• Исторические страницы
  • 30 Сентября, 2021

ЛИЦА И ФАКТЫ: ИСТОРИИ ИЗ ОДНОЙ КНИГИ

Гульбаршин САЛЫК,

краевед, член Союза журналистов Казахстана

У казахов испокон веков о прошлом наших предков всегда передается из поколения в поколение. Но, к сожалению, наше старшее поколение постепенно уходит, нам же остается память, которую надо сохранить для потомков: посредством изданий книг, фильмов, накоплением исторических материалов и передачей их в архивы, музеи – где они будут экспонироваться, рассказываться, показываться, чтобы не «раствориться в водовороте времени и пространстве». Мужество и патриотизм передавались из века в век. Об этом писал, на рубеже XVI–XVII вв. один из известных английских ученых Д. Флэтчер, который подчеркивал высокий боевой дух, честолюбие и храбрость наших соплеменников: «Смерть до того презирают, что охотнее соглашаются умереть, нежели уступить неприятелю, и будучи разбиты, грызут оружие, если уже не могут сражаться или помочь себе». 

Видный батыр, активный участник казахско-джунгарской войны XVIII века Байболат Шегирек улы (1694–1782 гг.) с аула Байтуяк (Байдалин) Таврического района Омской области (данному населенному пункту посвящена книга «Ауыл Байтуяк (Байдалин): прошлое и настоящее», авторы – доктор исторических наук, профессор Кабульдинов З. Е., учитель истории Кабульдинов Е. Е.).

Байболат Шегирек улы настоящий батыр, народный герой, любимец всего степного люда, храбрый и отважный, которым гордятся потомки и земляки. Такое звание как батыр наш герой приобрел исключительно личными подвигами и боевыми заслугами. У нашего народа до сих пор на устах имена славных воинов, защитников своей родной земли.

Об этом отмечено в вышеназванной книге: «В XVIII веке в казахском обществе появилась целая плеяда любимых народом батыров. Это было связано, в первую очередь, с многолетней борьбой казахского народа против джунгарской агрессии. Это были батыры Богенбай, Кабанбай, Малайсары, Есет, Тайлак, Жанибек, Отеген, Олжабай, Наурызбай и многие другие. Объектом нападок со стороны воинственных джунгар были и кочевья, занимаемые омскими казахами. Поэтому ополченцы из Омского Прииртышья приняли деятельное участие в отражении агрессии кочевых соседей. На территории современной Омской области такого высокого военного звания удостоились такие видные батыры как Кошкарбай, Байымбет, Тугел, Жазы, Алимбет, Буланбай, Отеубай и другие представлявшие различные родовые подразделения кереев, аргынов и кыпчаков. Особое место принадлежит батыру Байболату, предками которых считают себя значительная часть казахов Таврического района, в том числе и аула Байдалин».

Батыр Байболат из рода кереев, уроженец Омского Прииртышья, его предки кочевали на территории южной части Омской области в XVII веке. Кочевья его деда Сары сын Есбола находились на территории Русско-Полянского, Павлоградского, Таврического и Черлакского районов. И как отмечают – «название районного центра Саргатское возникло именно от имени этого родоначальника». И так, «Байболат батыр был активным участником и героем казахско-джунгарских воин первой половины XVIII века. Он был известным сподвижником общеказахского хана Абылая, принял участие в крупных сражениях с джунгарами в 1726 и 1730 годах. Защищал степные просторы от многочисленных набегов джунгар, которое длилось более 100 лет. Участвовал в дальних походах против врага в составе общеказахского ополчения, наряду с такими именитыми омскими батырами-земляками как Кошкарбай (его потомки живут в с. Каразюк Нововаршавского района), Тугел (его потомки живут в Русско-Полянском районе Омской области и Иртышском районе Павлодарской области)» и многими другими.

Джунгарское ханство прекратило существование в 1758 году.

У Байболата батыра было четыре сына – это Байтуяк, Отеп, Караайдар и Акайдар. Он оставил после себя доброе имя, многочисленных потомков, которые гордятся своим великим и славным предком.

О формировании казахского населения на территории современной Омской области в данной книге дается исследовательский материал профессора З. Е. Кабульдинова. «Как известно, южная часть этого региона до начала ХХ века входила в состав Омского уезда Акмолинской области. Район Среднего Прииртышья стал заселяться издревле многочисленными тюркскими племенами. Население районов Западной Сибири находилось в постоянном контакте с населением Северного, Центрального, отчасти Восточного Казахстана.

На рубеже XIII века в связи с походами Чингисхана на территории Западной Сибири нашли прибежище многие тюркоязычные племена, в том числе и кипчаки… О том, что предки казахских родов Керей и Уак начали заселять юг Западной Сибири еще в начале XIII века, они кочевали не только по берегам Иртыша, но и реки Оми (Омбы), свидетельствуют и некоторые материалы из устного народного творчества казахов, в частности, поэма «Елимай», написанная казахским батыром Кожаберген-жырау Толыбайсыншыулы по горячим следам «Годов великого бедствия» …

Об отступлении на запад казахов-кереев, отмеченных в поэме, пишет и исследователь родоплеменного состава казахов Среднего жуза М. С. Муканов: «Присоединение Сибири к России, нашествие калмыков в казахскую степь вызвали перемещение казахского племени кереев, некогда обитавших по Тоболу, Туре Оми, как об этом говорится в «Сибирской летописи», откочевали и обосновались южнее Сибири, заняв территорию Северного Казахстана. После изгнания джунгар часть родов племени керей заняли отдельные места в долине Иртыша...».

«…В родоплеменном отношении, Омский уезд в основном состоял из казахских родов: керей, кыпчак, атыгай, караул, относившихся к Среднему жузу… В незначительном числе были и другие представители, как: канжигали, найман и т. д. И что интересно, в каждой волости был «костяк» из одного определенного рода: в Черлакском в основном превалировали кипчаки, в Покровской и Курганской – кереи, в Омской – атыгаи и в Николаевской – караулы».

Интерес представляет – таблица приведенная в данной книге, это численность казахского населения в Омском уезде со 2-ой половины 19 века и начала ХХ века: 1875 год – 34737 жит., 1889 год – 34918 жит., 1893 год – 34873 жит., 1895 год – 40499 жит., 1896 – 40716 жит., 1897 год – 43876 жит., 1898 год – 45460 жит., 1899 год – 45252 жит., 1900 год – 46251 жит., 1902 год – 48819 жит., 1903 год – 49079 жит., 1910 год – 53210 жит., 1911 год – 54937 жит., 1912 год – 65746 жит. и т. д.

«…порядок расселения казахов на территории современного юга Омской области, куда вошла значительная часть автохтонов бывшего Омского уезда Акмолинской области, сохраняется и по сегодняшний день. Сегодня на территории области проживает около 90 тысяч казахов» (данные 2014 года).

Такова лишь маленькая часть крат­кой истории из одной книги, обращенная к молодежи, которая должна «нести высоко знамя памяти своих достойных и мужественных предков и земляков».

 

 ДОСТОЙНЫЙ ПОТОМОК

СВОИХ ПРЕДКОВ

 

В своих назиданиях, в 32 Слове, Абай писал: «Чтобы достигнуть намеченной цели и быть верным своему долгу, в характере человека должны быть постоянство, решимость, сильная воля, способные сберечь трезвость рассудка и чистоту совести». Эти слова с полным правом можно отнести и к единственному народному художнику СССР в Казахстане – Тельжанову Канафия Темир-Булатовичу. Его достижения и регалии впечатляют: народный художник СССР, член-корр. Академии художеств СССР, действительный член (академик) НАН  РК, заслуженный деятель искусств Казахской ССР, художник КазССР, Почетный академик Международной академии наук высшей школы, профессор (Кабульдинов З. Е., Кабульдинов Е. Е. Ауыл Байтуяк. Прошлое и настоящее. Астана, 2014, 288 с.).

Когда-то Е. Винокуров отмечал: ­«…Ах сколько же на свете было великих все-таки имен». И одно из таких – имя К. Т.-Б. Тельжанова.

 Его род из бывшей Кокшетауской области, Кзылтуского района, из Тельжан-аула, впоследствии совхоз Толбухинский.

Вот как описывают эти места ранние исследователи: «Бесконечные богатые пастбища, озера и речки, изобилующие рыбой, нет и нет, пробегали стада сайгаков… – все это влекло в древние века завоевателей, сначала гуннов, татаро-монголов, джунгаров и т. д. в эти края».

Родной аул, детство и юность, лица ушедших и живых родных – все это говоря строчками из стихотворений Анны Ахматовой в «… памяти, словно в узорной укладке». Одна ты на свете и в сердце одна, так звучат слова из песни «Родная земля», искренние слова о любви к родине:

 

«Родная, родная, родная земля.

Холмы и равнины, леса и поля.

Ты доброй судьбою на счастье дана,

Одна ты на свете и в сердце одна».

 

 Тельжан (каз. Телжан, до 2003 г. – Толбухинское) – мой родной совхоз, где родилась и провела безмятежное и счастливое детство, ныне аул в Уалихановском районе Северо-Казахстанской области. Административный центр Тельжанского сельского округа. В 1999 году население аула составляло 769 человек (359 мужчин и 419 женщин). Ныне Северо-Казахстанская область, Уалихановский р-он. В настоящее время носит исконное название по местности – аул Тельжан. По данным переписи 2009 года в ауле проживало 572 человека (279 мужчин и 293 женщины). 
Есть такие строчки болгарской поэтессы Б. Дмитриевой: 

… Легенда за легендой,

Столетье за столетьем, –

И ты увидишь,

Что не беспредельна,

Эта горсточка,

эта маленькая моя отчизна...

 

 Наш край связан именами великих людей Казахстана, об одном из имени и расскажу. Названия Тельжан и Толбухинский имеют свою историю. И названы были именами известнейших людей своего времени, о которых я поведу свой рассказ, чтобы знали молодые сельчане. Был известный волостной управитель Тельжан из подрода бурас-курманов племени керей. До сих пор, среди местных уже мало оставшихся старожилов, существуют воспоминания об этом уважаемом человеке. Как пишет в своей статье «Темир-Булат Тельжанов – известный Алашский деятель» профессор З. Кабульдинов: «Тельжан болыс, будучи грамотный еще в 1906 году, когда на территории обширной Акмолинской области начали создаваться первые двухгодичные русско-казахские школы, одним из первых обратился в адрес Акмолинского военного губернатора с просьбой разрешить открыть для его сородичей такую школу, для чего безвозмездно передал свой добротный дом». Это лишь один пример. О самом волостном, к сожалению, известно очень мало, хотелось бы остановиться на его знаменитых потомках, один из них внук его, государственный деятель казахского народа – Темир-Булат Мухамеджанович Тельжанов. Его правнук известный в Казахстане и за рубежом художник Канафия Темир-Булатович Тельжанов.

Темир-Булат родом из пригорода Омска, с урочища Каникей, родился в 1898 году. Участник национально-демократического движения Алаш на территории Акмолинской области. В 1919 году перешел на работу в советско-партийные органы и вступил в партию большевиков. С 1919 по 1921 годы он работает в газете «Кедей coзi» официального органа Сибирского бюро ВКП(б). В 1921 году он член Президиума Омского губерисполкома, редактор газеты «Бостандык туы», тогда печатный орган Представительства КазАССР при Сибревкоме. На следующий год он становится членом Центрального исполнительного комитета Казахстана второго созыва, в этом же году становится главным редактором и одним из первых организаторов газеты «Енбекши казак». В 1923–1924  годы член Акмолинского губернского суда, признанный политический лидер и организатор комсомола среди молодежи Сибири. Он также инициатор открытия в г. Петропавловске средней медицинской школы для выпуска «медиков-мусульман» с установлением квоты в 60 человек, из которых 40 мест для казахов, 20 – для татар. Поступает на рабочий факультет в Оренбурге, оканчивает в 1924 году, а на следующий год продолжает учебу в Ленинградском политехническом институте на экономическом факультете. Параллельно работает в доме культуры народов Востока, занимается преподавательской деятельностью по общественным дисциплинам в Ленинградском художественном техникуме. В эти годы знакомится и дружит с видными представителями казахского народа Мухтаром Ауэзовым, Алькеем Маргуланом, Сабитом Мукановым и др. В 1929-30-е годы успешно совмещая учебу, работал старшим экономистом, заместителем начальника экспортно-импортного отдела Управления Наркомата КазАССР. Участвовал в посевной компании и колхозном строительстве. В 1931 году доцент, зав. кафедрой политэкономии в Алмаатинском сельхозинституте, далее преподавал и работал доцентом на кафедре политэкономии в Ленинградском Восточном институте им. Енукидзе, помощником директора и заведующим сельхозотдела института народного хозяйства им. Плеханова в Москве. Его организаторский талант и опыт преподавателя и руководителя заметили, его выдвигают на должность зам. директора Университета марксизма-ленинизма. Был достаточно высокообразованным человеком, владел всеми тюркскими языками СССР, в том числе свободно – русским, немецким, турецким и т. д.

В 1934 году был избран директором научно-исследовательского института животноводства, а на заседании бюро Крайкома ВКП(б) в 1935 году был направлен на преподавательскую работу в сельхозинститут им. Л. Мирзояна.

Репрессии не обошли и его стороной. В январе 1936 года исключили из партии за сокрытие социального происхождения и участие в алашординской «контрреволюционной организации». 4 ноября 1937 года был арестован и 15 апреля 1938 года расстрелян. Оборвалась еще одна прекрасная, плодотворная жизнь уникального человека своего времени, первопроходца в «прекрасное будущее».

 Вот что вспоминал о нашей малой родине Тельжан, его сын, великий художник Канафия: «Помню ребенком дед часто катал меня на тачанке с открытым легким кузовом, запряженной тройкой, из Тельжан аула до аула мамы Байтуяк Омской области. И я запомнил огромный размах степи, наполненный чистым ароматом степных трав, полыни и цветов… самобытные мазары, памятники народного зодчества…».

Или по С. Рахимову:

 

На заре, когда юноша – ветер

Пробежал по росе босиком,

Мне как будто напомнило лето

Про тебя, деревенский мой дом…

 

Все мы помним свои родные аулы, деревни, большие и красивые, богатые совхозы, и один из них мой родной совхоз «Толбухинский», Кзылтуского района, тогдашней Кокшетауской области. Где за совхозом были березовые рощицы, зеленые лужайки, а далеко в степи паслись отары тучных овец, коровы и другие животные. И детство наше сопровождал пьянящий запах степной полыни, мы любовались серебристыми волнами ковылей, и зреющими золотыми колосьями пшеницы, а в совхозе по утрам солнечное летнее утро, которое было заполнено голосами птиц, недоступно высокий купол неба, запах свежеиспеченного хлеба и парного молока. Что может быть прекрасней этого. Да, память о родной земле, отчем крае генетически заложена в нас, и где бы мы ни были, мы помним и апашкины корпешки, и вкусный запах жаренных баурсаков, и пьянящий аромат белоснежного кумыса. Для нас наша малая родина – это «…берег очарованный, И очарованная даль…».

 Второе название свое, уже целинный совхоз «Толбухинский» в год своего появления был назван в честь Маршала Советского Союза, Героя Советского Союза (посмертно), Народного героя Югославии, Героя Народной Республики Болгарии (посмертно), кавалера
ордена «Победа» Фёдора Ива́новича Толбу́хина. Для тех, кто не знает этого, наверняка будет интересна информация о полководце. Родился 16 июня 1894 г. в деревне Андроники Ярославской губернии (ныне Ярославский р-н Ярославской области) в многодетной зажиточной крестьянской семье. Участник первой мировой войны, в 1918 году – военрук военного комиссариата. В 1919 окончил школу штабной службы и участвовал в гражданской войне. Окончил курсы усовершенствования высшего комсостава в 1927-м и в 1930-м, в 1934-м – Военную академию имени Фрунзе. Занимал должности начальника штаба стрелковой дивизии, с июня 1934 года – начальника штаба стрелкового корпуса. С сентября 1937 года – командир стрелковой дивизии на Украине. В июле 1938 – августе 1941 годов Ф. И. Толбухин – начальник штаба Закавказского военного округа. В июне 1940, с введением генеральских званий в РККА, ему было присвоено воинское звание генерал-майор. После войны маршал Ф. И. Толбухин был назначен главнокомандующим Южной группой войск на территории Румынии и Болгарии, созданной для вероятных военных действий на Балканах (расформирована в феврале 1947). С января 1947 года – командующий войсками Закавказского военного округа. Депутат Верховного Совета СССР II созыва (1946–1949). Умер 17 октября 1949 года в Москве.

 Совхоз Толбухинский Кзылтуского района Кокшетауской области был организован в 1954 году, и в начале – приехало всего 14 человек во главе с директором Ф. Т. Моргун. Первым парторгом был Ислям Мажитов, главным агрономом был назначен Николай Свириденко, а главным инженером Марк Портер. Самую первую борозду проложил полтавчанин Федор Журлей. И как тогда писали:

 

…Выйдут с рокотом кони стальные,

Первый пласт целины поднимая.

И тогда зашумят золотыми колосьями,

Расцветут родные поля.

 

Уже на следующий 1955 год новоселы получили свои первые квартиры.

Наши отцы помнят караваны эшелонов, снежные бураны, черные океаны пашен, колосящуюся как безбрежное море золотую пшеницу, первые построенные дома и многое другое. Многие совхозы созданы демобилизованными солдатами и матросами. Люди приезжали целыми подразделениями, создавая совхозы, и давали названия, такие как: «Толбухинский» по имени маршала Толбухина, «Тихоокеанский» и т. д.

После армии в 1956 году и мой отец Дакен Калиулы Отепбергенов приехал в совхоз, начинал объездчиком, много лет проработал водителем, впоследствии начальником газового хозяйства совхоза. Трудовой стаж ветерана тыла и труда, первоцелинника Дакена Калиулы составлял 40 лет. Имел награды тогдашнего Союза. В целинном совхозе нашем уже в 1975 году проживало более 1450 жителей. А начинать первопроходцам пришлось с жилья. Приказ №1 директор совхоза Федор Трофимович Моргун подписал в конюшне Тельжановского займища. О нашем совхозе, находящемся на стыке Казахстана и России, тогда уже знали и писали, это было одно из крупнейших хозяйств, поставлявшим республике миллионы пудов зерна.

Как писала тогда областная газета «Степной маяк» за 1974 год: «Труженики Кзылтуского района одержали большую победу – засыпали в закрома родины 131 тыс. тонн хлеба, что превышает народно-хозяйственный план. За 4 года пятилетки район сдал государству 46 млн пудов зерна – 116% к пятилетнему народнохозяйственному плану. А хлеборобы совхоза «Толбухинский» добились в 4-м определяющем году 9-й пятилетки успешной победы. В закрома Родины было отправлено более 16000 тыс. тонн зерна при обязательстве 12500 тонн».

От целинного совхоза, ныне аула Тельжан, где я родилась, до Кокшетау 200 с лишним км. Если ехать по железной дороге, ландшафт меняется, как в калейдоскопе. Кое-где покрытая ковылью степь, уступает место небольшим березовым колкам и кустарникам. И говоря словами поэта Д. Белоусова:

 

...Тишина… И кажется…

Грусти предались. Беззвучна даль.

Все подчинено законам древним:

С радостью соседствует печаль...

 

Но вернемся уже к потомку Тельжана. Родился в городе Омске 1 мая 1927 году. Рос смышленым, разносторонним мальчиком, бывал часто с матерью у своего деда в Тельжан ауле, который носил имя его прадеда известного волостного управителя, он был известен в народе своими благими делами для простого народа, открывал школы, строил дома, помогал нуждающимся…

Когда маленькому Канафию было пять лет, отец Темир-Булат Мухамеджанович перевез семью из Омска в Ленинград. Детские воспоминания о родной земле, огромный размах степи, наполненный ароматом степных трав, полыни и цветов, перекатывающие серебристые волны ковылей навсегда запомнились ему. Впоследствии он посвятил картину своему краю под названием «На земле дедов». И неудивительно, что способности к прекрасному рисованию проявились очень рано. Отец его устраивает в художественную школу юных дарований при Всероссийской Академии художеств.

Для его семьи, как и многих других 30-е годы были очень жестокими и печальными, в стране свирепствовали репрессии. Не обошли они и семью его родителей. За участие в алашордынской «контрреволюционной организации» отец Темир-Булат Мухамеджанович был арестован 4 ноября 1937 г. По постановлению «тройки» УНКВД по Ленинградской области от 15 апреля 1938 году был расстрелян.

22 июня 1941 году началась война, Канафию вместе с другими детьми эвакуировали из Ленинграда в село Колково Кировской области. В город Молотов отправили сестру Айшу вместе с учащимися знаменитого Ленинградского хореографического училища им. А. Я. Вагановой. В 1942 году Канафия получает известие о смерти матери в блокадном Ленинграде, ей было всего 36 лет. Из Кировской области с трудом добирается до Алматы, где поступает сразу на 2-й курс Алма-Атинского художественного училища. После успешного окончания в 1947 году продолжает учиться на факультете живописи Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Академии художеств СССР. Защитив дипломную работу в 1953 году, К. Тельжанов возвращается в Алматы.

И все это время он не перестает рисовать и работать в художественном училище преподавателем. Живопись для него становится образом мышления, жизни и потребностью.

Кто-то из художников отмечал: «Мас­­терство и творчество имеют свою планку. Кто ее достиг, тот и есть мастер». Успешным дебютом для Канафия Тельжанова явилась картина «Впервые», на которой он изобразил женщину у рояля на Всесоюзной художественной выставке в 1954 году, она получила прекрасные отзывы в печати. О мире в его единстве, о Человеке-Вселенной говорит его следующая картина под названием «Жамал». И надо отметить, что данная картина экспонировалась на выставках во многих странах мира. В 1960-е годы и позже были приобретены Третьяковской галереей такие его полотна, как: «Жамал», «Мирные огни», «На земле дедов», «Запевала», «Подмосковье» и другие. Не менее лиричны и поэтичны его произведения: «Карлыгаш», «Вечер», «Звуки домбры». О свободолюбии казахов свидетельствует его картина «Кокпар», которая полна жизни, движения… Привлекают и очаровывают его прекрасные полотна: «В солнечном краю», «Подруги», «Охота с беркутом», «Кыз куу», «Совет», «Дома» и многие другие.

 О его творческой и общественной деятельности говорят следующие факты:  депутат Верховного Совета республики, член ЦК КП Казахстана, председатель правления Союза художников Казахстана, член правления и секретарь правления Союза художников СССР,  член Комитета по Ленинским премиям в области литературы и искусства при Совете Министров СССР, член Международного Совета музеев мира, член главной редакции Большой Казахской энциклопедии, член комиссии по государственным премиям Республики Казахстан и т. д.

А также творчество К. Тельжанова получает международное признание, в 1972 году он приглашен на педагогическую деятельность в Академию искусств Кубы, а в 1993 году центральное правительство Китая приглашает в Синьцзянский институт искусств. Не зря писатель Р. Сейсенбаев отмечал, что «прогресс человечества во взаимодействии цивилизации».

Неоднократно бывал за рубежом, посетил Италию, Францию, Египет, Индию, США, Бельгию, Грецию, Японию, Финляндию, Марокко и другие страны. Талантливый художник не бросает свою работу, в эти годы он продолжает создавать свои шедевры. Широко известны его картины, как: «Под чистым небом», «Победа», «Счастливые», «Люди Боз – Арала», «На казахстанской целине» и многие другие. В его рисунках мотивы, наполненные симпатией к простому народу, красочные восточные колориты, старинные улочки, архитектура и люди.

Выдающийся художник, талантливый ученый-педагог, видный государственный и общественный деятель, получивший общественное и международное признание – не это ли еще один достойный пример профессионального мастерства и патриотизма. Еще средневековый философ Султан Санжар писал: «Жизнь мастера в его искусстве гораздо продолжительнее его мирского существования».

Он ушел из жизни в 2013 году... Не стало великого художника, переиначивая слова ученика Абая Т. Изтлеуова:

 

…Люди уходят из этого мира,

После них остаются слова…,

 

в этом случае его прекрасные, жизненные картины.

г. КОКШЕТАУ

474 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательно заполните поля *

МЫСЛЬ №8

20 Августа, 2021

Скачать (PDF)

Редактор блогы

Аяған Өтенұлы Сандыбай

Блог главного редактора журнала «Мысль»