• Культура
  • 13 Декабря, 2021

УСТАМИ ПИСАТЕЛЯ ВЕЩАЕТ ЭПОХА

Сауле АБИКЕНОВА,

руководитель отдела Государственного

архива Карагандинской области

Когда выявленный источник расширяет наши представления о событиях и фактах истории, соответственно возрастает его значение. По мере введения источников в научный оборот и обретения статуса научной публикации, доступности для широких кругов исследователей их ценность возрастает многократно. Ныне расширяется значение документов личных архивов как составной части Национального архивного фонда Республики Казахстан. 

Документы личного характера – неотъемлемая часть историко-культурного наследия нашего государства. Их уникальность заключается в том, что события фактической жизни преломляются в них через восприятие, судьбы людей – свидетелей и участников событий.

В госархиве Карагандинской облас­ти работа по комплектованию этой категорией документов началась в 70-е годы минувшего столетия. В настоящее время насчитывается 7953 единиц хранения, что составляет 93 фонда личного происхождения и коллекций документов за 1896–2021 годы. Это фонды известных людей, наших земляков: ученых, первостроителей, писателей, артистов, спортсменов – Букетова Е. А., Ибрагимова Е., Макарова С. С., Гапеева А. А., Бродского М. С., Зуева-Ордынца М. Е., Аманжолова К. Р., Досмагамбетова С. К., Молдахметова З. М., Сапиева С. Ж. и др. Коллекции документов: «Войны-интернационалисты – карагандинцы», «Деятели литературы и искусства Карагандинской области», «Участники борьбы за установление Советской власти в Казахстане», «Герои Социалистического труда – карагандинцы», «Участники Великой Отечественной войны – карагандинцы», «Известные спортсмены – карагандинцы», «Почетные граждане города Караганды и Карагандинской области» и др.

Учитывая значение личности и большой вклад писателя, журналиста, почетного гражданина г. Караганды Бектурова Ж. К. в развитие литературы, публицистики, коллектив госархива Карагандинской области включил его в список лиц, документы которых подлежат государственному хранению.  

Нет сомнения, что документы личных архивов – незаменимый документальный источник. Собрать и сохранить для потомков документальные реликвии – долг архивистов.

Перед поступлением документального наследия Жайыка Бектурова в облгосархив была проведена целенаправленная работа: при жизни писателя с ним были установлены связи как с владельцем личного архива, велись переговоры о передаче документов на госхранение. После его смерти вдова писателя – Ж. Жахина приняла решение о передаче документов личного архива супруга госархив. В 1999 году была создана комиссия по передаче творческого наследия писателя под председательством зав. отделом внутренней политики и социальной сферы акима Карагандинской области К. Калышева.

В ходе проведения первичной экспертизы документов они были классифицированы по группам: литературные произведения, переписка, статьи, документы, рукописи Бектурова, произведения поэтов и прозаиков о нем, материалы о его участии в общественной жизни, о работе Жайыка Кагановича в Карагандинском меж­областном отделении Союза писателей Казахстана, документы к биографии, фотографии, негативы.

Наиболее значительную часть архива писателя составляют его литературные произведения. Как известно, он работал в разных жанрах. В его творческом активе множество рассказов, повестей, романов, поэм, стихов, очерков, статей и др.

Незаурядный талант и огромное трудолюбие, стремление в первую очередь к правде жизни, а затем к красоте формы способствовали творческому росту Бектурова от журналиста до мас­тера высокой словесности. Ему было свойственно новое видение мира, он воспринимал и изображал действительность в ее движении и противоречии. Можно смело сказать, что каждая книга писателя имеет свою историю. Каждая книга – поступок. Поставленные рядом в хронологическом порядке они рассказывают о жизни писателя во много раз больше, чем он сам рассказал бы. Без сомнения, таким произведением в его творчестве является роман «Таңба» /Төгілген ар/.

В начале 1942 года, будучи офицером и редактором газеты 105 кавалерийской дивизии, по ложному политическому доносу Бектуров был арестован и осужден особым совещанием НКВД СССР на 10 лет лишения свободы. Отбывал срок в Ивдельлаге Свердловской области. О годах, проведенных в неволе, о жестоких испытаниях лагерной жизни, о Молохе тоталитаризма, уничтожившем весь цвет нации, национальную элиту, о политических репрессиях – его роман «Төгілген ар», состоящий из трех частей.

Работа над романом была начата в конце 40-х годов и закончена в 1989 году. Первая часть произведения опуб­ликована впервые в 1996 году в журнале «Жулдыз», а в 1997 году в издательстве «Казахстан» вышел весь роман под названием «Таңба».

Жизнь в Ивдельлаге, суровые испытания тех лет, столкновение с несправедливостью, жестокостью, беззаконием стало жизненной школой для писателя. Позднее воспоминания о тех годах легли не только в основу романа «Таңба», но и ряда произведений: романа «Сырласу», поэм «Этап», «В Сибири», стихотворений «Горячий карцер», «В таежном зимнем холодном карцере» и т. д.

В фонде писателя хранятся ценные машинописные варианты романа с авторскими правками, комментариями, дополнениями и рукописными вставками. В личном архиве Бектурова есть также машинописные варианты неопубликованного романа «Сырласу», роман в стихах «Тайбурылдын өлімі» /о смерти тулпара/, опубликованный в газете «Орталық Қазақстан» к 80-летию писателя. Их ценность в том, что на рукописях романа и его газетных пуб­ликациях имеются авторские правки и автографы.

Жайык Бектуров – художник многопланового творчества, им написаны в разные годы и опубликованы повести «Последние мгновенья Сакена», поэмы «Поэт и подлец», «Ханшаим», «Письмо сестре» др. Он принадлежал к той группе писателей, жизнь и творчество которых неразрывно слиты с борьбой, стремлением к обновлению родной страны.

В литературе ничто не возникает без опоры на предшествующие традиции и ничто не остается без продолжения. Бектуров Ж. К. являлся писателем, отдавшим свою жизнь борьбе за живое, действенное слово. Он в полный голос говорил о лучших людях своей нации. Им написаны большие историчес­кие очерки: «Үш Әлекен», «Жертвы террора», «Заговорили фотографии», «Жаужүрек», «Өрт пен дерт», «Абайға алғыс» и др.

И. С. Тургенев был убежден, что писателю нужно знать значительно больше, чем впоследствии думает о них читатель. Именно таким запомнился наш земляк.

Он был автором многочисленных очерков о видных общественных и политических деятелях, о представителях казахской интеллигенции, репрессированных в 30-40-е годы: А. Бокейханове, С. Са­фарбекове, Т. Рыскулове, А. Досове, М. Жумабаеве и др. В фонде писателя значительное место занимают рукописи, машинописные варианты, газетные публикации его многочисленных очерков, литературных портретов о Ч. Валиханове, М. Ауэзове, И. Джансугурове, С. Муканове, А. Маргулане,

Е. Бу­кетове, Г. Потанине, А. Ермекове и др.

Заметную часть творческого наследия писателя составляют стихи, большинство из которых вошло в сборник «Өткел» /Переправа/. Вот некоторые из них: «Қарындаспен қоштасу», «Бозторғай», «Ќөміртау мен Теміртау», «Қозы-Корпеш – Баян Сулу», «Кісілік неде?», «Қара жүрек», «Өмір жолы», «Бір адамға» и др. В его фонде представлены стихи о родной природе, стихи для детей, стихи-посвящения близким, родным, друзьям, коллегам. В его стихах, удивительно тонких и поэтичных, мир предстает во всем многообразии. В бектуровских строках ощущается любовь к своему краю, восхищение родной природой, они пронизаны тонким лиризмом, душевной теплотой, затрагивают самые нежные струны души человека, вызывая эмоциональное пробуждение и всплеск чувств. И как хорошо, что писатель сохранил как рукописные, так и машинописные варианты художественных и публицистических сочинений.

Интересна и переписка Жайыка Кагановича. В его личном архиве хранятся письма известных писателей, поэтов, литераторов – А. Сейдимбека, А. Маргулана, Ш. Валиханова, А. Нуршаихова, В. Лациса, С. Маршака, Е. Бирманова, Ю. Герта, А. Тажибаева и др.

Отдельную опись составляют многочисленные статьи Бектурова-журналиста, опубликованные в респуб­ликанских, областных газетах. Тематика самая разнообразная. Но пристальное внимание он уделял дружбе народов, взаимообогащению культур, истории, традиции казахского народа. Несомненный интерес представляют фотографии, негативы, где Бектуров Ж. К. запечатлен в разные годы жизни. На фотографиях зафиксированы встречи, обмен мнениями с такими видными представителями литературы, науки, как С. Муканов, Г.  Мустафин, А. Кекильбаев, О. Сулейменов, Е. Букетов и др.

Большой интерес для исследователей представляет личный фонд Бектурова. Ведь его творческая траектория от статей, очерков, поэм, стихов до романа «Таңба» – это путь неуклонного восхождения к высотам художественного мастерства и познания мира в свете демократических идей своего времени. Документы личного архива экспонировались на выставке в юношеской биб­лиотеке им. Ж. Бектурова на презентации открытия музея. По документам фонда подготовлен ряд публикаций в респуб­ликанских и областных журналах, газетах. В 2002 году в издательстве «Казахстан» вышла в свет книга о Бектурове Ж. К. под редакцией Н. Оразбека. При составлении книги были использованы документы личного фонда писателя. Издание книги явилось настоящим подарком к 90-летию литератора.

А. А. Редол писал: «Человек рожден, чтобы быть творцом, и все мы мечтаем вылепить из грязи сияющую розу». Ж. Бектуров как художник честно и достойно выполнил свою миссию. Он дал нам возможность заглянуть в прошлое, чтобы осознать настоящее и строить будущее. Именно собирать и бережно хранить объективный источник живого слова наряду с документальными сведениями – долг архивиста. Прислушаемся: устами писателя вещает эпоха.

Толерантность, человечность, уверенность, вера необходимы на новом демократическом этапе жизни государства, и уроки истории мы черпаем из таких источников, как документы.

1226 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательно заполните поля *

МЫСЛЬ №7

10 Июля, 2022

Скачать (PDF)

Редактор блогы

Аяған Өтенұлы Сандыбай

Блог главного редактора журнала «Мысль»