• Образование
  • 22 Ноября, 2021

   Образование – дорога в будущее

Болонская кредитная технология не предусматривает воспитательную работу, но в Казахстане она просто необходима, потому что большинство студентов являются выпускниками сельских школ. Выпускники городских школ обычно учатся в ближнем и дальнем зарубежье.

В вузах Казахстана назрела необходимость ввести должность воспитателя, который онлайн водил бы студентов на экскурсии, спектакли, концерты, рассказывал бы о том, что такое филармония, симфонический оркестр, вернисаж. Эдвайзеры заняты академической деятельностью студентов, да и негуманно все  взваливать на плечи ППС. И хотелось бы, чтобы в вузах ввели предмет – «Уроки патриотизма», ведь патриотизм теперь самая большая проблема. Любовь к родине воспитывается через углубленное знание отечественной истории. Я стараюсь заинтересовать студентов, вызвать у них гордость своей родиной, в том числе своими статьями о ветеранах Великой Отечественной войны: «Женщины Казахстана на войне» («Мысль», №10, 2021), «Казахстанцы-партизаны» («Ардагер», №1, 2021), «Казахстанцы-защитники Сталинграда» («Ардагер», №3, 2021), рубрика о ветеранах войны в газете «Комсомольская правда». Есть необходимость увеличить часы по казахской литературе, потому что лучше всего воспитывать  молодежь на примере художественной литературы.

      Лучшие произведения казахских писателей реалистически изобразили внутренние противоречия, чтобы найти способы их решения.                                       Дети не растут без любви. И учить их любви лучше всего на произведениях отечественной литературы. Преподавание родной литературы предполагает сочетание образования и воспитания. Культура чтения должна прививаться прежде всего родителями, а потом воспитателями детского сада и затем только школьными учителями.

     Такие замечательные казахские писатели, как А. Нурпеисов, А. Кекильбаев, С. Санбаев показали мир казахов-кочевников через их отношение к природе: море, горы и степь. Эти писатели выросли и сформировались как личности в аулах, поэтому в их произведениях место действия – это лоно природы, а животные, птицы и рыбы – это действующие лица наравне с образами людей. Это также является творческим развитием фольклорных традиций в современной казахской прозе. Эпическое наследие обогатило письменную казахскую литературу, сделало ее наиболее яркой и своеобразной. Молодое поколение должно знать свое духовное наследие и гордиться его художественными достижениями.

     Живой казахский классик Абдижамил Нурпеисов в романе «Последний долг» (переведённом на многие языки мира) показал глобальные проблемы современности: гибель Аральского моря, экологическую катастрофу библейского масштаба, распад семьи, социальные проблемы, личную трагедию рыбака Жадигера, отца-одиночки с двумя детьми (один из которых был психохроником).

     Абиш Кекильбаев в повести «Баллада забытых лет» реалистически изобразил борьбу казахов с туркменами за жизненно важную территорию, кровопролитные столкновения двух народов за землю. Писатель также показал трагедию главного героя, потерявшего любимого сына, убитого врагами. Автор выступил против бессмысленности взаимного истребления и одновременно воспел торжество искусства музыки, понятного всем без слов. В этом произведении впервые появился термин манкуртизм как символ потери человеческой личности и понятия родины.

     Сатимжан Санбаев в повести «Белая аруана» наиболее ярко воплотил идею патриотизма, любви к своей родине не только в лице главного героя, участника Великой Отечественной войны, вернувшегося с войны инвалидом, но и в образе белой верблюдицы, погибшей на пути к себе домой, куда она все время стремилась, даже будучи слепой. Любовь к родине она привила и своему верблюжонку.

         Казахская литература проникнута любовью к родине, знанием своей природы, ее секретов, а также наполнена трагическими историческими событиями, имевшими место в судьбе казахского народа. Школьники и студенты должны знать свою прекрасную художественную литературу, способную одухотворять, обогащать знаниями и вдохновлять на трудовые подвиги во имя процветания родины – Казахстана.

Казахская словесность способна окрылять всех, кто к ней приобщился.

Большее количество часов по казахской литературе – это залог духовности молодого поколения и процветания нашего государства. Только духовность может стать спасательным кругом для людей. Приобщение студентов к культуре – важная задача, которая стоит перед всеми вузами Казахстана, вошедшего в мировое образовательное пространство. Несомненно, что получая знания, студенты в определенной мере воспитываются, но нужно делать особые акценты на культурологических проблемах. И для этого нужна специальная воспитательная программа, основанная на ознакомлении студентов с достижениями казахстанской культуры, нацеленной на воспитании патриотизма, верности своему народу.

Мереке УЮКБАЕВА, профессор КазНПУ им. Абая

384 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательно заполните поля *

МЫСЛЬ №11

30 Ноября, 2021

Скачать (PDF)

Редактор блогы

Аяған Өтенұлы Сандыбай

Блог главного редактора журнала «Мысль»