• Культура
  • 13 Декабря, 2021

СТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ И СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ

В эти дни страна отмечает 30-летний юбилей своей Независимости. Осмысливая ею пройденный путь, достигнутые успехи, уверенные шаги в становлении государственности, анализируя этапы успешной интеграции в мировое сообщество, нельзя не отметить огромную заслугу Первого Президента страны Елбасы Н. А. Назарбаева. 

Важным этапом в становлении независимости стало принятие в 1997 году стратегической программы «Казахстан – 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев». Все эти годы эта стратегия как маяк освещала нам путь, позволяя идти вперед, не сбиваясь с главной цели. И сегодня рекомендации и выводы стратегии «Казахстан – 2030» остаются актуальными.

Как было отмечено в ней: «…Весь исторический опыт развития человеческой цивилизации свидетельствует, что изначальным из всех необходимых условий, в рамках которых осуществляется поступательный и устойчивый рост государства, является безопасность его нации и сохранение государственности. Мало завоевать свободу и независимость, их надо отстоять и закрепить, передать нашим потомкам. Будущие поколения нам могут простить те доставшиеся им тяготы, невзгоды и проблемы, которые наше поколение не смогло преодолеть. Но нам не будет прощения, если мы утратим государственность, поступимся стратегическими основами суверенности, своими землями и ресурсами. Это является первым стратегическим приоритетом развития Казахстана до 2030 года».

Летопись современного Казахстана начинается с 16 декабря 1991 года. Отрезок времени, невероятно насыщенный событиями и фактами. За 30 лет создано новое государство, которое имеет собственные институты власти и является влиятельным членом мирового сообщества, где гарантированы его безопасность и независимость. За эти годы полностью изменилась внутренняя экономическая система страны, сформированы рыночные отношения и институты. Ведется строительство открытого общества, в котором утверждаются демократические институты, защищающие на основе Конституции права и свободы человека и гражданина. Выросло новое поколение казахстанцев, которое избавлено от жестоких оков бывшей тоталитарной идеологии и уважает подлинные общечеловеческие ценности и цели. Из всех постсоветских стран только наша республика пришла к той идее, которая обеспечивала и стабильность, и одновременно развитие, при этом не пережив тяжелых потрясений. Хотя многие эксперты, включая американского политика З. К. Бжезинского, Казахстану предрекли вторую Югославию, гражданскую войну и распад страны.

С первых дней независимости Казахстан проводит политику гармонизации межэтнических отношений в полиэтническом обществе. Благодаря этому была создана уникальная модель межэтнического согласия, в основе которой принцип «единство в многообразии». Создание в 1995 году Ассамблеи народа Казахстана обеспечило на практике казахстанскую модель межэтнической толерантности и общественного согласия.

В действительности, мы живем в то время, когда мир претерпевает кардинальные изменения, и особенно на постсоветском пространстве. Только в 2020 году на территории Беларуси, Кыргызстана вспыхнули конфликты между обществом и властью. Кровопролитную войну между Азербайджаном и Арменией за Нагорный Карабах удалось потушить при посредничестве РФ. Конфликты между Украиной и Россией за Крым и Донбасс продолжаются до сих пор. На дипломатическом уровне продолжается противостояние между РФ и Грузией за Абхазию и Южную Осетию, после военных действий 2008 года. Не определена судьба молдавского Приднестровья.

Нет-нет да и возникают различные споры о государственности казахов, речь идет о законных границах нашей республики. Особенно активизировались представители Государственной Думы РФ, нашего стратегического партнера по СНГ, с территориальными претензиями к нашей стране. Еще в 2018 году Президент РФ В. Путин при встрече с участниками Валдайской конференции отмечал, что раньше никогда не было государственности казахов. Кстати, до присоединения Крыма к РФ аналогичные притязания высказывали российские политики в адрес Украины. Подобными «шалостями» северные думцы хотели бы раскачать внутреннюю стабильность в Казахстане.

В своей статье «Тәуелсіздік бәрінен қымбат» Президент РК К.-Ж. Токаев от 05.01.2021 г. впервые дал аргументированный своевременный отпор всем недоброжелателям. Он заявил: «Наша священная земля, унаследованная от предков, – наше главное богатство. Она не была нам «подарена» кем-либо. Отечественная история сегодня не измеряется 1991 или 1936 годом. Наши предки жили здесь во времена Казахского ханства, в эпоху Золотой Орды, Тюркского каганата, гуннов и саков. Другими словами, корни нашей национальной истории уходят далеко в глубь времен. Историей должны заниматься историки, а не политики», – подчеркнул Глава государства в своей статье.

Президент отметил, что формальное признание границы международным договором и признание ее мировым сообществом стали тенденцией последних нескольких столетий.

«До этого не было даже таких понятий, как делимитация и демаркация. Стоит вспомнить, что, когда начали заниматься решением вопроса по гос­границе, некоторые политики и общественные деятели призвали не спешить с этим: дескать, по таким вопросам можно и потом договориться. Однако мы немедля приступили к переговорам и закреплению достигнутых договоренностей. Время показало правильность такого подхода», – отмечает наш Президент.

Горячо поддерживаю предложения Главы Государства о необходимости официально и публично противостоять провокационным действиям недоброжелателей, которые сомневаются в нашей территориальной целостности и критикуют добрососедские отношения. Ответ провокационным заявлениям должны давать именно ученые историки, обосновывая их конкретными историческими фактами и международными договорами. Задача исторической науки состоит не только в познании и восстановлении картины прошлого, но и в немалой степени – обеспечить задачу самопознания народа. Перед историками Казахстана выдвигается целый комплекс задач, обусловленных особенностями нынешнего этапа развития страны, определенных в вышеназванной статье Главы государства.

Положительное отношение к знаниям начинается с уважения истории своей малой родины. И в этом вопросе на первый план должна выходить работа историков местных школ, краеведов. Президент, к примеру, в своей статье обратил особое внимание на переименование населенных пунктов, районов, областей. В вопросах возвращения исторических названий разъяснительной работой среди населения должны заниматься краеведы и историки. Поэтому необходимо поднимать на новую ступень работу по восприятию прежней истории края через этнотопономику, этнографию, краеведческую деятельность. При этом можно использовать старые картографические карты царской России, полученные известным краеведом Г. Ж. Табулдиным из архивов Омска как источниковедческий материал.

Беспокойство вызывают села и аулы северных регионов, заброшенные из-за миграции местного населения. Стратегическое значение в текущей ситуации имеет качественная реализация правил добровольного переселения лиц для повышения мобильности рабочей силы из трудоизбыточных южных в северные регионы Казахстана. Для этого нужна специальная республиканская комплексная программа.

Большое значение в формировании исторического сознания об истории Казахстана имеет популяризация исторических знаний для нынешних и будущих поколений. В эпоху цифровизации активная пропаганда через социальные сети ярких фактов истории Казахстана играет решающую роль за умы нашей молодежи.

Почти 25 лет назад в Стратегии «Казахстан–2030» было записано: «…Мы понимаем, что все возможные потенциальные угрозы национальной безопасности Казахстана настоящего времени и ближайшего будущего не имеют и не будут иметь характера прямого военного вторжения и угрозы территориальной целостности государства. И эта относительно предсказуемая дистанция спокойствия и стабильности должна быть использована для эффективного укрепления экономического потенциала Казахстана, на основе которого мы можем построить надежную систему национальной безопасности».

В канун юбилея возникает вопрос: что нами сделано за этот период в рамках реализации данного раздела Стратегии и где мы находимся?

За годы независимости в Казахстане успешно проведены две модернизации. Первая началась с момента обретения независимости, был осуществлен переход от плановой экономики к рыночной. Вторая модернизация началась в конце 1990-х годов с принятия Стратегии «Казахстан–2030» и завершилась в середине 2010-х годов. Страна вышла на траекторию устойчивого экономического роста, сформировала систему государственных институтов и средний класс, заметно улучшила качество жизни своих граждан, построила новую столицу, сбалансированной и ответственной внешней политикой укрепила свой международный авторитет, доказала свое право на региональное лидерство. С начала 2017 года в Казахстане реализуется третья модернизация, задачи которой были поставлены Первым Президентом – Елбасы в Послании народу «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» от 31 января 2017 года.

Выдающимся успехом Казахстана и лично первого Президента в стратегическом плане является создание новой столицы – Нур-Султан. За короткий период в географическом центре Казахстана на месте рядового областного центра возник современный город со столичными функциями, в соответствии со всеми мировыми требованиями в области градостроительства, архитектуры.

Как отметил Первый Президент страны – Елбасы: «Спустя 30 лет можно констатировать, что Казахстану удалось добиться значительного прогресса в своем развитии. ВВП с 11 млрд долларов вырос до 170».

По оценке Нурсултана Назарбаева, только на транзитных перевозках Казахстан в будущем сможет ежегодно зарабатывать 5 млрд долларов. Кроме того, за счет интеграции с существующими транспортными коридорами, в том числе китайским «Один пояс – один путь», страна получила доступ к морю. Стратегия «Казахстан–2030» по своим базовым параметрам выполнена. За годы Независимости многонациональный Казахстан превратился в государство с развивающейся рыночной экономикой и демократическими устоями.

Современным вызовом для всего человечества является нехватка продуктов питания и голод. В этих условиях дальнейшим драйвером развития экономики Казахстана будет сельское хозяйство. У нас есть все возможности обеспечить население стран Азии экологически чистой сельскохозяйственной продукцией. Кроме того, как указано в Стратегии «Казахстан–2030», республике предлагается укрепить экономическое сотрудничество не только с членами ЕАЭС, но и между соседними странами. Стратегически важным вопросом является необходимость развития тесного сотрудничества с Кыргызстаном, Узбекистаном и другими центрально-азиатскими странами, а также продвижение вопроса создания с ними Центрально-Азиатского союза в будущем.

Далее в Стратегии «Казахстан–2030» отмечено: «…Для обеспечения своей независимости и территориальной целостности мы должны быть сильным государством и иметь надежные и дружественные отношения с соседями….».

За короткий период с момента обретения независимости Казахстан сумел выстроить свою внешнюю политику в полном соответствии с современными требованиями. В первую очередь, установил тесные политические, экономические, социальные, культурные и оборонительного характера отношения со странами СНГ, в том числе и с РФ. Подписанное в мае 1992 года президентами Казахстана и России Соглашение о дружбе, взаимодействии и взаимопомощи между Республикой Казахстан и РФ официально закрепило межгосударственные отношения равноправных партнеров и стало правовой основой двустороннего сотрудничества.

За эти годы были заложены основы взаимовыгодного сотрудничества с соседями по границе, КНР и Центрально-Азиатскими странами, мусульманскими государствами, а также со странами дальнего зарубежья. Как было отмечено Н. А. Назарбаевым, «впервые в нашей истории были конкретно определены, признанные на международном уровне, собственные государственные границы. Демаркация прошла 14 тысяч километров государственной границы страны». Таким образом, уже первые годы своей независимости, как было отмечено выше, Казахстан полностью определил свою государственную границу со всеми соседними странами.

Независимость Казахстана, как и других республик бывшего Союза, имела большое международное значение. На внешнюю политику Республики Казахстан, в арсенале которого было ядерное вооружение, большое внимание обращали многие государства мира. Казахстан в одностороннем порядке отказался от оружия массового поражения. Шестого декабря 1994 года в столице Венгрии на историческом саммите ОБСЕ с участием руководителей 55 государств, в том числе президентов ядерных держав – США, России, Великобритании, Украины, Казахстана и Беларуси, был подписан Меморандум о безопасности и территориальной целостности бывших республик СССР (Украина, Беларусь и Казахстан). В 1995 году к договору присоединился и КНР.

Казахстан является лидером в мировом антиядерном процессе. Благодаря инициативам Казахстана стало возможным принятие Генеральной Ассамблеей ООН Всеобщей декларации построения мира, свободного от ядерного оружия.

С первых лет своей независимости Казахстан занял достойное место в Организации Объединенных Наций. Ярким доказательством вышесказанного является избрание РК на период 2017–2019  гг. непостоянным членом Совета Безопасности ООН. Из этого небольшого анализа видны успехи страны во внешнеполитической деятельности и на международной арене, в том числе инициативы в сфере Евразийской экономической интеграции, региональное экономическое и политическое лидерство.

Важнейшим этапом в реализации Стратегии «Казахстан–2030» стало принятие стратегической программы Стратегия «Казахстан–2050»: новый политический курс состоявшегося государства» в условиях глобальных вызовов ХХI века, среди которых ускорение исторического времени, кризис ценностей цивилизации и другие.

Елбасы Н. А. Назарбаев в своем Послании народу особое внимание уделил формированию казахстанского патриотизма, роли интеллигенции в сохранении и развитии общенациональных ценностей, культурной самобытности и генетического кода нации (язык, традиции, история, символы), подчеркнув их значение в консолидации общества.

Вдохновляющая идея Мәңгілік Ел только тогда станет действенной, когда за ее претворение возьмутся, говоря словами Елбасы, не только государственная машина, но и каждый гражданин. В связи с этим требуется проработать вопросы формирования подлинного гражданского общества с широким объемом гражданских прав и политических свобод и с разветвленной системой политических партий, общественных объединений, местного самоуправления. Воспитание чувства патриотизма – один из самых актуальных вопросов, ибо оно граничит с системой национальной безопасности.

Масштабные политические и социально-экономические трансформации в казахстанском обществе за последние два десятилетия обеспечили устойчивый рост экономики. Вместе с тем они обусловили необходимость решения ряда надвигающихся проблем. Осознавая это, Елбасы инициировал 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ, вошедших в историю независимого Казахстана под названием «План нации – 100 шагов. Современное государство для всех».

Первые итоги в реализации Плана нации «100 шагов», а также предыдущий опыт государственного решения социальных проблем стали весомым основанием для заявленной Елбасы уверенности, что «мы сформируем реалистическую, прагматичную казахстанскую модель социального государства и национального благополучия». При этом, наверное, необходимо уяснить вопрос: были ли неизбежными социальные перекосы, допущенные при переходе к рыночным отношениям первые годы Независимости? Не были ли упущены другие возможности перехода к рыночным отношениям? Знать это нужно для того, чтобы не повторить в будущем ошибок прошлого. Гигантский разрыв в уровне жизни бедного большинства и богатого меньшинства, характерный для многих постсоветских республик, включая Казахстан, является извращенным проявлением формирования рыночных отношений и беспомощности, а кое-где и заинтересованности отдельных структур в отсутствии правового и властного порядка при перераспределении национального богатства под видом приватизации. Незаконное обогащение небольшой кучки людей, когда основная масса населения впала в нищету в условиях мирового экономического кризиса, сохраняет потенциал стимулятора социального недовольства. Признавая эти и другие обстоятельства ухудшения социального самочувствия граждан, нужно нацеливаться на разработку путей разворота государства в сторону приоритетной реализации своих социальных функций.

С удовлетворением следует отметить, что решительный шаг в этом направлении был сделан в Послании Первого Президента Казахстана Н. А. Назарбаева от 05.10.2018 года «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни». В нем была предложена развернутая программа деятельности государственных органов по решению актуальных проблем социального развития страны.

Сегодня показателем высокой политической культуры является взаимодействие действующего Президента Казахстана с Елбасы. В качестве магистральных ориентиров Глава государства озвучил свою принципиальную позицию приверженности внешнеполитической стратегии и реализации целей и задач, обозначенных Елбасы на дальнейшую модернизацию страны.

В своем Послании народу «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана» от 2 сентября 2019 года Президент К.-Ж. Токаев отметил: «Общественный диалог, открытость, оперативное реагирование на нужды людей являются главными приоритетами в деятельности государственных органов». В своем втором Послании народу Казахстана от 1 сентября 2020 года в разделе – «Справедливое государство на защите интересов граждан» он особо выделил: «Ни один аспект социально-экономического развития не может быть успешно реализован без верховенства закона и гарантирования безопасности наших граждан. «Слышащее государство» – это, по сути, концепция строительства «Справедливого государства». Как видно из анализа Посланий Главы государства народу Казахстана основный упор направлен на реализацию конституционных прав граждан как социального, правового, демократического государства и справедливое распределение благ и обязанностей в обществе.

Глобальная пандемия и цикличные экономические кризисы стали серьезным испытанием на прочность для многих стран, в том числе и для Казахстана. Ведущие политики, руководители государств, эксперты аналитических центров высоко оценивают действия властей Казахстана в столь непростое время. Однако достаточно ли мы сами делаем для укрепления экономического потенциала и дальнейшего укрепления национальной безопасности страны? Оценку даст история. Но даже из поверхностного анализа заметно, что государственные структуры, общество не до конца осознают ответственность нынешнего поколения за дальнейшую судьбу страны. Особое внимание следует уделять правовому воспитанию граждан в нашем поликонфессиональном и полиэтническом обществе. Граждане должны не только сами соблюдать закон, но и помогать государству в борьбе и профилактике правонарушений. То есть надо формировать в обществе здоровую атмосферу неприятия коррупции и непотизма.

Для устойчивого и более высокого уровня развития Казахстану потребуется расширение общественного контроля, укрепление гражданского общества. Заслуживают серьезного внимания вопросы реформирования политической системы, местного самоуправления как главных элементов гражданского общества. Можно смело утверждать, что у второго и последующих президентов Казахстана будут не менее важные задачи. Сохранить, укрепить и развивать государство, обеспечить процветание общества, успешно пройти периоды кризисов – не менее сложно, а может быть даже будет труднее, чем обрести государственную Независимость. Современная историческая ситуация требует укрепления власти и ее модернизации за счет создания дополнительных каналов взаимодействия с гражданским обществом, перестройки форм и методов государственного управления, разработки программ пропорционального, устойчивого развития регионов. Особого внимания требуют вопросы укрепления обороноспособности Казахстана. Как отметил на заседании Совета безопасности в начале года Первый Президент Казахстана – Елбасы: «Как бы не менялись экономические, технологические, социальные реалии и внешние условия, наши национальные интересы незыблемы. Это суверенитет Казахстана и территориальная целостность, единство и политическая стабильность, благополучие граждан и социальная справедливость». Кроме того, председатель Совета безопасности указал на значимость «классических» видов национальной безопасности – внешней и военной, где основные вызовы связаны с ростом конфронтации внешних игроков, возможностью формирования зоны нестабильности в Центральной Азии и вокруг нее. «Концепция перевооружения Вооруженных сил и развития оборонной промышленности до 2030 года определяет долгосрочное видение по оснащению армии и отвечает новым технологическим вызовам. Отечественная оборонная промышленность является важной составляющей обороноспособности и ориентирована на потребности Вооруженных сил», – отметил Первый Президент Казахстана.

Анализируя усилия и достижения за тридцать лет, можно с уверенностью констатировать: Казахстан выбрал стратегически правильный путь, состоялся как демократическое, светское, правовое государство, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы.

Бауыржан ШЕРИЯЗДАНОВ,

кандидат политических наук,

ведущий научный сотрудник

Института истории государства

КН МОН РК

1680 раз

показано

10

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми