• Общество
  • 09 Июля, 2022

ПРАВО НА ИМЯНАРЕЧЕНИЕ…

Имянаречение – одно из самых волнующих, запоминающихся и очень ответственных событий в жизни как родителей появившегося на свет нового человечка, так и бабушек и дедушек, дальней и ближней родни. В недавнем прошлом у казахов, как и у других народов, этим занимались священнослужители. Это, как говорится, была их прерогатива. 

Не все, к примеру, знают, что настоящее имя Чокана Валиханова, выдающегося этнографа, фольклориста, путешественника, исследователя истории и культуры народов Азии, появившегося на свет в ноябре 1835 года в крепости Кушмурун на севере Казахстана, Мухаммед-Ханафия – так нарек сына султана Чингиса Валиханова мулла. А Чокан – прозвище, данное матерью. Не могу не повторить широко известное: Чокан Чингисович превосходно владел, как минимум, десятком языков. В их числе – китайский, персидский, арабский, ойратский, уйгурский, татарский, чагатайский, не говоря уж о европейских языках – немецком, французском, английском, на должном уровне преподававшихся в Омском кадетском корпусе, где в 1847–1953 годах проходил обучение юный Чокан.

А это ведь только малая толика достижений правнука владетельного хана Средней Орды (Орта Жүз) Аблая (кстати, имя Аблай также популярно в казахском народе). В 1858–1859 гг. по заданию генерал-губернатора Западной Сибири Г. Х. Гасфорта, рискуя жизнью, молодой офицер-казах (было ему тогда всего двадцать с небольшим) под видом купца совершил в составе торгового каравана путешествие через Тянь-Шань в охваченный восстанием Кашгар – центр области в западном Китае, куда путь европейцам был издавна закрыт. Экспедиция имела исключительное значение и в научном, и военно-политическом отношении. Отчет Валиханова и собранные во время поездки материалы с нетерпением ждали в Петербурге – как в Азиатском департаменте Министерства иностранных дел, так и в Военном министерстве. Ознакомившись с докладом, резюмирующим результаты экспедиции, император Александр II лично распорядился о производстве поручика Валиханова в штабс-ротмистры и награждении орденом св. Владимира IV степени (девиз которого: «Польза, честь и слава»).

Не будем далее говорить о великих достижениях казахского ученого-просветителя (они хорошо известны и в Казахстане, и в России, и в странах ближнего и дальнего зарубежья), а отметим: имя Чокан как и ранее, так и сейчас очень популярно в нашем народе.

Если еще говорить об известных личностях, то настоящее имя выдающегося советского ученого Каныша Сатпаева (1899–1964), лауреата Ленинской премии, первого президента Академии наук Казахской ССР, Габдулгани – опять-таки, на излете девятнадцатого века взяв в руки Коран, постарался мулла. А Канышем – имя также популярно в народе – будущее светило советской и мировой науки станет по воле тетушки Нурум – старшей жены его отца Имантая.

 Грянула изменившая мир Октябрьская революция 1917 года, а вслед за ней советская власть начала гонение на религию и служителей культа. Одним из результатов стало то, что имянаречением начали заниматься сами родители. Именно тогда у русских впервые появились такие чудные имена как Гоэлро (Государственная программа по электрификации России), первый единый государственный план восстановления и развития Советской республики, разработанный в 1920 году по заданию и под руководством В. И. Ленина, Станок, Комбайн, Пятилетка, Олимпиада... Впрочем, Олимпией почти век спустя наречет свою дочь Сирена Уильямс, обладательница 24-х Больших шлемов, извините за вынужденную тавтологию, в большом теннисе.

 В сентябре 1934 года с рабочей поездкой побывал в Казахстане Сергей Киров, член Политбюро ЦК ВКП (б) (Всесоюзная коммунистическая партия большевиков), первый секретарь Ленинградского обкома партии. Ровно 21 день пробудет в республике Сергей Миронович, им будет проведена большая работа, результатом которой станет заметное улучшение темпов уборки урожая, закладка основы возделывания новой для Казахстана технической культуры – сахарной свеклы. Одним из зримых результатов рабочей поездки участника трех революций, страстного большевика Кирова станет появление нескольких сахарных заводов и… то, что в его честь начнут называть сыновей. Именно тогда уроженец с. Когалы Каскараубай Кебекбаев дал своему первенцу имя по фамилии очень популярного в те годы партийного и государственного деятеля. Если верно выражение «как назовешь корабль, так он и поплывет», то оно в полной мере подошло новому гражданину страны Советов: Киров Кебекбаев с отличием закончит среднюю школу, факультет «лечебное дело» Алматинского государственного медицинского института, вплоть до выхода на заслуженный отдых будет главным врачом районной больницы.

Если с именами Киров или Ленин (до сих пор одно из популярных имен в странах Латинской Америки) более или меняя понятно, то как вы, уважаемый читатель, отреагируете на имена «Завод», «Базар» – так, не мудрствуя лукаво, назвали в предвоенные годы своих сыновей в одном из аулов Кировского (ныне Коксуского) района Алматинской области. Толчком послужило то, что в районном центре Кировск (ныне Балпык би) в 1934 году запустили – в присутствии Сергея Мироновича Кирова – сахарный завод. Тогда же рядом открылся базар. И пошло, и поехало: сыновей вскоре стали нарекать ставшими сразу же «модными» именами – «Завод», «Базар», «Киров». Да что там имена – Коксуский район был тут же переименован в Кировский. Пройдет почти 70 лет, прежде чем административной единице вернут прежнее название. А Заводы, Базары, Кировы сейчас уже в преклонном возрасте. Если для местных имена привычные, то для гостей из дальнего зарубежья это настоящая диковинка, скажем так, экзотика.

Но это все события локального масштаба. А ведь появились имена, которые можно было встретить в затерянном среди снегов стойбище оленеводов в Якутии или высокогорном памирском кишлаке Таджикистана, казахском ауле или на русском Севере. Как нетрудно догадаться, идет речь о повальной, интернациональной моде на имена «Мэлс» (составлено из первых букв великих – Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина), «Марэлс» (здесь и далее нет необходимости расшифровывать аббревиатуры), «Марлен», «Марклен»… Вгорячах некоторые назовут своих детей «Троцкий», «Ежов», «Берия», по фамилиям известных деятелей, признанных впоследствии – с подачи «вождя всех народов» Иосифа Виссарионовича Сталина «врагами народа».

На рассвете 22 июня 1941 года войска фашистской Германии без объявления войны вторглись на территорию СССР – началась Великая Отечественная вой­на, продлившаяся 1418 дней и завершившаяся победой советского народа 9 мая 1945 года, унесшая жизни более 27 миллионов наших сограждан. Появилась мода на имена под стать суровому, трагическому и героическому одновременно времени. Так, молодой офицер Малик Габдуллин – в будущем Герой Советского Союза, академик Академии педагогических наук СССР, известный литературовед, педагог, общественный деятель (он будет сражаться в рядах 8-й Гвардейской дивизии под командованием генерал-майора И. В. Панфилова), направляясь на фронт, накажет своей, находящейся в положении, молодой супруге: «Кто бы ни родился – мальчик или девочка – назови Майдан (на казахском – «фронт»). В годы войны, как нетрудно догадаться, это имя станет самым популярным. В абсолютном большинстве так станут называть сыновей. А вот именем «Женис» («Победа») будут родители нарекать и сыновей, и дочерей.

Война. Неизгладимый след оставила она. Сыновей моего родного дяди Галымжана зовут Валерий и Сергей. А его однополчанин Сергей Вавилов, дошедший с моим дядей до Праги, назовет своего сына Галымжаном. Так они договорились на фронте – нарекать, если родятся сыновья, именами друзей. Командир стрелковой роты Жатканбай Шпекбаев назовет одного из своих сыновей Аликом – в честь своего русского друга Алексея (Алика), с которым воевал под Сталинградом, на Курской дуге… Алик Жатканбаевич Шпекбаев станет генералом, возглавит Алматинский областной департамент внутренних дел, МВД РК, Агентство по делам государственной службы и борьбе с коррупцией.

А вот история, достойная подробного описания. Осень 1945 года. В плацкартном вагоне пассажирского поезда Алма-Ата – Новосибирск едут кавалер ордена Трудового Красного Знамени, обладатель знака «Отличный путеец» всех трех степеней Айтмолда Ахмолданов и его беременная супруга Айшолпан. Она и разговорилась с попутчицами, оказавшимися карачаевцами. Так как в их этногенезе приняли участие кипчаки, карачаевский язык – один к одному – схож с казахским. Каждый, конечно, говорил о своем. Женщина из далекого Кавказа поведала, как в 1943 году их насильственно переселили из Карачаево-Черкесской автономной области Ставропольского края в Казахстан.

Выслушав свою попутчицу, посочувствовав ей, тетушка Айшолпан поделится своей печалью. Она поведает, что из нескольких появившихся на свет младенцев в живых остался только Сатыбалды (он родился в 1932 году). И вот сейчас она с тревогой ожидает рождения ребенка, боится, что и он недолго пробудет на белом свете. Внимательно выслушала Айшолпан случайная попутчица, занесенная ветром жуткой несправедливости в Казахстан. Она не только посочувствует, но и посоветует: «Если родится сын, назови его Черкез…». В 1946 году в семье Айтмолды и Айшолпан Ахмолдановых появился сын. Его назвали так, как посоветовала случайная попутчица (возможно, женщина, встретившаяся в поезде, принадлежала к черкесам – их еще называют адыгэ). После Черкеза в семьях Айтмолды и его младшего брата Имамолды появилось немало детей и внуков – все они здравствуют. А зовут их: Айымкез, Айнакез, Маркез, Марланкез, Сайлаукез, Сайрамкез…

Или. В том же 1946 году в семье турок-месхетинцев, насильственно переселенных из Грузии, родится мальчик. Так как жили они в казахском ауле, то родители, недолго думая, нарекли его Ержигитом. Но через три дня в ауле появляется мулла: «Назовите его Казакбай, пусть будет светел его путь». Тогда председателем Верховного Совета Казахской ССР был Абдисамет Казакбаев, он же депутат Верховного Совета СССР I и II созывов (1936–1946). В самом деле, светлым окажется путь мальчика, нареченного Казакбаем – в своей жизни он достигнет если не всего, то многого, о чем мечтал. Сейчас же он – помимо своей основной работы – активно занимается популяризацией государственного языка, так как в свое время на казахском с отличием закончил среднюю школу, потом – высшее учебное заведение.

Не один десяток лет – сначала в СССР, а потом в постсоветских государствах – одним из самых популярных остается имя Индира. Началось все с первого официального визита в 1955 году Премьер-министра Индии Джавахарлала Неру в Советский Союз, которого сопровождала в поездке его личный секретарь – она же дочь – Индира Ганди, в будущем министр иностранных дел, Премьер-министр большой страны. В крупнейших газетах мира будет опубликовано фото, где красавица Индира заснята на одном из машиностроительных заводов Свердловска в ковше огромного экскаватора…

Читатель меня не простит, если не скажем об одном из выдающихся сыновей казахского народа Динмухамеде Кунаеве. Абсолютное большинство из нас хорошо осведомлено о жизни и деятельности Динмухамеда Ахмедовича. Тем не менее, повторимся: член Политбюро ЦК КПСС, Первый секретарь ЦК Компартии Казахстана (1960–1962), (1964–1986) Д. А. Кунаев внес огромный вклад в социально-экономическое развитие республики.

Скажем о широко известном. В Алматы при Кунаеве построены Дворец имени В. И. Ленина, гостиница «Алатау», торговые центры «Москва» и «Казахстан», не имеющий аналогов в мире оздоровительный комплекс «Арасан», «фабрика» рекордов высокогорный каток «Медео».

Благодаря его заботе построены здания Союза писателей Казахской ССР, Академического Казахского драматического театра им. М. О. Ауэзова, Академического Русского драматического театра им. М. Ю. Лермонтова, Национальная библиотека, Казахской государственной художественной галереи им. Абильхана Кастеева. Архитектурным украшением Алматы стали административное здание ЦК Компартии Казахстана, Дворец культуры АХБК, здания железнодорожного вокзала Алматы 1, Дома издательств с великолепной типографией.

Невиданными темпами развивалась экономика Казахстана. Было построено много заводов и фабрик. Огромное внимание уделялось развитию сельских территорий. Поголовье овец возросло от 17 до 36 млн, крупного рогатого скота – от 4,5 до 9 млн. Сдача зерна государству возросла от 7 до 27–30  млн тонн в год. В государственные закрома 7 раз поступал знаменитый казахстанский миллиард пудов, 8 раз – 900 млн. Республика занимала по всем показателям третье место в СССР – после России и Украины.

В годы правления Д. А. Кунаева было открыто 6 новых высших и 38 средних специальных учебных заведений, большое количество профессионально-технических училищ. Высокими темпами велось строительство больниц, школ и детских садов.

Тем не менее, самой дорогой для себя наградой трижды Герой Социалистического Труда, член Политбюро ЦК КПСС Динмухамед Кунаев считал медаль «За ударный труд», полученную во время работы на Коунрадском медном комбинате.

При нем были создан фольклорно-этнографический ансамбль «Отрар сазы», открыт Казахский цирк. Благодаря его поддержке возникли: ВИА «Гульдер», «Дос-Мукасан», «Шертер», «Сазген», ансамбль девушек «Айгуль».

Многие артисты стали победителями крупнейших международных и всесоюзных конкурсов: Ермек Серкебаев, Бибигуль Тулегенова, братья Ришад и Муслим Абдуллины, Алибек Днишев, Айман Мусаходжаева, Жания Аубакирова, Лаки Кесоглу, эстрадные певцы Роза Рымбаева, Нагима Ескалиева, исполнители народных песен Кайрат Байбосынов и Жанибек Карменов.

 И не удивительно, что имя Динмухамед становится и остается одним из самых популярных. А самым знаменитым носителем имени стал Димаш Кудайберген, метеором ворвавшийся на мировую эстраду. Обладатель потрясающего голоса покорил весь мир. И не удивительно: как наш Димаш, наверное, пел только Орфей – в греческой мифологии фракийский певец, сын музы Каллиопы. Если чудесным голосом он очаровывал богов и людей, укрощал дикие силы природы, то наш Димаш Кудайберген, ставший небывалым в истории эстрады явлением, с потрясающим успехом выступает на лучших сценах мира. И очарованной публике обязательно продемонстрирует свою виртуозную игру на домбре, споет казахские песни, в том числе собственного сочинения. В самом фантастическом сне мы не могли представить, что многоязыкая планета будет подпевать нашему артисту на казахском языке, что за считанные часы и минуты будут разбираться билеты – в Лондоне и Нью-Йорке, Стамбуле и Франкфурте-на-Майне и многих других городах – на концерты Димаша Кудайбергена, полное имя которого, конечно же, Динмухамед. Или. Какой певец – будь то современный или уже покинувший сцену – может сказать, что его Фан-клубы открыты в 120 странах мира.

Помимо голоса и внешности Всевышний одарил Димаша глубоким умом, скромностью, сдержанностью. Кто-то может сказать: это же результат воспитания. Соглашусь, но только отчасти. Не зря гласит китайская пословица: легче изменить течение реки, чем характер человека. Значит, свыше был одарен наш Димаш – гордость и слава казахского, казахстанского народа и всего человечества («Димаше, Димаше» – завораживающей симфонией звучит реакция зрителей, кому посчастливилось попасть на концерт выдающегося сына планеты Земля, поющего на десяти языках, играющего на десяти с лишним музыкальных инструментах).

Важно, как писал великий поэт, сотворить себе имя. Не менее важно быть достойным имени выдающейся личности.

Кабо СЕВЕРИНЦЕВ,

агроном

2577 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми