• Образование
  • 09 Июня, 2022

Принципы образования и воспитания в романе Чарльза Диккенса «Большие надежды»

Актуальность данной статьи состоит в исследовании проблем воспитания и образования в романе Ч. Диккенса «Большие надежды», считающейся вершиной творчества писателя и вобравшего в себя многообразие тем и проблем его творческого наследия. Ч. Диккенс со свойственной ему иронией высмеял недостатки воспитания и образования в Англии ХIХ века.

Новизной этой статьи является рассмотрение художественных средств (антитезы и гиперболы) в романе Ч. Диккенса «Большие надежды» при описании проблем воспитания и образования в Англии ХIХ века.  Писатель убедительно показал торжество невежества и самодурства в данной эпохе, а также недоступность образования для выходцев из простого народа. И даже неожиданное богатство не позволило главному герою Пипу получить качественное образование и воспитание ввиду отсутствия грамотных учителей и достойных людей в окружении Пипа. Единственный порядочный человек в романе – деревенский кузнец Джо, зять Пипа, носитель идеалов доброты и порядочности.       

 Для несведущих английское образование и воспитание во все времена считалось эталоном. Но классик английской литературы ХIХ века Чарльз Диккенс во многих своих художественных произведениях сатирически изображал принципы образования и воспитания, высмеяв английскую систему воспитания и образования, начиная с семьи. Так, например, в романе «Большие надежды» главный герой, Пип, будучи сиротой, жил вместе с сестрой и её мужем-кузнецом: «Моя сестра миссис Джо Гарджери была старше меня более чем на двадцать лет и заслужила уважение в собственных глазах и в глазах соседей, тем, что воспитала меня «своими руками».    У нее был сварливый характер, поэтому она избивала своего мужа-силача в присутствии младшего брата: «Тут сестра моя совсем взбеленилась. Она налетела на Джо, схватила его за бакенбарды и стала колотить головой об стену, а я виновато взирал на это из своего угла».

  Проблема сиротства особенно остро волновала Ч. Диккенса. Он создал образы сирот из богатых и бедных семей в таких романах, как «Домби и сын», «Крошка Доррит», «Приключения Оливера Твиста». Поскольку детство самого писателя было тяжелым, то он с большим сочувствием изобразил сиротскую долю. В. Ивашева писала: «Дети всегда глубоко волновали Диккенса как художника. В ряде романов, написанных им в последние годы, писатель создал трагические портреты детей, чаще всего терпевших всяческие лишения и преодолевавших непосильные для них моральные испытания».

      Когда пришло время, то Пипа отдали на обучение. Диккенс так описывал деревенскую школу Англии ХIХ века: «Двоюродная бабушка мистера Уопсла держала у нас в деревне вечернюю школу; другими словами, эта старушенция, располагавшая весьма ограниченными средствами и неограниченным количеством всяких недугов, ежедневно от шести до семи часов вечера отсыпалась в присутствии десятка юнцов, с которых брала по два пенса в неделю за возможность любоваться сим поучительным зрелищем». В специфической форме протекал и экзамен учащихся в этой импровизированной школе (а других тогда просто не было): «Считалось, что раз в три месяца мистер Уопсл устраивал школьникам экзамен. На самом же деле все сводилось к тому, что мистер Уопсл, отвернув обшлага и взъерошив волосы, декламировал нам монолог Марка Антония над трупом Цезаря».

   Дальнейшее учение Пипа продолжилось в Лондоне у мистера Покета, к которому тот попал по рекомендации стряпчего Джеггерса после того, как неизвестный благодетель решил оплатить учебу.  Главное было сделать из Пипа не специалиста, а джентльмена: «Он (Покет) был осведомлено о моей будущности лучше меня самого, потому что мистер Джиггерс, по его словам, сообщил ему, что меня не нужно готовить к какой-нибудь определенной профессии, а будет вполне достаточно, если я  «не ударю лицом в грязь в обществе других обеспеченных молодых людей. Я, разумеется, соглашался, поскольку ничего иного не мог предположить».

    Неискушенный молодой человек был рад и этому, потому что стал тяготиться своим простым происхождением после посещения дома мисс Хэвишем. Мисс Хэвишем навсегда осталась старой девой после того, как её жених не явился на свадьбу. Она весь остаток жизни провела в подвенечном платье, превратившимся в лохмотья за свадебным столом с истлевшим тортом, в котором насекомые устроили себе жилище. Гипербола – излюбленный художественный прием Диккенса, он все мог преувеличить до полного абсурда, создавая тем самым яркие художественные образы.

      За свое неудавшееся счастье, несбывшиеся «большие надежды» она мстит всему миру. И прежде всего мужчинам. Мисс Хэвишем имитировала материнство, взяв на воспитание девочку, сироту Эстеллу, блиставшую поразительной внешней красотой. Оказавшись в руках озлобленной одинокой старой девы, мисс Хэвишем, для которой время в доме остановилось в день её несостоявшейся свадьбы, Эстелла выполняла все требования хозяйки. Воспитание Эстеллы было целенаправленным: быть холодной, равнодушной, чтобы разбивать сердца мужчин. Мисс Хэвишем преуспела в своих желаниях вырастить Эстеллу эгоисткой, но ей было неприятно, что её воспитанница была жестокой и по отношению к своей воспитательнице. Образ Эстеллы – это образец неправильного воспитания. Девочка была податливым материалом в руках взрослых, сделавших из нее неполноценного человека. К тому же, гены у Эстеллы были не лучшими: мать-цыганка, убившая человека, а отец – беглый каторжник, умерший в тюрьме. Именно он, Мэгвич, облагодетельствовал Пипа, оплатив его превращение в джентльмена за то, что Пип, будучи ребенком, помог ему во время побега из тюрьмы. То, чего Мэгвич сам не имел (воспитание и образование), разбогатев, он решил дать инкогнито Пипу. Для романов Диккенса свойственно множество сюжетных линий, переплетение судеб людей, далеких друг от друга по происхождению.

     Эта своеобразная мозаика создаёт особый мир художественных произведений Диккенса. Пип обвинил мисс Хэвишем в сокрытии истины – что не она была его покровительницей, оплатившей его обучение и житье у мистера Покета, хотя и понимал, что она повредилась рассудком из-за жизненных перипетий: «Я слишком понимал, что она тяжко согрешила, когда, обуянная жаждой мести, исковеркала впечатлительную детскую душу, как велела ей смертельная обида, отвергнутая любовь, уязвленная гордость, но я понимал и то, что  отгородившись от дневного света, она отгородилась от неизмеримо большего, что став затворницей, она затворила свое сердце для тысячи целительных естественных влияний, что, целиком уйдя в свои одинокие думы, она повредилась в уме, как то всегда бывало, и будет, и не может не быть со всяким, кто дерзнет пойти против начертаний Творца».

     Эстелла не ответила на любовь Пипа, что принесло удовлетворение мисс Хэвишем. Но саму Эстеллу сделало несчастной: «До меня доходили слухи, что жизнь её сложилась очень несчастливой, что она разъехалась с мужем, который жестоко с ней обращался и заслужил широкую известность как образец высокомерия и скупости, подлости и самодурства. Слышал я и о гибели ее мужа от несчастного случая, вызванного его зверским обращением с лошадью».

     Ни у кого из главных героев этого романа не осуществились «большие надежды», никто не стал счастливым и богатым. Пипа тяготила его собственная неблагодарность к мужу его сестры, Джо, вырастившему его. Джо любил и оберегал Пипа от его родной сварливой и драчливой старшей сестры. Пип, желая стать джентльменом, перестал общаться с Джо и Бидди, а они, поженившись, создали крепкую семью, стали родителями двух детей.

    Весьма ироничен писатель и при создании образа учителя Пипа – мистера Покета, обремененного многодетной семьей, женой-аристократкой, ведущей бестолковый образ жизни, не интересующейся своими чадами и мужем. Зато мистер Покет читал лекции об экономии в домашнем хозяйстве, которое у него самого было в упадке: «Мистер Покет уехал куда-то читать лекцию, он читал восхитительные лекции об экономии в домашнем хозяйстве, а его брошюры о воспитании детей и образовании с прислугой считались лучшим руководством по этим вопросам: «Зато миссис Покет была дома и находилась в некотором затруднении: дело в том, что младенцу дали поиграть игольником, чтобы он не плакал во время необъяснимой отлучки Миллерс (имевшей родственника  в гвардейском полку). И теперь миссис Покет не досчитывалась большого количества иголок, чем можно было бы рекомендовать пациенту столь нежного возраста – будь то для уколов или для внутреннего употребления».

    Естественно, что поэтому Пипу приходилось заниматься самообразованием и самовоспитанием.  Он читал книги и до всего доходил самостоятельно. Главным учителем Пипа была жизнь, но он в ней не преуспел. Отказавшись от денег Мэгвича, он не разбогател, а состояние Мэгвича перешло государству, так как он был приговорен судом к смертной казни. Пип боялся своего благодетеля, но до конца остался у смертного одра Мэгвича, не дожившего до казни из-за травм, полученных во время бегства от правосудия.

     В Англии ХIХ века главным признаком преуспевающего человека были деньги. А поскольку Пип от них добровольно отказался, то он стал в глазах окружающих неудачником, презренным типом. Особенно наглядно Диккенс показал перемены в отношении к Пипу со стороны его дяди Памблчука от преклонения до презрения.

     О своеобразии творческого метода Диккенса В. Ивашева писала: «Творческий метод Диккенса определяется, прежде всего, сочетанием в нем реалистического и романтического начал. В нем переплетается трагическое и комическое, страшит реалистический рисунок и неповторимая, ему одному присущая фантастика, точнейшие, граничащие с документацией описания и причудливый гротеск, драматические сцены и эпическое повествование».

    Островной менталитет британцев с их идеей превосходства, в том числе и в воспитании, и в образовании отметила. М. Калюжная: «К вершинам творчества Диккенса относятся такие романы, как «Дэвид Копперфилд» (1850) –автобиографический роман самовоспитания «Большие надежды» (1861) – роман-биография как жанр с блестящей детективной завязкой и с антиостровным пафосом: «Как раз в то время мы, британцы, окончательно установили, что и мы сами, и все в нашей стране – венец творения, а тот, кто в этом сомневается, повинен в государственной измене». 

     Отмечая глубокий психологизм Диккенса, Б. И. Проскурин и Р. Ф. Яшенькина писали: «В «Больших надеждах» происходит не только переход Диккенса к углубленному психологизму (и не только при воспроизведении душевных изломов его героев), но и общее движение психологизма к утончению подачи чувств, эмоций, переживаний, рефлексии и воспоминаний, благодаря усложненной детерминированности и индивидуализации. А это самым существенным образом обогащает художественной мир писателя, еще больше «заставляет его книги говорить».

     Принципы воспитания в детях доброты и порядочности писатель видел только в представителях простого народа. Так, Н. В. Кирьянова писала: «В сердцах людей из народа писатель открыл мир красоты, добра, бескорыстия. Чарльз Диккенс был убежден, что человек от природы добр и великодушен. Писатель не стал сторонникам революционных переворотов, не мечтал о создании нового общества, но он верил в народ, был его защитником и его прав. Гуманное и демократическое искусство Диккенса принесло ему бессмертную мировую славу».

    Таким образом, в романе Ч. Диккенса «Большие надежды» автор осмеял невежество английских учителей, несовершенство образовательной системы Англии ХIХ века, отсутствие школ в сельской местности, порочное влияние взрослых на детей в семьях и в обществе. Губительное воздействие общества капитала на процесс воспитания детей и особенно сирот, их незавидная доля разоблачаются писателем с большой художественной силой. И только в образах представителей простого народа, кузнеца Джо и его жены Бидди, Диккенс видел принципы, необходимые в воспитании детей – доброта, уважение к личности ребенка, любовь к ближнему, честность и мужество.

Материалом исследования послужили труды русскоязычных и англоязычных исследователей, посвященных роману Чарльза Диккенса «Большие надежды».   Их анализ и обобщение позволили сделать выводы о проблемах воспитания и образования в Англии ХIХ века, а также о художественном своеобразии романа. Методы исследования: психологический, герменевтический, сравнительно–исторический. Использование этих методов способствовало пониманию трагического мироощущения Чарльза Диккенса, природу его иронии при изображении образования и воспитания в романе «Большие надежды». Психологический метод помог лучше понять природу авторского миропонимания и эмпатии в отношении главного героя, ребенка, оказавшегося в сложных жизненных условиях и вынужденного полагаться только на себя. С помощью психологического метода стало возможным исследование специфики изображения автором других персонажей романа, их ментальных возможностей.

     Герменевтический метод послужил основной осмысления главных идей романа английского классика и раскрытию темы романа «Большие надежды», увидеть всё многообразие сюжетных линий данного художественного произведения, из взаимосвязи и взаимовлияние в контексте романа, мозаику взаимоотношений персонажей.

     Сравнительно-исторический метод выявил особенности эпохи, изображенной в романе Чарльза Диккенса «Большие надежды», показал отношение писателя к воспитанию и образованию ХIХ века в Англии, их убогость и несостоятельность, торжество невежества и жестокости.

Большую популярность в диккенсовской индустрии (такое понятие возникло благодаря огромному количеству переизданий произведений этого писателя, а также критических статей и научных исследований) получила книга английского исследователя Энгуса Уилсона «Мир Чарльза Диккенса». В этом исследовании Э. Уилсон показал сложные отношения в семье Ч. Диккенса, его желание убить своего отца, посаженного в долговую тюрьму, когда Чарльзу было 10 лет, и при этом Э. Уилсон подчеркивал любовь сына к отцу, уважение к его душевным качествам, заботу о семье. Все проблемы, негативный детский опыт, нашли отражение в творчестве Ч. Диккенса и повлияли на его мировоззрение, по мнению  Э. Уилсона. Вершиной творчества Диккенса Э. Уилсон считал роман «Большие надежды» и называл его вторым автобиографическим романом. И поэтому дал следующую оценку этому произведению: «Здесь больше, чем в ранних романах, настоящей, а не показной сердечности, больше скромности, чем смирения, украшающего Крошка Доррит и Эстер Саммерсон».

     В 60-х годах ХХ века были опубликованы следующие научные исследования по творчеству Ч. Диккенса: Э. Джонсона, Дж. Батта, К. Тиллотсона, Б. Харди и Дж. Харвея, Ф. Комминса, Дж. Гросса и Д. Пирссона, А. Дайсона и других. В этих трудах Диккенс единогласно признан великим реалистом, обладающим своеобразным стилем и тонким психологом с ироничным взглядом на недостатки окружающей действительности. Дж. Пирсон в работе «Dickens and the 20th century» писал о многообразии оценок творческих достижений английского классика и его ментального пространства, демонстрировал эволюцию литературных направлений. Э. Дайсон и Э. Джонсон утверждали, что вечное внимание к художественным произведениям  Диккенса зависит от таланта этого писателя, поразившего не только викторианскую эпоху, но и все последующие поколения людей энергией мысли и чувства, призывали к благородству и пониманию человеческой души.

     Акройд в своем исследовании подчеркивал тесную связь Диккенса с Лондоном, который он изобразил во многих своих произведениях. Лондон, по мнению Акройда, это не только место действия для Диккенса, но и источник вдохновения, сфера обитания его персонажей.

     Дж. Сазерленд писал, что Акройд был лучше всех, понимал творчество Диккенса, что они мыслили одинаково, потому что оба были гениями.

      Как и в других своих произведениях, Диккенс в романе «Большие надежды» показал преступный мир как составную часть художественного мира этого произведения.  Об этом В. Ивашева писала: «Диккенс испытывает ужас перед темным миром, живущим за пределами благовоспитанного общества, и в то же время смог проникнуть в его психологию, он ощущает неотвязный интерес к этому странному, мерзкому преступному люду, погребенному под ледяным покровом в глубинах общества».

     Полученное Пипом неожиданное богатство изменило его личность, он оторвался от своей семьи, привычной ему обстановки, но не стал своим в чуждом ему обществе состоятельных людей.  Диккенс подчеркивал отрицательное влияние на психику Пипа образа мисс Хавишем (богатой, но несчастной): «Доставшееся Пипу богатство меняет его, делает тщеславным и высокомерным, заставляет оценивать окружающих по степени их материального благосостояния.

     Диккенс показывает, что жизненный успех человека из низов общества может зиждиться на отказе от совести и неизбежно сопровождается нравственной деградацией, более того, если бы источником денежного благополучия Пипа оказалась мисс Хэвишем, падение героя было бы более глубоким и приобрело бы необратимый характер. Подобная трактовка последствий благотворительности говорит о том, что Диккенс в последнее десятилетие жизни отказался от былого убеждения в возможности изменения жизни к лучшему, благодаря вмешательству состоятельных филантропов. Вместе с тем неудачная попытка Пипа выбиться в люди отражает новые социальные идеи позднего Диккенса, представляющие собой сплав христианской этики с положениями входящей в моду философии Г. Спенсера и побуждающие личность искать счастье в той среде, к которой она принадлежит по рождению». 

    Трагедию Пипа некоторые исследователи видят в его желании разбогатеть и стать джентльменом: «И несчастия Пипа, как показывает это писатель, проистекают из его стремления приобщиться к безбедному существованию буржуа и войти в мир джентльменов».    

В. В. Ивашева отмечала: «Проповеднические мотивы в творчества Диккенса чрезвычайно сильны и составляют один из важных элементов его художественного стиля. Проповедь его всегда сводилась к пропаганде принципов альтруизма и гуманизма, которые он мечтал видеть осуществленными».

     Возможно, что желание Ч. Диккенса изменить суровую действительность, где страдают дети и взрослые, где царит невежество и жестокость, можно воспринимать как проповедь, обращение к читателям, ища в них понимание и поддержку. Но, скорее всего, это неосуществимые мечты и желания писателя, воплощенные на страницах его произведений.

   Интересно высказывание В. В. Ивашевой о комической трактовке образов Диккенса: «Диккенс подмечает комическую сторону изображаемых явлений, мелкие недостатки и слабости персонажей, подчас их ограниченность и глупость. Подшучивая над ними, он нейтрализует идеализацию художественной трактовки образов».

   Юмор в произведениях Диккенса является составной частью его реализма, когда разоблачения переходят в плоскость смешного, недопустимого. Это своеобразный протест против абсурда бытия, его несуразности. Диккенс невольно смеется над тем, что не в силах изменить, поэтому его смех часто сквозь слёзы безысходности, обреченности. Это печальный смех гения над миром и его пороками.

   Отношение к творчеству Ч. Диккенса было неоднозначным. Так, например, Оскар Уайльд критиковал прозу Диккенса: «Когда, он берется за серьезную тему, то лишь нагоняет на нас скуку, а ставя своей задачей постижение истины, неизменно скатывается к банальности».  

  Вирджиния Вульф тоже считала Диккенса скучным, и его симпатию в отношении героев ограниченной: «Грубо говоря, они не распространяются на тех, у кого доход превышает две тысячи годовых, кто окончил университет и может проследить свою родословную до третьего колена».     

Бернард Шоу указывал на парадоксальность мировоззрения  Диккенса, который, по его мнению, был «представителем образованных и культурных классов, который не был ни образован, ни культурен». Но зато Диккенс имел свежий взгляд на буржуазное общество с точки зрения простолюдина.  Т. И. Сильман считала, что «Большие надежды» вписывались в реалистическую романную традицию повествования о судьбе молодого человека и его карьере в современном обществе, если речь о провинциале, попадающем в мир, сопряженный с крахом его иллюзий, мечтаний о славе, почете, богатстве радужной будущности. Крах больших надежд Пипа связан и с объективными причинами (сиротство, бедность и невежество), но и от его личных заблуждений и ложных идеалов, внушенных ему окружающими.

В. Набоков силу прозы Диккенса видел в его умении создавать вымыслы и упрекал его в дешевой писанине и сентиментальной душе: «Совершенно ясно, что меня больше интересует чародей, нежели рассказчик историй либо учитель. В отношении Диккенса только такой подход, как мне кажется, сможет сохранить его живым вопреки его приверженности реформам, дешевой писанине, сентиментальной чуши и театральной чепухе. Он сияет вечно на вершине, точная высота которой, очертания и строение, как и горные тропы, по которым туда можно подняться сквозь туман, нам известны. Величие его – в силе вымысла». Чародейством В. Набоков назвал у Диккенса необычайные возможности, предоставленные главному герою, ошеломленному невероятными изменениями в жизни. Однако, это не принесло Пипу счастья, не обогатило его духовно.          

Итак, проблема принципов воспитания и образования в романе Ч. Диккенса «Большие надежды» мало изучена на современном этапе в литературоведении. Знание принципов воспитания и образования в викторианской эпохе Англии дает возможность понимания авторской позиции в создании образа главного героя Пипа, его психологической особенности. Именно знание принципов воспитания и образования повлияли на формирование личности Пипа и определили дальнейшую судьбу молодого человека. Авторское отношение к проблемам воспитания и образования выразилось с помощью художественных средств романа. Диккенс создал модель поведения человека из низов, поднявшегося в сословие состоятельных людей. Писатель показал свое отношение к человеку, не принятому в иной социальной прослойке, выходцу из простого народа, не прижившемуся среди толстосумов. Причину в этом Ч. Диккенс видел в проблемах воспитания и образования Англии ХIХ века, разных подходах к формированию личности в семье и школе. Писатель сопоставлял отношение к ребенку представителей разных классов и родственников. Ч. Диккенс противопоставил мировосприятие представителей разных классов, их отношение к воспитанию и образованию в контексте исторической эпохи. 

Мереке УЮКБАЕВА, профессор-филолог КазНПУ им. Абая,

Асет ЖАЙЫКОВ, магистрант                                      

5727 раз

показано

111

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми