• Общество
  • 31 Октября, 2021

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ

Кабдулсамих АЙТХОЖИН, 
д. ю. н., профессор, заведующий  кафедрой 
конституционного, международного права и таможенного дела Евразийской юридической академии им. Д. А. Кунаева

 

Современные проблемы развития отечественной правовой системы и правоведения не могут быть решены в отрыве от общих закономерностей функционирования государства и общества, без учета особенностей политической модернизации, в том числе и роли действующего права в социальном развитии, укрепления правосознания населения. Ведь поэтапная политическая модернизация казахстанского общества не может не влечь за собой и коренные изменения правосознания и правовой культуры населения, адекватные процессам демократизации страны и укрепления конституционной законности. Очевидно поэтому, что правовая система общества, как и его правосознание и правовая культура, неразрывно связанные с социальными реалиями, не могут быть нейтральными к процессам, идущим в постпереходном обществе. 

Все это требует глубокого осмысления возрастания роли действующего права в общественном развитии страны, и связанного с ним процесса укрепления правосознания и правовой культуры общества. Ведь в основе формирования правовой государственности в Казахстане лежит, прежде всего, право, как конструируемый и воспроизводимый самим обществом социальной реальности, продукт духовного творчества, как форма скрытого в них социального содержания жизненных основ бытия человека и общества. Повышение правовой информированности, развитие правового сознания населения служат важными критериями формирования гражданского общества, которые способствуют дальнейшему становлению независимого, демократического и правового государства. В целом состояние правовоспитательной работы и  правовой информированности населения являются одним из показателей правовой системы общества.
Важно отметить, что вопросы повышения правовой грамотности граждан, правовоспитательной работы являются неразрывной составной частью политической модернизации в Казахстане, обозначенных в Посланиях (2019 г., 2020 г., 2021 г.) Президента Республики Казахстан К.-Ж. Токаева.
В соответствии с задачами Плана стратегического развития страны до 2025 г. в Казахстане проводится долгосрочная постоянная работа в области правового воспитания и правового просвещения населения. Действуют Концепция правовой политики Республики Казахстан на период до 2030 года, а также Концепция по совершенствованию сферы правового просвещения на период 2017–2022 годы, основной целью которой является повышение уровня правовой культуры граждан, отличающихся правомерным поведением и гражданской активностью. 
Согласно плану мероприятий по реа­лизации Концепции по совершенствованию сферы правового просвещения на период 2017–2022 годы, утвержденному приказом министра юстиции Рес­публики Казахстан, основными задачами ее проведения в жизнь являются: 
– обеспечение граждан знаниями о действующем праве, правах, свободах и обязанностях человека и гражданина; 
– создание эффективного механизма сотрудничества в сфере правового просвещения между государством и обществом; 
– использование научного и культурного потенциала страны в интересах повышения уровня правового сознания и правовой культуры граждан; 
– своевременное информирование граждан о планируемых изменениях в правовой системе общества и разъяснение; 
– формирование законопослушного, воспитанного на принципах казахстанской идентичности и единства «Мәңгілік Ел» поколения, сплоченного вокруг стратегических целей страны.
В целях реализации задачи по обеспечению правовой пропаганды Министерством юстиции РК обеспечен всеобщий бесплатный     доступ граждан к нормативным правовым актам. С 2011 г. при Министерстве юстиции функционирует Правовая информационная служба (далее – ПИС), основными целями и задачами которой является бесплатное консультирование населения по правовым вопросам. Также для доступа населения к правовой информации функционирует рубрика «Вопросы и ответы» на ведомственном сайте Министерства юстиции. Кроме того, ПИС размещаются статьи в специальной рубрике «Правовая информационная служба консультирует» в журнале «Вестник Министерства юстиции Республики Казахстан».
С января 2013 года на ведомственном сайте Министерства юстиции функционирует информационно-правовая веб-система «Әділет», активное пользование которой является свидетельством повышенного интереса граждан к законодательству и способствует правовому информированию населения.
В целом реализация Концепции по совершенствованию сферы правового просвещения показывает, что по разрабатываемым государственными органами проектам правовых актов обеспечивается широкая разъяснительная работа с проведением мероприятий с неправительственными организациями для уязвимых групп по правовому просвещению. Обсуждаются и претворяются в жизнь социальные проекты по правовому просвещению граждан с привлечением ветеранских, женских, молодежных и иных неправительственных организаций и др. Проводятся государственными органами совместно с бизнес-сообществом благотворительные акции по оказанию бесплатной правовой помощи социально уязвимым категориям граждан. Также расширяется практика проведения государственными органами прямых линий с населением по информированию о законодательстве и  юридических услугах.
Коренному улучшению правовоспитательной работы среди населения должно способствовать и включение целевого индикатора по вопросам повышения правового сознания и правовой культуры населения в стратегические планы центральных государственных органов и внедрение рейтинговой системы оценки деятельности государственных органов по вопросам организации правового просвещения. Проводятся также исследования по вопросам качества и результативности правового просвещения и уровня  правовых знаний населения, в том числе составление рейтинга по степени вовлеченности определенных  организаций в программы по повышению правовой грамотнос­ти населения.
Касаясь проблем правового воспитания молодежи, необходимо отметить, что законопослушное поведение молодых людей, как известно, не «впитывается с молоком матери», оно возникает в результате систематического и долгосрочного правового воспитания, формирования должного уровня правовой культуры молодежи. Поэтому не только на родителей и педагогов, но и на все институты государства и гражданского общества ложится великая ответственность: ведь именно от нас всех, и отдельных граждан, и государства, и общества, зависит, вырастет ли ребенок законопослушным гражданином или равнодушным к судьбам правовой жизни страны. 
Вместе с тем, до сих пор, к сожалению, мы видим проявления равнодушия, эгоизма, цинизма, агрессии и неуважительного отношения к правовым нормам, отсутствие духовных ценностей у некоторой части молодежи. Снизилось также позитивное правовоспитательное воздействие на молодежь со стороны институтов культуры, образования и искусства.
Практика правоохранительных и иных государственных органов и организаций чаще всего идет по линии механического соединения их основной работы с правовоспитательными мероприятиями, вместо того, чтобы главные усилия сосредоточить на формах и методах правового воспитания непосредственно в ходе осуществления правоприменительной деятельности. Ведь общеизвестно, что самый высокий эффект может быть достигнут только в рамках тщательно организованного правоприменительного процесса.
Важную роль в формировании правомерного поведения молодых людей, конечно же, играют кино, телевидение и достойные граждане страны. Так, подвиги работников правоохранительной системы должны находить отражение в СМИ и книгах, и достойно подаваться деятелями кино, театра и телевидения. Известные в стране юристы, обладающие несомненным социальным авторитетом, могут помочь в правовой пропаганде.
С учетом формирования единой сис­темы правового просвещения с участием преподавателей вузов и организаций образования для продвижения правовой грамотности (посредством проведения тренингов, юридических кружков), нап­равленных на формирование законопослушного гражданина, в школах, колледжах и вузах необходимо проводить конференции и круглые столы по юридической тематике, правовые викторины и иные мероприятия правовой направленности (дискуссии, конкурсы на лучшее сочинение по правовой тематике, лучшие рисунки и др.). В учебных заведениях должна царить атмосфера нетерпимости ко всем случаям нарушения правовых норм, неотвратимости юридической ответственности.
Представляется необходимым активно использовать современные информационные технологии, чтобы привлекать внимание молодежи к вопросам важной социальной ценности права и формирования правомерного поведения. Так, по линии не только Министерства юстиции, его территориальных органов, но и юридических вузов и колледжей, правозащитных организаций целесообразно создавать в сети Интернет сайты, посвященные проблемам правового воспитания и формирования правомерного поведения.
Учитывая, что учащимся нужны яркие примеры героических подвигов работников полиции и иных правоохранительных органов, во время проведения уроков и бесед, надо рассказывать о профессиях, связанных со служением праву и закону. Общеизвестно, что невозможно воспитать законопослушного гражданина, если показывать учащимся фильмы о бандитах, насилии, убийствах (вспомните печально знаменитый сериал «Бригада»). Поэтому необходимо прививать молодежи гордость за Конституцию и правовую систему государства, работу правоохранительных органов страны и ее отдельных работников, прославивших подвигами свой народ.
С учетом того, что систему правового просвещения формируют как государство, так и политические партии, общественные организации, желательно вовлекать молодежь в деятельность различных молодежных формирований и общественных организаций, участвующих в правовоспитательной работе среди населения. Таким образом, необходимо формировать у молодежи уважительное отношение к праву, активную правовую жизненную позицию.
Все это ставит перед обществом и государством задачу по разработке неотложных мер по воссозданию системы правового воспитания молодежи, которая должна основываться на всеобщем понимании ценности действующего права, культивировании уважения к верховенству права и закона. Целесообразно, чтобы Министерство образования и науки и Министерство юстиции объединили усилия в сфере правового просвещения и правового воспитания учащихся и студентов. Необходимо продумать вопросы создания системы непрерывного правового просвещения и правового образования, начиная с дошкольного возраста. В этой связи важно обратиться к осмыслению правовоспитательной практики, накопленной в Узбекистане, где уже на протяжении нескольких лет ведется учебный курс «Путешествие в мир Конституции», начиная с первого класса средней школы. Огромный позитивный опыт правозащитной деятельности и правового просвещения накоплен также в России, где образованием и просвещением в области прав человека, помимо аппаратов Уполномоченных по правам человека в Российской Федерации и в субъектах Федерации, активно занимаются три общероссийских института прав человека – Московская, Рязанская и Уральская школы прав человека.
Государственным органам и институтам гражданского общества необходимо активизировать совместные усилия в области правового просвещения и правового образования в области прав человека. 
Правовое просвещение с учетом актуализации правового содержания учебных и образовательных программ по гуманитарным и социальным  дисциплинам учебных заведений должно занять приоритетную роль среди задач среднего, среднего специального и высшего образования. В этой связи в учебные планы школ необходимо ввести новую дисциплину «Права ребенка», которая должна нацеливать школьников на защиту своих прав и свобод, на изучение конкретных правовых ситуаций, связанных с вопросами охраны и защиты прав и свобод личности.
В связи с вышеуказанным представляется целесообразным введение в государственные образовательные стандарты среднего, среднего специального и высшего образования учебной дисциплины «Права человека». Кроме того, в структуре юридических вузов должны функционировать самостоятельные подразделения – кафедры прав человека, научные центры и иные структуры по правам человека. 
Необходимо объединить и скоординировать усилия всех организаций, которые занимаются важными вопросами правового воспитания молодежи, сис­темного формирования ее устойчивой ориентации на правомерное поведение. Для этого нужно создать нормативную правовую базу и разработать комплекс методов и средств для формирования у молодежи правового сознания. Все это свидетельствует о том, что правовое воспитание играет определяющую роль в общей системе воспитания молодежи, которая должна проникнуться судьбами формирования правовой государственности нашей страны. 

1491 раз

показано

3

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми