• Культура
  • 30 Ноября, 2021

ЧИТАЛИ! ЧИТАЮТ. БУДУТ ЧИТАТЬ?

Лариса КОСТЮК, 
специалист ЦГБ им. Оралхана Бокея 

«Положи твое сердце у чтения», – эту заповедь оставил потомкам египтянин Кхорди более 5500 лет тому назад. Книга и чтение на протяжении всей истории развития мирового общества привлекали лучшие умы человечества. Все великие люди, особенно писатели, были и великими читателями: Шиллер, Гете, Пушкин, Абай, Достоевский, Толстой… Своим творчеством они внесли неповторимый вклад в развитие мировой культуры, формируя у рядового читателя вкус к чтению и высокую духовность. Сегодня исследователи всего мира отмечают наступление системного кризиса чтения. Для нашей страны данная проблема также является актуальной, поскольку, согласно статистике, рождаемость с каждым годом увеличивается, а значит, вопросы детско-подростковой и молодежной субкультуры по приобщению к чтению становятся более животрепещущими, требующими особого контроля и креативного подхода в их решении. 

С острой необходимостью целенаправленной работы, связанной с повышением читательского интереса, 2021 год объявлен Годом поддержки детского и юношеского чтения в Казахстане. Национальный проект включает целый комплекс направлений по популяризации чтения в нашей стране. Одним из важнейших подходов внутри проблемы является «возвращение» к обычной и традиционной книге, к совместному прочтению, пониманию прочитанного, творческому развитию. Все эти возможности открывает детско-юношес­кая литература, которая играет огромную роль в процессе воспитания, эмоционального и познавательного развития личности. Об этом, в первую очередь, должны знать и приучать ребенка к книге, родители, в школе – учителя. Большая ответственность лежит и на писателях, и издательствах. Библиотека в этом смысле становится и проводником, и помощником, и родным домом для растущего читателя – комфортным, интересным, креативным, пребывание в котором было бы жизненно необходимым для юного читателя.

Какими же должны быть современные библиотеки, куда должны стремиться приходить малыши, школьники, студенты? Какие новые формы работы использовать? Какую литературу предлагать? Коллектив КГУ «Библиотечная система имени Оралхана Бокея» акимата г. Усть-Каменогорска определил основные направления по привлечению детей и подростков к чтению: популяризация лучших образцов классической литературы (как в рамках, так и за рамками учебных программ); знакомство с современной отечественной и зарубежной литературой; исследование творчества региональных и республиканских авторов; поддержка литературного творчества читателей.

Тон в работе с детско-юношеской аудиторией задает Центральная городская библиотека. Перед входом в застекленных витринах наших самых маленьких читателей, впервые пришедших с родителями, встречает галерея книг с рядом стоящими главными героями, выполненными в технике paperkraft нашими юными читателями, посещающими художественную студию «БуМагия». Экскурсоводы, одетые в костюмы героев сказок, проводят в детский отдел, где детей ждет разнообразное игровое оборудование и ярко оформленные книжные уголки. Ненавязчиво, в игре, сотрудники знакомят с детской литературой: ребята слушают отрывки из книжек или читают сами, разговаривают о прочитанном, смотрят теневой или кукольный театр, принимают участие в разыгрывании сценок из понравившихся книг. Такое общение помогает ребенку быстрее адаптироваться в библиотеке. Параллельно ведется работа с родителями. Во время индивидуальных бесед, путем подбора нужной литературы, достигается наибольший положительный результат. Кроме этого, заинтересованные родители вовлекаются в программу «БиблиоЯ», где получают возможность получать определенные знания и навыки в работе с детской книгой, обмениваться опытом, творчески общаться.

Основные посетители библиотеки, конечно, школьники и студенты. Коллективы ЦГБ и филиалов постоянно совершенствуют систему изучения чтения, поиск и внедрение инновационных форм обеспечения потребностей этой категории читателей. Молодежь нуждается в информации, и ей не важно, откуда они ее возьмут – из компьютера или обыкновенной книги. Но вопрос – какой? Подростки выбирают понятные им книги, предпочитают захватывающие, динамичные сюжеты, которые затягивают и не отпускают до последней страницы. Они читают серьезные, сложные, интересные тексты, читают разные книги. И далеко не всегда выбранная ими литература пустая и бессмысленная. Это и зарубежная, и качественная отечественная книга, которую тщательно подбирают сотрудники для библиотечного фонда.

Недавний опрос юных читателей библиотеки выявил самых востребованных детских писателей. Это Баянгали Алимжанов, Аделия Амраева, Зауре Туреханова, Тоня Шипулина, Елена Клепикова, Канат Букежанов, Зира Наурызбаева, Лиля Калаус, Фархат Тамендаров, Тлеугазы Бейсембек, Толымбек Абдрайым, Маржан Ершу, Дария Джумагельдинова, Ольга Марк, покорившие сердца детей и подростков, зарекомендовавшие себя как талантливые и востребованные авторы. Они пишут сказки, рассказы, стихи, являются составителями словарей, энциклопедий для детей, переводят детские произведения на казахский и русский языки, ищут, экспериментируют. Их книги притягивают, заставляют внимательно вчитываться, углубляясь в содержание, думать и сопереживать, производят на юного читателя сильное эмоциональное воздействие. Например, современные писательницы Зира Наурзбаева и Лиля Калаус написали книгу «В поисках Золотой чаши. Приключения Бату и его друзей». Детей захватывают невероятные приключения мальчика Бату и алматинских подростков. Вплетение в содержание казахскую мифологию сделало произведение не только увлекательным, но и познавательным.    

Среди маститых писателей выделяется Дария Джумагельдинова, выпустившая около двадцати книг для детей младшего возраста, среди которых повесть «Еркегали по прозвищу Кошмарик», «Асель кисель», «Отцы не разводятся с детьми», «Отличница плебейка». На ее счету сборники стихов, сказок, легенд для детей младшего, среднего и старшего возраста. Ее книги учат понимать, что такое добро и зло, хорошее и плохое, и маленькие читатели вместе с главными героями осмысливают эти понятия. Недавно две главы из повести «Еркагали по прозвищу Кошмарик» были включены в общеобразовательную программу.

Член Союза писателей Казахстана, Евразийского союза писателей, обладатель Гран-при международного конкурса «Шабыт» Маржан Ершу – автор многих книг и сборников сказок. «Сказка о мальчике и собаке», «Сказка о необыкновенном кобызе», «Сказка об окошке» написаны методом сказкотерапии, корректирующей поведение и сознание ребенка, развивающей его фантазию и интеллект. Казахстанский детский писатель, поэт, драматург Баянгали Алимжанов издал книгу сказок для детей «Мальчик, победивший Жалмауз». В ней маленькие герои проходят через испытания, ошибаются, учатся, взрослеют и с помощью добрых сил преодолевают трудности. Среди книг Баянгали Алимжанова выделяется повесть-легенда для детей и юношества «Абылай-хан и его батыры». По словам автора, он основывался на известных легендах и преданиях казахского народа, которые на протяжении веков передавались из поколения в поколение. Многие ребята записываются в очередь, чтобы заполучить мифологический роман-фэнтези лауреата литературной премии «Алтын Тобылғы» Зауре Турехановой «Амина Туран в стране номадов». В основе произведения лежит казахская этнография, культура и древние традиции Востока. Подросткам понравился динамичный сюжет, яркие характерные персонажи, органичное соединение древних легенд и современности. Сказки казахстанской писательницы и автора рисунков к ним Тони Шипулиной тоже пользуются большим спросом. «Волшебные желуди», «Три чайных дракона», «Ведьма страны туманов», «Зефирный Жора» учат смелости, доброте, отзывчивости, умению ценить семью, верить в себя.

Настоящий бум вызвали книги молодой писательницы, обладательницы двух крупнейших литературных премий в области детской литературы – премии имени В. Крапивина и премии имени С. Михалкова (Россия) – Аделии Амраевой. Ее «Футбольное поле», «Германия», «Я хочу жить!» поднимают острые проблемы подростков – одиночество, депрессии, отношения с родителями и сверстниками, неверие в себя. Автор не дает прямых советов, но подводит читателя к поиску решений волнующих их вопросов. Эти авторы продолжают смену парадигмы в детской литературе: в их произведениях главный герой – ребенок с его радостями и переживаниями показан полноправной личностью, достойной пристального внимания и уважения. Книги их будут читать, у этих писателей будут учиться.

Детская литература Казахстана богата и разнообразна. Казахстанская детская литература проистекает из казахской, которая в свою очередь берет начало в XIV–XV веках – времени формирования казахского народа и образования казахской государственности. С обретением независимости детская литература Казахстана обрела свою неповторимую динамику, в основе которой находятся лучшие образцы произведений выдающихся детских писателей советско-казахстанской эпохи – Бердибека Сокпакбаева, Музафара Алимбаева, Мухтара Магауина, Марата Кабанбаева, Кадыра Мурзалиева, Саурбека Бакбергенова, Виталия Старкова и многих других, которые внесли весомый вклад в развитие детской книги. Их произведения не утратили актуальности у современных детей, и наши специалисты с удовольствием знакомят с ними по вышедшему недавно трехтомнику «Домбра и колыбель».

Развивая читательскую культуру, мы стараемся направить наши усилия на то, чтобы с детства закладывался фундамент грамотной работы с книгой, с текстом, начиная с осознания цели чтения и соотнесения с нею способа использования информации. Это работа стратегического значения, она направлена на сохранение традиций книжной культуры нашего общества. Поднимать на определенный уровень имидж книги, знакомить с лучшими отечественными и зарубежными писателями и поэтами, нам помогает проектная деятельность. Как показал опыт, проекты позволяют создавать и осваивать новые информационно-библиотечные технологии, наиболее эффективно использовать библиотечные ресурсы.

В 2019 г. в рамках проекта «Бөкей әлемі» в ЦГБ открыт Литературный зал Оралхана Бокея, где сконцентрирован книжный фонд, библиографические и научные материалы о жизни и деятельности прозаика. Библиотека носит имя Оралхана Бокея, поэтому регулярно проводятся мероприятия на тему «Мир Бокея», популяризирующие творчество писателя-земляка: цикл бесед и аудио лекций «Оралхан Бокей: человеческая сущность и специфика творчества»; литературные викторины о писателе, а также дистанционные конкурсы рисунков «Алыс та, жақын Оралхан». Библиотека постоянно делится интересными архивными материалами: в социальных сетях читатели становятся свидетелями воспоминаний сестры писателя Галии Бокей, друзей, писателей, журналистов, переводчика его книг Анатолия Кима. Демонстрируются видеофильмы о жизни и творчестве, звучат произведения любимого автора, пишутся в республиканские журналы и вставляются на сайт bokeylibrary.kz исследовательские статьи. Большой популярностью у старшеклассников и студентов пользуется литературный клуб «Мұзтау».

Раз в месяц в онлайн и офлайн формате библиотекари проводят заседания, где происходит знакомство с произведением писателя с его глубоким анализом. Ребята высказывают собственные мысли, устраивают дебаты. В день рождения выдающегося прозаика организуются библиомобы «С живыми я – живой!» – читаются отрывки из книг на трех языках, пишутся посвящения в стихах и прозе, проводятся викторины, конкурсы рисунков к произведениям О. Бокея, разыгрываются спектакли. После таких мероприятий мы наблюдаем большой приток молодежи, желающей записаться в библиотеку.

В рамках проекта «Сакральные места Восточного Казахстана – взгляд из виртуальной реальности» в ЦГБ оформлена и действует на постоянной основе VR-юрта. Читатели имеют возможность с помощью VR-шлемов просмотреть экскурсии по выбранным ими сакральным местам нашего региона и Казахстана. Такая форма работы хорошо зарекомендовала себя – мощная мотивация взять еще и книгу и дополнить свои знания материалами ученых-этнографов, краеведов, писателей.

Следующий проект – «Читательская возможность клубов». Большим успехом пользуется интеллектуально-развлекательный клуб для подростков «Книга в кадре». Здесь ребята обсуждают книги, которые уже признаны шедеврами кинематографии и литературы, участвуют в тематических конкурсах, викторинах, играх. Активно посещается клуб выразительного чтения «Сөз сурет», где занятия проводят библиотекари, филологи, режиссеры, используя всемирную литературу.

Постояннодействующий проект «Город сказок» функционирует для младших школьников. Учащиеся 3-5-х классов по субботам посещают библиотеку, изготавливают перчаточные куклы для кукольных спектаклей по книгам казахстанских и зарубежных писателей, принимают участие в показах. В школах города с успехом прошли кукольные спектакли по казахской народной сказке «Три брата и прекрасная Айсулу» и сказке Л. Кэрролла «Алиса в стране Чудес».

Более года коллективом библиотеки-филиала №2 осуществляется экологический проект «Борис Щербаковтың жасыл үйі» – «Зеленый дом Бориса Щербакова». Проект способствует экологическому воспитанию через привлечение детей и юношества к книге и чтению. Научно-популярные и художественные книги по данной тематике познавательны и увлекательны, учат бережному отношению к окружающей природе и служат образовательным и воспитательным целям. Авторская программа обучения детей и подростков ученого, заслуженного писателя-натуралиста Бориса Щербакова включает уроки, мастер-классы, тематические встречи с региональными писателями, экологами, экскурсии по Восточному Казахстану. В oффлайн и oнлайн формате для учащихся школ и студентов ученый провел ряд бесед о создании книг «Купите себе попугая», «Восточный Казахстан – Сердце Евразии», о петроглифах на Калбинском нагорье, легендах нашего края. Большой популярностью пользуются эко-уроки, проводимые Борисом Васильевичем о краснокнижных растениях, хищных птицах, животных, акции, мастер-классы с опытами, квест-игры. В залах организованы удобные «зелёные зоны», полюбившиеся как детям, так и взрослым, предпочитающим провести время за чтением книг и журналов или увлеченно занятых творчеством.

Детская библиотека в системе Оралхана Бокея работает по проекту «Ғарышқа жол кiтапханадан басталады» – «Дорога в космос начинается в библиотеке». Еще один прекрасный пример привлечения молодого поколения к чтению через получение знаний о космосе. Постоянно увеличивающийся книжный фонд пополняется энциклопедическими, научно-популярными, техническими изданиями о космонавтике. Необычное приобретение – купольный планетарий, переданный в дар Национальным космическим агентством Казахстана (http://www.kazcosmos.kz), в котором на полусферическом экране при помощи оптико-механических проекторов и цифровых технологий демонстрируются изображения звездного неба и космических объектов. Здесь же проводятся онлайн-встречи, уроки, лектории для молодёжной аудитории о космосе, космонавтах, достижениях Казахстана и других стран в освоении космического пространства.

 2020 год был юбилейным годом Абая. К 175-летию великого философа, поэта, просветителя коллективом ЦГБ проведено 65 мероприятий, в том числе онлайн, с привлечением около 98 000 пользователей. Студенческая молодежь приняла самое активное участие в офлайн-конференции «Слова назидания Абая – образ автора и проблема жанра», обсуждении статьи Президента РК К.-Ж. Токаева «Абай и Казахстан в ХХI веке», обсуждении лекции «Абай и современные поэты Казахстана». Проведен фес­тиваль книг «Мудрость Абая, перо Ауэзова...» в рамках проекта «Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру». Писатель Б. В. Щербаков познакомил молодежную аудиторию со своей новой книгой «Звездная степь Жидебая». Проведен интернет-конкурс «Мы читаем Мухтара Ауэзова!». Участники мероприятия читали отрывки из произведения Мухтара Ауэзова «Путь Абая», живо участвовали в обсуждении. По инициативе Центральной городской библиотеки был запущен Литературный трамвай «Наш Абай». Данный проект призван пропагандировать вечное наследие великого поэта. В постоянном режиме пассажиры имеют возможность знакомиться в транспорте с наследием великого Абая – транслируется громкое чтение стихов Абая, видео-экскурсии в музеи Абая, исполняются его музыкальные произведения, раздаются «Қара сөз» на двух языках. В трамвае проводятся викторины, опросы, идет запись в библиотеку.

Важнейшей деятельностью библиотеки в работе с юными читателями является выставочная деятельность, цель и задачи которой – раскрыть богатства фондов библиотеки. В залах библиотечной системы организуются книжные выставки с просмотром литературы, приглашением писателей, поэтов, беседами, КВН-ми, брейн рингами, конкурсами, литературным творчеством молодых. Для младших школьников и подростков мы предлагаем познакомиться, делаем обзор, проводим занятия по выставкам «Сказки и сказочники», «Ура! У нас новые книги!» – казахстанских, русских и зарубежных авторов, «Комиксовая реальность». У книжного уголка «Открывай и удивляйся!» с 3D энциклопедиями с дополненной реальностью и оживающими персонажами ребята могут проводить по нескольку часов, именно такие издания превращают процесс чтения и познания в любопытное и нескучное приключение.

Для читателей постарше в течение года организованы выставки «Юбилей» книги», «Писатели – юбиляры», «Книга, покорившая мир». Панорамные выставки «Рухани жаңғыру. Взгляд в будущее» и «Барымыз да, бағымыз да – Тәуелсiздiк!», посвященные 30-летию Независимости Казахстана, притягивают коллективы учащихся школ и студенческую молодежь необычным оформлением. Книги и материалы по истории, краеведению, традициям, культуре, образованию поданы в ролапах с краткой аннотацией литературы, что подогревает интерес к ее дальнейшему изучению. В связи с ограничительными мерами многие выставки демонстрировались на страницах социальных сетей: «Ұлттың бас ақыны – Абай – Мудрость нации»; «Шығыстың ғұлама ғалымы» – «Аль-Фараби – величайший мыслитель»; «Юбиляры года» – к 105-летию ученого-алашаведа, поэта, писателя, драматурга К. Мухамедханова; 70-летию писателя, лауреата Государственной премии РК, члена Союза писателей Казахстана А. Аскарова; 155-летнему юбилею деятеля Алаш А. Бо­кейханова; 90-летию казахского поэта-лирика М. Макатаева; 175-летию народного акына Ж. Жабаева; 95-летию устькаменогорского поэта, писателя, журналиста А. Егорова и многие другие.

Мощным инструментом по продвижению чтения являются незабываемые встречи с поэтами и писателями. Для подростков и молодежи это увлекательный опыт, возможность познакомиться с новыми книгами и героями, узнать больше о творческой профессии, поучаствовать в интересном обсуждении. За последнее время ЦГБ организовала онлайн- и офлайн-встречи с Аделией Амраевой, Бахытжаном Бухарбаем, Айзат Ракиш, Назерке Жумабаем, Биржаном Ахмером, Нұржаном Жолдыбалиновым, Динарой Чайжунусовой, Евгением Титаевым и другими. Они увлекательно рассказывали о своем творческом пути, о написанных книгах, о рождении сюжетов и главных героях, общались со слушателями, отвечали на многочисленные вопросы, дарили свои книги.

Настоящим праздником для юных читателей становится их ежегодные участие в Международном Дне книгодарения и Неделях детской и юношеской книги. В рамках февральской акции ЦГБ и филиалы, наши читатели организуют сбор и дарение книг для детских домов, воспитанников центра социального обслуживания «Ульба», малообеспеченных семей, проводятся познавательные и игровые мероприятия, концерты с участием чтецов. Ярко и разнообразно проходят апрельские Недели детской и юношеской книги. В программы включаются обзоры детских книг зарубежных и казахстанских авторов, bookdaiting «Книги, которые повлияли на мою жизнь», виртуальные путешествия «Казахстан – страна Великой степи», «Молодежный читаймер». Организуются библио-шоу «Созвездие юных читателей», книжная выставка «Городок детской книги», охватывающая несколько тем: «Комиксовая реальность», «Хочу все знать» «Юный детектив», «Разноцветные журналы», «Книга-гаджет в новом веке», «Современные писатели – детям», «Читаем на английском», «LEGO Книга потрясающих идей» и другие. Транслируются онлайн-встречи с писателями, поэтами, художниками-комексистами. Юные посетители могут «совершить навигацию» по VR-миру, поучаствовать в квест-играх, электронных викторинах. Активные друзья библиотек и их родители награждаются дипломами в номинациях «Самая читающая семья», «Любителю комиксов», «Самый юный читатель», «Самый активный читатель», благодарностями и призами «За активное участие в онлайн мероприятиях». За три года проведено 37 мероприятий, которые посетило около 3000 человек.

Не остаются без внимания детвора и школьники и во время летних каникул. Ежегодная летняя программа «Лето, книга, я – друзья!» включает в себя обзор книжных новинок «Библиофрэш», конкурсы юных поэтов и писателей «Книжная эстафета для солнечного лета: напиши свою книжку!»; конкурсы рисунков и поделок по произведениям различных жанров, транслируются онлайн аудио-чтения детских сказок «Сказки на ночь». Каждый четверг на детских площадках, во дворах близлежащих домов действуют «книжные десанты» «Библиотека под открытым небом».

В Год поддержки детского и юношеского чтения в Казахстане Центральной городской библиотекой запущен неформатный проект «Читай, Өскемен!». В библиотеке, парках города «Жастар», «Жамбыл», на Набережной им. Е. П. Славского организован Bookcrossing – яркие кабинки с книгами и их электронными аналогами. Акция проходит под лозунгом «Читай, Город! Читай офлайн и онлайн! Двигаемся в ритме Bookcrossing вместе с вашей любимой библиотекой имени Оралхана Бокея!». Автобусные остановки города по нашему дизайну оформлены изображениями лиц и обложек книг с QR-кодами выдающихся писателей-классиков – Абая, О. Бокея, Л. Толстого, А. Чехова, М. Ауэзова. Такой нестандартный подход ненавязчиво вовлекает горожан разных возрастных групп в читательскую среду, наблюдается приток подростков и молодежи в наши библиотеки.

 Сегодня библиотечная система Оралхана Бокея превратилась в центр информации по проблемам детско-юношеского чтения, центр дополнительного образования и досуга, умственного и творческого развития, главным условием работы которого является открытость, доступность, максимальный комфорт, профессионализм. Сотрудники делают все возможное, заботясь об интеллектуальном и духовном развитии молодого читателя. К сожалению, на данный момент, по результатам исследования PISA, подростки и молодежь Казахстана отстают по читательской грамотности от своих сверстников из стран ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития). Поэтому, в вопросе поддержки чтения молодого поколения необходимо действовать всем миром – воспитывать читательские потребности в семье, школе, писать интересные и увлекательные книги, использовать цифровые технологии, создавать комфортные условия для творческой работы, поддерживать финансирование. Верится, что в результате системной и качественной работы наши дети займут достойное место в мировом рейтинге, и знак вопроса во фразе «Будут читать?», непременно, изменится на восклицательный. Они будут читать!

г. УСТЬ-КАМЕНОГОРСК

1377 раз

показано

2

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми