• Общество
  • 23 Марта, 2022

ЖЕНЩИНА: И ХРУСТАЛЬ, И СТАЛЬ

Гульбаршин САЛЫК,
член Союза журналистов Казахстана, 
председатель Ассоциации краеведов 
Акмолинской области 

Женская душа похожа на хрусталь. 
Нежная, изящная и хрупкая.
Если трудно станет – это сталь,
Если любит – милая голубка.

В истории человечества немало примеров, когда из среды, казалось бы, хрупких и слабых женщин выходили одаренные личности, которые своей мудростью, потрясающей прозорливостью и находчивостью завоевывали всеобщую народную любовь, снискали глубокое уважение среди правителей, да и сами умело управляли страной.

Накануне весенних праздников сочли уместным напомнить о восточных представительницах «слабого пола», чьи истории еще раз напоминают, что за каждым великим мужчиной стоит женщина. Как указывают ученые, черты характера, например амазонок-правительниц, сакских цариц, незаурядных политиков проявляются в вековом общественно-семейном укладе казахов, прежде всего в среде торе – такой социальной группы, как правящая элита.

Многие султаны и ханы стремились брать в жены дочерей, соперничающих с ними чингизидов или же правителей соседних стран, с которыми у них были сложные взаимоотношения, а брачные узы способствовали в определенной степени сохранению политического баланса. Не зря в казахской пословице говорится: «Благодарю соль, придающую вкус еде, благодарю девушку, объединяющую народы».

Чем же ханши и султанши отличались от рядовых женщин? Очень многое в их поведениях зависело не столько от социального происхождения, степени влиятельности ее родственников или отношения к ней мужа, сколько от личностного потенциала самой женщины. Исследователь И. Ерофеева считает, что такая тенденция была характерна не только для Великой степи, но и для многих восточных государств. Если мы обратимся к истории Европы и Азии, узнаем, что в средневековый, позднесредневековый периоды и в новое время в политической жизни доминировали мужчины. И женщине, для того чтобы заявить о себе и действительно играть активную роль в консервативном обществе, где господствовали патриархальные традиции, нужно было обладать и недюжинными умственными способностями, и сильной волей, и умением оказывать сопротивление, и конечно, достаточной долей хитрости и мудрости. Тем более, что в случае ухода из жизни или с политической сцены их супругов, ханши возглавляли собственные вооруженные силы – ханскую гвардию-телохранителей и ополчение из хорошо вооруженных туленгутов, фактически постоянно боеготового ядра армии казахов.

В книге Д. Игсатовой и Д. Асановой «Женщины Казахстана на войне 1941–1945 гг.» первая часть посвящена женщинам-воительницам казахской степи. В ней есть рассказ о подвиге девушки по имени Жандали, в китайских источниках ее называли Зандали. Цинская империя не давала покоя жителям тюркского востока. Нападали на аулы, убивали людей, угоняли скот, их называли «красноногими», они обматывали ноги до колена красной материей, чтобы не опухали от долгой ходьбы. Однажды, когда 46 тысяч захватчиков перешли горы Манрак, на их пути встает небольшой отряд под предводительством Жандали. Зная каждый изгиб и каждое ущелье родных гор, ополченцы поджидали врагов на узкой тропе, когда они подошли, то стали сталкивать на них заранее приготовленные камни, отстреливать их из лука. «Красноногие» в панике побежали вспять. О поражении своих войск узнает император Поднебесной, приказывает любой ценой взять в плен Жандали. В конце концов, китайцам удается убить ее, Жандали похоронили у ущелья, названном в ее честь.

Гаухар Токтаул кызы – родная сестра известного батыра, искусного дипломата, государственного деятеля Малайсары, жена Кабанбай батыра. Она с детства была известна как меткий стрелок, блистала умом. Одетая в доспехи воина, с оружием в руках лицом к лицу наравне с мужчинами сходилась в поле с врагом, и внесла немалый вклад в победу над джунгарами.

Кто не знает на просторах Центральной Азии легендарную Бопай, жену хана Абулхаира. Даже с точки зрения патриархально мыслящих российских авторов XVIII–XIX веков она была действительно яркой фигурой, которая привлекала их внимание своим недюжинным интеллектом и характером, заставляла посвящать ей целые страницы в различных документах, донесениях, в крупных исторических исследованиях.

Так чем же была интересна Бопай-ханым? Она от природы обладала выдающимися качествами, которые создавали благодатную почву для ее возвышения. Это, в первую очередь, внешняя красота. Немецкому художнику Джону Кэстлю, побывавшему в казахских степях в 1736 году, удалось запечатлеть прекрасный внешний облик ханши. Она была женщиной честолюбивой, непокорной, для которой не подходила роль поддакивающей супруги – она хотела влиять на политику мужа – Абулхаир хана. Во многих документах отмечается, что нередко Бопай спорила с Абулхаиром, убеждала его в неправоте отдельных действий. Кроме того, она вела самостоятельную переписку и имела независимые от своего мужа контакты с царскими администраторами и, возможно, даже с джунгарскими правителями. Ей действительно удавалось где-то регулировать отношения и смягчать взаимное недовольство друг другом известного всем кочевникам российского дипломата, тайного советника И. Неплюева и хана Абулхаира. Кстати говоря, ханша Бопай имела и собственную печать, которую ставила на деловых письмах. Как явствует из документов, она принимала активное участие во внешней и внутренней политике, присутствовала вместе с ханом на курултаях казахской знати, слыла блестящим оратором. Старшины слушали ее, не пытаясь даже возражать. Бопай была целеустремленной и мужественной женщиной, после гибели Абулхаира она в течение десяти лет продолжала оказывать серьезное сильное влияние на общественную жизнь Казахской степи. В народе осталась память о ней как о первой казашке, возглавившей восстание народа против царского правительства, легендарной сестре Кенесары хана. 

Яркий след в истории оставила не только ханша Бопай, были в степи и другие неординарные женщины. В их числе княгиня Тайкара, дочь Нуралы – одного из сыновей Абулхаира и Бопай. Эта женщина, как считает

И. Еро­феева, действительно заслуживает пера талантливого романиста, поскольку ее жизнь – готовый сюжет для интереснейшего литературного произведения. Потомки Абулхаира, возмущенные тем, что институт ханской власти в Младшем жузе был ликвидирован после восстания Срыма Датова, вынудили ее повлиять на барона Осипа Игельстрома в решении этого вопроса. Именно поэтому много критики в адрес барона содержится в трудах Михаила Африкановича Терентьева – известного дореволюционного историка, который написал трехтомную «Историю завоевания Средней Азии», вышедшую в начале ХХ века. В первом томе он, в частности, порицает Игельстрома за то, что тот отказался от всех своих прежних реформ и все свои действия повернул на 180 градусов. Таково было влияние на него Тайкары. Но этим ее роль не ограничилась. Она обрела среди чиновников настолько устойчивый авторитет, что ее во всех официальных документах стали называть княгиней Тайкарой. Под этим титулом она и вошла в историю.

Обладая высоким интеллектом, образованностью и отчасти связями, она обратилась с иском в оренбургские суды, чтобы родовые владения Нурмухамеда Абжелилова перешли в ее частную собственность. И хотя у казахов в то время была только общинная собственность, в 1806 году царское правительство официально закрепило за ней родовые земли рода ее мужа на территории нынешних Западно-Казахстанской и Актюбинской областей. Она осталась в истории первой казахской землевладелицей.

В национально-освободительной вой­не казахского народа 1916 года наряду с мужчинами принимали участие и женщины. Они обеспечивали восставших продуктами питания, помогали раненым, держали связь между отдельными отрядами, иногда с оружием в руках принимали участие непосредственно в боях. Одной из них была Айгиз Кошкинбаева. Позже устанавливала советскую власть, во время захвата колчаковцами Аягуза она попадает в плен, смело встретила свою смерть. О ней есть многочисленные публикации, книги, стихи, ее именем названы улицы, школы и т. д.

Не менее интересна история об участии женщин в общественной, производственной и политической жизни страны. Последнее десятилетие ХХ и начала ХХІ века богато событиями глобального характера. Среди них – осознание человечеством места и роли женщины в обществе, поворот к окружающим его проблемам, а также возросшая самооценка женщин, активизация их деятельности, нашедшая выражение в создании национальных религиозных организаций, объединений многодетных, солдатских матерей, творческих, предпринимательских, феминистических союзов женщин и так далее.

Ученые отмечают, что есть закон выживания. В тяжелых условиях выживают сильнейшие. Резко-континентальный климат и тяжелые условия жизни в Казахской степи закаляли сильных духом женщин. Выживали наиболее сильные и в физическом, и в моральном плане. Именно они играли большую роль в управлении, как выше было сказано, кочевым обществом.

Фактов, статей о женском движении в Акмолинской области в периодической печати встречается очень мало. Тема женщин до революции 1917 года и после в то время повсеместно уходит в тень, уступив место сообщениям, обзорам и корреспонденциям о выборах в Учредительное собрание, об октябрьском большевистском перевороте и установлении советской власти.

В течение 1918 года на территориях, контролируемых большевиками, прекращается деятельность женских комитетов и других феминистических организаций (мусульманских и иных). Они замещаются инициированным большевиками движением работниц, параллельно с которым развивались курируемые новой властью движения женщин из близких к пролетаркам социальных групп, включая мусульманские. После Всероссийского женского съезда 1918 года, организованном

И. Арманд, А. Коллонтай и К. Николае­вой, большевики повсеместно создали «комиссии по агитации и пропаганде среди работниц». Позже они будут называться женотделами. На службу в структуры РСДРП (б) и контролируемым ею нового государственного аппарата переходят видные мусульманские феминистки А. Мухитдинова и А. Сайфи, поддерживавшие контакты с большевистской партией еще в дооктябрьский период. Начинает активное сотрудничество с советской властью З. Бурнашева, державшейся ранее в стороне от партии ленинцев.

В 20-е годы прошлого столетия в Казахстане в силу исторических обстоятельств делались лишь первые шаги в привлечении женщин к государственному строительству и управлению. (ГАРФ. Ф. 3316. оп. 12. д. 243. л. 53). Была поставлена задача вовлечения женщин в производство и обеспечение таким путем их экономической эмансипации.

Отдел по работе среди женщин при Казобкоме РКП(б) был образован 15 июня 1921 года по решению Первой областной конференции, которая в специальной резолюции «О работе среди женщин» подчеркнула важность и трудность организации женских масс, особенно казашек. (Казахстанская правда, 28 февраля 1958 г.).

Специфической формой работы среди женщин в казахских аулах в соответствии с циркуляром Казкрайкома РКП(б) от 30 июля 1925 года стали Кызыл отау (Красные передвижные юрты). Краевая Красная Юрта под руководством К. Ярлыкамышевой стала показательной: был оформлен уголок матери и ребенка, при ней работала швейная, действовала кооперативная лавка. Работники юрты: детский врач, ликвидатор неграмотности, судья проводили лекции, беседы, обследовали женщин и детей. Красные юрты проводили широкую просветительскую работу и пропагандировали политику партии, вели разнообразную по формам идеологическую работу с целью формирования у женщин классового самосознания. Так, в Кызыл отау Акмолинской губернии были оформлены уголки здоровья, сельского хозяйства, проводились лекции на политические темы, беседы о чистоте, домоводстве, воспитании детей, женских болезнях. (ЦГАРК ф. 248. оп. 1. д. 18. л. 19).

Женотделы начали свою деятельность в исключительно трудных условиях: негативно сказывались малочисленность кадров, преобладание кочевого образа жизни. Подготовка тех же организаторов велась непрерывно, в 1927 году курсы окончили 123 женщины, в том числе 93 казашки. В 1929 году в 12 округах и 1 автономной области работали 116 штатных жен организаторов, из них 5 – в отделе Казкрайкома партии, 26 – в окружных отделах работниц и крестьянок.

В 1930 году женские отделы в связи с реорганизацией структуры партийного аппарата были сокращены. Вместо женотделов были созданы женские сектора в отделах агитации и массовых компаний ЦК ВКП (б), краевых, областных, городских и районных комитетов партии, а так же парткомах крупных предприятий. Женсектор ЦК ВКП (б) определил, что в работе среди женщин приоритетными являются задачи индустриализации и коллективизации, участие в общественно-политических компаниях по перевыборам Советов и кооперативно-профсоюзных организаций, а также обратил внимание на подготовку женских кадров. Важным условием участия женщин в общественном производстве стали специальные меры правительства Казахстана по улучшению условий труда и быта женщин, охране материнства и младенчества.

В ноябре 1926 года Президиум ЦИК Казахской АССР принял положение о работе комиссии по улучшению труда и быта всех трудящихся женщин. В состав комиссии вошли представители наркоматов, партийных, профсоюзных и общественных организаций респуб­лики. Члены комиссии были призваны изучить условия труда и быта женщин, вести борьбу с нищетой и безработицей, открывать женские артели, развивать сеть учреждений по охране материнства и младенчества. Женщины республики вовлекались в кооперативное движение. Первоначальными формами его развития стали общие собрания товариществ, молочных и кустарно-промысловых артелей. (Касабекова А. И. «Привлечение женщин Казахстана к общественной и производственной жизни республики в 20–30  годы ХХ века».

Перелистывая страницы архивных документов, находим удивительные истории о женщинах – активистах, патриотов своего Акмолинского региона. В фонде партийных материалов особенно ценным являются автобиографии и воспоминания. По ним можно проследить жизненный путь человека. С их страниц предстает живой человек со своими взглядами, привычками, своим сложным внутренним миром.

Когда-то великий Ахмед Яссави утверждал, что идеала можно достичь при условии наличия ума, энергии и большого сердца. Об этих нравственных категориях мудрец говорил в одном из своих хикметов, имея в виду чувство патриотизма. Эти прекрасные слова можно отнести к одной из наших землячек – Гульбану Галиевне Мукушевой.

Одна из первых девушек – казашек, вышедшая на спортивную арену. В красной майке с эмблемой «Карагандинский шахтер». Она стартовала на III-ей республиканской спартакиады в 1936 году, посвященной 15-летию комсомола Казахстана. Девушка принимала участие в трех видах спорта. За хорошие результаты в спринтерском беге, велогонке и волейболе была премирована радиоприемником. О ее активном участии в общественной жизни свидетельствуют архивные документы – железнодорожное командировочное удостоверение, датированное августом 1935 года. Оно гласит: «Выдано счетоводу ПР-2 тов. Калиевой Г. в том, что она командируется в Москву на Всесоюзную олимпиаду художественной самодеятельности сроком на 20 дней». Надо отметить, что Гульбану участвовала также в кружках самодеятельности с 1934 года, вместе с подругами Ш. Бейсекеевой, Ш. Жакеновой, и худруком Фатихом Жансеитовым ставила спектакли, концерты в аулах и селах Акмолинской области, то же самое, продолжила она, когда переехала в Кокшетауский район с К. Багисовой, З. Тасщановой и другими.

«За хорошее исполнение массовых и народных песен на Кокшетауской районной олимпиаде художественной самодеятельности (3-8 апреля 1939 г.) гражданка, проживающая в городе Кокшетау, Мукушева (бывшая Калиева), награждается II-ой премией в сумме 50 рублей. Председатель комиссии Байбурин, секретарь Мягких», – зафиксировано в архивном протоколе. Активно участвуя в общественной жизни, она и хорошо трудилась. С 1938 года была заведующей детским садом №2 города Кокшетау. Ее активность и хорошую работу заметили в суровом 1939 году, она стала членом Компартии и депутатом Кокшетауского городского Совета депутатов трудящихся. Но ее активную деятельность прервала тяжелая болезнь, в 1940 году она становится инвалидом 2-й группы. Несмотря на недуг, Гульбану с завидным упорством боролась с болезнью. После продолжительного лечения трудится заведующей Карабулакской начальной школы.

Мирная спокойная жизнь оборвалась с началом Великой Отечественной вой­ны. В 1943 году ее мужа призывают на фронт, райком партии обязал Мукушеву принять от супруга руководство колхозом «Кара булак» Кокшетауского района.

В военные годы пример поистине героического труда показывали все женщины-труженицы, заменившие ушедших на фронт мужей, отцов и сыновей. Как говорится, «взялся за гуж, не говори, что не дюж». И Гульбану смело приступила к работе. Благодаря ее каждодневным стараниям, смелости и умелому руководству в тот год колхоз первым в районе завершил весенний сев, за что был премирован. Также успешно справились сельчане и с заготовкой кормов и уборкой урожая.

Коллектив, в основном состоящий из женщин, под руководством Мукушевой трудился самоотверженно. Для разгрома злейшего врага требовалась мобилизация всех ресурсов, физических и материальных, граничащей с самопожертвованием ради обеспечения фронта всем необходимым. Преодолевая неимоверные трудности, колхозники за все годы войны перевыполняли плановые задания по сдаче хлеба государству, при этом было закуплено 200 голов овец для родного аула. Не хватало рабочих рук, техники, тягловой силы, но народ был дружный и помогал ей во всем. По сей день помнят ее в родном селе. «Земляки называли Гульбану «баскармой». С раннего утра на коне, как лихая наездница, мчалась по полям родного колхоза, чтобы хозяйским взглядом проверить и своевременно утрясти все вопросы и не упус­тить ничего».

Из странички биографии узнаем, что Гульбану Мукушева родилась 20 ок­­­тяб­ря 1917 года в ауле №8 Акмолинской области. В пятилетнем возрасте остается без отца, тяжелое детство вспоминала всегда с печалью, с детских лет помогала матери, чтобы прокормить семью… После войны пять лет была инструктором Кокшетауского райкома партии, 12 лет проработала заведующей канцелярией обкома партии, затем инструктором горкома партии. С 1960 по 1966 годы – заведующая мастерской индпошива горторга, затем лаборант кооперативного техникума, библиотекарь-архивариус областной газеты «Кокшетау правдасы». Десять лет была депутатом городского Совета, четыре раза избиралась народным заседателем, делегатом первого областного съезда женщин, членом ревизионной комиссии. Мать четверых детей, воспитала восемь сирот, всего 12 детей. С 1962 года – персональный пенсионер. 17 августа 2010 года оборвалась нить жизни энергичной, замечательной женщины, патриотки, любящей мамы, бабушки.

Примеры успешной работы женщин, их патриотизм, мудрость, верное осмысление времени, в котором они жили, удивляют и восхищают. Архивные документы рассказывают о жизни замечательных женщин, как «назидание вслед идущим потомкам. Если она, эта жизнь, – праведная как слеза», – отмечает известный публицист Сагымбай Козыбаев.

Другая наша землячка К. Бакубаева родилась 5 мая 1939 года, в 1955 году окончила восемь классов, и со следующего года стала работать в совхозе «Аканский». В 1963 году по семейным обстоятельствам переехала в совхоз Есильский Целиноградской области.

Вышла замуж за Распаева Есляма, родила трех дочерей. Архивные документы свидетельствуют: «социальное происхождение из рабочих, с 1962 года – член партии большевиков, образование – неполное среднее…».

Если вспомнить историю, то развитие сельского хозяйства на севере, как и в других областях республики, может служить примером того, как изменился облик нашей страны Казахстана за годы Советской власти, писали в те годы. Успехи республики в животноводстве отмечал в своих творениях певец социалистического реализма Жамбыл Жабаев:

 

…И как иранские ковры,

колхозные поля.

Идет верблюдов караван,

идут стада коров.

Гуртами славен Казахстан

и статью скакунов.

 

Кулян Бакубаева трудилась и жила в период распашки целинных земель, «государство оказывало большую помощь хозяйствам края для скорейшего подъема зернового хозяйства. Она выразилась в предоставлении семян, кредитов, организации сельскохозяйственной кооперации, увеличения поставок различной техники», – писал в своей книге «Обновленная степь» один из тогдашних руководителей Кокшетауской области Бисен Жумагалиев.

Благодаря специализации и концентрации, интенсивному ведению животноводство быстро пошло на подъем. Этому способствовало, прежде всего, развитие зернового хозяйства, расширение посевов кукурузы, а также племенная работа. Животноводы области добивались хороших показателей, в их авангарде была Кулян Бакубаева.

Строчки из ее трудовой биографии: «Ударница коммунистического труда, мастер животноводства 1 класса, в течение многих лет добивается хороших трудовых показателей по надою молока. Работает в тяжелых условиях, нетиповое помещение, доводила надои молока на каждую корову с 1805 кг в 1966 году до 3126 кг в 1972 году, таким образом, увеличивала на 1321 кг, обеспечивала хорошую сохранность закрепленного за ней поголовья. Включалась во Всесоюзное социалистическое соревнование за увеличение производства и заготовок продуктов животноводства и при этом увеличивала надой молока каждый год. Товарищ Бакубаева пользуется заслуженным авторитетом среди товарищей и всего коллектива совхоза, ведет большую общественную работу». Секретарь Кокшетауского обкома партии Е. Ауельбеков. Строчки партийно-производственной характеристики от 4 июля 1973 года гласят, что Бакубаева Кулян очень дисциплинированна, является профгруппоргом трудового коллектива, членом Арыкбалыкского райкома партии и ЦК КП Казахстана.

Перелистывая архивные документы, находим: «Постановлением от 1973 года бюро Кокшетауского областного комитета КП Казахстана и исполкома областного Совета депутатов трудящихся Кулян Бакубаева за проявленную трудовую доблесть и успехи, достигнутые во Всесоюзном социалистическом соревновании, за увеличение производства и заготовок продуктов животноводства в зимний период 1972–1973 года представлена к присвоению звания Героя Социалистического Труда».

Для таких женщин счастье – быть рядом с людьми, которым можешь доверять. И огромным удовлетворением, и опять счастьем – иметь любимое дело, которое как искра, поддерживает в тебе жизнь и дает положительный импульс.

Следующий рассказ еще об одной женщине, активистке, первой пионерке нашего региона Розе Шамжановой.

Когда мирный труд советских людей был прерван 22 июня 1941 года, и началась Великая Отечественная война, Роза, окончив девять классов и экстерном десятый, поступила на физико-математический факультет КазГУ. А еще перед войной комсомолка Шамжанова посещала курсы радистов, время было такое. В связи с военной угрозой в стране активно шли массовые военно-оборонительные мероприятия, молодежь активно овладевала техническими, военными и медицинскими знаниями, не отставала от них и наша героиня. В апреле 1942 года, будучи патриоткой, добровольцем уходит на фронт, где вое­вала в частях связи до победного 1945 года. За мужество и отвагу отважная девушка была награждена медалями: «За боевые заслуги», «За победу над Германией». После войны поступает в Московский институт востоковедения на китайское отделение. Успешно его окончив, трудится в Академии наук Казахской ССР. В 1951 году, учитывая ее знание иностранного языка, Розу перевели на работу в казахское отделение Всесоюзного общества культурных связей, на базе которой создается Казахское общество дружбы и культурной связи с зарубежными странами. Данное общество осуществляет связи более чем 500 адресатами 79-ти стран пяти континентов.

Из воспоминаний Розы Шамжановой: «Родилась в 1923 году в многодетной крестьянской семье бедняка Кунанбая Шамжанова в колхозе «Жана аул» (позже совхоз имени Джамбула Энбекшильдерского района). После смерти отца с 1932 по 1937 годы воспитывалась в детском доме в селе Казгородок. В феврале 1936 года в составе делегации Казахстана участвовала во Всесоюзном совещании передовиков-животноводов. Тогда же была награждена как одна из лучших животноводов в 13 лет орденом «Знак Почета». В 1937 году вступила в ряды комсомола, и в этом же году по приглашению ЦК ВЛКСМ Казахстана переехала в Алма-Ату и поступила в казахскую школу-интернат №12. Жизнь была стремительной и насыщенной, для нее все было важно, особенно быть полезной Родине. Казалось, очень мало сведений об этой удивительной женщине, но достаточно заглянуть в архивный документ, и перед нами раскрывается образ самоотверженной, патриотки своей страны, корни ее упорства и поразительного трудолюбия. Не это ли пример для нашей молодежи?

Все это уже далекая история, вернемся в ХХI век. В газете «Казахстанская правда» за 2001 год в статье «Слабый пол» отмечается, что в республике «существенно возросла роль женщин в социально-экономическом и политическом развитии государства». Да, действительно, женщины – это, преж­де всего – матери, жены, хозяйки. И они никогда не смогут остаться равнодушными к переменам нашей жизни. Потому что от них зависит судьба своего очага и семьи. В не столь далекие 90-е годы в стране появилась первая неправительственная организация. Это Республиканский совет женщин, учрежденный на съезде женщин в августе 1991 года. Также на общенациональном уровне были созданы: Лига женщин-мусульманок, Ассоциация женщин-инвалидов, имеющих на иждивении детей, «Биби-ана», Экологическая ассоциация женщин Востока. Был образован Совет по проблемам семьи, женщин и демографической политике при Президенте РК на Первом форуме женщин Казахстана 3 марта 1995 года. Данный Совет заложил основы формирования гражданского мировоззрения и создания комплексной системы социальной, экономической, правовой защиты семьи, женщин и детей. В 1996 году создана Ассоциация деловых женщин. С 1998 года при Президенте Республики Казахстан работает Национальная комиссия по делам семьи и женщин, во главе с председателем в ранге министра.

Стремительно меняется мир, наступают новые времена со своими вызовами. Но нет никакого сомнения в том, что и в последующем наши женщины смогут многое сделать для того, чтобы наш Казахстан стал процветающим. Как отмечал польский поэт и сатирик Тадеуш Гицгер: «Политика, как и женщина, должна быть гибкой и держать линию». Сегодня наши женщины готовы занять свое место на политической арене более решительно. Они понимают, что от их участия в разработке и реализации государственной политики зависит стабильность и социальная ориентированность в обществе. К слову, в 2000 году всего 7% женщин Акмолинской области интересовались политикой, а в 2002 году – уже 54%. Ныне, пожалуй, не менее 70 процентов.

Есть международные конвенции «О политических правах женщин», «О гражданстве замужней женщины», «О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности». Для защиты интересов семьи и женщин в нашем Парламенте создана депутатская группа «Отбасы», в которую входят 33 депутата из обеих палат.

Великим и святым во все времена был и остается подвиг женщины-матери. Несмотря на трудности нашей нелегкой жизни, женщина-мать сохраняет домашний очаг, оберегает от бед и тревог своих детей. И женщина как художник творит, движимый любовью к жизни, любовью к красоте. Так пусть сбудутся все наши женские надежды! С наступающим праздником, счастья и здоровья, мира и согласия в наших семьях!

2759 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми

МЫСЛЬ №2

20 Февраля, 2024

Скачать (PDF)

Редактор блогы

Сагимбеков Асыл Уланович

Блог главного редактора журнала «Мысль»