• Исторические страницы
  • 09 Июля, 2022

ОТ АРИСТОТЕЛЯ ДО СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ

Когда Аристотель, один из первых известных  учителей в мировой истории, подвел своего ученика Александра Македонского к карте, где была изображена круглая Земля – авторская модель Аристотеля, полученная им в ходе наблюдений за затмением Луны (Аристотель в момент затмения видел, что тень Земли круглая),  – Александр огорчился, совсем не выказав научной заинтересованности. Он лишь посетовал, что Земля настолько велика, что ему не удастся захватить ее и за срок, равный трем его жизням.

Здесь проявилась главная педагогическая ошибка Аристотеля – он не смог привить своему ученику высокие моральные качества, ставящие истинно образованного человека на планку выше по сравнению с дурно воспитанным человеком. Нет ничего выдающегося в кровавых походах, обрекших многие самобытные культуры на вымирание, переломивших естественный ход истории, бросивших в Лету славных людей своего времени, таких как Спитамен и Демосфен и подобных им.

 В этом Александр ничем не отличался от другого  завоевателя Чингисхана, не получившего, в отличие от Александра, никакого систематического образования и воспитания.       

Именно о таких людях, не получивших должного воспитания, писал писатель-фантаст Ефремов в книге «Туманность Андромеды»:  «Воспитание нового человека – это тонкая работа с индивидуальным анализом и очень осторожным подходом. Безвозвратно прошло время, когда общество удовлетворялось кое-как, случайно воспитанными людьми, недостатки которых оправдывались наследственностью, врожденной природой человека. Теперь каждый дурно воспитанный человек – укор для всего общества, тягостная ошибка большого коллектива людей».

Ефремов предполагал, что через три тысячи лет в мире воцарится идеальная система воспитания. Сегодня мы все еще далеки от подобной системы, ведь современная школа нацелена на привитие интеллекта в ущерб воспитанию, о котором забывают и учителя, и родители. История показывает, что таким образом можно получить профессора  Мориарти или, если быть ближе к реальности, доктора Геббельса. Напротив, в мире Ефремова именно благодаря уклону на воспитание стало возможным существование таких цельных личностей как Веда Конг и Дар Ветер. Конечно же, система Ефремова, никогда не практиковавшего учительство, на первый взгляд кажется только антуражем к роману о будущем человечества, тем более что автор не рассказывает, как люди пришли к этой  модели воспитания. Но в условиях, когда современная казахстанская школа находится на распутье и судорожно измеряет частоту пульса, кидаясь от «Лессон Стади» к прочим новомодным заморским технологиям, не лишенным смысла,  пересматривает прежние стратегии образования, готовясь к коренной перестройке образовательного процесса, в этих условиях педагогические идеи Ефремова могут оказать нам неоценимую услугу.

Целью нашей статьи является анализ системы Ефремова и сравнение ее с современной системой воспитания. Как избавиться от родимых пятен нашей школы, мешающих ей воспитать действительно гармонично развитую личность, что является приоритетным в формировании нового человека, должно ли воспитание идти за прогрессом, или, наоборот, воспитание лежит в основе всего и является условием экономического и научно-технического прогресса? Как не допустить появление новых гитлеров, менгеле, тамерланов? В «Туманности Андромеды» мы можем найти ответы на эти «проклятые» вопросы.

Новую систему воспитания Ефремов полностью рассматривает в девятой главе книги «Туманность Андромеды»  «Школа третьего цикла».

Все возрастные группы делятся на четыре трехлетних цикла, каждый из которых каждые четыре года меняет свое место пребывания во избежание утомления психики. Дети разных циклов не воспитываются в одном здании, ибо совместная жизнь разных возрастных групп мешает благотворному влиянию воспитания. В семнадцать лет дети оканчивают школу, и проходят трехлетнюю подготовку к взрослой жизни – Геркулесовы подвиги. В этот период дети занимались выбранной ими деятельностью, будущей профессией, но под руководством взрослых.  Затем следовало двухлетнее высшее образование и работа по выбранной специальности.  За целую жизнь можно было  получить шесть высших образований и освоить соответствующее число профессий.

Дети проводят много времени на природе, особое внимание уделяется труду, даже в условиях полной автоматизации производства. Образование здесь тождественно воспитанию. Главная задача воспитания – преодолеть в ребенке самолюбие, жадность, необузданные желания, эгоизм, что созвучно борьбе с нафсом в исламе; чтобы из малыша не вырос эгоманьяк, потакающий собственной прихоти, идущий на поводу низменных потребностей.

 

Я знаю, страсть моя к тебе –

Не более, чем нафс;

Привычка прятать грусть в вине –

Не более, чем нафс.

Любовь к роскошеству, деньгам –

Не что иное, как злой нафс;

Азарт, стремление играть –

Не что иное, как злой нафс.

Быть безучастным и слепым –

И это есть всего лишь нафс;

Зачем же страсть к тебе хранить,

Ведь это гордость, эго, нафс?

 

Ефремов приветствует систему своеобразных интернатов, где дети подолгу не видят своих родителей и находятся под круглосуточным контролем учителей. Мы можем по-разному относиться к интернатам, чей образ прослеживается еще в работе Платона «Государство», первой утопии. Лично я воспитывался в семье и считаю, что никто не заменит родителей, другое дело, что сегодня дети видят родителей всего лишь два раза в день и лишены ласки. Мягким вариантом интерната является южнокорейская общеобразовательная школа до 2009 года, когда дети проводили полный будничный день в школе (детей доставляли утром и забирали вечером) и учились полдня по субботам. Оппоненты и одновременно последователи Ефремова Стругацкие полагали, что нет лучшего воспитателя, чем профессиональный педагог, так что пусть лучше ребенок круглосуточно находится под опекой профессионала. Вы ведь не станете лечить себя сами, если не заканчивали медицинское образовательное учреждение, так зачем же применять знахарские методы в воспитании? Возможно, Казахстан постепенно движется к южнокорейскому варианту школы полного дня.

Вернемся к главной задаче воспитания по Ефремову. Ни одна школа в мире не ставила перед собой такую задачу, именно поэтому мы нигде не видим гармонично развитую личность, ибо  такая личность невозможна, если сохраняются негативные черты характера, а вот Ефремов поставил. И выполнил, пусть и на страницах книги, а не в реальности.

Осуществлению главной задачи в романе способствует общественно полезный труд, причем зачастую архаичный, такой, например, как шлифовка оптических стекол или постройка морского корабля. За работой дети облагораживаются, их души светлеют, они работают не за оценки и не за деньги, трудятся, понимая, что их работа полезна и нужна людям. Когда-то труд как стимул использовал педагог Макаренко в Горьковской колонии, благодаря чему юные кандидаты в уголовники становились активными членами советского общества, для которых деньги не являются самоцелью.

Кажется, ответ на «проклятые» ­вопросы найден: воспитание предшествует обучению, является крае­угольным камнем школьной системы.  Руководя процессом воспитания ежесекундно, отслеживая каждый вздох ребенка, каждое изменение в его душе, побуждая ребенка к труду, отнюдь не рутинному, а творческому, мы можем воспитать действительно гармонично развитую личность. Будет ли школа будущего круглосуточным интернатом, школой полного дня, доподлинно неизвестно, непреложным фактом является огромная роль воспитателя, кто бы им ни был – профессионал или родитель. Остается тайной, как стала возможной Ефремовская система образования, как общество пришло к такому положению вещей. Ефремов перескакивает через цепи поколений, показывает результат без демонстрации мучительной ломки, множества перемен, приведших к новой системе.

Мы можем сделать следующий вывод: современная школа нуждается в серьезной реформе. И мы обязаны опираться на лучшие литературные образцы, такие, как работы Ефремова и братьев Стругацких.

Аскар МУКАЕВ,

учитель

г. НУР-СУЛТАН

2630 раз

показано

1

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми