• Общество
  • 09 Июля, 2022

ПРИОРИТЕТЫ НЕЗАВИСИМОСТИ

С момента обретения независимости Казахстан в числе главных приоритетных задач своего развития ставил сохранение внутриполитической стабильности, мира и согласия. Все эти незыблемые ценности, присущие нашей суверенной республике, позволили ей  войти в число стабильных государств. Однако события трагического января 2022 года несколько изменили представления о Казахстане, сложившиеся в течение 30 лет. Какие уроки следует извлечь из этих событий? Какой путь дальнейшего развития выбрать? На эти и другие актуальные вопросы ответил руководитель управления внутренней политики Жетысуской области Болат Керимбек.

По мнению нашего собеседника, первоначально в годы самоопределения  основной упор делался на экономику. Идеология хотя и была, но все было подчинено призыву: сначала экономика, а потом политика. Нужно было восстанавливать  промышленность,  сельское хозяйство, да и что там говорить – просто обеспечить население предметами первой необходимости, своевременную выплату пенсий, заработной платы. Образование, здравоохранение, детское дошкольное воспитание, создание Вооруженных сил, органов правопорядка и многое другое – все это надо было решать и незамедлительно. Таким образом, среди нагромождения проблем единая и целенаправленная идеология отошла на второй план. На какое-то время образовался вакуум в воспитании – патриотическом, морально-нравственном. В итоге мы получили так называемое «потерянное поколение» девяностых и нулевых.

– Болат Бакбергенович, из чего, на Ваш  взгляд, должна складываться идеология?

– Считаю, что здесь должны присутствовать четыре основных базиса: семейные традиции, культ знаний, воспитание, трудолюбие. Все они должны быть основаны на национальном менталитете. В мире есть несколько государств, где вышеназванные опоры являются основополагающими.

Первое – Германия. Когда говорят о немцах, то сразу подразумеваются: хороший, качественный консерватизм, перфекционизм, трудолюбие, прилежность, пунктуальность, рациональность, бережливость, организованность, педантичность, стремление к упорядоченности. Официально признано, что лучшими в мире инженерами являются немцы, не говоря о других достоинствах великой нации, давшей миру Гете, Бетховена, Гейне. Вот уже десятилетия она позволяет быть Германии одним из крупнейших экспортеров наукоемкой продукции, одним из самых высокоразвитых государств мира. 

Вторая страна, которую здесь можно выделить – Израиль. В мировой истории, наверное, нет народа с более трагической судьбой. Менталитет евреев претерпевал долгое и трудное становление в различных условиях – гонений, притеснений, гитлеровского геноцида...

В большинстве своем израильтяне интеллигентны и дружелюбны с достаточно веселым нравом, сильными духовными корнями и сложившимися многовековыми традициями.

Евреи – осторожный народ. У них развито логическое мышление, они расчетливы и умеют поступать мудро, решительны и имеют отличное чувство юмора. Они часто бывают хорошими лидерами.

Несмотря на все трудности, которые выпали на судьбу евреев, праотцы которых были кочевниками, они довольно уверенно ведут себя в обществе. Это особенно заметно у политиков. Их выдает целеустремленность, гордость, которая провоцирует желание становиться еще лучше и действовать без опаски. Их кредо – интеллектуальная развитость.

Третий пример,  это – Япония и Рес­публика Корея. Считаю, что их нужно рассматривать вместе, в силу геополитических и географических особен­ностей. Я, как историк, изучал историю Японии и Кореи. Ментальность японцев сложилась под сильным влиянием синто, буддизма и конфуцианства.

Среди общеэтнических черт японского национального характера выделяются трудолюбие, сильно развитое эстетическое чувство, любовь к природе, приверженность традициям и этноцентризм. Трудолюбие и связанное с ним усердие являются важнейшими чертами японского менталитета.

Также и в Южной Корее. Отличием социальной жизни древней страны считается невероятное трудолюбие. Корейцы очень трепетно относятся к вопросам воспитания детей. Здесь присутствуют два важных момента, на которые обязательно обращают внимание родители. Первым из них является уважение к старшему поколению. Второе касается развития коммуникативных способностей.

Корейцы  и японцы стараются с раннего детства подготовить подрастающее поколение к будущей семейной жизни и работе в условиях коллектива. При этом они особое внимание уделяют развитию интеллектуальных способностей детей. Справедливости ради надо сказать, что не обходится тут без перегибов. Неистребимое желание старших, чтобы их чада обязательно были первыми во всем, приводит к увеличению числа суи­цидов среди школьников, негативно сказывается на их психологии. Однако жители Страны утренней свежести успешно справляются с любыми вызовами времени и не перестают удивлять мир новыми достижениями во многих сферах жизни.

Четвертая страна – это наш ближайший сосед. Про экономический феномен Китая написано очень много, я не буду о нем говорить. Хочу остановиться на ментальности китайцев.

Основополагающей идеей всех ценностей китайцев является почитание национальных традиций.  Трудолюбие, открытость, готовность к переменам. Невероятная гордость за свою страну и в связи с этим стремление сделать все возможное и невозможное для дальнейшего укрепления ее мощи, выполнения установки руководства страны, заключающемся в том, что к 2025 году Китай должен обеспечить себя всем необходимым, стать ведущим государством мира. И не приходится сомневаться, что страна добьется намеченного. Ведь обеспечивало 1,5-миллиардное государство средний уровень зажиточности для всех своих граждан, что планировалось на последних съездах Компартии КНР.   Китай, сделав ставку на инновации и инвестиции иностранных государств, используя собственные людские ресурсы и сырье, опираясь на социалистический строй (государственную собственность), сумел экономически грамотно спрогнозировать свое развитие и выйти на рубежи развитого государства, на первые роли в мире.

– Сегодня наша страна стоит на пороге новых свершений, курс на который был провозглашен Президентом Касым-Жомартом Токаевым. Это построение Нового Казахстана. По какому в идеологическом плане пути нам следует двигаться?

– Я считаю, что идеология Нового Казахстана должна состоять в следующих четырех направлениях: ценности образования, воспитания, труда, семьи.

Если мы во главу угла поставим именно эти приоритеты, то будут меняться сознание человека, его взгляды. А если меняется человек – меняется общество. В свою очередь: коли меняется общество, то будет сформирован и Новый Казахстан.

 Некоторые политологи считают, что главным фактором изменений станет национальная экономика, кто-то – демография. Но я думаю, что главным фактором должно стать изменение мышления, сознания наших граждан. И те страны, о которых я говорил выше, тому подтверждение. Экономика и идеология должны идти вровень.

– Итак, Вы определили четыре конкретных пути общественного развития. Не могли бы более детально назвать механизмы их применения?

– Разумеется. Первый приоритет – институт семьи и брака. Ни для кого не секрет, что сегодня он не представляет той неколебимой ценности в глазах молодых, какой она была совсем недавно у старшего поколения. Произошло это из-за иждивенческих настроений некоторой части нашей молодежи, определенная часть которой при этом хочет все и сразу. Как будет, скажем, инфантильный молодой человек заботиться о своих детях, если он о себе не может толком позаботиться, это за него делают родители. Есть и влияние Запада, где семьи создаются поздно. У развитых стран можно и нужно многому научиться, но не только в сохранении семейных ценностей. Дошло уже до того, что «за бугром» вместо привычных «папа» и «мама» внедряются в сознание «родитель 1» и «роди­тель 2». Такое не могло негативно сказаться и на сознании нашей молодежи, что привело, на мой взгляд, к резкому увеличению  количества неполных семей. Многие отцы практически перестали нести ответственность за воспитание и содержание своих детей.

Есть еще одна проблема. Нередко женщины ныне умышленно не регистрируют браки или же расторгают заключенные ранее для того, чтобы получать социальные выплаты, предусмотренные для неполных семей, жилье из государственного жилищного фонда.

Государство практически полностью принимает на себя обязанности по содержанию ребенка, так как данная семья до достижения совершеннолетия ребенком находится в категории социально уязвимых слоев населения. Необходимо проведение разъяснительной работы по вопросам ценности семьи, брака. Но не просто встречи и беседы, они плохо воспринимаются молодежью, которая считает, что их поучают, а с использованием возможностей социальных сетей, видео, анимационных роликов. Например, в формате TikTok.

Второй приоритет – воспитание. Воспитанный человек – человек с хорошими манерами и уважающий других людей. То есть, тот, кто хочет и умеет считаться с другими, тот, кому собственная вежливость не только привычна и естественна. Заметим, такая вежливость, шире – внутренняя  культура закладывается в семье. В помощь приходят учреждения образования, детский сад, школа. Нужно привлечение детей совместно с родителями к общественно-полезному труду, например, разбить сад при школе, возобновить практику пришкольно-опытных  участков,  ухаживать за ним и т. д.

Необходимо, на мой взгляд, большее приобщение детей к чтению книг, изучению истории родного края.  Проведение культурно-развлекательных и воспитательных мероприятий для детей и их родителей   меняет мышление родителей, их потребительский менталитет, формируя культ семьи, чувство патриотизма. С этой целью мы организуем  «Недели кино» в школах, марафоны, выставки, эстафеты «Мама, папа, я – спортивная семья», конкурсы «Лучшая семья» класса, школы, микрорайона, города и т. д.

Третий приоритет – это образование. Образованный человек – востребован. Одни считают, что образованный человек – это индивидуум, окончивший учебное заведение и прошедший комплексное обучение в определенной сфере знаний. Например, таковыми являются врачи, педагоги, инженеры, технологи, строители, археологи, менеджеры и прочие специалисты. Другие утверждают, что, помимо государственно-коммерческого образования, личность должна иметь и социальный, жизненный опыт, полученный в путешествиях, поездках, в общении с людьми из разных слоев общества, этнических групп.

Я думаю, что такое толкование является поверхностным, поскольку образованный человек – это, прежде всего, личность с определенными моральными устоями, сумевшая чего-то добиться в своей жизни благодаря своим знаниям, широкому кругозору, культуре и целеустремленности. Из всего этого мы делаем вывод, что образованный – не только самый умный человек, но и личность с большой буквы. Образованный человек видит мир под другим углом, образованность делает жизнь яркой, насыщенной и интересной. Что немаловажно в сегодняшних реалиях: образованный человек не поддается влиянию сектантов, рекламным уловкам, так как постоянно анализирует увиденное и услышанное, формируя единственно верное решение о реальности происходящего.

Четвертый приоритет –  труд. Мне импонирует высказывание Леонардо да Винчи «В природе все мудро продумано и устроено, всяк должен заниматься своим делом и в этой мудрости – высшая справедливость жизни».

Здесь стоит отметить, что удачный выбор профессии – это моральная удовлетворенность, высокая самооценка, высокая производительность труда, высокое качество продукции, максимальная отдача. Поэтому это едва ли не самый решающий момент в жизни каждого подростка, к которому необходимо относиться ответственно, вдумчиво и с направленностью на будущее.

Отсутствие профориентационной работы сказалось на выборе профессии нашими молодыми людьми. Принято считать, что она должна проводиться в школе и только в старших классах. Профориентация, в первую очередь, начинается с семьи. Начинается с того, что родители с раннего детства наблюдают, какими способностями обладает их ребенок, к каким играм проявляет интерес. Это и есть начало в определении будущей профессии. Недавно по всем телевизионным каналам передали самую настоящую сенсацию: семилетняя Малика Зиядин – воспитанница шахматной Академии Жансаи Абдумалик – впервые в истории Казахстана стала чемпионкой мира по шахматам в своей возрастной категории. Вот она – профориентация. Сопряженная с поддержкой родителей и тренеров она привела к такому выдающемуся результату. Малышка в четыре года научилась делать первые ходы и вот – в семь лет в столице Панамы выиграла чемпионат мира, куда съехалось более 400 юных шахматистов от 7 до 17 лет из десятков стран мира. Победительницу поздравил Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев, по чьей инициативе в школах начнутся факультативные занятия по шахматам, будет построен Дворец древней игры.  

В дальнейшем ведущей для развития подростков является общественно-полезная деятельность, включающая такие виды, как учебная, производственно-трудовая, организационно-общественная, художественная, спортивная. На этих этапах продолжается самоопределение ребенка.

– Да, но какова, по-Вашему, роль семьи в этом сложном процессе?

– Главная задача семьи – не давить на него с выбором профессии, а давать ему возможность выбрать, сделать так, чтобы этот выбор стал для ребенка не обременением, с которым он должен справиться сам, а семейным квестом, который проходят все вместе на протяжении школьной жизни.  Все это время родители могут косвенно повлиять на выбор ребенка, мимоходом высказав мнение, показывая личный профессиональный пример, отношение к каким-то конкретным профессиям и многим другим. Главное понимание проф­ориентации, которое семья обязана донести до своего ребенка, это «все профессии важны, все профессии нужны».

Современный труд организован таким образом, что в подавляющем большинстве случаев прямая передача родителями своим детям профессиональных знаний и умений затруднена, а иногда невозможна. А ведь традиционно именно такая непосредственная передача была основой трудового воспитания, подготовки новых поколений к трудовой жизни.

– Это в идеале, а как же обстоят дела в современных реалиях?

– К сожалению, нынешняя семья перестала быть таковой. Городские подростки нередко совершенно незнакомы с делом, которым занимаются их родители, многие дети никогда не видели своих родителей на рабочих местах.

В этом отношении существенные преимущества имеют сельские дети. Скажем, сын комбайнера обычно хорошо знаком с работой отца, знает сельскохозяйственные машины. Ко времени окончания средней школы и даже восьмого класса сыновья сельских механизаторов умеют, как правило, и трактор водить, и на комбайне работать, и исправлять их несложные поломки.

Подростки и зачастую родители совершают ряд наиболее  частых ошибок профессионального выбора: ориентация на престижность профессии, исключительно на высокую заработную плату, на комфортные условия труда, снижение до минимума трудностей обучения.

– В этой связи Президент страны К.-Ж. Токаев на днях сказал: «Всем нам нужно изменить взгляд на образование. Пора увлечения гуманитарными специальностями прошла. Приоритет нужно отдать техническим профессиям. Предстоит взрастить новое поколение инженеров-промышленников».

И это веление времени. Теперь, как сказал Глава государства, ведущие технические университеты России включены в список зарубежных вузов для обучения по программе «Болашақ». В стране будут открыты первые онлайн-университеты. В целом для обучения в вузах на пять тысяч будет увеличено количество грантов, из которых 60%­ ­будут распределены по техническим специальностям.

В 2022–2023 учебном году получить бесплатное техническое и профессиональное образование смогут более 120 тысяч казахстанцев. Условия для получения качественного высшего образования создаются, нужно только правильно определиться с выбором профессии.

 В апреле мы начали проект по проведению комплексной профориентационной работы с родителями и выпускниками школ.  Им будут представлены данные о том, какие льготы будут иметь абитуриенты при поступлении на те или иные специальности, подробно рассказано о самых востребованных на рынке труда профессиях, с указанием заработной платы, в каких вузах и колледжах можно будет получить образование и т. д.

– Таким образом, озвученные Вами четыре аспекта – это основа идеологии Нового Казахстана?

– Да, и для этого нужно просто работать. К примеру, взять наш край Жетысу. Все необходимые ресурсы в Жетысуской области  есть. В структуре управления внутренней политики –  КГУ «Жетісу медиа», «Қоғамдық келісім», «Центр анализа и прогнозирования», «Молодежный ресурсный центр», «Центр «Рухани жаңғыру».

 У нас огромный потенциал в виде НПО, этноориентированных объединений,  ресурсных центров  молодежи в каждом сельском округе, средств массовой информации и других. 

Мощные идеологические методы всегда были в Советском Союзе. Организация октябрят, пионерия, комсомол, Коммунистическая партия как общественные институты были мощными рычагами воздействия на воспитание и формирование общества. Этот опыт можно и нужно применить в наших реалиях.

 – А что означает «Новый Казахстан»?

– Это не только обновление госаппарата, как упрощенно представляют некоторые эксперты. Это, в первую очередь, перезагрузка общественных ценностей. Неприятие радикализма, крайних взглядов и действий, укрепление созидательного мотива. Преодоление всевозможных разломов в обществе. Это также означает продолжение поэтапных и системных реформ. Гуманитарное измерение госполитики и ставка на человеческий капитал.

 Если мы целенаправленно реализуем все четыре аспекта, о которых я говорил, то мы построим Новый Казахстан.

– Успешно прошел всенародный референдум по внесению поправок в Конституцию РК. Бесспорно, это событие особой страницей войдет в нашу историю. Хотелось бы услышать Ваше мнение по поводу этого знакового процесса.

– Внесенные в Конституцию поправки касаются всех без исключения казахстанцев. Ведь речь идет не об обычном нормативно-правовом акте, а об Основном законе страны. В нынешних реалиях самое главное – построить доверительные отношения между властью и народом. Без этого ни о каком «слышащем государстве» и речи быть не может. Именно поэтому Президент и принял такое решение. Ведь не заручившись поддержкой народа, невозможно будет построить Новый Казахстан. Глава государства прекрасно понимает, что референдум по внесению изменений в Конституцию – необходимый шаг. Казахстанцы в подавляющем большинстве своем проявили активную  гражданскую позицию, не остались в стороне от события большого политического значения. Ну, а смысл и значение вносимых в Основной закон поправок необходимо воспринимать, исходя из фундаментальных ценностей человечества, таких как защита прав человека, выстраивание эффективной коммуникации между государством и гражданином.

Интервью взял

Кабдрахман НАУРЫЗБАЕВ,

журналист

г. ТАЛДЫКОРГАН

2482 раз

показано

2

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми