• Общество
  • 09 Июля, 2022

ЗАБЫТЫЕ ЗНАНИЯ СТЕПИ

Для развития любого государства важна духовная составляющая. Одна из актуальных тем в наши дни – это возрождение духовных ценностей казахского народа, поиск национального и культурного кода через осмысление исторического прошлого Степи. О мудрецах, носителях изначального Знания, табуированных словах, тенгрианстве как основы мировых религий мы побеседовали с писателем-исследователем Торегали Казиевым, автором семи книг, посвященных истории Степи.

– Торегали Абдуллаулы, вы, как уникальный и универсальный ювелир, по крупицам собираете пазлы рассыпанной и разрушенной истории, чтобы воссоздать степную мозаику древней мировой истории. Ваши целенаправленные поиски, глубокие исследования актуальны и в рамках программы «Рухани жаңғыру», ориентированной на возрождение духовных ценностей, сохранения национальной и культурной идентичности, популяризации культа знания и т. д. Ныне вы заняты разработкой очень сложной темы об изначальном Знании человечества. Какова основа ваших исследований?

– Основа носит обозрительный характер. При исследовании истории я исходил из концепции непрерывности жизни большинства коренного населения в Волго-Урало-Казахстанском регионе и на соседних территориях на протяжении сотен тысяч лет вплоть до сегодняшнего дня, опираясь на заключения археологов, палеолингвистов и других специалистов (Г. Матюшин, А. Окладников, Л. Коробова, М. Закиев, М. Алинеи, М. Отт, С. Старостин, С. Яхонтов и др.).

Преемственности способствовал устойчивый климат центра Евразии, который при антропогене, т. е. 2,5 млн лет, оставался примерно таким, как и сегодня (Е. Смотрин), а ледниковые эпохи резко меняли климат на минимуме площадей, если сравнить с другими регионами планеты, где климатические катастрофы приводили к неоднократным сменам населения. К тому же здешний суровый климат не особо привлекал завоевателей, и даже часть местного населения уходила при долгосрочных засухах, но оставшиеся продолжали дела отцов и дедов.

Примером идентичности культуры (с местными особенностями) древнего населения степной полосы от Дуная до Китая может служить скифо-сармато-сако-гуннский период (с VIII в. до н. э. по IV в. н. э.) с его т. н. скифской триадой: едиными типами вооружения, конского снаряжения и искусства. Общность культуры создавалась ежегодным повторением маршрутов мобильных охотников, а затем и скотоводов по одним и тем же естественным сезонным маршрутам, двигавшихся вслед за пасущимися животными.

Один из ежегодных маршрутов, к примеру, описан в труде Института археологии АН СССР «Степи европейской части СССР в скифо-сарматское время»: летние пастбища севернее реки Урал, где летом много травы и воды, но зимой толстый слой снега и животные не могут достать корм. Поэтому с сентября по март они пасутся южнее реки Урал вплоть до Жидели Байсына на стыке Узбекистана, Таджикистана и Афганистана, где снег тонкий и тебеневанием достается корм.

– В истории есть период «скифо-сарматское время». С чем это связано?

– Известный археолог К. Ф. Смирнов в своей солидной работе «Сарматы на Илеке» показывает, что государство Сарматия, в пике развития контролировавшая территории от Вислы в Германии до Чукотки и Китая, сформировалось на берегах реки Илек. Духовным и политическим центром пространства между Каспием и Уральскими горами с Зауральем тысячелетиями служили Илеко-Кобдинские степи.

О том, что сегодня растет количество историков, считающих прародиной тюрков Волго-Уральский регион, указано в книге «Археология Казахстана» (2006), в работе К. Лайпанова и И. Мизиева «О происхождении тюркских народов» и в других источниках.

Сарматы завоевали и Северную Африку, о чем писал в начале ХХ века знаменитый археолог М. Ростовцев, и стали авторами многих искусств в разных странах, в т. ч. западноевропейских, – ну, кто сегодня знает, что римские львы из камня и металла пришли с берегов Илека и Кобды?

Восточные сарматы кушане (уйшуны) создали сравнимую с Римом многовековую Кушанскую империю, включавшую в себя юг Средней Азии, Афганистан, часть Ирана и Северную Индию (М. Закиев и др.). Об этом и прекрасная книга польского историка Тадеуша Сулимирского «Сарматы». Поэтому ранний железный век с VIII в. до н. э. по IV в. н. э. историки назвали скифо-сарматским временем.

Такова была роль Илекских степей и в более древние эпохи, ибо климатические условия, тропы животных и маршруты идущих за ними охотников и скотоводов круто менялись только при долгосрочных засухах.

–      При всей климатической ус­той­чивости, наверное, были и периоды упадка в этом регионе?

– Коренной упадок традиционных культур территорий исторического Турана происходил несколько раз: около 1900 гг. до н. э. после неоднократной засухи, в VIII в. при наступлении арабов, при разрушении государства Чингисхана и уходе мировых торговых путей на морские маршруты в XV в., а также в связи с российско-советской колонизацией.

И в наше время наблюдается упадок традиционных культур. С 1991 года насаждаются мнимые ценности дикого капитализма на всем постсоветском пространстве, которые, как выяснилось, вовсе не ценности, ибо кризис ценностей ныне переживает в первую очередь сам выдвинувший их западный мир. Там борьба между разными группами приняла ожесточенный характер.

– Какой же выход из такой ситуации?

– При такой ценностной анархии в мире перед каждой страной возникает проблема выработки собственной ценностной системы, которая позволила бы ей уцелеть при сегодняшних и завтрашних международных катаклизмах, оставаясь благожелательным и равноправным членом ООН. Выработка таковой основывается в первую очередь на изучении опыта своих предков и взятии полезного из него в соответствии со стратегическими и текущими задачами.

– Некоторые ваши исследования затрагивают чуть ли не начало зарождения человечества…

– Да, исследование имен древних племен и народов приводит к выводу, что они даны в начале Валдайского оледенения, которое одни ученые датируют временем «70 тысяч лет назад», другие «115 тысяч лет назад», а полный конец льда 12–15  тысяч лет назад. Временем этого оледенения датируют и начало хомо сапиенса – человека разумного, кто-то из ученых говорит, что сапиенс сформировался 40 тысяч лет назад, кто-то 70 тысяч лет назад, а в докладе Римского клуба-2017 говорится, что сапиенсу 150 тысяч лет. Мы в эти и другие споры не втягиваемся, поскольку даты для нас только ориентир…  Кстати, южную оконечность Валдайского ледника определяют Валдайской возвышенностью, Оршей и Смоленском. Потом узкая полоса тундры и начинается степь, где климат был чуть холоднее, чем сегодня.

Источников исследования или познания три группы: наука, наследие народов мира, наследие тюрков.

– И все-таки, какие книги могут послужить ориентиром на пути вглубь истории?

– Тем, кто хочет сам познавать степную древность, советую начать с чтения книги Б. Тлеубердиева «Қазақ ономастикасының лингвокогнитивтік аспектілері» (изд. Института языкознания им. А. Байтурсынова), чтобы различать пласты эпох в источниках. А также с сообщений Т. Асемкулова о Кубыра пайгамбаре, вытащившего людей из пещер, – сразу окунаетесь в глубину десятков тысячелетий назад. А сопоставив их с сотнями других сведений, воскликните: «Как прекрасен этот мир»!

Каждый источник дает факты, кои фрагментарны в своей основе, эта фрагментарность для масс нередко инициируется многими сильными мира сего – потому и отстает наука от потребностей человечества. При обобщении же информаций трех групп и объективном сопоставлении их наступает синергетический эффект системности в познании жизни человечества.

– Вы сказали, что имена древних племен и народов даны в начале Валдайского оледенения. Пожалуйста, более подробно об этом периоде.

– Сравнения источников наводят на мысль, что названия «қыпшақ», «қазақ», «алаш», «түрік», «оғыз» и др. даны в начале оледенения, они взаимозаменяемы, а также многозначны. И в первую очередь обозначали Солнце. В булгарских летописях «Джагфар тарихы» повестуется, что 100 тысяч лет назад север Европы накрыл ледник. Волго-Уралье не накрыло, климат был суровым, и люди жили в пещерах Уральских гор.

40 тысяч лет назад ледник стал уходить, и люди спустились с гор. 35 тысяч лет назад семь племен объединились в союз Идель («Семь племен»). 15 тысяч лет назад создали государство Идель (называлось и Ески Туран) во главе с абызом (духовный отец, мудрец) династии Дуло по имени Джам. В «Шахнаме» Фирдоуси назвал его Джем, а в иранской «Авесте» – это царь скотоводов Йима, с которого начался золотой век человечества.

– Расскажите о царе скотоводов Йима, с которого начался золотой век человечества.

– В индийских древностях – тоже Йима. Мэри Бойс, исследовательница «Авесты», как и российские ученые, считает, что Йима и его ученик Зороастр, основавший религию зороастризм, родились и жили в степях восточнее реки Волга.

Считается, что зороастризм послужил основой для иудаизма, христианства и ислама. Об этом пишет и философ А. Касымжанов в статье «Рухани тамырлар» в книге «Қазақ» (1994), а также и о том, что зороастризм был основан на базе тенгрианства.

В своем солидном труде «Великие посвященные. Очерк эзотеризм религий» французский философ и писатель Эдуард Шюре пишет, что Йима был учителем всех последующих пророков мира.

По С. Кондыбаю, Джем, Йима есть Майкы Первый из тюркского наследия.

Академик М. Закиев считает Зороастра тюрком и что его имя при рождении было Жарастыр. А сам Зороастр не раз восклицает в текстах «Авесты», что он из племени «спи тама». Интересно, что представители «тама» до сих пор живут по берегам Илека и имя Жарас (жарасу – помириться, жарастыр – мири людей, жарас – помирись) распространено среди них.

– Известно, что казахский язык относится к древним языкам. Что известно о нашем народе в древности?

– По булгарским летописям, абызы династии Дуло называли себя, свое племя и абызовский асатаяк в форме трезубца (тарак) словом «қазақ». Обозначало это слово вначале «лучи солнца, само солнце и Тангры (Тәңір)». Но это слово было табуированным и его произносить простым людям запрещалось, поэтому при разговоре применялись обережные слова: казаяк, казгак, казык, азык, аз, оз, огуз, из, ас, ос, ыс, аш, баш, кас, сак, казан и др.

В казахском же сказании «Бұл қазақ қай уақытта үш жүз атанған» говорится, что народ казахский и до Майкы Первого и Алаша хана Первого жил, но своего государства не имел, как сегодня русские не имеют своей автономии в РФ. Древние казахи были основным народом Турана как исстари мобильные охотники, затем мобильные скотоводы, пронизывавшие Туран своими ежегодными маршрутами. А при кагане Майкы, который своими руками посадил на престол девятерых из сорока ханов Турана, было создано Казахское ханство.

Дело в том, что казахи образовались как народ и жили сначала на западе Степи (А. Сейдимбек и др.). Ведь при леднике большая часть Сары Арки и востока Степи были как тундрой с редким населением, с множеством водоемов и болотами – в Западной Сибири тоже был ледник. С таянием же ледника восточная часть Степи стала освобождаться от мерзлоты, воды и болот, пошли туда массами люди, и Майкы послал Алаша осваивать те земли. Тогда и создались три жуза – три Лица Степи, на основе трех естественных маршрутов движения мобильных охотников и скотоводов.

– Какие были правители и как они правили?

– О том, что скотоводство существовало в Туране и при леднике, сообщалось на Арало-Каспийской конференции историков, проходившей в г. Актобе, а также в журнале «Научная мысль Кавказа» (1994, № 4) в статье М. Магомедова и др. «Каспийская Атлантида». В сказании Алаша называет Майкы «хандардың қазығы, халыктың азығы», т. е. «колом, к которому привязаны ханы» и «достоянием (духовной пищей) народа». Джам, Джем, Жем – тоже «Пища», «Корм»!

И там же Майкы говорит о принципе управления, применяемом каганами Турана: «хан әділ болса, халық табанды болса – қара жермен кеме жүргізеді» – если хан справедлив, а народ основателен, – и по черной земле проведут корабль! Что означает «Йима» – это же Иітуші, т. е. создатель условий доброго участливого отношения людей друг к другу!

По принципу единства человеческого рода – Солнце светит всем! Ведь в начале ледника при движении в открытой степи защититься от многочисленных крупных хищников, а также добывать мамонтов можно было только сообща, родом, племенем, а также совместно с попадавшимися по пути оседлыми группами людей, и ценился каждый человек, потому была степная демократия и все важные жизненные вопросы решались на курултаях.

– Одним из важных культов тюрков был культ Солнца…

– О том, что слово Алаш в древности означало Солнце, а Алаша – человека, происходящего от Солнца, есть у С. Кондыбая (Шығармалар. Т. 1. 2008).

У тюрков-чувашей сохранилось слово «Туре» со значениями «Солнце», «Бог», т. е. Тюрк также считался Сыном Солнца.

О том, что названия народа «қыпшақ» и «қазақ» равнозначны и, возникнув одновременно, попеременно подменяли друг друга, писали М. Козыбаев и У. Жанибеков. Слово «Огыз» в определенных смыслах равнозначно слову «Алаш», а огузские племена в древности исполняли ту же социальную функцию, что и кыпшакские, в дуальной организации общества.

Слово «Алаш» означало и «Конь», от него мордовское «алашанти», есть соответствия у татар, у башкир (Ж. Артыкбаев). Слово «ат!» означало для древнего охотника и коня, и солнце, и «стреляй!», как и слово «огыз»! Ведь «ок» – «стрела», «камень», «пуля».

– Сохранились ли какие-то древние обычаи до сего дня?

– Да, десятки тысяч лет назад в центре Евразии соблюдался обычай жеті ата, как у современных казахов.

При раскопках на стоянке Сунгирь под Владимиром обнаружили кости нескольких охотников 34-тысячелетней давности. Антропология оказалась смешанная европеоидно-монголоидная, а гены совпали с генами нескольких сегодняшних казахских родов. И те охотники соблюдали обычай – не жениться на невестах ближе семи поколений родства (А. Марков).

Дуальная организация общества, т. е. обычай брать невест из другого племени, по Едыге Турсунову, началась в раннем палеолите (70–300  тысяч лет назад). К примеру, М. Закиев в «Истории татарского народа» отмечает, что в древности по левую сторону Волги больше жили кыпшакские племена, а по правую сторону – больше огузские.

Археологи пишут, что в бронзовом веке по правую сторону реки Илек больше жили андроновские племена (кыпшакские), а по левую – больше срубные (огузские). Шел обмен невестами между племенами. Гены андроновцев совпали с генами табынцев (Ж. Сабитов), и сегодня живущих на берегах Илека.

– Какие еще есть смысловые связи с солнцем, огнем и т. д.?

– Фактов и источников, конечно, гораздо больше. Историк Ж. Байжумин в книге «Туран. Взгляд на историю человеческого общества» пишет, что на территории Турана, центром которого являлся Урало-Казахстанский регион, было найдено более 800 стоянок верхнего палеолита (каменного века). Больше, чем в других странах мира, вместе взятых!

Для казахов понятие «жить» и сегодня определяется словами «күн көру». Буквально – «солнце видеть»! Это понятие возникло в ледниковые времена, когда кроме солнца и огня не было ничего дороже для людей. Кстати, о племенах, живших по Илеку и Кобде в древности, – «тама» означало «разжигатель огня», как «тамыздык» – «лучина для разжигания огня». «Табын» – «чаша», «сердце», «солнце». У них же и сегодня тамги «тостаган» и «тарак», а также ураны «Тостаган!» и «Алаш!» Чаша и сейчас считается главным символом тенгрианства, а имя «Алаш» – вторым именем степного народа.

– Какая причина угасания древнего тенгрианства?

– Культуролог Зира Наурзбаева писала, что тенгрианство предназначалось для совершенного человечества. И дальше: «Религия же представляет более позднюю стадию оформления традиции, данную деградировавшему человечеству в низшей стадии его деволюции в Железный Век... Тенгрианство представляет собой мир, когда сердца чисты»...

Здесь надо сказать, что мировая роль тенгрианства угасла в результате тысячелетней засухи в Степи, когда около 1900 гг. до н. э. пал большой Туран и ушли от верховного управления тенгрианские абызы – духовные отцы человечества.

В Туран, центром которого был Волго-Урало-Казахстанский регион, входила большая часть Старого Света, в т. ч. Шумер, Египет, Греция и др. С падением метрополии большинство тюрков уехали из бывших провинций обратно в Степь, оставшиеся стали со временем растворяться среди местного населения.

– Вы сказали, что в основе авраамических религий лежит тенгрианство…

– Шумерец (тюрк) абыз Кобырам как раз около тех 1900 гг. до н. э. начал приспосабливать былое учение к новым реалиям. Братья и племянники Кобырама еще говорили по-шумерски, а внуки уже на семитском – языке своих матерей. Обо всем этом написано в Библии и других источниках.

Как и о предках Израиля: «Ты же отвечай и скажи перед Господом Богом твоим: отец мой был странствующий Арамеянин... и произошел там от него народ великий» (V Моисея, 26,5). А у Плиния Старшего в Естественной истории»: «За этой рекой живут скифские народы. Персы дали им общее название сагов, а древние звали арамейцами» (VI.XIX.50).

Сегодня генетики подтвердили, что все пророки этих религий имели степные гены…

В странствиях Кобырама из Шумера в Палестину «...его встретил Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, благословил Авраама – он был священник Бога Всевышнего... Авраам, принявший благословение от Мелхиседека, этим самым признал в нем особого посредника между собой и Богом, способного низвести на него божественное благословение» (Лопухин А. П. Толковая Библия. К гл. 13 Книги Бытия).

Здесь мы видим непосредственную передачу идей (и священных книг) от абызов тенгрианства адептам авраамических религий, но за прошедшие почти четыре тысячелетия многое там поменялось – образы, символы, морально-этические нормы, отношения к человечеству и отдельному человеку, к народам и т. д.

Скажем, символ Змея имел положительное значение для Моисея и Иисуса, а какой-то царь сделал его отрицательным образом, что и сейчас продолжается и т. д. Если степняк признавал единство человеческого рода и до сих пор о каждом человеке на планете говорит «ол да Адам баласы» (он тоже сын Адама), то новые религии поделили народы на избранных и прочих, и даже узаконили среди людей такую дикость как рабство, как у муравьев, пчел и т. д.!

Если степные абызы ледникового периода деятелю, вытащившему людей из пещеры, дали имя Куб-ыр-а, что означает «Солнца порядок в пространстве», то муравьев они назвали Кум-ырыска, буквально – «К песочному счастью»!

– В чем было различие принципов тенгрианства и последующих культур?

– Лев Гумилев писал, что тюрки до VIII в. не знали понятия «рабство» и слово «гул-кул» приобрело значение «раб» только при приходе арабов в Среднюю Азию. Во «Всеобщей истории» Н. А. Иванова на стр. 171: «Характерной чертой поздней древности (рубеж II и I тысячелетий до н. э.) было появление рабства… (начали финикийцы, продолжили греки)».

Западноевропейская культура выросла на следовании грекам и римлянам с их демократией рабовладельцев, и крепостное рабство там цвело и в XIX в. (почти 3000 лет!). На Руси еще в XVII в. считали себя отроками (сынами) Божьими, но церковная реформа «по-гречески» и «подражание Европе» быстро сделали 90% народа крепостными рабами и только в 1861 году рабство в России было отменено.

Принцип Майкы Первого о необходимости справедливости ханов и основательности народа говорит о том, что на этом было построено воспитание человека совершенного. Основательность начинается уже с того, как здороваются люди при встрече. Степняки и сегодня приветствуют: «Армысыз?» (Честны ли вы, совестливы, справедливы, благородны, достойны, стыдливы?), а отвечают: «Армыз. Бармыз» (Да, мы честны, совестливы, справедливы, благородны, достойны, стыдливы. Мы есть). Исстари в Великой степи быть человеком означало иметь честь, совесть, справедливость, благородство, достоинство, стыд.

– Откуда появилась рабская психология и социальная несправедливость?

– Остановлюсь только на двух словах. Возможно, что русское слово «достоинство» произошло от казахского дост (друг) и означает быть друзьями человек человеку. А стыд означает, т. е. уят, – «твердость гнезда», т. е. прочность жизни семьи, общества, народа, человечества. Уя – гнездо, звук «т» – звук жизни и твердости. От этого звука начинаются слова тір – жизнь и тас – символ твердости.

 Все начиналось с воспитания морально-этических принципов, которые базировались на общих закономерностях развития мироздания, природы и человека. Абызы и все люди понимали и знали, что Создатель стоит во главе всего, и он дает возможности для восходящего развития (положительной динамики, эволюции) всем, от песчинки до динозавра при условии соблюдения общих закономерностей.

При нарушении их любой вид обрекает себя на статику, деволюцию, отрицательную динамику и даже исчезновение – пример динозавров, саблезубых тигров, пещерных медведей и т. д. (из-за чрезмерной прожорливости?).

Пример того, за что попали в отрицательную статику очень даже предприимчивые и трудолюбивые муравьи в русле абызовского понимания и знания – из статьи философа А. Касымжанова «Рухани тамырлар» в книге «Қазақ» (1994, с. 87): «...тірі табиғатта... құмырсқалар жеңілгендердің ұрықтарын өздеріне алып «құл» етіп өсіреді» – в живой природе… муравьи потомков побежденных (таких же муравьев!) воспитывают «рабами»!

Пятисотлетняя отрицательная динамика Запада, где технологии идут ввысь, а угасание морально-этических принципов (совести, чести, стыда и т. д.) подходит к критической точке, к сожалению, сохраняется. Запад и ведомое им человечество пока как бы не замечают, что отдельные части своего вида «муравьиными шагами» превращаются в рабов.

Уже открыто заявляются планы и начаты ужасающие всеобъемлющие тренинги по их осуществлению (COVID-19, отрицательные чудеса цифровизации, отмена моральных принципов и даже понятий об отце и матери, однополые браки и т. д.) по многоразовому сокращению человечества и разделению оставшихся на два биологических вида: «избранных» господ и обслуживающих их рабов.

Разве для этого Создатель вдохнул частицу своего духа в двуногого?

– Вы сказали, что некоторые слова были табуированными, поэтому при разговоре применялись обережные слова…

– А то, что имя (имена) Его в тенгрианстве произносилось редко, легко понять. Даже и сегодня имя главы семьи часто заменяется другими словами – и остатки обычая обережных имен.

В первоначальном священном тексте имя Создателя было Ал, потом при переводах и переписываниях стало Ел, Ил. Знакомо было абызам изначальных эпох и имя АЛЛА, но было это имя табуированным, применялось в основном при даче клятвы. Как и слова НАН (Хлеб), КӨК (Небо), АТА (Солнце-Отец), АНА (Небо-Мать) и другие священные слова.

Об этом образно сказано в Библии, когда пророк дает клятву Богу, он в знак своей верности разрезает точно на две части жертвенных животных, так и применяемые при клятве слова точно делятся на две равные части.

– А почему при общении и воспитании масс образ Солнца вышел на первый план? Признают ли современные религии древнее мировоззрение совершенных людей?

– Так Солнце же было идеальным образцом для жизни людей: свети так же, для всех, ближних и дальних, дари жизнь, тепло и счастье! Что еще человеку надо?

Доктор Маджид ибн Абдуль-Азизат-турки пишет в журнале «Евразия» (2009, 4, с. 88): «Отношение Корана к предыдущим небесным религиям таково: 1. Посланников Всевышнего было очень много, и в Коране упомянуты далеко не все. Всевышний Аллах сказал: «Среди них есть такие, о которых Мы сказали тебе, и такие, о которых Мы не рассказывали тебе» (40:78). 2. Коран подтверждает, что все небесные послания связаны между собой и у них одна сущность. Поэтому человек может считаться верующим только тогда, когда он в добавление к остальным столпам веры верит во все небесные послания и посланников, приходившим к людям до Мухаммада, в общем, и с известными из Корана и Сунны подробностями».

Таким образом, авраамические религии признают, что раньше существовала универсальная религия (мировоззрение) и универсальное мировое священство (абызы), от представителей которого Авраам (Ибрагим, Кобырам) получил благословение.

– И вместо заключения...

 – Сегодня на опаснейшем витке мировой истории всем учениям, религиям, партиям, народам, государствам, мировым и национальным группам, каждому человеку есть что-то полезное взять для образца из далекого золотого века человечества…

 Не потеряться бы в развитии подобно трудолюбивым муравьям, вдруг занявшимся превращением своих же сородичей в вечных рабов, или исчезнуть вовсе подобно алчным из-за чрезмерного аппетита гигантам-хищникам и динозаврам!

 Дастан ЕЛЬДЕСОВ,

лингвист

2379 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательно заполните поля *

МЫСЛЬ №7

10 Июля, 2022

Скачать (PDF)

Редактор блогы

Аяған Өтенұлы Сандыбай

Блог главного редактора журнала «Мысль»