• Культура
  • 10 Мая, 2022

ОБРАЗ НЕСКАЗАННЫЙ

2022 год – Год детей в Казахстане

Лариса МАРТЫНОВА,

 куратор выставки

«Жаңа толқын. Братья наши меньшие»

 Восточно-Казахстанский музей искусств

Задуматься и поразмыслить о важных процессах в детском творчестве: тайне рождения образа в изобразительном искусстве, взаимодействии вербального и пластического образного мышления подвигают экспонаты из коллекции Восточно-Казахстанского музея искусств. 

На первый взгляд кажется, что понятие «художественный образ» имеет одинаковый смысл в литературе, музыке и пластике. В любом случае это – явление или объект реальности, преображенный сознанием и эмоциями автора. Разница заключается в том, как чувствует себя в этой реальности, какую роль в ней присваивает себе автор. Пользуясь понятиями физики, я бы сказала, что эта двойственность по отношению к миру сродни природе электрона, который имеет и волновую и корпускулярную природу. Несомненно, что в литературе и музыке существует автор-волна, а для того, чтобы написать картину, построить дом – необходимо остановить мгновение, в котором автор, свидетель и обозреватель реальности становится частицей-корпускулой. Вся разница – в отношениях с категориями времени.

Работая в музее достаточно долго, я уже давно отношусь к своей искусствоведческой эссеистике как к публицистике. Только поэзия нуждается в сказочных Пегасах и Тулпарах, а рабочая лошадка журналиста всегда найдет свое поле для размышления на любой музейной выставке. Вот и сейчас у меня перед глазами экспозиция областного детского конкурса изобразительного искусства с простейшей, казалось бы, тематикой анималистического жанра. Честно скажу, что я и сама не ожидала найти здесь какие-либо иллюстрации для высоких философских материй. Как правило, выставки с «портретами» любимых детьми питомцев: собачек-кошек–рыбок–хомячков и птичек предназначены для умиления родителей, посетителей и самих авторов. Дети всегда ближе к «братьям нашим меньшим», они еще не научились смотреть на животных свысока, ощущая себя, согласно традициям взрослых, венцом эволюции, «дедушкой Мичуриным», Адамом, которому доверено назвать весь растительный и животный мир, чтобы использовать его во благо своему виду. Наша выставка посвящена Году детей, объявленному в Казахстане, но при разработке Положения конкурса мы решили немного усложнить задачу для юных художников, сделать ее интересней, вспомнив слова Президента Казахстана К.-Ж. Токаева в послании «Единство народа и системные реформы – прочная основа процветания страны». В послании говорится о необходимости поддержки новых, креативных, авангардных форм в искусстве. Поэтому взамен привычных номинаций по видам изобразительного творчества, таких как «Графика», «Живопись», «Скульптура», «Декоративное искусство» мы сделали номинации тематические, в составе которых кроме «Наших питомцев» объявили конкурс работ, посвященных экологии, краеведению, антропогенезу взаимоотношению мира человека и животных. Эти сюжеты были названы «Уберите чучело лисы» и «Кто произошел от обезьяны». Их объединило общее название выставки: «Жаңа толқын. Братья наши меньшие», вкотором «Новаяволна» подразумеваетприменениенеобычныхматериалов, приемовкомпозицииитехнологииизобразительноготворчества. Мыувиделивсе, чтохотели. Стоитперечислитьто, чегонетнаобычных «взрослых» выставках. Унасбылибумажныескульптурывтехнике «паперкрафт» повыкройкам, полученнымспомощьюпрограмм 3D-моделированияиджанк-артизбросовыхматериалов, картинка, выполненнаявтехникерисованияповоде «эбру» ипопулярнаясейчас «нейрография», атакже «рэди-мейд» изигрушек. Детипоказалитрадиционныеформыдекоративно-прикладногоискусства, адаптированныевболеесовременныхтехнологиях. Однаизних – композицияАрынкульАсем, выполненнаяизвойлокаметодом «сухоговаляния». Называетсяона «Незабывайсвоенаследие». Возлеэтойработыможнопо-настоящемупофилософствовать. Асем – пятнадцатилетняяшкольницаизУланскогорайонаВосточно-Казахстанскойобласти. Своиизделиянамузейныхвыставкахонапоказываетневпервые. Этадевочкаобладаетнесомненнымдаромобразногомышленияистилизацииформ. Онавыделяетсясредисвоихсверстниковнедетскимтрудолюбием. Техника, вкоторойонаработает, отчастинапоминаетвышивку. Юнаяхудожницасамаделаетэскизывойлочныхкартин. Большевсегомненравитсято, чтоеесюжетыполностьюобъяснитьсловаминевозможно. Название – толькоподсказка. Вэтойработевидно, какчувствуетдевочказагадочноепограничьевэволюциичеловеческогосознания. Многиесовременныеученыесчитают, чтоназареисторииунашихпредковизобразительныйобраздоминировалнадвербальным. Асемсоздает «говорящий» фон, вкоторомможноразглядетьсилуэтдарвиновскойобезьянки. Насвоейспинеобезьянанесетнекуюплоскость, напоминающуюскальныйобломоксизображениембыкаисолнцеголовойфигуры – образ, заимствованныйудревниххудожниковизурочищаТамгалы. Несмотрянамножествоисследований, такиекартинкидосихпоростаютсязагадкойдлясовременнойкультурологии. Принятосчитать, чтоэтимпетроглифамоколо 3,5 тыс. лет. Еслиучесть, чтодревниехудожникибылипосовместительствуохотникамииотчастишаманами, всемидоступнымиспособамиколдующимибудущуюудачнуюохоту, надопризнать, что «солнцеголовые» – нечтореальноеиважноедляних. Сейчасмыуженеузнаем, быллитакойобразвоплощениемряженогобаксыилимыслящегоплазмоида, всуществованиикоторогонасуверяетсовременнаянаука. Важно, чтотаинственныйобъект, явлениесолнцеголового, поразившиехудожникавэпохубронзы, неразтрансформировалосьипроявлялосьвдругихрегионах, культурахипластическихформах. В «доушаковской» русскойиконографиинечтоподобноеизображалосьввидекрылатогоиогненногоколеса. Вправославныххрамахмножествотакихрисунков. Возможно, что «солнцеголовые» научилисьнепугатьлюдейиобреливидпрекрасныхюношейссияющиминимбаминадголовой. Возможно, чтонемцыифранцузывэпохуВозрождениядоговорилисьназыватьихангелами, носамыечестныеибесстрашныехудожники, такиекакусть-каменогорскийживописецМаратДжунусов, виделиирисовалилетающийи, несомненно, мыслящийклубокогня. Джунусоввтечение 20-тилетизображаллетающиеисияющееобъектывпутевыхблокнотах. Такаястранныерисункииживописьхранятсявнашеммузее. Художниксоздалцелуюсериюживописныхполотенспортретами «детейисыновейсолнца», нопоизвестнымпричинамособеннонеафишировалэтикартинывэпохусоциалистическогореализма.

Современные дети вполне способны осмыслить самое начало человеческой цивилизации, удивиться возникновению образного мышления в голове грязноватого, жестокого и лохматого существа, которое, тем не менее, уже могло называться гордым именем художника. Историки, археологи и биологи называют разные датировки «рассвета сознания», возможно, что первыми художниками были даже не кроманьонцы, а неандертальцы, которые исчезли с лица планеты примерно 35 тыс. лет назад. Точки и полосы-царапины на скалах – первые произведения наших далеких предков. Эти дикие ребята жили в среднем не более двадцати лет. Они все были, по определению, молодыми, но за коротенький отрезок отпущенной им жизни успели осознать и зафиксировать самые главные законы Пространства-Времени: ритмичность, прерывистость всего сущего в непрерывной и бесконечной ленте времени.

Традиционные формы изобразительного творчества, существующие в рамках национальной культуры, отвлекают и оберегают наших детей от разлагающих сознание жутких монстров, которыми кишит интернет-пространство. Детство должно оставаться детством, в котором все счастливы и бессмертны. Наша выставка именно такая. Кроме всего прочего она проявляет рейтинг самых повторяющихся образов в детской анималистике. Если судить по количеству работ в экспозиции, самый любимый из них – снежный барс, который воспринимается юными художниками не только как государственный символ Казахстана, но также лирически, как животное-тотем, покровитель народа и символ свободы. О таких картинах хочется говорить стихами:

 

Снежные барсы в синих горах

На ледниках потрясающе синих

Будут свободны, пока не остынет

Желтое солнце в горящих глазах.

 

В своей популярности с барсом может соперничать только легендарный прародитель тюрков «Синий волк».

Не всегда детский мир светел и безоблачен. Кроме душещипательных сюжетов, в которых нарисованы мокнущие под дождем и снегом кошечки и собачки, а также лисички, убитые безжалостными охотниками, организаторов и жюри конкурса поразили работы экологической тематики в номинации «Уберите чучело лисы». Иногда дети смелее и безжалостнее взрослых. Я давно живу в Усть-Каменогорске, прекрасно знаю об экологических проблемах своего города, но также знаю и то, что мой город обладает, несомненно, светлой и позитивной аурой. Говорят же, что у каждого города есть душа. Над Карагандой всегда будет зловещая тень Карлага. Образ столицы Казахстана воспринимается большинством людей в строгом и официальном ключе. Алматы, что бы ни происходило там, остается в сознании наших граждан негласной столицей культуры, городом садов и яблок.

Время – субстанция кусачая. Оно оставляет след в творчестве даже самых независимых и надменных художников. Если радужный мир детства рождает сюжеты подобные, значит, мы, взрослые, что-то делаем не так.

Сейчас в искусствоведении еще не утвердилось естественно-научное восприятие тандема Пространства-Времени в качестве единой и неразрывной субстанции. Конечно, искусствоведы, как правило, – гуманитарии, а для современного физика, даже трудновообразимый гобелен, искривляющийся в соответствии с законами гравитации и общей теории относительности, не дает истинную картину мироустройства. Что же говорить о квантовой механике с ее неопределенностью. Такая теория способна довести впечатлительного художника до психического расстройства, ведь он не может почувствовать себя в качестве электрона, который может быть одновременно и волной и частицей. Не случайно ростки авангарда, разрушающие реалистический пейзаж появились в начале прошлого века, одновременно с распространением идей Альберта Эйнштейна, Берхарнда Римана и Николая Лобачевского.

Я не согласна с тем, что современный художник не ориентируется в категориях времени. Разница в том, что для литератора и музыканта время – союзник, художественное средство для создания образа Мира, а для художника время – враждебная субстанция, он всегда работает вопреки ей. Прорваться сквозь время, зафиксировать в нем свои чувства, мысли, какую-либо информацию и эмоции – практически невозможно. Временной поток, этот вязкий кисель, эта река, в которой мы плывем «от и до» в одном единственно возможном направлении, растворяет в себе всю архитектуру вместе с ее интерьерами до состояния ила, песка, пыли и всяких других ничего не значащих атомов.

Труд художника, как и любой другой творческий труд, непредсказуем в конечном результате, а сама возможность творчества содержит в себе элемент скрытого кощунства по отношению к Природе или Всевышнему, ведь создание нового – это коррекция и ревизия уже существующего. Мало кому из художников и поэтов удалось избавиться от такой занозы в душе, чтобы спать спокойно в гармонии с Миром. Интересно, что в мировой культуре и теологии именно художникам – живописцам и графикам определена роль носителей самой большой доли греховности. Христиане путем долгих византийских сомнений посчитали необходимой иконографию, однако ни в одном христианском тексте вы не найдете упоминания о том, как художник славит Всевышнего. Ангелы – правильно и жестко запрограммированные сущности, только поют, но никогда не выходят на пленэр. Согласно традициям ислама, иудаизма и христианства в райских чертогах звучит только музыка – самое отвлеченное, абстрактное, практически лишенное конкретной образности искусство. Оно отвечает общим, уже существующим ритмам вселенной, вторит гармонии, определенной Творцом изначально. Древние египтяне считались знатоками всех процессов происходящих с душой после ее исчезновения из потока Реальности. Они были уверены, что при жизни человека его портрет опасно прорабатывать до завершения, т. к. полная идентификация изображения и модели может просто вытеснить живого носителя образа во вневременное пространство смерти.

Несомненно, время – самая непонятная, противная человеческому разуму категория Мира. Мы не выбираем координат своего исчезновения и появления в этом потоке, также, как и законов течения, в котором должны не только оставаться наплаву, ловить питательный планктон, но и смотреть на окружающие пейзажи и звезды над головой, чтобы на протяжении установленной нам жизненной дистанции попытаться разобраться в устройстве всех плотин и каналов. Ведь мы – не рыбы. Мы созданы, как сказано в священных книгах, «по образу и подобию» Главного конструктора. Нам важно знать правила игры и свою роль в этом «времявороте» сущего. Наверное, мы – наблюдатели, перископы, посланники, а художники – лучшие из нас, потому, что в течениях своего заплыва научились ловить и сохранять картинки-образы Мира.

 г. УСТЬ-КАМЕНОГОРСК

2578 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми

МЫСЛЬ №2

20 Февраля, 2024

Скачать (PDF)

Редактор блогы

Сагимбеков Асыл Уланович

Блог главного редактора журнала «Мысль»