• Общество
  • 30 Ноября, 2021

РЕФОРМЫ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Баян АБДРАХМАНОВА,

кандидат экономических наук,

директор Центра стратегического анализа

Института экономических исследований

В текущем году произошли кардинальные реформы в системе государственного планирования страны. Происходящие события в мире, связанные с кризисом пандемии, потребовали как внед­рения новых инструментов планирования, так и актуализации стратегических документов с учетом глобальных трендов.

Если говорить о новых инструментах, то в иерархию системы государственного планирования вошли следую­щие документы: общенациональные приоритеты, концепции развития отрасли/сферы и национальные проекты. При этом концепции развития отрасли ранее имели место быть как документы планирования, но они не были включены в иерархию и, соответственно, не подлежали мониторингу и оценке.

Общенациональные приоритеты по иерархии документов расположились вслед за Стратегией развития Казахстана до 2050 года, что говорит об их степени важности. Это основные направления и приоритеты развития страны с установленными целевыми показателями, реализация которых позволит стране приблизиться к главной цели – войти в 30-ку развитых государств мира в 2050 году.

Таким образом, до 2025 года определены 3 направления, 10 приоритетов и 18 целевых показателей.

В первом направлении «Благополучие граждан» это три общенациональных приоритета: справедливая социальная политика, доступная и эффективная система здравоохранения, качественное образование. Основными результатами реализации данных приоритетов в 2025 году станет рост реальных денежных доходов и доли доходов 40% наименее обеспеченного населения, повышение ожидаемой продолжительности жизни, улучшение результатов школьников в Международной программе по оценке образовательных достижений учащихся и попадание большего количества вузов в Мировой рейтинг университетов.

Четыре приоритета во втором направлении «Качество институтов»: справедливое и эффективное государство на защите интересов граждан, новая модель государственного управления, культивирование ценностей пат­риотизма, укрепление национальной безопасности. Достижениями реализации приоритетов являются улучшения позиций страны в соответствующем направлении в таких международных рейтингах как Индекс верховенства закона, Глобальном индексе конкурентоспособности Всемирного экономического форума, Индекс учета мнения и подотчетности государственных органов, Индекс политической стабильности и отсутствия насилия Всемирного банка, Индекс восприятия коррупции. Также одним из результатов является повышение уровня удовлетворенности населения реализуемыми в стране политикой, который будет определен исходя из независимых социологических опросов.

В третьем направлении «Сильная экономика» три приоритета – построение диверсифицированной и инновационной экономики, развитие экономичес­кой и торговой дипломатии и сбалансированное территориальное развитие. Результатами реализации данных приоритетов являются увеличение объемов валовой добавленной стоимости несырьевого сектора экономики и обрабатывающей промышленности, рост несырьевого экспорта услуг, валового притока иностранных инвестиций, сокращение разрыва между регионами, повышение уровня удовлетворенности населения качеством работы местных исполнительных органов.

Таким образом, являясь вторым по важности документом системы стратегического планирования, общенациональные приоритеты задали курс развития страны на среднесрочный период – до 2025 года.

Вслед за общенациональными прио­ритетами по иерархической значимости расположились Национальный план развития Республики Казахстан до 2025 года (далее – Национальный план) и Стратегия национальной безопасности Республики Казахстан, которые заложили основу для реализации 10 общенациональных приоритетов и были актуализированы в текущем году. Учитывая, что Стратегия национальной безопасности Республики Казахстан имеет гриф секретности, в данной статье описывается только Национальный план.

Национальный план в новой редакции сменил ранее Стратегический план развития Республики Казахстан до 2025 года и сформировал основные парамет­ры нового экономического курса страны, направленного на нивелирование последствий коронакризиса и обеспечения качественного экономического роста.

Стоит отметить, что если ранее в предыдущем документе предусматривались меры в рамках 7 политик и 7 реформ, то в текущем документе это 10 общенациональных приоритетов, в каждом из которых предусмотрено решение ряда задач и определены стратегические показатели до 2025 года, часть из которых каскадированы из общенациональных приоритетов.

Так, для обеспечения справедливой социальной политики заложена реализация мер по содействию продуктивной занятости населения, обеспечению социального благополучия. Доступная и эффективная система здравоохранения будет обеспечена путем формирования здорового образа жизни, повышения доступности и качества медицинских услуг, развития кадрового потенциала и научной медицины, создания единого цифрового пространства здравоохранения. Качественное образование – через реализацию мер по обеспечению доступа и равенства в сфере образования, созданию благоприятных условий и среды для обучения, повышению качества образования, эффективности управления и финансирования образования, развитию человеческого капитала для цифровой экономики, развитию казахстанской науки.

Справедливое и эффективное государство будет обеспечено за счет реализации мер по повышению доверия к судебной системе и качества правосудия, формированию сервисной модели правоохранительных органов, защите интересов граждан и бизнеса, совершенствованию законодательства и правоприменения, превенции коррупции.

Переход на новую модель государственного управления будет обеспечен путем улучшения взаимодействия граждан с государством, повышения эффективности государственного планирования, оптимизации государственного аппарата, проактивным форматом оказания государственных услуг.

Важным условием культивирования ценностей патриотизма является сохранение национальной идентичности, модернизация сознания каждого гражданина, нацеленной на ответственное отношение к окружающему миру, активное участие в общественной жизни.

Политика государства в области национальной безопасности будет направлена на защиту прав человека, ценнос­тей казахстанского общества.

Диверсифицированная и инновационная экономика будет построена на основе «новой повестки» развития предпринимательства, направленной на стимулирование и развитие экономической активности предпринимателей, эффективную защиту частной собственности и конкуренции. Основным результатом станет формирование конкурентоспособных отечественных предприятий.

Развитие экономической и торговой дипломатии будет реализовано путем расширения торгово-экономического сотрудничества, продвижения и защиты национальных интересов через активное участие в международных интеграционных объединениях.

Сбалансированное территориальное развитие – через раскрытие потенциала регионов и укрепление конкурентоспособности их социально-экономических систем. Пространственное развитие Казахстана будет направлено на повышение экономической и демографической плотности, повышение внутренней связанности через «экономические коридоры». Предусмотрен ряд мер по развитию «зеленой» экономики и охране окружающей среды.

Измерителями прогресса реализации мер Национального плана являются стратегические показатели, которые отражены в Карте стратегических показателей. При этом, если ранее Карта стратегических показателей была отдельным документом, утверждаемым приказом министра, то на сегодня она вошла приложением в Национальный план.

В целом, это 41 стратегический показатель, часть из которых являются показателями Общенациональных приоритетов, которые разбиты по годам, отраслям и регионам (при возможности разбивки) с закреплением ответственности по достижению показателей. Стоит отметить, что это не только количественные, но и качественные показатели, такие как удовлетворенность населения качеством услуг здравоохранения, дошкольного и среднего образования, экологическим качеством жизни, проводимой политикой государства, а также международные рейтинги, которые позволяют определить место страны в сравнении с другими странами.

Как было отмечено выше, в иерархию документов также вошли концепции развития отрасли/сферы и национальные проекты, при этом в первом описывается видение развития отрасли/сферы, во втором – механизмы реализации.

Касательно концепции развития отрасли/сферы стоит отметить, что в настоящее время проводится работа по их подготовке. На сегодня утверждены только два документа – Концепция развития местного самоуправления до 2025 года и Концепция обучения в течение всей жизни (непрерывное образование). Также стоит отметить, что ранее было раздутое количество концепций (приблизительно около 40), но они не входили в систему государственного планирования. На сегодня стоит задача по их оптимизации и переработке с учетом изменений как в системе государственного планирования, так и приоритетов страны.

Президент РК в своем Послании народу Казахстана в сентябре 2020 года сказал о необходимости перехода на формат лаконичных национальных проектов и в качестве целеполагания определить главенство результата над процессом.

И вот в текущем году вместо 15 государственных программ разработаны и утверждены 10 нацпроектов, которые в целом оптимальные по объему и представляют собой документы в табличной форме, где четко отражены направления, задачи, показатели, взаимоувязанные мероприятия со стратегическими показателями Национального плана и показателями Целей устойчивого развития. Отличительной особенностью национальных проектов от государственных программ, помимо лаконичного изложения, являются определение финансовой обеспеченности на весь период реализации документа с отражением источников финансирования, персональной ответственности за реализацию каждого пункта, инструментов проектного управления.

При этом отдельные мероприятия государственных программ нашли отражение в национальных проектах, так как они уже реализуются, и их исключение было бы неправильным. Вместе с тем мероприятия, которые относятся к текущей деятельности государственного органа, отсутствуют в национальных проектах, поскольку будут реализованы в рамках их планов развития. Кстати, если ранее были стратегические планы государственного органа, то сегодня это планы развития.

Таким образом, кардинальные изменения в системе государственного планирования в ответ на внешние вызовы начали действовать с текущего года. Успешность достижения намеченных целей и решения поставленных задач по большей части теперь зависят от механизма их реализации. Особый акцент будет сделан на процесс мониторинга реализации документов, результаты которого служат основой для их корректировки в случае выявления рисков несвоевременной или некачественной реализации документов. К тому же в сис­теме государственного планирования предусмотрен оперативный мониторинг в соответствии с методами и подходами проектного управления.

г. НУР-СУЛТАН

1802 раз

показано

4

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми