• Образование
  • 15 Апреля, 2022

СЫРЬЕВЫЕ КОМПЛЕКСЫ И РЕИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ

Аманжол КОШАНОВ, 
академик НАН РК
лауреат Государственной
премии РК им. аль-Фараби

В условиях открытой рыночной экономики осуществлять ее реиндустриализацию необходимо по новой форме управления, основанного на сочетании частной и государственной форм собственности. Речь идет о закрытых вертикально-интегрированных межотраслевых корпорациях (ВИМК), которые включают в свой состав длинные взаимосвязанные производственно-технологические цепи производств, начинающиеся с добывающих производств и завершающиеся обрабатывающими предприя­тиями, в том числе конечными.1

ВИМК при их формировании и функционировании должны быть относительно самостоятельным комплексом с единой конечной целью по выпуску продукции с максимально добавленной стоимостью. Стратегически, начиная от добычного сырья и завершая ее конечной переработкой, эти технологически сложные процессы должны осуществляться при едином интегрированном финансировании. Формы финансирования могут быть частными (под эгидой определенной ТНК), государственно-частными, преимущественно государственными. В этих условиях должно быть единое (финансовое) управление капитальными вложениями с подотчетной эффективностью на каждом из этапов. При этом при рациональных затратах, особенно при приемлемых ценах на сырьевые ресурсы, будет возможность перераспределить финансы на дотирование в пользу обрабатывающих производств. Одновременно из их прибыли возможно дотирование добывающих производств для обновления и модернизации производственного аппарата. Подобная организация и управление финансами на уровне ВИМК возможны при едином управлении производством и финансовыми ресурсами ВИМК как единым циклом производства.2

Организация и реализация межотраслевых вертикально-интегрированных комплексов в условиях реиндустриализации в РК может быть реализовано, по нашему мнению, под началом и по инициативе прежде всего государственного капитала. (Разумеется, при активном привлечении и заинтересованности частного капитала как зарубежного, так и отечественного).

Количество создаваемых ВИМК должно соответствовать специализации сырьевых отраслей и комплексов. Формирование ВИМК силами отдельных производственных единиц невозможно. Не все владельцы предприятий способны самостоятельно сформировать длинную производственно-технологическую цепочку, поскольку не обладают полномочиями на объединение (разделение) предприятий, создание Совета директоров корпорации, не располагают достаточными финансовыми средствами. В этих условиях государственные органы должны инициировать и дать гарантию поддержки определенной линии ВИМК. Разумеется, инициативу должны проявить отечественные и зарубежные компании с их капиталами, заинтересованные в участии в определенном звене кластера, где они являются участниками государственно-частного предпринимательства (ГЧП).

Ввод нескольких ВИМК позволит увеличить производство конкурентоспособной отечественной продукции обрабатывающей промышленности, а также воссоздание всей кластерной цепи предприятий и производств от переработки добывающих и промежуточных производств и предприятий до выпуска конечной продукции. Притом, безусловно, все производства кластерной цепи должны оснащаться и функционировать на новой технологической базе соответственно уровню 4.0 промышленной революции. Так, увеличится внутренний товарооборот, снизится потребность в иностранной валюте, будет происходить постепенная реиндустриализация народного хозяйства.

В решении крупной межотраслевой ВИМК возможно заинтересованное участие зарубежных компаний. Такое сотрудничество может быть взаимовыгодным в получении обрабатывающих мощностей, без их покупки. Это также выгодно для реализации производимой продукции на внутреннем и внешнем рынках.

В процессе реиндустриализации и формирования ВИМК следовало бы обратить серьезное внимание на следующие крупные отраслевые и межотраслевые сырьевые комплексы, фактически определяющие специализацию республики на международном общественном разделении труда, внешнем рынке:

– Углеводородный комплекс с переработкой и выходом на конечную продукцию нефтеперерабатывающей сферы;

– Горно-металлургический комплекс с интегрированными добывающими, перерабатывающими, энергетическими и логистическими предприятиями.

В этом комплексе головным следует признать крупнейшее в Казахстане предприятие по добыче и переработке железной руды и один из ведущих в мире экспортеров железной руды;

– Известная в мире горнорудная и металлургическая компания «Казахмыс», включая бывшее НПО «Джезказганцветмет», «Казцинк», монополист производства цинка в Казахстане. Перед группой медеплавильных заводов и рудников Балхаша, Джезказгана, свинцово-цинковой группы Восточного Казахстана актуальна проблема комплексной переработки руд горно-металлургического комплекса и извлечения очень ценных сопутствующих металлов;

– Горно-химический комплекс Каратау-Джамбульского региона с выходом на конечные виды продукции;

– Формирование транспортного и сельскохозяйственного машиностроения;

– Ждет своего возрождения комплекс легкой промышленности;

– В плане формирования отраслей обязательного пищевого комплекса в республике актуально форсирование пищевой, микробиологической, мукомольно-крупяной, комбикормовой промышленности;

– При нынешнем размахе строительства в городах и селах республики неотложны нужды в строительных материалах из естественного местного сырья.

При сохранении экономической ситуации без ВИМК деиндустриализация будет усугубляться. Она может происходить вместе с ростом закупок импортной техники для поддержания производственного аппарата различных промышленных предприятий. Закупки товаров народного потребления и технически сложной продукции длительного пользования останутся преимущественно на основе импорта.

В основу реиндустриализации оте­чественной экономики предлагается стратегическое направление, представляющее собой прежде всего структурное преобразование ведущих сырьевых отраслей специализации республики, нацеленных в конечном итоге на выпуск целых кластеров конечной продукции с высокой добавленной стоимостью, замещающей собой отечественные запросы в предметах потребления и нужды обновления производственного аппарата.

Возникнут потребности в научных исследованиях с целью дальнейшего преобразования ведущих отраслей промышленности Казахстана, особенно предприятий обрабатывающей промышленности и смежных с ними производств. В результате появится реальной мультипликативный эффект в социально-экономическом развитии страны в аспекте комплексного характера использования богатых ресурсов страны, реального эффекта от развития обрабатывающих отраслей промышленности, роста численности и квалификации занятых в индустриальной сфере, общего повышения социально-экономического положения населения.

Новой формой организации промышленного производства, способной осуществить реиндустриализацию должны стать закрытые вертикально интегрированные межотраслевые корпорации (ВИМК) с включением исходно добывающих производств с инфраструктурными производствами и завершающимся обрабатывающими предприятиями. Формирование ВИМК должны осуществлять вместе с правительством определенные государственные органы, например, назовем Государственный комитет по развитию корпораций, притом межотраслевых корпораций, включающие не только добывающие, но и обрабатывающие производства. Для формирования, создания и развития ВИМК необходимо активно использовать такую форму совместной организации управления в лице органов государственной власти и представителей собственников в составе новой корпорации.

Ввод нескольких ВИМК по респуб­лике (в пределах указанных выше сырьевых комплексов) позволит увеличить производство конкурентоспособной отечественной продукции обрабатывающей промышленности до уровня, достаточного для удовлетворения потребностей не только внутреннего, но и экспортного рынка. В этих условиях будет происходить восстановление многих предприятий обрабатывающей промышленности, снизятся потребности в валютных средствах, увеличится внутренний товарооборот, возрастет накопление необходимой национальной валюты, ее устойчивость. Все это фактически будет означать реальную реиндустриализацию народного хозяйства.

Промышленно развитые страны с открытой экономикой проблемы реиндустриализации с переходом к постиндустриальной стадии выдвигают с 1980 г. В США в журнале Business week, органе деловых кругов США, и в Конгрессе обсуждался научный доклад «Мировая конкуренция. Новая конкуренция», где был обоснован переход от выпуска массовой стандартизованной продукции в пользу производства технически сложных и дорогостоящих изделий, обладающих высокой конкурентоспособностью на мировом рынке. Из трех основных концепций реиндустриализации – консервативной, либеральной и корпоративистской предпочтение было отдано последней. В итоге в экономике США к 1990 г. были созданы более сотни ТНК, которые на сегодня являются лидерами мирового хозяйства.

В других странах также возникли ТНК (как вертикальные, так и горизонтальные). Главная их особенность – господство индустриально-развитых стран над менее развитыми через свои фирмы, либо модели прямого господства ТНК – раздела мира между крупнейшими из них. Это результат т. н. либеральной модели мирового порядка.3

Ввод ВИМК, или вертикально интегрированных корпораций в последовательном ряду ведущих сфер и отраслей, несомненно, связан с лагом времени, заимствованиями передовых технологий и опыта зарубежных стран. Преобразуемые предприятия в этом комплексе должны оснащаться на уровне 5 или 6 технологических укладов, т. е. на уровне современной инновационной техники. Иначе не будет оптимального технологического сцепления техники и технологий, организации производственных процессов в интеграционном процессе до выхода конечной продукции обрабатывающей промышленности.

Создание по настоящему дифференцированной, технологичной национальной индустрии – задача неотложная с определением сквозных преобразований по каждому из направлений. Неотложно развитие новых целей переделов в черной и цветной металлургии, нефтехимики, автомобиле- и машиностроении, производстве строительных материалов, продуктов питания и потребительских товаров. Назрела необходимость разработки унифицированного закона «О промышленной политике». Он должен определить основные принципы, цели и задачи развития обрабатывающей промышленности в увязке с задачами третьей пятилетки ГПИИР РК (Государственной программы индустриально-инновационного развития РК). При этом наряду со стратегическими целями развития ведущих отраслей специализации требуют критического подхода к программе развития промышленности в регионах. Попытка автаркического решения текущих потребностей в материалах, сырье, отдельных поставках зачастую нарушают целостной, взаимоувязанной постановки проблем на уровне республики.

Системный кризис 2008–2010 гг. довершил масштабную деиндустриализацию. Страна еще более укрепилась и уверила в экспортно-сырьевую модель, как придатка транснациональных корпораций промышленно-развитых стран. Исходным и настоящим оказалось неудовлетворительное состояние наших производительных сил: низкое их качество и техническое строение, неадекватное эпохе масштаб автоматизации и роботизации. По каждому из ключевых параметров индустриальная база общественного воспроизводства в стране характеризуется отставанием. Оно обусловливает общее отставание по производительности труда, научно-техническому потенциалу, социальным стандартам и уровню жизни населения. Причем отсталость имеет четко выраженную тенденцию репродуцировать саму себя, как системный признак. Соответственно реиндустриализация, как этап и способ преодоления технической отсталости страны непосредственно проявляется в основополагающих ­социальных показателях жизнедеятельности членов общества.

Неоиндустриальная экономика, как показывает опыт развитых стран, осуществима в решающей мере в условиях вертикально-интегрированных корпораций. Вертикальную интеграцию российские ученые определяют, как воспроизводственную интеграцию науки, добывающих и обрабатывающих производств со специализацией на выпуске конкретных видов конечной нау­коемкой продукции. К существенным особенностям вертикальной интеграции относят:

– межотраслевое объединение ранее отраслевых предприятий в полный и единый цикл воспроизводства конкретной наукоемкий продукт конечного спроса;

– обеспечение необходимыми материальными ресурсами от добычи до полной переработки и утилизации обработанных изделий в рамках вертикально интегрированной структуры.4

Распределение материальных ресурсов задается не извне, как было в рамках советской системы. Оно внутреннее дело самой интегрированной системы. Закон вертикальной интеграции действует в ТНК, в экономике ТНК. Прибыль в ТНК извлекается не из сырья и полуфабрикатов. Нефтяные корпорации торгуют не нефтью, а продуктами глубокой неф­тепереработки; машиностроение – не алюминием, медью, чугуном, сталью, а двигателями, машинами, станками и т. д. Если же при разрозненности сырья и полуфабрикатов как промежуточного производства выжимать из них не просто прибыль, а максимальную прибыль, то наступит депрессия производства конечной продукции, т. е. деиндустриализация, неконкурентоспособность первого подразделения общественного воспроизводства; уничтожение внут­реннего спроса на фундаментальную и прикладную науку; деградация материально-технической базы образования и здравоохранения; деквалификация кадров. Это результат ориентации на максимум прибыли из промежуточного производства (в добыче нефти, газа, первичных металлов и др.), а не на конечные результаты. Итог закономерен – деиндустриализация. Нужна вертикальная интеграция, создание межотраслевых технологических цепочек, специализированных на выпуске продукции с высокой долей добавленной стоимости.

Реиндустриализация экономики Казахстана на базе вертикальной интеграции и последовательного преобразования ее базовых отраслей – объективно необходимый промежуточный этап перехода к высокой стадии неоиндустриализма. Сходные цели преобразования производительных сил, особенно первого подразделения общественного воспроизводства с выпуском передовых машинных средств производства ставятся и в РФ. «Если нет неоиндустриализации наших производительных сил с их превращением в компьютеризированные и технотронные, если нет своего производства технотронных средств производства, то нет и социально-экономического развития нашей страны».5

На практике развитых стран мира вертикально интегрированные корпорации в форме ТНК уже сформированы. Они соответствуют стадии государственно-монополистического капитализма и, как правило, имеют международные аспекты с огромной монопольной ­властью над отраслевыми и национальными рынками по производству и реализации продукции, начиная от переработки сырьевых ингредиентов до выпуска многообразия переработанной готовой продукции.

Под действием экономического закона вертикальной интеграции эпохи государственно монополистического капитализма отраслевые, горизонтально интегрированные компании последовательно, постепенно трансформируются в межотраслевые, вертикально интегрированные – национальные, а затем и в транснациональные корпорации. Это практика развитых монополистических объединений, зачастую с олигопольными связами не только на уровне плановых начал в своей деятельности, но и строящих свою деятельность на уровне интеграции вертикальных производственных связей от начальной стадии переработки многогранного сырья до выпуска конечной готовой продукции на международный рынок.

В условиях развивающихся стран, где преодолевается наследие деиндуст­риализации, где пока отсутствуют современные национальные компании следует, на наш взгляд, использовать принцип последовательного формирования современных вертикально интегрированных компаний на базе функционирующих сырьевых комплексов, определяющих на сегодня лицо международной специа­лизации Республики Казахстан. Это исходно должны быть функционирующие международные корпорации «Казахмыс», «Казцинк», горно-металлургический комплекс ЕNRC, «Арселор Миттал Темиртау», «Тенгиз Шевройл», «Мангис­тау Мунай Газ», «Казахойл» и др.

Страны, лидирующие по выпуску продукции обрабатывающей 
промышленности7  (2019 г.)

В перспективе сложившиеся отношения собственности в этих компаниях, несомненно, будут позитивно меняться в аспекте реализации конституциональных суверенных прав Республики Казахстан на недровые ресурсы. Оптимальным, на наш взгляд, был бы расклад на акции: 50% и одна акция в пользу республики. Предстоит внимательно учесть опыт нефтегазоносных компаний Саудовской Аравии «Арамко», Арабских Эмиратов и др. стран по конечному использованию национальных недровых богатств, работающих «сервисных контрактов». Разумеется, конкурентоспособность и возможности ТНК многократно возрастают, если они функционируют под экономическим патронатом национальных правительств.

Сращивание интересов капиталов, возможностей частных лиц и государств в рамках сильных, влиятельных ТНК с целью обеспечения их глобальной конкурентоспособности – суть государственно-корпоративного капитализма как очередной, современной стадии его эволюции.6 В результате на рубеже ХХ–ХХІ вв., благодаря реализации экономического эффекта вертикальной организации собственности, крупные межотраслевые национальные и транснациональные корпорации стали главными игроками на всех рынках. Роль же малого и среднего бизнеса (МСБ) свелась к обслуживанию таких корпораций, использованию отдельных фрагментов реализуемых их производственных процессов. В развитых рыночных системах малые, средние предприятия и крупные взаимосвязаны. Поэтому призывы к развитию малых и средних предприятий без развития межотраслевых корпорациий, от работы и производительности которых зависят указанные товаропроизводящие сегменты, пока не дают должного экономического эффекта.

В США крупные вертикально структурированнные корпорации, к примеру, в 2005 году обладали 83,2% совокупного капитала и 86% прибыли. Такое доминирование вертикально-интегрированных структур и по капиталу, и по прибыли в экономике характерно и для стран ЕС. Именно конкурентопособные ТНК по выпуску конечной продукции обрабатывающей промышленности определеяют экономическое положение стран мира на мировом рынке.

Высокие темпы конверсии экономики КНР за последние десятилетия, ориентированной на экспорт и удовлетворение внутреннего рынка, выводят страну в лидеры по выпуску продукции обрабатывающей промышленности. Пятерка стран во главе с Китаем и США определяют на сегодня возможности индустриального мира по удовлетворению конечных потребностей первой сферы общественного воспроизводства в современных орудиях труда и нужд населения мира в потребительских товарах.

На практике развитых стран мира вертикально интегрированные в форме ТНК объединения уже сформированы. Они соответствуют стадии государственно-монополистического капитализма и, как правило, имеют международные аспекты с огромной монопольной властью над отраслевыми и национальными рынками по производству, выпуску и реализации продукции, начиная от переработки сырьевых ингредиентов до выпуска многообразной переработанной готовой продукции. Это практика развитых монополистических объединений, как правило, с олигархическими связями на уровне не только плановых начал в своей деятельности, но и строящих свои интеграционные связи от начальной стадии переработки сырья до выпуска конечной продукции на международный рынок.

Проекты реиндустриализации с элементами и блоками 4-й промышленной революции для стран СНГ более верно и последовательно решать с использованием опыта продвинутых государств, решающих сходные задачи преодоления экономического и социального негатива в своем развитии.

В рамках отдельных региональных систем, функционирующих на принципах вертикальной интеграции собственности и организации производственных процессов от начала сырьевых до конечного выпуска комплекса готовой продукции в равной мере должны системно интегрироваться, включая собственность участников, формирующих интеграционный комплекс компаний с последовательным планированием социально-экономического процесса до выхода конечных продуктов. Здесь бессильны правила рыночного либерализма с его доктринами свободы конкуренции, как главного регулятора рыночного равновесия и обеспечения благосостояния участников производства. Следование рекомендациям т. н. Вашингтонского консенсуса для развивающихся стран, принятых в свое время для рыночного преобразования государств Латинской Америки, оказалось не реальными, нежизненной схемой для условий стран СНГ. И, как следствие, за последние три десятилетия привело к поступательному росту отставания стран ЕАЭС от лидеров технико-экономического прогресса.

Важно понимать, что интеграция промышленного производства и соответственно увеличение масштабов планирования – это фундаментальная и общемировая тенденция, главное условие глобальной эффективности и конкурентоспособности в ХХІ веке. Первостепенная задача для научной общественности стран ЕАЭС – это консолидация усилий по выработке новой, соответствующей задачам реиндустриализации, экономической идеологии и модели, которая нацеливала бы на интеграцию и реализацию кооперационного эффекта развивающихся стран СНГ на путях экономического и социального прогресса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Корнев А. К., Максимцова С. И., Трещина С. В. Вертикально-интегрированные межотраслевые корпорации как форма перехода к реиндустриализации отечественной рыночной экономики. «Проблемы прогнозирования». 2017, № 5.

Корнев А. К. Возможности роста отечественной экономики на основе ее реструктуризации. «Экономика», 2018, № 7.

2.  «Экономист», М., 2018, № 7.

3. Корнев А. К., Максимцева С. М., Трещина С. В. Опыт мирового индустриального развития и реиндустриализации, отечественной экономики. Проблемы прогнозирования. 2015 г., № 5.

4. «Экономист», 2017, № 11, стр. 30.

5. Из доклада экспертного сообщества «Деловая Россия». В. Л. Иноземцев, С. Губанов и др. «Экономист», 2017, № 11.

6.  Байнев В. «Четвертая промышленная революция как очередной этап экономической интеграции». Экономист, М., 2017, № 2.

7. United Nations Conference of Trade and Development. 2019.

8. По данным Статкомитета СНГ. Электронный источник. Www.cisstat.

5172 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми