• Культура
  • 30 Ноября, 2021

ИСКУССТВО ДОБРА И СПРАВЕДЛИВОСТИ

Кенжеболат ЖОЛДЫБАЙ, 
политолог

Литератор и политик Массимо Д’Адзельо, бывший премьер-министр давно канувшего в историю Сардинского королевства, выступая в Турине, столице старого королевства, произнес фразу, ставшую одной из наиболее знаменитых итальянских крылатых выражений. «Abbiamo fatto l’Italia, ora dobbiamo fare gli italiani», то есть «Мы создали Италию, теперь мы должны создавать итальянцев». С тех пор итальянские правители всех политических окрасок только тем и были заняты, что «создавали итальянцев». К примеру, вот уже в течение 150 лет Италия на основе римского права, суть которой: честно жить, не вредить другому и каждому воздавать свое, пробует создать правильных итальянцев.

У казахов тоже есть достойные сыны, вписавшие свои имена на скрижали истории навечно. Одним из них является Асан Қайғы (конец XV века – 1460-е годы) – поэт, философ, автор многих слов-назиданий. Он был наставником и советником первых казахских ханов Керея и Жанибека. Предположительно именно он их вдохновил на создание нового праведного государства, мечтал о счастливом будущем для свое­го народа, страстно желая преобразовать родную степь в край изобилия и достатка, в обитель добродетели и гармонии, где будет жить счастливый, миролюбивый, вольный народ, которому будут служить сильные и мудрые ханы. Он получил прозвище Печальный, потому что видел, насколько реалии жизни далеки от его идеала и мечтаний о справедливом обществе. Поэтому доктрина Асан Қайғы – Жер-Ұйық (Земля обетованная) – фактически стала нацияобразующей идеей народа ҚАЗАҚ.

Да, казахский народ, сформировавшись на рубеже XIV–XV веков, в ходе поиска для себя лучшей доли, образно говоря, «тысячи раз умирал и тысячи раз воскресал» (Д. Молдагалиев). Наконец, многовековая мечта предков сбылась. Ровно 30 лет тому назад мы обрели Независимость, и сразу прописали в своей Конституции, что Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. А основополагающими принципами деятельности республики являются: общественное согласие и политическая стабильность, экономическое развитие на благо всего народа. Как известно, честный добросовестный труд, духовная порядочность, законопослушность общества – это залог достижений целей любых реформ.

И еще. «Закон – это искусство добра и справедливости», говорят в народе. Хотя есть и такой исторический пример. Когда Наполеону принесли проект Конституции, он на полях быстро написал: «Да, да – так и пишите, кратко и непонятно». Гениальная мысль с точки зрения императора, когда закон можно толковать так, как тебе удобно. А в простонародье об этом говорят: «Закон – что дышло, куда повернул – туда и вышло». Но такого в правовом государстве, естественно, быть не должно. Ибо в 30-40-х годах ХХ столетия, несмотря на наличие хороших законов, в результате повсеместного нарушения законности миллионы людей без вины, без суда, без предоставления права на защиту были привлечены к ответственности. В новых условиях эти обстоя­тельства должны быть устранены. Ведь спокойствие и созидательный настрой складываются из простых слагаемых: постоянной и достойно оплачиваемой работы, мирной и спокойной жизни, уверенности в завтрашнем дне и будущем своих детей. И если государство заботится и поддерживает тебя, то и ты должен помогать своей стране.

Важность формирования правового общества вытекает также из положительного опыта других демократических государств, из политики усиления гарантий прав и свобод и интересов человека и улучшения их защиты, из целей успешного решения широких задач, стоящих на современном этапе развития – достичь более высокого качества жизни, жить в свободной и процветающей стране.

Следует отметить, что за годы Независимости проделана большая работа в деле становления правового государства. Как известно, Парламент – высший представительный орган страны, осуществляющий законодательные функции. В Республике Казахстан законодательную власть осуществляет двухпалатный парламент: Сенат и Мажилис, действующие на постоянной основе. Депутаты парламента избираются непосредственно народом. Решения законодательной власти обязательны к исполнению соответствующими субъектами права. Исполнительную власть осуществляет Правительство РК, возглавляющее всю систему исполнительных органов и осуществляющее полное руководство их деятельностью. Судебная же власть предоставляется Верховному Суду РК и нижестоящим судам, осуществляется от имени Республики Казахстан и имеет своим назначением защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, обеспечение исполнения норм Конституции, законов и иных нормативных актов.

Принят и действует План нации – 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ, одной из которых является «Обеспечение верховенства закона». Казахстан первым из стран СНГ 02. 07. 1998 года принял Закон «О борьбе с коррупцией», который направлен на защиту прав и свобод граждан, обеспечение национальной безопасности Республики Казахстан от угроз, вытекающих из проявлений коррупции. Данный Закон также направлен на расширение демократических начал, гласности и контроля в управлении государством, на укрепление доверия народа к государству и его структурам, стимулирование компетентных специа­листов к поступлению на госслужбу, создание условий для неподкупности лиц, выполняющих государственные функции. Казахстан присоединился к международным конвенциям по правам человека. Учрежден институт уполномоченного по правам человека. На днях Республика Казахстан избрана членом Совета по правам человека ООН на 2022–2024 годы. Гласность и доступ общества к информации в Казахстане закреплены Конституцией. Создан и успешно действует представительный и авторитетный по составу Национальный совет общественного доверия, разработана концепция «Слышащего государства», призванная укрепить диалог между государством и гражданами.

В своем Послании 2019 года Президент К.-Ж. Токаев сказал: «Наша общая задача – воплотить в жизнь концепцию «Слышащего государства», которое оперативно и эффективно реагирует на все конструктивные запросы граждан. Только путем постоянного диалога власти и общества можно построить гармоничное государство, встроенное в контекст современной геополитики. Поэтому необходимо поддерживать и укреплять гражданское общество, вовлекать его в обсуждение наиболее актуальных общегосударственных задач с целью их решения».

Да, нам очень нужен был такой совет, где спор велся бы не заочно, а «вживую», где сторонники самых разных идейных направлений могли бы свободно обмениваться взглядами. Где любое мнение было бы выслушано и всякое конструктивное предложение было бы принято. По этому поводу в интервью телеканалу Euronews Президент Касым-Жомарт Токаев сказал: «Приоритет моей политики – это привлечение молодежи к власти, к решению вопросов государственного значения. Только диалог может помочь выйти на решение острейших проблем, которые сейчас действительно, возможно, существуют в нашем обществе». В выступлении на заседании Национального совета общественного доверия 20 декабря 2019 года он заявил также: «Посредством диалога мы формируем основу новой политичес­кой культуры. На передний план выходят плюрализм мнений, конструктивная позиция и ответственность. Мы преодолеваем боязнь альтернативной точки зрения. Власть не считает, что несог­ласие – общественно опасное явление. Моя формула «разные мнения – единая нация» нашла свое прямое воплощение в Национальном совете общественного доверия. Это не просто лозунг или идея, а уже реальное действие».

Действительно, сегодня уже можно говорить и о первых результатах. Так, если мирные акции не преследуют цель нарушения закона и покоя граждан, то в установленном законом порядке даются разрешения на их проведение, для чего выделяются специальные места, и не на окраинах городов. Для усиления политической конкуренции снижено пороговое требование для регистрации партий. Создать политобъединение смогут 20 тысяч единомышленников, а не 40 тысяч, как было. Порог прохождения политических партий в Мажилис Парламента снижен с 7 до 5%. Глава государства заявил и о необходимости для избирателей голосовать против всех на выборах всех уровней. «Идея альтернативного мнения и голосования против всех тоже должна быть нормой для нас. Поэтому бюллетени на всех уровнях должны иметь пометку «против всех», – уверен он. К.-Ж. Токаев также поддержал предложение члена НСОД, видного адвоката Айман Умаровой о перенесении статьи 130 («Клевета») из Уголовного Кодекса в кодекс об административных правонарушениях.

Одним словом, «разрешено все, что не запрещено законом». Однако этим принципом следует пользоваться весьма разумно. Он предполагает наличие определенного уровня политической и правовой культуры, умение соотнести свой личный и общий интересы, соблюдение общепринятых норм поведения. Причем законы подлежат безусловному выполнению всеми: и властвующими, и подвластными. Правовое государство в известном смысле – государство законности. Между этими определениями можно поставить знак равенства. На недавнем расширенном заседании Совета Ассамблеи народа Казахстана Глава государства сказал: «Мы приняли очень хороший закон о мирных собраниях. Кто бы чего ни говорил, это серьезный шаг вперед к развитию демократии. Никто не препятствует мирным собраниям, демонстрациям. Там все четко прописано, даже официальных разрешений не нужно получать. Эти собрания, эти демонстрации могут проводиться в режиме уведомления». Однако и это лишь небольшое требование «почему-то некоторые наши граждане считают возможным нарушать», отметил К.-Ж.Токаев. В частности, он подчеркнул, что «некоторые многодетные матери выходят на незаконные акции, устраивают скандалы, нарушают общественный порядок», не преминув при этом заметить: «Я пре­дупреждаю, что подобного рода действиям будет дана правовая оценка. Задача Генпрокуратуры – продолжить разъяснение данного закона нашим гражданам. А задача всех правоохранительных органов – поддерживать общественный порядок в соответствии с нашим законодательством». То есть, требуется точное и неуклонное соблюдение исполнения всеми участниками общественных отношений именно правовых законов. Надо отметить, правовое государство предполагает последовательное воплощение в жизнь взаимной ответственности государства и личности.

Демократия – это общество, в котором все уважают и исполняют законы. Правда и в том, что демократическому обществу положена критика. Однако критика не должна разваливать, а укреп­лять государство. При этом свобода слова – именно тот механизм, который на основе консенсуса позволяет решать любые спорные вопросы, играющие немаловажную роль в жизни общества. Ведь, как гласит народная мудрость: «в споре рождается истина». Надо только уметь слушать и слышать друг друга. И чтобы наша жизнь стала лучше, нужно постараться самим, никто за нас ничего не сделает. Неслучайно говорят, что человек творец собственного счастья. Если ты сам будешь ответственным и порядочным, то и твое окружение станет таковым, а значит, и все общество. Так что улучшение мира надо начинать с самого себя.

Можно, наверное, даже нужно требовать от власти больших гражданских свобод, расширения демократии, отмены всех искусственных барьеров и ограничений. Но мы не станем по-настоящему свободной и демократической страной, пока не овладеем культурой общественной дискуссии, пока и дальше будем оставаться столь же непримиримыми и самонадеянными. Конечно, медленно и мучительно «выдавливать тоталитариста из себя» куда труднее, чем громогласно требовать демократии от других. Но все-таки надо начинать именно с этого. По всей видимости, гораздо проще быть вечными оппозиционерами, которые постоянно кого-то критикуют, но никогда не берут на себя ответственности и реальных дел никогда не совершают. Некоторым гораздо удобнее существовать вот в таком качестве. Они привыкли призывать своих сторонников к противоправным действиям по любому поводу. Их не устраивает ровным счетом ничего, что происходит в стране. Они намеренно «бросают» людей в гущу провокационных акций, совершенно не заботясь об их дальнейшей судьбе. Надо всегда помнить, что есть небольшое число людей, которые не понимают сути вопроса. Но идя на поводу у отрицающих закон «активистов», они тем самым создают опасный прецедент потакания безответственному кликушеству. Вообще надо иметь определенный склад ума и чувствовать себя крайне неудовлетворенно, чтобы вымещать свою злость на других. Так же как и любые оскорбительные и голословные обвинения нельзя считать свободой слова. Меня удивляет, когда люди, недовольные по тем или иным причинам, не пытаются оформлять свой гражданский протест в законные, настойчивые (и вполне эффективные) действия. Наверное, в большей степени из-за иждивенческих настроений. По этому поводу и К.-Ж. Токаев, обращаясь к одной из участниц упомянутого выше заседания Совета Ассамблеи народа Казахстана, заметил: «Вы очень правильно высказались о проблеме иждивенчества – полагаю, что это очень актуальная общественная, можно сказать, и политичес­кая проблема».

Нельзя исключать также фактор правового нигилизма населения. Не могу не сказать и о представителях власти, позволяющих себе «переступать» через правовые нормы ради достижения собственных целей, подменять законность целесообразностью, издавать подзаконные акты в противовес законам. При этом, если учесть, что дает волю ведомствам корректировать законы по своему усмотрению, ущемляя права и интересы граждан, то становится понятным почему граждане теряют доверие к праву.

 Свежий пример по теме. 21 октября этого года казахстанские СМИ удивили новостями из Парламента. На одном из заседаний рабочей группы Мажилиса по обсуждению поправок в законодательство о судебной системе депутат Нурлыбек Ожаев предложил запретить публиковать в социальных сетях и СМИ информацию о любых судебных процессах, если решения по ним не вступили в законную силу. Вот что говорит по данному поводу президент Международного фонда защиты свободы слова «Әділ сөз» Тамара Калеева: «Меня изумляют идеи некоторых наших депутатов все запрещать. Один предлагает блокировать социальные сети, второй из-за отдельных субъективных публикаций требует запретить освещение всех судебных процессов. Невзирая на то, что у нас гласность судебного процесса закреплена в Уголовном и Гражданском процессуальных кодексах». Далее она сетует: «Неужели депутат этого не знает, если предлагает разом искалечить все законодательство, подставить Казахстан в имиджевом плане и лишить общество права на получение информации?». Калеева считает слова депутата неудачной попыткой стать популярным. А лично мне действие данного депутата напомнил забавный случай о том, как в античные времена законодатель фурийцев велел, чтобы всякий, стремящийся уничтожить какой-нибудь из старых законов или ввести в действие новый, выходил перед народом с веревкой на шее с тем, чтобы если предлагаемое им новшество не найдет единогласного одобрения, быть удавленным тут же на месте.

По мнению же директора Экспертного института Европейского права и прав человека, доктора юридических наук Марата Башимова, госорганы боятся внести конструктивные, позитивные изменения в защиту конституционных прав наших граждан, говорят одно, а делают другое, словом, «двойные стандарты» в этой сфере. В частности, он полагает, что идет открытый саботаж по закону об Уполномоченном по правам человека со стороны Верховного суда, хотя везде и всюду заявляет, что он сторонник эффективных, позитивных реформ во благо человека. В результате омбудсмен лишен права обращаться в суд с иском в защиту прав и свобод; знакомиться с оконченными производством материалами, решениями судов, вступившими в законную силу; с прек­ращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел; не может обращаться с апелляционными и надзорными жалобами по судебным делам и так далее. «Есть еще много других вопросов, – говорит Марат Советович, – все это вызывает крайнее недоумение и возмущение у многих представителей гражданского общества, экспертов, ученых». И одним из самых резонансных примеров коррупции и хищений бюджетных средств он называет проект строительства LRT, в котором, по его мнению, общество возмущают уже даже не сам факт хищений, а их гигантские размеры и брошенные по всей столице незаконченные бетонные опоры, превратившиеся в тысячу памятников воровству и безнаказанности.

Все это пугает население и препятствует развитию правовой культуры. Следовательно, пагубно отражается в сознании людей безнаказанность за противоправные деяния. Безнаказанность вдохновляет, вселяет уверенность либо просто провоцирует новые средства и пути «обхода» права. Отсюда проистекают социальная, правовая, нравственная, политическая дезориентации граждан. В наши дни правовой нигилизм, к сожалению, особенно в форме коррупции, носящей деструктивный характер, наносит большой вред как гражданам, так и государству в целом. В связи с этим настало время активизировать правовую работу по выработке путей преодоления и, что немаловажно, предупреждения правового нигилизма в Казахстане. Я считаю нужным внедрить в программу школьного образования новый учебный предмет «Правовое воспитание». Для этого надо разработать Концепцию правового воспитания несовершеннолетних, а также меры повышения правового сознания и правовой культуры через пропаганду в СМИ, Интернет-ресурсы и массовые мероприятия.

Ключевой проблемой является процесс оптимизации усилий как со стороны государства, так и со стороны граждан по преодолению правового нигилизма. Необходимо активно формировать в обществе уважительное отношение к праву, осознать его социально-политической ценности и значимости для справедливого регулирования общественно-политических отношений. Следовательно, сегодняшний день настоятельно требует более глубокого политологического осмысления причин правового нигилизма, сущности этого явления, выработки политико-правовых механизмов и средств борьбы с этим явлением. Все эти меры были бы логичны и справедливы, они крайне важны обществу для реализации концепции Президента Касым-Жомарта Токаева о «справедливом обществе и эффективном государстве».

 г. НУР-СУЛТАН

1546 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми