• Образование
  • 11 Марта, 2022

В мир науки через магистратуру юридического факультета КазНУ им.аль-Фараби

(на примере кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики юридического факультета КазНУ им.аль-Фараби)

 

Общей целью образовательных реформ в Казахстане является адаптация системы образования к новой социально-экономической среде. Казахстан стал первым центрально-азиатским государством, которое вошло в европейское образовательное пространство. «Великую хартию университетов» подписали 60 казахстанских вузов, в том числе Казахский национальный университет им. аль-Фараби.

Болонский процесс — процесс сближения и гармонизации систем высшего образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда была подписана Болонская декларация.

На сегодняшний день высшее образование имеет единую трехступенчатую структуру: бакалавриат-магистратура-докторантура (PhD) и нашла свое правовое закрепление в Законе Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании», так как правовое регулирование научной и образовательной деятельности является составной частью правовой политики, которое является важным условием обеспечения индустриально-инновационного развития страны, повышения ее интеллектуального потенциала. Согласно п. 41-2 ст. 1 Закона, магистратура – профессиональная образовательная учебная программа послевузовского образования, направленная на подготовку научных и педагогических кадров с присуждением академической степени "магистр" по соответствующей специальности: при научном и педагогическом направлении с нормативным сроком обучения 2 года и обязательным освоением не менее 42 кредитов теоретического обучения, не менее 6 кредитов практики и не менее 7 кредитов научно-исследовательской работы; при профильном направлении с нормативным сроком обучения не менее 1 года и обязательным освоением не менее 18 кредитов теоретического обучения, не менее 2 кредитов практики и не менее 4 кредитов экспериментально-исследовательской работы.

Magistr  (лат.)  -  "наставник", "учитель", "руководитель". В русском переводе  -  "мастер своего дела". В Древнем Риме "магистр" - это важное должностное лицо, соответствующее более пятидесяти должностям. В Византии "магистр" - это высший титул служебной знати. В средние века "магистр" - это особое звание, которое носил учитель "семи свободных искусств". В современной англо-американской системе высшего образования "магистр" занимает промежуточное положение между "бакалавром" и "доктором наук". Магистр - это широко эрудированный специалист, владеющий методологией научного творчества, современными информационными технологиями, подготовленный к исследовательской, консультационной, аналитической деятельности.

КазНУ им.аль-Фараби является ведущим центром магистерской и докторской подготовки в Республике Казахстан. Магистратура КазНУ им.аль-Фараби была открыта в 1996 году, на сегодняшний день в университете подготовлено более 9 тысяч магистров. 

Государственный общеобязательный стандарт послевузовского образования устанавливает требования к содержанию образовательных программ магистратуры, образовательной траектории магистрантов, структуре и содержанию образования, оценке уровня подготовленности магистрантов и академической степени. В п.14 Государственного общеобязательного стандарта послевузовского образования указано, что структура образовательной программы магистратуры формируется из различных видов учебной и научной работы, определяющих содержание образования, и отражает их соотношение, измерение и учет. Так, образовательные программы магистратуры «7M12301-Правоохранительная деятельность», «7MО4224 - Судебная экспертиза» (№0137355 от 3 февраля 2010 г.) разработаны кафедрой уголовного права, уголовного процесса и криминалистики Юридического факультета КазНУ им.аль-Фараби в соответствии с требованиями ГОСО РК по принципу модульного обучения по направлениям подготовки «7M12301-Общественная безопасность», на которые у Университета есть лицензия на право ведения образовательной деятельности, в рамках групп образовательных программ согласно Классификатору направлений подготовки кадров с высшим и послевузовским образованием Республики Казахстан.

Подготовка магистров предполагает введение новых программ, учебных планов и новую структуру обучения, где значительное место уделяется практическим занятиям и научной работе магистрантов. По повышению эффективности подготовки магистров в рам­ках учебного процесса и вне его осуществляется привитие магистрантам исследовательских навыков и умений, также прививаются лидерские качества, умение работать в коллективе, способность к адаптации в быстро изменяющейся среде.

К примеру, важнейшими процедурами, направленными на обеспечение качественной реализации образовательной программы «7M12301-Правоохранительная деятельность» являются:

1. Формирование кадрового ресурса ППС, способного обеспечить гарантию качества обучения благодаря: уровню научной квалификации; сформированности концептуальных взглядов на сущность современного профессионального образования; способности использовать современные методологии обучения в рамках своей специальности; способности к генерации и трансферту новых технологий обучения в сферу личной профессиональной деятельности.

2. Разработка системы планирования, реализации и мониторинга качества образовательных программ, их информационно-технологического сопровождения, которая базируется на принципах, определенных миссией и стратегией университета: постоянный мониторинг уровня качества и выполнения действий, направленных на повышение этого уровня; вовлечение студентов в процедуры оценки качества; включение в круг субъектов оценивания качества образования работодателей, представителей профессиональных ассоциаций и научных сообществ, независимых экспертов; прозрачность процедур оценки качества и принятие обоснованных решений на основе анализа полной и объективной информации.

3. Создание учебного и учебно-методического ресурсов формирования образовательной среды и осуществление в ней различных видов учебной деятельности, направленных на достижение результатов обучения.

Реализация образовательных программ магистратуры осуществляется университетом в тесном сотрудничестве с ведущими зарубежными организациями образования и науки. Для магистрантов факультета ежегодно читают лекции приглашенные зарубежные профессора. Также благодаря обширным международным связям университета магистранты имеют возможность выезжать для обучения и стажировок в зарубежные вузы и исследовательские центры.

 Учебные занятия в магистратуре проводятся с использованием инновационных технологий и интерактивных методов обучения. Применение интерактивных методов обучения при проведении занятий дает учащимся возможность манипулировать предметами и действовать сообща во имя решения проблем, размышлять и обсуждать обнаруженные ими свойства реальности по мере того, как они постигают ее через опыт.  Можно выделить следующие интерактивные методы:

  •   творческие задания;
  •   работа в малых группах;
  •   обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры);
  •   использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии);
  •   социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения (социальные проекты, соревнования, радио и газеты, фильмы, спектакли, выставки, представления, песни и сказки);
  •   специальные разминки;
  •   изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео и аудиоматериалами, «ученик в роли учителя», «каждый учит каждого», мозаика (ажурная пила), использование вопросов, сократический диалог);
  •   обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем: («Займи позицию (шкала мнений)», ПОПС – формула (позиция – обоснование – пример – следствие), проективные техники, «Один – вдвоем – все вместе», «Смени позицию», «Карусель», «Дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу», дебаты, симпозиум);
  •   разрешение проблем («Дерево решений», «Мозговой штурм», «Анализ казусов», «Переговоры и медиация», «Лестницы и змейки») и т.д.

Такая интерактивная организация учебной работы предполагает положительную настроенность на обучение, как во время учебы, так и вне ее, основанную на взаимном доверии и уважении. Сотрудничество становится продуктивным, если осуществляется при условии включения каждого обучаемого в решение задач не в конце, а вначале процесса усвоения нового предметного содержания. 

В процессе обучения по данной программе магистрант приобретет компетенции, необходимые для осуществления:

  • правоприменительной деятельности по реализации норм материального и процессуального права, разрешения частно-правовых и публично-правовых споров, квалификации уголовных правонарушений, назначения наказания и определения иных мер правового воздействия;
  • организационно-управленческой деятельности в виде способности принимать оптимальные управленческие решения и воспринимать управленческие инновации;
  • научно-исследовательской деятельности в виде самостоятельных исследований в области права;
  • навыками разработки предложений, направленных на совершенствование норм законодательства и практики их применения.

По окончании магистратуры выпускники защищают магистерскую диссертацию, которая является выпускной работой, представляющая собой обобщение результатов самостоятельного научного исследования магистрантом одной из актуальных проблем конкретной специальности соответствующей отрасли науки. Лицам, завершившим обучение по образовательной программе магистратуры, присуждается академическая степень «магистра» по соответствующей специальности и выдается диплом государственного образца с приложением (транскрипт), который признается во всех странах Болонской системы.

Успешное освоение образовательной программы подготовки позволит магистру иметь высокий уровень правовой культуры и профессионального правосознания; обладать фундаментальными знаниями, необходимыми для реализации своих профессиональных задач в сфере уголовного судопроизводства; получить навыки применения правовых норм для разрешения правовых споров и конфликтов; развивать способности дальнейшего профессионального роста, приобрести опыт, необходимый для продолжения работы в сфере образования, правосудия и иной правоприменительной деятельности; получить навыки концентрации ресурсов на решении определенных задач, формулируемых в условиях заданного места и времени.

Как мы видим, обучение в магистратуре КазНУ им.аль-Фараби предполагает активную научно-исследовательскую работу.

Магистранты, применяя современные информационные технологии, проводят научные исследования, самостоятельно планируют и осуществляют экспериментальные работы в той или иной научной сфере, связанной с магистерской программой, анализируют полученные результаты (на примере отчета по научно-исследовательской работе, тезисов докладов, научной статьи, магистерской диссертации), приобретают другие навыки и умения, необходимые магистранту данного направления, обучающемуся по конкретной магистерской программе, т.е. постоянно работают над совершенствованием своих специальных знаний и качеств.

Формирование профессиональных компетенций в области научно-исследовательской деятельности выступает важным условием разработки магистрами новых инновационных подходов к решению задач профессиональной деятельности. Таким образом, обучение по программам магистратуры позволяет получить углубленные знания по специальности, навыки и компетенции как для успешной профессиональной деятельности и карьерного роста, так и для дальнейшего обучения в докторантуре с целью получения высшей научной квалификации. Магистратура является хорошей базой для последующего поступления в докторантуру и может рассматриваться как ее главная составляющая.

Учебно-методическое и информационное обеспечение учебного процесса гарантируют возможность качественного освоения магистрантами образовательной программы магистратуры. Реализация образовательной программы обеспечивается свободным доступом к международным информационным сетям, электронным базам данных, к библиотечным фондам, компьютерным технологиям, учебно-методической и научной литературе. Библиотечный фонд и обеспеченность учебной литературой на электронных и магнитных носителях соответствует требованиям, предъявляемым при лицензировании образовательной деятельности.  

В заключение можно сказать, что магистр права КазНУ им.аль-Фараби – это высоокобразованный профессионал, готовый квалифицированно преподавать и заниматься научной работой в соответствии со своей специализацией, человек с углубленной специализацией, способный на решение самых сложных задач и личность, которая через научную деятельность заявляет о себе в мире науки. Можно сделать выводы, что переход на международные нормы, то есть переход на многоуровневую систему образования является важным шагом в общемировое образовательное, исследовательское пространство, способствует повышению конкурентоспособности выпускника на рынке труда и в профессиональном сообществе в целом. Казахстан в настоящее время является участником основных международных документов в области образования, защиты прав человека. Это Всеобщая Декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, Международная Декларация экономических, социальных и культурных прав человека, Лиссабонская Конвенция о признании квалификации, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе, Болонская декларация и другие. Соответственно, данным шагом Казахстан показал свою готовность к международной интеграции, а также продемонстрировал сдвиги в нормативно-правовом регулировании данных процессов. Кроме того, как было выше сказано, получаемое в соответствии с международными нормами образование дает право на признание его во всем мире. То есть выпускник получает возможность реализовать себя не только в странах СНГ, также он может продолжить образование в развитых странах с признанием уже полученного диплома.

Профессор кафедры уголовного права,

 уголовного процесса и криминалистики

юридического факультета КазНУ им. аль-Фараби, д.ю.н. Берсугурова Л.Ш.

Доцент кафедры уголовного права,

уголовного процесса и криминалистики

юридического факультета КазНУ им. аль-Фараби,  к.ю.н.  Мухамадиева Г.Н.

Доцент кафедры уголовного права,

уголовного процесса и криминалистики

юридического факультета КазНУ им. аль-Фараби, к.ю.н. Шарипова А.Б.

1601 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательно заполните поля *

10 Мая, 2022

Скачать (PDF)

Редактор блогы

Аяған Өтенұлы Сандыбай

Блог главного редактора журнала «Мысль»