало изучение нематериального культурного наследия. Научная экспедиция, проведенная в 47 аулах шести районов нашего региона, дала свои положительные результаты. Были собраны и систематизированы новые сведения о нематериальном культурном наследии: музыкальные произведения, исполнительское искусство, ремесла, обычаи и др.

Таким образом, результаты вышеуказанных научно-исследовательских работ по памятникам в регионе были обобщены и представлены в виде научно-познавательного издания «Культурное наследие Акмолинской области: новые исследования». Ответственным редактором данного сборника является кандидат исторических наук, археолог, научный сотрудник ЕНУ им. Л. Н. Гумилева Марал Хабдулина.

Неменьший интерес вызывают выявленные в Сандыктауском районе в ходе археологической разведки более 80 ранее неизвестных памятников эпохи бронзы, раннего железного века и Средневековья. Следы поселений периода бронзы и раннего железного века обнаружены областной археологической экспедицией на участках в бассейнах рек Жабай, Саркырама, Жыланды и Кутунгуз. На возвышенных участках водоразделов рек и курганов искатели нашли могильники – наземные земельно-каменные либо каменные конструкции в виде оградок и выкладок, возведенных предположительно в ту же эпоху. Среди исследованных памятников встречаются и уникальные – такие как поселение Саркырама, могильники Саркырама и Жабай. Саркырама было густозаселенное поселение, отражающее несколько эпох, что подтверждает большое количество жилищ и несколько различных культурно-исторических слоев, перекрывающих друг друга. А могильник Жабай примечателен тем, что насчитывает около 200 курганов различной формы. Есть среди них восьмеркообразные курганы, считающиеся родовыми захоронениями.

Двумя годам ранее в ходе раскопок в Атбасарском районе были найдены 22 археологических памятника. Большая часть их относится к эпохе железа. По ним можно определить, что в древности люди на этой территории занимались преимущественно скотоводством. Общее количество археологических находок в этом районе – больше 130. По словам специалистов, некоторые из них расположены на берегу реки Жабай.

 «Есть памятники, которые под антропологическим воздействием разрушаются, так как они находятся на территории пастбищ, на полевых дорогах, на берегу рек. Эти памятники у нас на учете не первый год. А 22 памятника археологии, которые мы обнаружили, пока как бы в удовлетворительном состоянии», – поделился археолог Рауан Ержанов.

Несколько слов о юных археологах. В 2021 году в рамках проекта «Тарих мұрасы» программы «Рухани жаңғыру» областной центр детско-юношеского туризма, краеведения и экологии при облуправлении образования организовал «Академию юных краеведов». Ее основная цель – вовлечение школьников в археологические раскопки, исследовательские и охранно-спасательные работы на территории Акмолинской области, и, конечно, это и – воспитание патриотизма у подрастающего поколения, формирование бережного отношения к памятникам истории, культуры и археологии.

В текущем году юные краеведы вместе с учеными-археологами занимаются раскопками древнего поселения ботайской культуры близ села Красный Яр. Исследования начались на этой территории еще с 2000 года, когда побывала здесь казахстанско-американская экспедиция археологов. Поселение ботайской культуры относится к периоду энеолита, это примерно шестое тысячелетие до нашей эры. Надо отметить, что сотрудниками центра по охране памятников и Акмолинского областного историко-краеведческого музея также велись археологические раскопки на этой территории, но немного в другом направлении. Активное участие в них приняли 60 школьников Атбасарского, Зерендинского, Жаксынского, Жаркаинского районов. Археологов заинтересовали жилые ямы ботайской культуры общей площадью 326 кв. м. Где было обнаружено более 50 артефактов – фрагменты керамической посуды, наконечники копий, стрел, несколько наконечников дротиков, изделие из засеченной кости, фрагменты перфорированных дисков из камня, узорчатые фаланги лошади, каменные скребки, отцепы, массивные топоры, костяные иглы, двусторонние шилья и другие артефакты.

При исследовании двух курганов высотой (ранний железный век, VII–III вв. до н. э.), расположенных недалеко от села Магдаленовка Атбасарского района, обнаружено более 15 предметов древней культуры – фрагмент керамической посуды, кулоны, железные стрелы, лук, поясные бляшки, бронзовое ожерелье, резные костяные изделия. В этом году были привлечены школьники из города Кокшетау, Зерендинского района, всего около 50 человек, все они продолжили исследования ботайского поселения, но по другому вектору и уже с участием сотрудников Государственного историко-культурного музея-заповедника «Ботай», расположенного в Айыртауском районе Северо-Казахстанской области. Не без помощи ребят были обнаружены каменный топор, большое количество скребков, уникальные артефакты эпохи энеолита – конца каменного и начала медного века. К слову, для школьников был организован целый археологический сезон с полным погружением в атмосферу современных антропологических исследований: поиск артефактов, экскурсии по сакральным местам и тайны посвящения в археологи. Для них проводятся семинары, обучающие мастер-классы, тимбилдинги. Организованы комфортное проживание, питание, подвоз, рядом с ними все время находятся их учителя-кураторы. Один сезон длится примерно десять дней, в общей сложности раскопки продолжаются 2–2,5 месяца. Ребята учатся собирать находки, бережно и правильно отмывать их, чистить, сушить, но при желании не чураются и «грязной» работы – берут в руки лопаты. Так они в полевых условиях изучают методику археологии, погружаются в культуру.

«Эти археологические объекты – наше общее достояние, и прошлое, которое дети должны и обязаны знать. Вживую соприкасаясь с памятниками археологии, принимая непосредственное участие в научных поисках, юные краеведы запомнят на всю жизнь эти прекрасные дни общения с археологами, будут ценить обычаи и историю родного края», – считает руководитель областного Центра по охране и использованию историко-культурного наследия Жасулан Укеев.

По окончании раскопок все найденные артефакты подлежат к строгому учету, вести который тоже помогают школьники: нумеруют, описывают, датируют. Затем их передают для дальнейшего исследования, а археологические объекты будут законсервированы. Впрочем, до окончания сезона еще далеко. Под патронатом Жасулана Укеева еще одни раскопки на данный момент ведутся близ села Кеноткель Зерендинского района, в которых принимают участие местные школьники, ученики школ областного центра, члены археологического клуба «Номад» из села Запорожье Жаксынского района, а также, естественно, краеведы и археологи.

«Второй год приезжаю на раскопки. Очень нравится мне это дело – расчищать, находить артефакты, интерпретировать их происхождение и историю. Ведь когда-то эти вещи принадлежали нашим предкам, они держали в руках эти предметы, пользовались ими, и от осознания этого эмоции просто зашкаливают. Импонирует романтизм профессии археолога, привлекают новые знакомства и путешествия», – говорит ученик 9-го класса Запорожской средней школы и член клуба «Номад» Аян Есенов.

При раскопках его сверстники обнаружили керамическую посуду, бронзовые украшения. По словам Жасулана Укеева, эти артефакты относятся к андроновской культуре, XVII–XV вв. до н. э. К сожалению, древние памятники ранее подвергались нападениям мародеров, однако и сейчас, по мнению эксперта, здесь еще достаточно артефактов. Ведь урочище Кошкарбай, где находится село Кеноткель, испокон веков средоточие наследия древней цивилизации. В прошлом году местные археологи обнаружили на данной территории поселение эпохи бронзы, предположительно, колонию металлургов. Выбор локации древними металлургами обусловлен наличием «инфраструктуры» – близостью руд, водоемов, богатой растительностью.

Уникальную находку сделали археологи при раскопках могильника Кошкарбай близ села Кенетколь. Ученые нашли сосуды с изображением свастики, которые предположительно принадлежали древним арийцам.

«На глубине 45 сантиметров были обнаружены обломки трех сосудов, на которых присутствует орнамент символического изображения солнца и частей света, характерный для племен арийцев андроновской культуры», – отмечает старший научный сотрудник Центра охраны культурного наследия Серик Искаков.

Общеизвестно, что данную символику использовали идеологи фашистского движения. Однако символ этот куда более древний: к нему прибегали многие народы, в том числе эллины, старославяне и жители Юго-Восточной Азии. Некоторые народы используют эту символику по сей день.

Интерес представляет еще одна уникальная археологическая находка – это захоронение воина тюркского периода VI–VII веков. Останки ратника были обернуты в бересту. В могиле обнаружены железные наконечники стрел, оружие и бронзовая серьга. Также в кургане был погребен боевой конь в полном снаряжении – с удилами, деревянным седлом, подпругами и железными стременами. Специалисты относят захоронение к разряду элитных.

Наши юные исследователи получают углубленные знания не только при посещении музеев, во время экскурсии, но и принимая активное участие в археологических исследованиях и экспедициях. И это одно из самых эффективных способов внешкольной работы по истории. Самостоятельная исследовательская работа учащихся в рамках археологической экспедиции способствует развитию любознательности, творческой познавательной инициативы. Ребята становятся не потребителями готовой информации, а участниками творческого процесса, самостоятельно «добывают» исторические знания. Именно археологические источники в силу их наглядности, осязаемости и вместе с тем загадочности вызывают у школьников наибольший интерес.

В областной археологической экспедиции «Қазыналы қазба – ұлт құндылығы» участвуют студенты исторического факультета Кокшетауского университета им. Ш. Уалиханова и одноименного университета им. А. Мыр­захметова. Им помогают члены школьного краеведческого, историко-археологического клуба «Номад» (руководитель – Е. Байдусенов), созданного на базе Запорожской средней школы Жаксынского района, члены клуба «Алаш» при Зерендинской средней школе, руководители Т. Нурсеитов и А. Амиржанов; учащиеся Исаковской общеобразовательной школы Зерендинского района; учащиеся СШ № 18 им. С. Жуну­сова г. Кокшетау, руководитель – учитель истории А. Аубакиров.

Охранно-спасательные работы на археологических объектах эпохи бронзового и раннего железного века близ села Кеноткель проводится под руководством старшего преподавателя, докторанта PhD КУ им. Ш. Уалиханова Талапкера Уалиева.

Данный образовательный проект предполагает летнюю полевую школу по обучению технике ведения археологических раскопок и обучение, то есть участие детей в исторической реконструкции, в оживлении истории.

Основной же целью археологической экспедиции является выявление одаренных школьников, обладающих нестандартным творческим мышлением, склонных к исследовательской работе, поддержка и дальнейшее развитие их научных интересов.

Памятники истории могут быть: архитектурными, литературными, археологическими и др. Все они несут информацию о событиях, которые сыграли большую роль в жизни человечества. Мы ответственны перед нашим будущим поколением в сохранности памятников. И если каждый из нас будет понимать это, то мы сможем противостоять бездушному уничтожению памятников нашей общей истории. Ведь как прекрасно иметь возможность увидеть, прикоснуться к уникальным архитектурным ансамблям, побывать в исторических центрах. В такие моменты переносишься в историческое далеко и ощущаешь себя частью великого прошлого. Чего стоит возможность увидеть, например: Археолого-этнографический комплекс Колбатыр – Кумай (объект республиканского значения) в Ерейментауском районе, где палеонтологические памятники «рассказывают» о духовном мире тюрков древних эпох. Каменные балбалы занимают особое место в пространстве долины реки Кумай. Или мечеть имени Науана Хазрета в нашем курортном Кокшетау, ученый, который снискал славу защитника веры, национальных традиций, интересов простых людей. Или мавзолей «Уали хана» (1781–1821 гг.), что вблизи аула Казахстан Зерендинского района. Достопочтимый Уали был ханом Среднего жуза, участником походов против джунгар, искусный дипломат.

Можно перечислять и перечислять сакральные места и объекты, которые напоминают нам о духовно-нравственных ценностях, о нашей непростой истории, о добрых традициях народа. Культурно-географический пояс святынь нашего региона – это есть источник гордости, который незримо несет нас через века.

Поэтому в сегодняшней реалии миссия центров культуры – быть глобальной сетью, объединяющей и реализующей мероприятия, которые выявляют лучшие практики по сохранению исторического наследия. И очень важно, что в них участвуют школьники.

Г.  КОКШЕТАУ

2681 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательно заполните поля *

МЫСЛЬ №11

15 Ноября, 2022

Скачать (PDF)

Редактор блогы

Аяған Өтенұлы Сандыбай

Блог главного редактора журнала «Мысль»