• Исторические страницы
  • 10 Мая, 2022

О ЗРИМОЙ ПАМЯТИ ИСТОРИИ

Гульбаршин САЛЫК, 
краевед, член Союза журналистов Казахстана 

 Магия любой фотографии, пожалуй, заключается в том, ­что она способна «выхватить» и зафиксировать в подробнейших деталях любое мгновение жизни. Вглядываясь в лица, когда-то оказавшиеся в фокусе объектива, на исторические события, запечатленные вдумчивым фотохудожником или вездесущим репортером с кофрой за плечами, можно предположить предназначение той или иной фотографии. Мир разнообразен и прекрасен, разглядеть, успеть поймать… и это работа настоящего мастера, который умеет видеть фотографию, еще до того, как щелкнет затвор. 

Посещая выставки, музеи и архивы, знакомишься с интересными фотопленками и фотографиями. Нередко они заставляют нас задуматься о быстротечности времени, о загадках жизни и чудесах природы. Ведь архивные фотографии – это зримая память об историческом прошлом. И надо ли доказывать, как хорошо, что многим из нас дано в привычном, обыденном увидеть нечто потаенное и вечное? Архивные снимки разных лет удивляют, поражают, вызывают добрую улыбку или грусть, а иные – гордость.

Нет прадедам места

в холеных квартирах.

Иные дизайны... Иное клише...

      Сатиры... кумиры...

загрансувениры...

И помнит ли кто на бегу о душе...

Мне грустно сегодня,

но все чин по чину.

И только лишь мысли

гуляют вразброд.

Ах, старые фото,

в вас грусти причина,

А, может, соломинка – та,

что спасет.

Какое внимание уделялось такому виду искусства, как фото после установления Советской власти в нашем регионе свидетельствуют следующие документы. Это архивный материал Кокшетауского уездного революционного комитета за 1920 год, где указано «о регистрации и хранении фотографии сотрудников, имеющих особые полномочия, с целью пресечения со стороны контрреволюционных и уголовных элементов». О возможности данного вида деятельности говорят и документы последующих годов: протокол заседания президиума облсовета профсоюзов от 17 августа 1966 года «О развитии фотолюбительского творчества среди работников и служащих области». «О проведении областной детской выставки художественной и документальной фотографии» – протокол от 1973 года и другие.

В наш ХХI век знания, сведения, фото- и киноматериалы о нашем историческом прошлом, размещенные в музеях, архивах и библиотеках, должны работать на современное общество. Гигантский объем информации нужно собирать, сохранять, систематизировать, пропагандировать. В этом направлении немало делаются вышеназванными учреждениями культуры Акмолинской области. В фондах государственного архива области наряду с документами достойное место занимает и фонд уникальных фотодокументов. Они привлекают внимание исследователей и любителей старины. Специалисты архивов и музеев накапливают и бережно хранят для потомков свидетельства подлинной истории, понимая, как велика и ответственна задача сохранения документального богатства, запечатленного в фотографиях. И это понятно, каждая фотография имеет свою особую ценность.

Арабская пословица гласит: «Язык цифр яснее языка слов». И поэтому немного статистики о фотоснимках государственного архива Акмолинской области. Надо заметить, что самые «старые», ранние из них относятся к 1915 году, об этом констатирует и путеводитель госархива за 2011 год. На тот период было 8264 фотодокументов. В них запечатленные события, произошедшие с 1915 по 2010 год. На первое января 2022 года числится 8882 единиц хранения. Давайте благодаря фотографам разных лет отправимся в маленькое путешествие во времени. Рассматривая фотографии с явным налетом времени, можно увидеть много интересного и исторического: события, ушедшие в прошлое, но не забываемые. Неспроста говорят, «фотографии способны «остановить мгновение», донести до нас фрагменты прошедшей, но по своему интересной и насыщенной жизни». Как в свое время писал поэт Николай Рубцов:

 

«… Как звезд не свергнуть с высоты,

так век неслышно протечет,

не тронув этой красоты:

как будто древний этот вид

раз навсегда запечатлен в душе,

которая хранит всю красоту

былых времен…».

 

Ценность представляют исторические фотографии областного архива начало ХХ века. Например, встреча первого паровоза на станции города Кокшетау, снимок 1922 года. Или коллективное фото возле старинного здания по тогдашней Советской улице, сделанное 7 ноября 1925 года и другие. Фотодокументы за 1915 год – это фото с изображением здания городской управы и пожарной каланчи, колоритен портрет государственного деятеля, писателя Сакена Сейфуллина. Фото датировано 1916 годом.

На снимках с 1917 по 1930-е годы запечатлены активные участники становления и укрепления Советской власти, вожаки первых пионерских и комсомольских организаций в Акмолинском и Атбасарском уездах. Интерес представляет коллективное фото за 1928 год участников Пленума краевой страховой кассы. Если полистать странички архивных документов, скажем, учебное пособие «История государственных учреждений за 1917–1936 годы», то можно узнать, что при Наркомфине СССР и союзных республик состояли и страховые советы. Местными органами Госстраха являлись его краевые, областные и окружные конторы, находившиеся в непосредственном подчинении рес­публиканских правлении и т. д. Одно из основных направлений данных учреждений – это разрешение вопросов страховой политики, а также выполнение планов, соблюдение правил страхования и основных положений многое другое. Вот о чем поведал нам снимок начало ХХ века. Особое восхищение вызывают фотографии, где запечатлены исторические ныне объекты. Вот снимок старинного здания города Акмолинска, где в 1917–1918-е годы размещался штаб первого красноармейского отряда. Акмолинский уездный Совет на заседании 15 марта 1918 года рассмотрел вопрос об организации красногвардейского отряда, его создание было поручено члену президиума Совдепа Н. М. Монину и представителю областного Совета ­

П. Г. Шлюшенко. Отряд был создан под командованием М. Авдеева, оказывал вооруженное сопротивление белогвардейцам в период контрреволюционного переворота. Такова история данного снимка.

Важны для формирования чувства патриотизма у молодого поколения фотографии периода Великой Отечественной войны. Это индивидуальные и групповые снимки командного состава и воинов 106-й кавалерийской и 310-й стрелковой дивизии, 318-го гаубичного полка. Они восстанавливают атмосферу тех грозовых военных дней. Это явно чувствуется по выражениям лиц, запечатленных на встрече делегации трудящихся Акмолинской области с войнами 310-й стрелковой дивизии, а также по взглядам героев Советского Союза – акмолинцев, ветеранов Великой Отечественной войны.

Бережно хранятся и фотографии, на которых запечатлены передовики производства в различных сферах деятельности, персонал больницы, праздничные парады, посвященные юбилею Октябрьской революции и празднику Первомая. Имеются не только отдельные фотографии, но и фотоальбомы. На фотографиях можно увидеть облики людей, посвятивших всю свою жизнь работе, много лет трудившихся честно и ударно. Многих предприятий тех лет уже не существует, однако память о них несут фотографии.

Уникальную коллекцию в госархиве Акмолинского региона представляют собой фотографии и негативы пленок периода целинной эпопеи за 1954–1956 годы. Это и приезд новоселов в Казахскую степь. Снимки торжественных встреч эшелонов с добровольцами, техникой, поставляемой для освоения целинных и залежных земель. На различных по формату фотобумагах четко отображены многотрудные процессы подъема целины, строительства совхозных поселков, их благоустройство и др.

Фотодокументы 1958 года свидетельствуют о торжественных мероприятиях, посвященных вручению Акмолинской области Ордена Ленина за успехи в освоении целины.

Особый интерес представляют фотодокументы, связанные с нашим прекрасным городом Кокшетау, а также его жителями – участниками исторических событий. Имеются индивидуальные и групповые фотографии в фондах личного происхождения крупного государственного и общественного деятеля К. Б. Балахметова, академика А. И. Бараева, Героя Социалистического Труда М. Е. Довжика, ветерана труда, партийного и общественного деятеля А. М.  Сагитова, академика Э. Ф. Госсена и многих других.

В фонде партийного работника А. С. Мукашева внимание привлекает снимок за 18 ноября 1962 года, на котором первый секретарь ЦК КПСС ­

Н. С. Хрущев в Шортандинском районе изучает состояние сельскохозяйственной техники. Есть фотографии, где запечатлены члены делегации из Польши во время их приезда в Бурабай в 1983 году. Или коллективное фото за 1980 год, где на снимке первый секретарь ЦК Компартии Казахстана

Д. А. Кунаев, заведующий отделом Кокшетауского обкома партии Н. Кир­нос, первый секретарь Енбекшильдерского райкома партии К. Абуов, первый секретарь Зерендинского райкома партии Б. Жангалов. Восстановление народного хозяйства, освоение целинных земель, первый полет человека в космос, смена общественно-политической формации, становление независимого Казахстана – все это происходило на глазах этих людей.

Широко представлены в фотолетописи будни трудовых коллективов производственного объединения «Целиноградсельмаш», Целиноградского насосного, вагоноремонтного заводов, швейной фабрики имени М. Маметовой и других предприятий. Фото Героев Социалистического Труда, комсомольско-молодежных бригад и передовиков производства.

Заметная часть документов отражает работу Всесоюзного научно-исследовательского института зернового хозяйства им. А. И. Бараева (1962–1968). Есть фотографии с изображениями улиц, площадей, зданий Целинограда, Кокшетау. В архивах и музеях находятся на хранении уникальные снимки, и среди них фото женщин. На снимках 20-30, 40-60, 80-2000 хорошо видно, как меняются настроение жительниц нашего региона и представление о женской красоте в течение века. Госархив располагает фото и негативами спектаклей Целиноградского театра драмы имени М. Горького, переданными в архив бывшим работником областного управления культуры В. М. Кирилловой.

Неплохо представлена фотодокументальная летопись суверенного Казахстана в музеях и архивах нашего региона. В них можно ознакомиться со сведениями и портретами героев страны – обладателями звания «Халық кахарманы», «Еңбек Ерi», всех тех, кто причастен к образованию, становлению и развитию нашей области.

В свое время, работая начальником музея ДВД области, автор этих строк занималась комплектованием фонда. Для нас представляла интерес каждая фотография. Вот, к примеру, фото 1956 года, на котором запечатлена группа комендантов спецкомендатуры Акмолинской области. Казалось бы, к этому времени в результате всеобщей амнистии 1953 года было выпущено на свободу несколько миллионов заключенных, но гигантская тоталитарная система продолжала функционировать. В Акмолинской области, в частности, в Атбасаре для использования заключенных в строительстве целинных совхозов было создано специальное управление. В каждом строящемся поселке – свой лагерь, свое подразделение охраны и свой начальник спецкомендатуры.

Не менее любопытную историю поведало фото за 1930 год, где запечатлены пожарная вышка города Атбасара и одна из первых пожарных машин, а также сотрудники того времени. А вот на фото 1934 года неизвестный мастер отснял первое здание Балкашинского РО НКВД, а с изображения 1935 года на нас смотрит группа комсомольцев, в центре секретарь райотдела, впоследствии зам председателя Целиноградского облисполкома В. В. Одокиенко.

 В историко-краеведческом музее области экспонируются и хранятся более 16 тысяч фотодокументов, ранние относятся к началу ХХ века. Сбор фотографий и их регистрация в данном храме истории началась с 1955 года.

В архивах, музеях области отложился уникальный пласт документального материала, относящегося к истории, которая позволяет проследить все этапы развития нашего региона, получить представление об особенностях национального фотоискусства, окунуться в атмосферу прошлого и осознать актуальность данных фотодокументов.

Хотелось бы напомнить тем, кто интересуется историей таких материалов, что фотография даже в цифровую эпоху продолжает развитие в своих классических канонах. Всевозможные компьютерные новшества вроде фотошопа, конечно, хороши. Эти цифровые находки сопутствуют развитию фотоискусства, но у фотодокументалистики несколько другой, «архивный» профиль, где не надо кадрировать или ретушировать.

При этом было бы неплохо, если музеи и архивы не только демонстрировали готовый продукт, а показывали бы, как искусство фотографии создается и живет здесь и сейчас. Людям нужны не запакованные работы, а работы о своем крае, создаваемые людьми, которые исследуют жизнь посредством фотографии. Ведь фотографии являются также наряду с ценными документами – зримой памятью истории.

г. КОКШЕТАУ,

АКМОЛИНСКАЯ ОБЛАСТЬ

1890 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми