• Общество
  • 30 Ноября, 2021

НОВЫЕ ТОЧКИ РОСТА

Наша гость директор «Издательского дома» В. И. Захарченко. Она по профессии журналист. За ее плечами сотни интервью, пуб­ликовалась в республиканских и центральных газетах и журналах СССР. Стояла у истоков создания первой в истории региона частной телестудии «Интерстан». Академик Академии журналистов Казахстана. Неспроста выпускница журфака КазГУ в свои неполные 24 года стала Заслуженным деятелем культуры Казахской ССР, такого высокого статуса в тоталитарном обществе добивались немногие, тем более журналисты-аналитики. Однако, как написал ее коллега по костанайской областной газете «Ленинский путь», где Валентина успешно трудилась заместителем главного редактора, в конце 90-х неожиданно исчезла из медиа­пространства на долгие годы. И вот накануне 30-летия Независи­мости Республики Казахстан она выкроила время для нас. 

– Валентина Ивановна, вы теперь бизнесмен, директор «Издательского Дома»... Издательский Дом – это бренд города Костаная…

– Ну, бренд – это громко сказано. Наша компания – ровесник Независимости Казахстана. И она вместе с рес­публикой прошла все этапы становления. История предприятия началась с маленького коллектива, которому поначалу пришлось арендовать помещения. В какой-то момент все эти переезды сильно утомили. И тогда родилась мысль строить собственное помещение. На дворе 1992 год. Полная разруха. А мы чуть ли не единственные в городе начинаем строительство. Я до мозга костей гуманитарий. И мне приходится вплотную заниматься делом, о котором я раньше понятия не имела. Но зато, какие навыки я приобрела в строительстве, в будущем мне это сильно пригодилось. Средств на строительство катастрофически не хватало. И хотя предприятие создавалось, как полиграфичес­кое, приходится заниматься всем, что приносит хоть какой-то доход. Рядом с прилегающей территорией – городская свалка, мы устраиваем субботники и на ее месте разбиваем сад. Сейчас смотрю на высоченные тополя и елки и думаю: вот они свидетели того времени, ровесники нашего Дома. Одновременно прокладываем коммуникации, подводим воду, тепло.

Нам пришлось пройти путь турбулентности и тотальной неопределенности. Иногда во мне просыпались демоны, которые выплескивались в виде разочарования, злости, неуверенности. «Зачем, – думаю, – мне все это?». Я себя успокаивала: тяжело всем. Тяжело стране, без зарплаты сидят бюджетники, на свои мелкие сбережения живут пенсионеры, пол страны торгует на базарах. Верю, что наступят другие времена.

И они наступили. Сегодня наша компания – многопрофильное предприятие с законченным циклом полиграфичес­кого производства, которое в состоянии печатать любые тиражи. Мы занимаемся изготовлением полиэтиленовой и бумажной упаковки, наружной рекламы любой сложности. Построили цеха, снабдив их современной техникой. Мы научились работать красиво и качественно. Нас любят многие клиенты. Есть люди, которые трудятся в нашей компании со дня ее основания.

– Коль вы заговорили о кадрах, самое время спросить, как сегодня в вашей компании обстоят дела с персоналом?

– Вы задаете очень болезненный вопрос. Понятно, что успех любого производства определяет человек. Я не открою Америку, если скажу: проблема персонала сегодня острейшая как в государственных структурах, так и в частных. Прогноз на будущее неутешительный, очевидно, что кадровый голод будет только нарастать, и тенденция эта с каждым годом только усиливается. На каждом спектре рынка объяснение свое. Например, наш бизнес более интеллектуальный, более творческий и требует очень большой отдачи. Для того, чтобы стать профи, нужно быть образованным в целом и понимать, чем ты ценен можешь быть компании. Наши требования очень часто не соответствуют реальному уровню соискателя. Людей, которые во все вникают, которые имеют интерес и сами себя делают очень мало.

Я уважаю специалистов, знающих себе цену, но часто сталкиваюсь с тем, что некоторые заявления о поступлении на работу не могут написать без ошибки, но зато какой собственный ценник заламывают! Когда я встречаю людей с общей адекватностью, уровнем культуры и нормальными взглядами на жизнь, считаю это большой удачей. Жизнь заставила нас развивать систему внутреннего обучения. Ведь понятно, что никто нам готовых специалистов не предоставит. Если мы видим задатки в соискателях, то таких ценим и стараемся вовлекать во все наши проекты, говорим с ними на одном языке с первых дней и прививаем компетенции, которые им понадобятся в самостоятельной работе. У нас есть очень опытные, преданные компании сотрудники, которых я называю своим «золотым» фондом и всячески их мотивирую. Только так можно удержать таланты. Ведь, в конечном счете, они делают репутацию и имидж предприятию. Стараюсь закрепить за ними новичков, которых сразу преду­преждаю: «Не спешите говорить, что это сделать невозможно. Нет невозможного, есть трудновыполнимое. Старайтесь. Мы рядом – поможем».

– Была ли мысль уехать из города?..

– Я откровенный человек. И если скажу, что такая мысль никогда не приходила в голову, будет неправдой. Многие очень близкие мне люди давно покинули наш город. Кто-то уехал в Россию, кто-то в Германию, Канаду… С их отъездом поменялся мой образ жизни, исчезла атмосфера, которую, как мне казалось, трудно повторить. Вот эта рефлексия об утраченном прошлом меня долго преследовала. В такие минуты приходила мысль: а, может, мне тоже махнуть. Но что-то не отпускало. Нет, я не боялась покинуть зону комфорта. Причины были в другом. Я родилась в Костанае, здесь окончила школу, здесь могилы моих родных. К тому времени у меня уже был бизнес, со мной работали люди, которых я просто не могла предать. Не было уверенности, что в другом месте я буду себя счастливее чувствовать, чем здесь. Для меня это было важнее, чем что-то другое.

– В свое время вы были известным журналистом…

– Скажу банальную вещь: журналистов, как и разведчиков, бывших не бывает. Я ведь не ушла из журналистики, просто нахожусь в другой нише. Гордость нашего предприятия – выпущенные нами книги. У меня в кабинете собралась уже солидная библиотека. Многие из них рождались с ноля – написания текстов. Так, например, книга о Герое Социалистического Труда Камшат Доненбаевой. Мы подарили ее Нурсултану Назарбаеву и получили от него письмо с благодарностью. Самые лучшие проекты мы реализовали совместно с талантливым журналистом, моим хорошим другом Стасом Киселевым. Имидж нашей компании подняла совместно созданная с ним книга Михаила Журавлева «Услышать можно шепот звезд». Она имела большой успех. На нее откликнулись поэт Олжас Сулейменов, редактора ведущих казахстанских газет, Народный Герой Республики Казахстан, летчик-космонавт, генерал-лейтенант авиации Талгат Мусабаев. А художественному альбому «Георгий Соков. Путь художника», в создании которого применены абсолютно новые фишки, а некоторые операции выполнены вручную, дана оценка специалистами Государственного музея искусств РК им. Кастеева.

– Чего не хватает сегодняшней журналистике?..

– Изменилось медиапространство. Жизнь становится более стремительной и мобильной. На пятки наступают блогеры. С точки зрения массовости охвата соцсети дают фору многим традиционным СМИ. Но между ними и печатными изданиями знак равенства ставить нельзя. Печатные СМИ – это совсем другая журналистика. Зачастую в постах блогеров невыверенная, субъективная информация. Их свобода порой граничит с безответственностью. Редакционная же политика СМИ зажата тисками учредителей либо рамками госзаказа, это лишает журналистов возможности делать достойный продукт, а читателей право получать правдивую информацию. Несвободные СМИ не могут быть интересны.

Газетчикам не хватает смелости, глубины и анализа, желания сделать свое издание не похожим на других. Информация во всех изданиях одна и та же, отличие в используемых эпитетах, со страниц исчез такой жанр как фельетон, почти нет качественной публицистики, хороших очерков, классных «перьев» единицы. Я не в коей мере не хочу идеализировать советскую журналистику. Но трудно поставить сегодня рядом современных лидеров журналистики с такими мэтрами, как Анатолий Аграновский, Ольга Чайковская, Аркадий Ваксберг, Василий Песков. Открывая свежие газеты, мы в первую очередь искали их имена и получали от прочтения колоссальное наслаждение. Понятно, что запрос общества изменился, но уровень профессионализма никто не отменял. Некоторые же СМИ остановились в своем развитии, заняли свои ниши и чувствуют себя комфортно. Такая позиция в журналистике губительна.

 – Вас все устраивает в нашем городе, что бы вы в нем поменяли? Кстати, почему перестали участвовать в оформлении города?

– Начну с конца вопроса. Наше решение было взвешенным, принятым с холодной головой. Дело, от которого горели глаза, стало напрягать и не приносить такого удовлетворения, как раньше. Ведь любое занятие должно иметь не только коммерческую основу. В какой-то момент стало очевидным эмоциональное выгорание. Произошло нарушение баланса между делать и получать удовольствие. И мы решили сделать паузу. Но совсем из этого бизнеса не ушли. Согласитесь: драйв заниматься тем, от чего растешь сам. Компания стоит на ногах, мы обросли бизнес-процессами. Надо постоянно искать новые точки роста

В городе очень многое делается. Кос­танай меняется на глазах. Что бы я поменяла? Я бы хотела, чтобы в нем было больше парков и скверов. Чтобы берега Тобола не только одевали в гранит, но и направили средства на очищение воды в нем. Прекратились точечные застройки в центре, окно в окно раздражает. Пусть город прирастает новыми микрорайонами. Тихих улочек и мест в городе, которые были в моем детстве и сохраняли дух самобытности, не осталось. Современные здания не сравнить с живой красотой природы. Будь моя воля, я бы убрала с сити-центра прокат автомобилей и самокатов. Лучше дать там «добро» уличным музыкантам и художникам. Чтобы от призывов соблюдать чистоту, перешли к конкретным штрафам к нарушителям. Меня очень напрягает количество машин на дорогах, дворы превращены в сплошные стоянки. И еще. Я бы прекратила переименовывать улицы. И уж точно не разрешила бы сажать деревья в жаркий июль и размещать футбольные поля под окнами жилых домов.

– И помните наивный и самый простой вопрос. Если бы акимом был я, то…

– Мне это, конечно, не интересно. Это не мой образ жизни, не мое мировоззрение. Но на вопрос надо отвечать. В идеале аким – это лицо города, локомотив всех происходящих процессов. Они всегда под огнем критики, чтобы они не делали, все равно найдутся недовольные. Акимы приходят и уходят. Хорошо бы чтобы они после себя оставляли добрую память, чтобы жители говорили: «Это создано при том-то, а это заслуга того-то …». Результаты напрямую зависят от личности человека, который занимает этот пост и от степени предоставленной ему свободы в своих действиях. И, конечно, от команды, которую аким себе подбирает. Я собрала вокруг себя людей, отличавшихся не только исполнительностью. Команда, в которой только все ждут распоряжений – слабая команда, а в которой думают все одинаково – не думает никто. Мне нравятся люди, которые имеют свое личное мнение и профессионально его отстаивают. Такие люди были бы рядом со мной. И еще. Я бы настояла, чтобы руководители коммунальных служб ходили пешком, а не смотрели бы на город из окон служебных автомобилей, пересадила всю свою команду на велосипеды. Глядишь, и другие бы последовали примеру.

 Беседу вела журналист

Александра СЕРГАЗИНОВА

1761 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми