• Общество
  • 30 Сентября, 2021

НОВЫЙ ЗАКОН ВОЗВЫШЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ

Ураз БАЙМУРАТОВ,

академик НАН РК,

директор Института

социальной экономики и финансов

Экономический закон доминантного возвышения духовных потребностей был открыт в Институте социальной экономики и финансов. В 2014 году в результате широкой научной экспертизы Международная академия авторов научных открытий и изобретений выдала автору данной статьи диплом на открытие № 62-S.
 Формула открытия состоит в том, что установлен неизвестный ранее закон социально-экономической Гармонии, заключающийся в доминантном возвышении умеренных духовных потребностей над разумными материальными потребностями и желаниями индивидов, обусловленный реальными явлениями дуального мира и связи между видами потребностей. Дуальность мира определяется приоритетностью того или иного вида потребностей.

Состояние духовных и материальных потребностей в сознании людей меняется в зависимости от уровня духовности. Абстрагирование от духовности методологически несостоятельно, а практически приводит к ошибкам в изучении объективной реальности (в управлении экономикой). Тем более оно не состоятельно в условиях наступления эпохи духовности на нашей Земле. Об этом свидетельствует быстрое распространение Исламской религии по континентам и странам мира. Оно стало общемировым трендом. В понятие духовных потребностей входят, прежде всего, религия, особенно монотеизм Иудаизма, Христианства и Ислама (в хронологическом порядке) и адекватный менталитет народов. По нашему убеждению, благодаря особенностям менталитета народов Скандинавии, особенно Швеции, сформировалась и получила развития Шведская модель социальной экономики. Об этом автору доводилось написать в своих предыдущих публикациях, в частности, в своей книге «Социальная экономика».

 Термин «возвышение потребностей» встречается как в наших исследованиях, так и в экономической литературе. Однако за терминологическим совпадением необходимо усмотреть разное содержание понятий. В нашей работе в понятие «возвышение потребностей» вкладывается более широкий смысл, чем обычно принято в экономической науке. В гармоничной экономике оно включает в себя не только и не столько рост и совершенствование потребностей общества, сколько относительную значимость тех или иных постоянно воспроизводящихся потребностей для формирования социальной Гармонии – более глубокое, определяющее значение духовных потребностей, чем материальных и нематериальных. Такая дифференциация значимости разноплановых потребностей является отправным методологическим положением. В наших исследованиях к основным духовным потребностям индивидов и социумов в целом относятся, прежде всего, вероисповедание и обусловленный им менталитет народа. Духовные потребности включает в себя также потребности познании в науке, в искусстве, в творчестве и в стремлении к достижению всех других моральных ценностей. Комплексная трактовка духовных потребностей предполагает также приоритетность (в определенной мере) удовлетворения духовных потребностей за исключением случаев, определенных в духовных знаниях.

Духовные потребности ставят преграды материальным потребностям в производстве и потреблении вредных для здоровья и жизни человека товаров (наркотики, табак, алкоголь, оружие и др.) и услуг (азартные игры и др.). Это также означает их возвышение. В основном экономическом законе также акцентируется внимание на разумности потребностей, следовательно, разумности их удовлетворения. Разумные потребности имеют двоякий смысл: с одной стороны, в них не входят вредные для индивидов и социумов запросы и привычки, товары и услуги, с другой, – разумные потребности предполагают их умеренность, т. е. отсутствие чрезмерностей, связанных как со сверхбогатством, так и с крайней бедностью и нищетой. Уровень разумных потребностей – это не арифметическая средняя величина, а большая зона умеренных значений между максимумом и минимумом, которая образуется в зависимости от религиозных, национальных, психологических особенностей жизни, доходов индивидов, от климатических условий, наконец. К разумным относятся также потребности в благотворительности, оказании технической и финансовой помощи, сотрудничестве, диалоге цивилизаций.

 Разумность потребностей служит исходным началом, «пусковым механизмом» для потребления материальных благ в необходимых и достаточных величинах без сверхпотребления одними индивидами и группами, недопотребления другими индивидами и группами. Она несовместима с прихотями, алчностью, безмерным эгоизмом в потреблении. Как гласит афоризм Чарли Чаплина: «Самое печальное, что может быть в жизни, – это привычка к роскоши». Потолок умеренности в собственных потребностях устанавливает каждый индивид сам, сообразно со своими возможностями, без излишеств, если у него в сознании есть внутренний духовно-нравственный регулятор (совесть). При этом в гармоничном обществе и экономике разумные потребности, желания, запросы удовлетворяются дозволенными, цивилизованными способами получения доходов (трудовая деятельность, прежде всего, государственные пособия, пенсии, благотворительные пожертвования и т. д.). Сущность рассматриваемого открытия заключена в основном законе социальной Гармонии об умеренном возвышении духовного над материальным в сфере экономики, в сопряженных с ней сферах (демографии, демократии) при основополагающей роли сферы духовности (личной веры, прежде всего). Вновь открытый закон действует наряду с законом возвышения материальных потребностей. Это явление раскрыто в экономической науке впервые. Сущность открытия закона социальной Гармонии раскрывается как доминантное возвышение умеренных духовных ценностей над разумными материальными и нематериальными потребностями и желаниями индивидов. Данный закон говорит о соотношении целевой установки человека (духовное совершенствование) с условиями его существования (потребление благ), а цель, очевидно, в любой системе главенствует над условиями и путями ее достижения. Тем более, данная цель составляет смысл жизни человека, что установлено в Священных книгах единого Творца. Вера играет основную роль в жизни человека, не видеть этого невозможно. Изучая объективный мир, наука не может игнорировать реалии, иначе она перестает быть таковой. В силу того, данный объективный закон содержит в себе и цель, и условия социальной жизни, он является основным, главным.

Таким образом, основной закон характеризует соотношение между целью жизни индивидов и социума в целом и условиями достижения целевой установки. Поскольку потребности человека, в том числе разумные, постоянно воспроизводятся, то и основной закон фиксирует их возвышение в динамике, как воспроизводственный процесс. Воспроизводство потребностей связано с их удовлетворением, для которого они служат сильнейшей мотивацией, являются движущей силой экономики.

Данное открытие выявляет логические связи между понятиями «истинно духовные», «материальные и нематериальные потребности», «умеренность» и «разумность в потреблении», «возвышение потребностей» в контексте социальной Гармонии. Достоверность основного закона социальной Гармонии подтверждается тем, что:

– цель жизни человека, состоящая в его духовном совершенствовании на основе личной веры, сформулирована в Священной книге Коран, а также в других Священных книгах. Это придает духовным потребностям верующих индивидов статус целевой установки, что сформулировано в основном законе Гармонии как «умеренное возвышение истинно духовных ценностей». В результате количественных и структурных особенностей в потребностях верующих и неверующих экономические законы спроса и предложения претерпевают изменения в зависимости от конфессиональной структуры населения. По мере роста духовности народа, а современный тренд таков, сфера действия законов социальной Гармонии, очевидно, расширится;

–      принцип умеренности (в основ­ном законе – «умеренное возвышение…») также содержится в кораническом тексте и проходит красной нитью через всю Священную книгу. Каждый может наблюдать из опыта истинно верующих людей, которые в своем бюджете времени имеют и отправление религиозных обрядов (ежедневные молитвы, систематические посещения мечетей и церквей, паломничества и др.) и выполнение трудовых обязанностей – работа в разных сферах экономики, обра­зования,   науки,   искусства,  культуры  и т. д. Совмещение религиозных и трудовых функций является подтверждением принципа умеренности во всем, человек не уходит односторонне в какую-либо одну из них, а, следовательно, он умерен, т. е. не излишествует в своих разумных потребностях и желаниях. Умеренное возвышение – термин частично новый для науки. Если возвышение потребностей известно в экономической теории, то «умеренное возвышение» ранее не использовалось в научной теории о приоритетах потребностей. Разумность материальных потребностей видна из образа жизни верующих. «Вредные привычки» (потребление табака, наркотиков, алкоголя и др.) исключены, а уровень потребностей разумен, достаточен, т. е. без излишеств.

 Из духовных знаний хорошо известно, что истинно духовные ценности означают личную веру человека в единого Создателя (монотеизм). Носителей духовных ценностей в нашем мире столько, сколько во всех странах верующих в единого Творца людей. По данным христианского сайта «Laborers Together», в 2011 году в мире проживало, в частности, 1,58 млрд мусульман. Принимая ежедневно решения по своему образу жизни, в частности, по законам социальной Гармонии, миллиарды адептов религий становятся субъектами объективных закономерностей, изучаемых наукой. Поэтому дифференциация населения стран и континентов по конфессиям, определяющим образ жизни индивидов, их духовные ценности, материальные и нематериальные потребности и желания, представляет необходимое условие изучения категории и законов социальной Гармонии. Категория «социальная Гармония», основанная на духовности и нравственности, по нашему мнению, окажет большое влияние на развитие науки, на ее синтез с духовными знаниями. Достоверность открытия доказывается следующими фактами и статистическими данными о многообразии форм проявления основного закона Гармонии, в частности, о первоисточнике закона, духовной экономической модели, паломничестве, благотворительности:

1) Использование (в качестве исходных) положений из Священных книг о цели и смысле жизни человека (сотрудничества и открытости, духовное совершенствование), о принципах умеренности, разумности и справедливости во всем, о чем говорилось выше.

2) Практический опыт, имеющийся в экономических системах многих государств мира. Так, расширяется применение в мире (таков тренд) принципов исламской экономики и финансов, что обусловлено возвышением духовных ценностей над материальными потребностями. Эта модель направлена на честность, социальную ответственность, прозрачность бизнеса, что практически исключает теневой сектор и коррупцию, на справедливость в экономических отношениях, умеренность в потреблении (см. Статьи автора в списке литературы), реализующая потребность индивидов в оказании помощи нуждающимся.

 Основной закон социальной Гармонии действует в различных проявлениях. Согласно концепции и практики исламской экономической модели, которая наиболее глубоко интегрирована с духовностью и нравственностью, действие данного закона обеспечивает:

 – производство исключительно полезных продуктов и услуг, не наносящих вред здоровью и жизни населения, запрет на удовлетворение вредных привычек (употребление алкоголя, табака, наркотиков, создание наступательного оружия и т. д.);

 – исключение спекулятивной составляющей в бизнесе, применение умеренных цен на товары и услуги, беспроцентные кредиты, фиксированные курсы валют, ограничение монополистической деятельности;

– партнерские отношения между компаниями и финансовыми институтами с разделением рисков и доходов (убытков);

– развитие микрокредитования малого бизнеса и населения для искоренения бедности.

 Закон доминантного возвышении умеренных духовных потребностей над разумными материальными потребностями и желаниями индивидов действует в различных формах. Остановимся на некоторых из них.

 Сейчас в мире создаются различные фонды благотворительности. Это явление имеет разные стороны. Когда они формируются с чистыми намерениями без каких-либо нарушений божественных и светских законов, их необходимо всячески поддерживать дозволенными способами. К сожалению, могут встречаться и фонды, не вполне соответствующие благим намерениям. Но, по нашему мнению, существующие различные фонды требуют большого уважения. Известно, что многие богатые люди, включая миллиардеров и миллионеров во всем мире, прежде всего в США, других развитых странах Европы, Азии, Африки, Латинской Америки оказывают большую помощь нуждающимся, особенно людям с правильным вероисповеданием. Автору как одному из учредителей благотворительного фонда имени Батыр Баяна, приятно выразить всем филантропам свою глубокую признательность. Их благотворительная деятельность вполне вписывается в формулу закона доминантного возвышения духовных потребности над разумными материальными.

Исследователи индекса отмечают, что практики участия в благотворительности зачастую зависят от социокультурных факторов [1], а также катастроф и чрезвычайных ситуаций, когда тенденция к оказанию помощи другим людям увеличивается. Нельзя отрицать того, что методика исчисления индекса требует дальнейшего совершенствования. Ведь в Исламских странах благотворительность не всегда разглашается, чтобы избежать показухи (риа). Тем не менее применение индекса позволяет более или менее адекватно оценить картину благотворительности в нашем мире [2].

Как видно из таблицы, по индексу благотворительности за рассматриваемые 9 лет лидирующую позицию среди 155 стран, безусловно, занимают США. Это неслучайно, поскольку в данной стране много известных миллиардеров, которые занимаются благотворительностью в пользу бедных в мире.

 Помимо благотворительности в современном мире развито движение волонтеров. Оно охватывает обширный круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, фандрайзинг, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчета на денежное вознаграждение.

 Таким образом, рассматриваемый новый закон возвышения потребностей в современных условиях пандемии и финансово-экономических кризисов продолжает действовать во всю свою силу. Важнейшая задача экономической науки и практики, а также органов управления заключается в осознанном использовании данного закона в своей практической деятельности. Именно подобным способам можно активно преодолеть возникшие перед человечеством трудности и вступить в путь стабильного развития экономики на основе истинной духовности и нравственности в различных странах мира.

ЛИТЕРАТУРА

1. Zischka L. Giving Behaviours and Social Cohesion. How People Who ‘Give’ Make Better Communities. UK: University of Reading, 2019. 240 с. ISBN 978-1-78811-419-6.

2.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BD%D1%82%D1%91%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE)

 

 

463 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательно заполните поля *

МЫСЛЬ №8

20 Августа, 2021

Скачать (PDF)

Редактор блогы

Аяған Өтенұлы Сандыбай

Блог главного редактора журнала «Мысль»