• Культура
  • 02 Июля, 2022

ЕГО ДОМБРЫ ЧАРУЮЩЕЕ ЗВУЧАНИЕ…

В этом году исполняется 120 лет со дня рождения Народного артиста Казахстана, одного из основателей Государственного оркестра народных инструментов им. Курмангазы, кафедры народных инструментов Алматинской государственной консерватории, домбриста-кюйши Кали Жантлеуова. В рамках программы юбилейных мероприятий под эгидой Министерства культуры и спорта РК проводятся концерты, конкурсы, вечера памяти, конференции, посвященные выдающемуся представителю отечественной культуры.

Кали Жантлеуов, перенимавший кюй «прямо с рук» выдающихся Мамена и Дины, замечательного домбриста Тогайбая, является продолжателем одной из самых блестящих исполнительских традиций – школы Курмангазы. Сегодня в школьной программе молодое поколение изучает музыку на его творчестве.

Выдающийся традиционный музыкант XX века, домбрист, артист оркестра народных инструментов донес до нас дыхание великой эпохи, «золотого века» казахской музыки, наследия Курмангазы, Даулеткерея, Балаймасана, Мамена и Дины.

Инструментальная музыка Западного Казахстана, традиция игры на домбре – одно из величайших достижений казахской культуры, ее замечательный вклад в сокровищницу мирового искусства. Искусство казахского кюя – длящегося состояния (слово «күй» переводится как духовное состояние), звуковые вибрации которого подобны космическим вибрациям, всегда поражало слушателя своей поистине вселенской философской глубиной. Западно-Казахстанская домбровая традиция, вершинами которой в XIX веке было гениальное искусство Курмангазы и Даулеткерея, дошла до нашего времени в исполнительских версиях, передаваемых «из рук в руки». Одним из замечательных представителей этой живой исполнительской традиции был Кали Жантлеуов, подхвативший нить преемственности из рук Мамена, ученика Курмангазы.

Кали Жантлеуов родился в Уральской области, бывшей Букеевской Орде, местечке Кисык камыс/Камыс самар (ныне Жана кала). С пяти лет он не выпускает из рук домбру. Учителями мальчика в домбровом искусстве в начале творческого пути стали Алабас и Нуртаза кюйши. Вскоре сам Мамен – выдающийся музыкант, виртуозный домбрист, бывший одним из учеников великого мастера, обратил внимание на Кали, научил его нескольким кюям. Одаренный юноша сопровождал его в поездках. Поскольку в детстве он учился грамоте у аульного муллы, в 25 лет становится членом аульного совета, принимает активное участие в культурной жизни края.

Новый период начинается в жизни Кали в 1934 году, когда он приезжает в Алма-Ату для участия в Республиканском слете деятелей народного искусства. На слете парень с берегов Жаика завоевывает первое место, его приглашают остаться в оркестре народных инструментов. В оркестре Кали становится «правой рукой» академика Ахмета Куановича Жубанова, художественного руководителя и дирижера. Долгие годы Кали Жантлеуов был концертмейстером домбристов в оркестре. Параллельно маэстро занимается с молодыми домбристами, терпеливо передавая им таинственные секреты музыкального искусства, обучая исполнительскому мастерству. Когда открылись Алматинская консерватория и кафедра народных инструментов, Кали Жантлеуова пригласили преподавать по классу домбры. Его учениками были такие замечательные мастера музыкального искусства, как народный артист СССР Шамгон Кажгалиев, Герой труда Казахстана, народный артист СССР Еркегали Рахмадиев, известный дирижер, народный артист России Фуат Мансуров. Классическую традицию игры на домбре Кали Жантлеуов передавал талантливой плеяде – Азидулле Ескалиеву, Каршыге Ахмедиярову, Айтжану Токтаганову, Шамилю Абильтаеву, Абдулхамиту Раимбергенову, Туяку Шамелову и другим.

Творчество Кали Жантлеуова многогранно, он был не только выдающимся домбристом, педагогом-наставником, но и хорошим певцом. Его исполнительское искусство включает в себя широкий диапазон стилей. Он – непревзойденный исполнитель произведений Даулеткерея, народно-профессионального композитора, углубившего философский и психологический диапазон содержания домбровой традиции. Его исполнение кюя «Жигер», по словам А. Затаевича, это – «музыка совершенно исключительной глубины, пафоса и значительности», до сих пор остается недосягаемой вершиной домбрового искусства. Произведения Курмангазы и Дины в исполнении Кали отличаются верностью духу первоисточника и виртуозной отделкой деталей. Кюи же Мамена, этого уникального по сложности исполнительского воплощения автора, смогли дойти до нашего времени только благодаря тому, что сам Кали как музыкант не уступал учителю.

Кали Жантлеуов – «последний великий представитель букеевской домбровой традиции», по словам А. Раимбергенова. Жизнь и творчество Кали Жантлеуова – убедительное подтверждение жизненной стойкости и силы народного искусства, его непреходящего значения для культуры Казахстана.

Балдырган БАЙКАДАМОВА,

Саида ЕЛЕМАНОВА,

искусствоведы

2170 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми

МЫСЛЬ №2

20 Февраля, 2024

Скачать (PDF)

Редактор блогы

Сагимбеков Асыл Уланович

Блог главного редактора журнала «Мысль»