• Исторические страницы
  • 09 Июля, 2022

СИМВОЛЫ ДУХОВНОГО НАСЛЕДИЯ ЯСАВИ

Для того чтобы жить в процессе духовной практики, этносы формируют принципы мировоззрения в виде культурных архетипов, художественных символов. В их духовной памяти зафиксированы символические явления, которые охватывают такие понятия, как человек и природа, пространство и время, нравственные ценности и святыни, страна и земля, честь и совесть, язык и религия и т. д. Познание художественно-эстетической природы символа определяет истинный характер духовной и материальной культуры народов.

Динамичный процесс казахского философского мышления, в котором этические принципы четко укоренены в национальном культурном и литературном наследии, закодирован под образными символами. Поэтому при изучении истории казахской философии естественно обращать внимание на художественно-эстетическое содержание историко-культурного наследия. В истории национальной философии вхождение в художественно образный мир  суфийского наследия имеет тем самым практическую пользу раскрытия смысла и сущности, лежащих в его основе этико-философских воззрений. Ведь ее основные идеи, помимо приверженности к нравственным ценностям, не теряют своей жизненности, а становятся все более актуальными в каждый исторический период для страны и носителей этой культуры.

Учение Ходжи Ахмеда Ясави о духовном состоянии (хәл ілімі), традиции мудрости (хикмет дәстүрі) – как внутренний голос человеческой совести – формировало систему знаний о саморефлексии и самоисправлении личности, благодаря которым способствовал  оздоровлению общества. Через изучение символических артефактов познаются эстетические вкусы и знания, культура и обычаи, через которые человек наполняет свое окружение, образ жизни, общество, все бытие духовными универсальными смыслами, неподвластными времени и пространству. Через символы и семиотические знаки человек может иррационально воспринимать и оценивать любое явление, выражать свои взгляды и мысли.

Греческое слово «symballein» в переводе означает – соединять, подводить итог. А его казахский эквивалент – «рәміз» отличается более широким спектром значений, таких как «когнитивный знак, символ, аллегория». Это понятие с глубинным смыслом используется  для выражения смыслового образа, иррацианального познания. Символ – одна из древнейших категорий в истории человеческого сознания.

Символические образы часто отклоняются от прямого значения и заменяются метафорами, яркими, фигуративными осмыслениями. Архитектурный памятник Ходжи Ахмеда Ясави, являющийся образцом казахской духовной культуры, возведено на базе четкого, гармоничного и глубоко выверенного замысла и плана. Глубоко символический, поучительный и назидательный смысл этого уникального архитектурного шедевра  является примером искреннего восприятия Бога, человека и мира  в их гармонии, в художественной целостности, со своими неповторимыми эстетическими познаниями и вкусом.

Одним из ценнейших реликвий времен мудрого Амира Тимура в мавзолее Ходжи Ахмеда Ясави является священный Тайказан. Он был отлит 25 октября 1399 года (801 год хиджры, 20-й шаууль) в селении Карнак, что в 27 км к западу от Туркестана. Котел весит 2 тонны, имеет объем 3 тысячи литров, высота - 1,60 м, диаметр – 2,42 м [1.]. Общая форма узоров похожа на абрис сердца и состоят из тонких гармоничных переплетений традиционных казахских орнаментов в форме бараньих рогов. Многочисленные композиции из этих украшений в форме сердца и бараньего рога встречаются в лаухе флага (флагшток) мавзолея, ручках котлов, подсвечниках, дверных молотках и т. д.

Мы в этом единстве многообразии видим общее идейное единство, художественный вкус, эстетическое познание, заключенные в цельном национальном стиле. Это означает, что открытие символического значения сердца является ключом к учению Ясави, учению суфизма в целом и  духовного содержания ислама. Этот Тайказан был создан в соответствии с общим геометрическим решением, гармонирующим с архитектурным характером мавзолея и размерами надгробия. По словам академика Акжана Машана, мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави представляет собой космическую модель семисфер небес, изображающей 12-годовое цикличное летоисчисление. И в качестве микромодели мира Тайказан имеет астрономическое значение. Исследователи полагают, что происхождение слова «тай» в названии Тайказана связано с тем, что тюркские и монгольские народы считали лошадей священными и использовали их в жертвоприношениях [2, с.114–115].

 Бронзолитейное искусство – это работа, требующая большого мастерства и трепетного отношения мастеров, больших трудовых ресурсов и их духовного единства. Вся структура, форма, узор, эпиграфические надписи Тайказана требуют от мастера высокую квалификацию, художественно-эстетических знаний и восприятия духовности. Тот факт, что в этом поистине уникальном произведении бронзолитейного искусства обнаруживается такой глубокий смысл, композиционная гармония свидетельствует о том, что мастер был совершенной личностью (инсан әл-камил), владевшей духовным учением суфизма. Его создание может быть достигнуто только в результате того, что мастера под руководством духовного учителя объединяются для общей цели и строго следуют внутреннему порядку духовного братства. Члены профессиональных тарикатов (цеховые духовные сообщества) освоили свою профессию, например, столярное дело под руководством учителя [3, с. 70]. Их учителями были шейхи тариката Ясави, имевшие большое духовное влияние в регионе.

Символическое значение, художественные особенности и устройство Тайказана указывают на то, что сам мастер Абдил Азиз был вдохновлен учением Яссави и создал шедевр бронзолитейного искусства по канонам местной мусульманской традиции. Сплочение членов тариката на профессиональной основе связано с тем, что в многочисленных мастерских, в сочетании с духовным воспитанием, высоко ценились профессиональные знания и практические навыки  членов тариката. В уставах средневековых цеховых мастерских, основанных на духовных знаниях, подробно описываются роли мастеров и подмастерьев, их взаимоотношения с обществом и потребителем. Мастер, помимо профессиональных секретов, передавал ученикам религиозно-духовные знания, посвящал к святости профессии, воспитывал честность, милосердие и нравственность. В правилах мастерских указано, что в основе духовных учений лежат изучение и внедрение исламского шариата, принципов тариката, практика религиозно-духовного познания суфизма [4, с. 223–224]. Сочетание профессионализма и духовной практики оказало положительное влияние на общее развитие человека как личности.

Тайказан относится к котлу «сакского» типа.  Научные источники и археологические открытия подтверждают, что изготовление гигантских котлов – это традиция, восходящая к древним сакским, хуннским и уйсунским эпохам. Для этих обществ, отличающихся высоким национальным самосознанием и трепетными семейно-племенными ценностями, «Казан» был символом государственности, благополучия, единства [5, с. 208]. Такие гигантские казаны ставили в могилы правителей и полководцев своего времени. Археологические исследования доказывают, что традиция закладки казанов была одной из важнейших особенностей кочевых кипчакских племен в XII–XIII веках в местах захоронения племенных и родоплеменных вождей [5, с. 192–201]. Ученые утверждают, что это указывает на то, что владелец гробницы был из богатого высшего класса общества. Согласно легенде от Геродота, «царь саков Ариант приказал каждому из своих ­воинов принести по одному наконечнику своей стрелы. Затем их расплавляют и выливают в большой казан. Как и наконечник стрелы, ставший неотъемлемой частью казана, точно также воины стали неотъемлемой частью племени, а их сплоченность – залогом единства и силы общины.

Известный ученый А. К. Акишев считает, что «вес казана, вылитого из наконечника каждой стрелы, является символом населения, а форму и расположение казана символом центра мира» [7, с. 105]. Известно, что у воинов-кочевников во время похода были большие казаны. Однако Тайказан уникален по своей форме и функциям. Выдержки из девятнадцатого аята суры ат-Тауба и хадиса Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в первой строке надписей на внешней стороне казана указывают на то, что он был посвящен воде.  Надпись исполнена на арабской каллиграфии в стиле сульс. Смысл аята на русском языке: Аллах, Возвышенный, Благословенный, сказал: «Разве поить паломников и ухаживать за мечетью аль-Харам – это равноценно (делам) тех, кто верит в Аллаха и в Судный день, и кто сражался на пути Аллаха?! (Коран, 9:19). Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто сделает сосуд для питья ради Аллаха, Аллах приготовит для него водоем в Раю» [1, с.127]. Суть повествования здесь в том, чтобы служить народу, служить стране, и смысл быть рабом Божьим в том, чтобы люди не дискриминировали друг друга, независимо от вероисповедания или национальности. Это идея о том, что только такими добрыми делами люди могут получить одобрение Творца и построить совершенное общество. Трехполосная надпись на внешней стороне казана, украшенного цветочными орнаментами и куфическими каллиграфиями, говорит о том, что он был посвящен мавзолею султану шейхов Ахмеду Ясави. Перевод надписи: «Было приказано построить это место для питья для усыпальницы султана шейхов Ахмеду Ясави Амиром Тимуром Кураканом, великим правителем, державшим бразды правления многими странами и отличавшимся особой заботой Милосердного Царя [Бога]. Пусть увековечить Всевышний Аллах царство его! Двадцатый день месяца шаууаль, восемьсот первый год хиджры (25 июня 1399 года по милледи) Второй ряд разделен на двадцать картушей, на двух из которых мастер пишет свое имя: «Абдил Азиз Шарафутдин Тебризи, надеющийся на Божью заботу». В другом месте: «Мубарак бад» – «Будь блогославленным!» [1, с. 128].

 В народном поверье до сих пор живо представление о том, что кипящий казан является символом благосостояния и мирной жизни в стране. В третьей строке повторяется двадцать два раза надпись в стиле каллиграфии «Куфи»: «Смотрите, Бог – владыка всего творения!» [1, с. 129]. По словам Абая: («Адам ғапыл дүниені дер менікі. Менікі деп жүргеннің бәрі Оныкі! Тән қалып, мал да қалып, жан кеткенде, Сонда ойла, болады не сенікі?») «Человек невежественен, он говорит, все, что в бренном мире, мое! Все что он присваивает себе это – Его, Когда останется тело, останется мирское, а душа покинет, то подумай, что останется твоим?»  Доказательством того, что все имущество принадлежит Богу, является тот факт, что человек рождается с пустыми руками и возвращается таким же. По этому поводу Шакарим Хаджи сказал: («Шаранамен туып едің, Бөз оранып өтесің. Бір сағымды қуып едің, Қай уақытта жетесің? Қанша дәулет жиып едің, Бәрі қалды, нетесің. Мал үшін жан қиып едің, Қайтіп алып кетесің?») «Не вспомнишь, дитя, утробную жизнь. Уже несут тебя в кафане хоронить. Ты гонялся за миражом. Когда его догонишь? Сколько богатства накопил? Ты пожертвовал своей жизнью ради мирского благополучия, унесешь ли его собой?» [8, с. 283]. Все блага, которые человек потребляет в своей жизни, даются Творцом на определенный период времени для пользования – в «аманат». Поэтому злоупотребление здоровьем, имуществом, семьей, родиной, богатством и всеми другими благами – есть злоупот­ребление Божьим доверием.

Принятия ислама местной культурой и обогащение их традиций духовными ценностями ислама привело к трансформации кочевого обычая, мировоззрения и образа жизни. В то же время казаны, сохранив свое символическое значение сакской эпохи, использовались для конкретных целей в религиозных церемониях, на общественных мероприятиях, связанных с исламом. Исторические источники говорят, что Амир Темир привозил и нанимал мастеров из за­воеванных земель. Объединение больших территорий, многих стран и народов под правлением Амира Тимура способствовало обмену навыками и опытом металлообработки  ряда традиционных школ [9, с. 525]. Самое удивительное, что суфийские учения Ясави оказывают существенное влияние на привлечение мастеров к общему делу, если даже они из другого культурного пространства. На это указывает то, что их работы основаны на местных ценностях, символах и архетипах. Сила духовного учения в том, что оно возродило вековые нравственные ценности, наполнило их смыслом, мобилизовало людей на общую цель. Ярким примером универсальности духовности является способность мастеров, являющихся представителями различных культур, используя свои профессиональные навыки, обогащенные нравственными знаниями, создавать произведения, имеющие общечеловеческое духовное значение. «Культура – есть мир ценностей и смыслов, ибо процесс символизации есть естественная связь человеческой культуры, горизонт, раскрывающий ее развитие и понимание» [10, с. 138], –  говорил А. Я. Гуревич. Это также категории, определяющие человеческое сознание. Речь идет о восприятии понятия и формы действительности, таких как пространство, время, изменение и причинность, судьба, отношение сознания к высшим чувствам, личные и общественные отношения» [10, с. 15]. Здесь автор рассматривает категории как создателей важной смысловой «инвентарной» части культуры.

Анализируя символизм с точки зрения семиотики культуры, известный семиотик, литературовед, культуролог Ю. М. Лотман пишет: «Все материалы по истории культуры могут быть проанализированы с точки зрения системы социальных кодов и экстенсивной информации, т. е. позволяют отображать информацию в символах и передавать его человеку» [11, с. 31]. По его мнению, «символ –  важный фактор социального кода», «символ –  память культуры», является собирателем, хранителем и транслятором социокультурного наследия. Так, после пятничной молитвы Тайказан наполняли водой и люди совершали «громкий зикр» и «ара зикр» – «зикр пилы», который, по преданию, начинается с пророка Закарии и является частью традиции Ясави. По окончании богослужения людям раздавали «освещенную воду» как святой, целебный эликсир [6, с. 19].

В 1935 году Тайказан был привезен в г. Санкт-Петербург, выставлен в зале Эрмитажа  на III Международном конгрессе иранского искусства и археологии. Он простоял там более полувека и вернулся на историческую родину только 18 сентября 1989 года.  Ценная реликвия, специально созданная для мавзолея Ясави как символ многовековой духовной преемственности, является духовным наследием тюркской культуры, уходящей корнями в глубокую древность и связанной с исламским возрождением. Ныне Тайказан находится в духовной столице Тюркского мира – Туркестане, на своем священном месте в мавзолее Султана Святых Кул Ходжи Ахмеда Ясави, служит символом благополучия, мира и единства казахского и всех тюркских народов.

Аманжол МЕЙРМАНОВ,

философ

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Қожа Ахмет Ясауи кесенесі. Құрастырушылар: Ә.Қ. Муминов, Б. Қорғанбек, С. Моллақанағатұлы, т. б. Алматы, 2009, 200 б. Иасауи Қ. А.

2. Мұстапаева Д. Асыл мұра – қасиетті тайқазан. Алматы: «Арыс», 2008.-200бет.

3. Бретаницкий Л. С., Веймари Б. Искусство Азербайджана ІV-ХVІІІ веков. М. Искусство, 1976, 232 с.

4. Гаврилов М. О ремесленных цехах Средней Азии и их статутах – рисоля. Известие Средне-Азиатского комитета по делам музеев и охран памятников старины, искусство и природы. Ташкент, 1928, с. 225.

5. Шәлекенов У. Х. V–ХІІІ ғасырлардағы Баласағұн  қаласы. Алматы: Жібек жолы, 2006, 248 б.

6. Швецов М. Л. Котлы из погребений средневековых кочевников// Советская археология, 1980, N 2, с. 201.

7. Акишев А. К. Искусство и мифология саков. Алма-ата: Наука, 1984, 118 с.

8. Шәкәрім. Иманым. Алматы: 2000, 321 бет.

9. Тимуридский Ренесанс. Тамерлан. Эпоха. Личность. Деяние. сост. Р. Рахмалиева. Москва 1992, с. 525–531.

10. Гуревич А. Я. Категории  средневековой культуры. М.: Искусство, 1972, 363 с.

11. Лотман Ю. М. К проблеме типологии культуры. Труды по знаковым системам. Тарту: Тартуский университет, 1978, 166 с.

3586 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми