• Образование
  • 20 Августа, 2021

НАУКА И ЗНАНИЕ – ТРАЕКТОРИЯ РОСТА

Кенжеболат Жолдыбай, 
политолог

Прав был Уинстон Черчилль, не без юмора говоривший, что Россия всегда останется загадкой, завернутой в загадку и помещенную внутрь загадки. Еще в конце XVIII века немецкий пуб­лицист Иоганн Зейне сказал: «Россия – страна возможностей». Элвин Тоффлер также повторяет, что «Россия – страна огромных скрытых возможностей». Но также можно заявить о любой стране, в том числе и о Казахстане. Главное – суметь реализовать эти возможности. Финляндия, например, реализовала, и из страны ограниченных природных ресурсов превратилась в страну реальных возможностей (первое место в индексе хороших стран мира).

И стоит присмотреться к примерам подобной реализации возможностей. Так венцом инженерного Ренессанса ХХ века стала американская программа «Аполлон» – высадка человека на Луну (20 июля 1969 года). В пересчете на сегодняшние цены этот проект обошелся американской казне в 130 млрд долларов. В этой связи уместно отметить, что по числу Нобелевских наград в области науки, полученных в ХХ веке, абсолютно лидируют опять же США – 125 премий (ближайший преследователь Великобритания – 56). А всего уже свыше 300 нобелиатов из Америки.

Сегодня мир под властью и контролем США все больше поляризуется на техноэлиту и техноплебе – на производителей, кто создает инновационные технологии и дилеров, кто только и умеет обслуживать не созданную ими продукцию. 30 июля 2010 года профессор КБТУ Мурат Абдиров в одном из своих выступлений отметил: «Сегодня в мире всего 12 нанотехнологических стран, живущих за счет высоких технологий, и Россия не входит в их число. Например, Тайвань – лидер в области микроэлектроники, производит 80 процентов мобильных телефонов в мире. Крошечный Тайвань производит: ноутбуки – 94% мирового производства, серверы – 87%, кабельные модемы – 86%, память ROM – 94% и т. д. А в самой России доля мобильных телефонов отечественного производства на внутреннем рынке всего 1%.

Казахстан также не вписывается в этот мир, стоит особняком, как дама бальзаковского возраста, которую никто не приглашает на танец. И следует признать, сейчас пошла сплошная халтура, девальвация научных знаний, а академиков стало хоть пруд пруди». 

В то же время по данным социологического исследования, проведенного BISAM по заказу Национального Центра научно-технической информации при поддержке Министерства образования и науки Казахстана, подавляющее большинство респондентов отрицательно отнеслось к вопросу реорганизации Национальной Академии наук республики с превращением ее из учреждения, финансируемого государством, в общественную организацию. Противники этой «академической реформы» доминируют во всех типах научных учреждений и вузов, во всех возрастных группах. Подавляющее большинство экспертов, представители научной элиты практически единодушно осудили такой опрометчивый шаг на правительственном уровне.

Более трех четвертей опрошенных научных работников и преподавателей вузов назвали меру неправильной. Правильной назвали только 23,4% опрошенных, неправильной – 76,6%. Большинство экспертов считают, что эта реорганизация привела к потере эффективного центра координации научных исследований. Подорван, по их мнению, авторитет науки в целом и снижены стимулирующие факторы научного роста. В настроениях ученых преобладает недовольство заработной платой и материально-техническим обеспечением труда, неудовлетворенность государственной поддержкой науки и уровнем управления научной сферой, обеспокоенность слабым притоком молодых научных сил на фоне высокой оценки опыта и квалификации научных кадров, то есть высокой самооценки.

И это не может не беспокоить. Весь этот разброд и шатания разрушают выстраивание системы в организации работы научной сферы, подрывают еще не окрепшие корни тех действительно необходимых новаций, которые были внедрены за последние годы по линии государства и прогрессивно мыслящих ученых Казахстана. Наши собственные амбиции, нежелание признать свою слабость отбрасывают отечественную науку на периферию мирового процесса. Мы не умеем совмещать опыт и зрелость с молодой дерзостью, былые достижения с новыми идеями.

Физика, астрономия, механика и множество других наук опираются на закон всемирного тяготения, сформулированный Исааком Ньютоном в 1666 году. В данном случае есть корень – универсальная теория и есть густая зеленая крона, новые ветви, новые семена, дающие жизнь актуальным открытиям, которые продвигают человечество по пути понимания и освоения окружающего мира.

В отношении к появлению в Казахстане PhD интересен прогноз, который дают респонденты перспективам сосуществования старой и новой системы аттестации научных кадров. 39,5% опрошенных полагают, что уже в ближайшее время новая система вытеснит старую. 33,4% допускают, что в обозримом будущем обе системы смогут существовать параллельно. Лишь 26,1% убеждены, что новая система не оправдает себя и Казахстан вернется к старой системе.

Кадровые проблемы эксперты характеризуют как ключевые в развитии казахстанской науки. Исследование подтвердило, что тревоги относительно старения научных кадров абсолютно обоснованы. Средний возраст доктора наук зафиксирован опросом на уровне 56 лет, кандидата наук – 46 лет, научного работника/преподавателя без ученой степени – 39 лет. При этом слабая и неэффективная координация в подготовке научных кадров, практическое отсутствие какого-либо воздействия на рынок труда в научной сфере привели к отраслевому дисбалансу.

Наиболее слабым местом казахстанской науки эксперты единодушно признали внедрение научных разработок в практику, ждут решения проблемы материально-технического обеспечения научных учреждений. Остро стоит проблема сохранения научных школ, существование которых оказалось под угрозой в кризисные 90-е годы, и эта угроза не снята по сей день.

Но как бы то ни было, мы сами себя должны приподнять над суетой буден. Мы можем и должны разбудить равнодушных в своем собственном обществе. Не случайно Коран призывает человека к трем вещам в этом мире: к личному разуму, к личной ответственности, к личной активности. В каждом из нас заложен огромный потенциал. Другое дело, что чаще всего люди даже не пытаются развивать в себе эти начала, потому что о них просто не догадываются. Надо дать больше возможностей прав и свобод научной мысли, и тогда мы не будем думать о том, как попасть в 30 или 50 наиболее развитых стран мира, мы там неизбежно будем. Нужно уважать прежде всего себя, свой народ, свою страну и не пытаться жить под копирку и не своим умом, как это случилось в начале переходного периода, говоря словами Олжаса Сулейменова: «Мы сгоряча, некритически перенимали схемы и термины, порожденные в специфических условиях западного хозяйства».

Вместо ресурсных приоритетов необходимо делать ставку на инновации, человеческий капитал, современные технологии, мобилизуя общество на достижение новых параметров развития. И, естественно, требуется решение вопросов финансирования науки. Начнем с индикатора, характеризующего место науки в экономике и ее вклад в ВВП в обобщенный показатель произведенной в стране продукции (товаров, услуг) за год. Этим индикатором является доля затрат на НИОКР в ВВП, или наукоемкость (здесь нужно понимать, что финансирование науки – это выделяемые средства, а затраты на НИОКР – это использование средств на оплату интеллектуального капитала в создании добавленной стоимости, а также текущие расходы, связанные с материальным обеспечением научно-технического процесса в целом).

Сегодня страны – технологические лидеры поддерживают показатель нау­коемкости ВВП на уровне 2,7-4,3%. Значение этого показателя, равное 1% или менее, считается критическим для научно-технологической безопасности страны. В Казахстане, по данным Комитета по статистике РК, за последние пять лет наукоемость составляет в среднем 0,16%, то есть в шесть с лишним раза ниже критического уровня.

Одним из путей наращивания нау­коемкости ВВП является увеличение расходов на одного исследователя. По данным ЮНЕСКО, этот показатель в Казахстане составляет в среднем $46 тысяч (по паритету покупательной способности), в России – 54, Украине – 42, США – 300, Германии – 234, Японии – 209, Китае – 202. Как видно на приведенных примерах, высокие расходы на одного исследователя наблюдаются в технически и технологически развитых или быстроразвивающихся странах, где и в целом финансирование науки находится на высоком уровне. В развитых странах доля расходов на науку в ВВП достигает 16%.

Главным условием устойчивости любого общества является средний класс, который должен стать не только экономически состоятельным, но и высокообразованным продвинутым классом с высокими стандартами культуры. Казахстанский бизнес, к сожалению, предпочитает приобретать уже готовое оборудование, машины, механизмы, а не вкладываться во внедрение отечественных научных разработок. При этом бизнес не тратится и на подготовку к новому производству. Например, не проводятся маркетинговые исследования рынка, производственное проектирование, обучение персонала для работы с технологическими инновациями. В итоге, по данным Комитета по статистике РК, инновационная активность казахстанских предприятий остается низкой. По этому показателю мы значительно уступаем ведущим индустриальным странам (в Германии инновационная активность находится в пределах 70% от их общего числа, Канаде – 65%, Бельгии – 60%, Ирландии, Дании, Финляндии – 55-57%), а также большинству государств Центральной и Восточной Европы, где этот показатель находится в интервале 20-40%.

Основной проблемой, связанной с построением инновационной экономики, является объективное отставание казахстанской науки от мирового научного процесса. Те технологии, которые отечественная наука осваивает сейчас, в мире уже давно известны. Для того чтобы сменить догоняющий характер казахстанской науки, в стране была инициирована программа индустриально-инновационного развития, объявлена третья волна модернизации. Эта важная программа является ориентиром, на который должна держать курс наша экономика. Конечная точка маршрута – качественный экономический рост и рабочая модель индустриальной и технологической модернизации в условиях Четвертой промышленной революции. Эта задача не может быть решена, пока казахстанская наука не займет подобающие ей позиции.

При всей сложности ситуации скептическое отношение к науке в стране считаю неоправданным. Наши ученые вносят, пусть и небольшой, но свой вклад в мировую копилку научных достижений. Достаточно назвать те, которые могут иметь серьезный экономический эффект. Например, наши ученые создали вакцину от коронавируса в несопоставимых с конкурентами условиях. Над созданием вакцины QazVac работали ученые и специалисты Научно-исследовательского института проблем биологической безопасности. В основу лег опыт создания вакцин против других болезней, в т. ч. высокопатогенного гриппа птиц и свиного гриппа. Инактивированная вакцина разработана на основе вируса, который нейтрализован под воздействием химических веществ. QazVac включена в реестр Всемирной организации здравоохранения. То, что Казахстану удалось войти в узкий круг стран (из постсоветских там только Россия), чьи вакцины уже в конце прошлого года вышли на третью фазу клинических испытаний, – факт, требующий осмысления.

Возьмем технологию извлечения бериллия. Ученые КазНУ имени аль-Фараби нашли возможность исключения высокотемпературного процесса, который сопровождается выделением токсичных газов и требует больших энергозатрат и использования дорогостоящего огнеупорного оборудования при плавке металла. На базе внедрения новых технологий удалось получить более 150 новых видов продукции из оксида бериллия с уникальными электро-физико-химическими свойствами. Данная продукция уже экспортируется на оборонные предприятия военно-промышленного комплекса России, Украины, Беларуси, Польши, Израиля. Заинтересованность во внедрении данной разработки на собственных предприятиях проявляют ведущие страны мира: США, Китай, Индия и другие.

Или сплав «Казахстанский». Новый материал, ферросиликоалюминий, созданный в Научном центре по комплексной переработке минерального сырья, значительно улучшает свойства стали и имеет большие перспективы в цветной, черной металлургии и машиностроении. Еще и кольцо Hoope. Изобретение с участием исследователя из Казахстана Дамель Мектепбаевой. Диагностическое кольцо Hoope позволяет безболезненно брать у пациента кровь и автоматически проверять ее на самые распространенные инфекционные заболевания. «Гуминт» – композиционное удобрение с гибкой формулой, когда состав регулируется за счет увеличения доли тех или иных макроэлементов. Оно может «связывать» воду и отдавать ее растениям в засушливый период. Авторы изобретения – ученые Института органического синтеза и углехимии во главе с профессором Сериком Фазыловым.

Делать открытия в науке становится все труднее, но они непременно будут. Ведь XXI век – время революционных изменений в области науки и новых технологий, и человек как объект познания нескончаем. При этом, согласно исследованию корпорации RAND «Глобальная технологическая революция 2020», нет никаких признаков того, что в предстоящие полтора десятилетия темпы прогресса в названных выше сферах замедлятся. Об этом свидетельствуют некоторые открытия, сделанные учеными мира за последнее 10-летие. В частности, металлический водород. Сверхпроводник, полученный учеными Гарвардского университета, при плавлении выделяет в 21 раз больше энергии, чем сжигаемый такой же килограмм газообразного водорода. Так же как и квантовые компьютеры. Они многократно увеличивают вычислительные возможности процессоров, резко сокращая время сложных операций, и ведут к мощному прорыву в области искусственного интеллекта и молекулярного модулирования. Или же созданный японскими инженерами биогибридный робот, который имитирует движения человеческого пальца. В устройстве используются живые мышечные клетки, металл и пластик. Устройство способно перемещать небольшие предметы, сгибаясь в суставе. И это только малая часть того, чего достигла научная мысль.

Приведенные выше примеры свидетельствуют, что и в Казахстане есть высококвалифицированные научные кадры, производственный потенциал. Важно знать, как правильно использовать эти ресурсы для экономических служб, поскольку только научные открытия в фундаментальных и прикладных областях, а также новые технологии являются фактором экономического роста. Закономерен и тот факт, что с экономическим ростом на предприятиях и в научных учреждениях будет возрастать потребность в высокопрофессиональных специалистах для таких отраслей, как информационная технология, биоинженерия, экология, микробиология, космические исследования, медицина и в другие сферы научных знаний. Поэтому образование и наука являются основными факторами роста экономики. Во Всемирной декларации о высшем образовании для XXI века подчеркивается, что без соответствующего высшего образования и современных научно-исследовательских учреждений с квалифицированными и образованными специалистами ни одна страна не в состоянии обеспечить реального устойчивого экономического развития.

Анализ развития ведущих стран мира, таких как США, Великобритания, Германия, Южная Корея, Япония показывает, что приоритетность и качество образования – не следствие благосостояния государства, а его основная предпосылка. Это подтверждает высказывание одного из президентов США: «В Америке сильные университеты не потому, что Америка богата, а Америка богата именно потому, что в ней сильные университеты». Кстати, недавно Первый Президент Нурсултан Назарбаев в интервью отметил: «Сегодня на первом месте в мире – развитие искусственного интеллекта. Поэтому я планирую открыть в Алматы вуз, который бы работал в этом направлении. Его уровень будет таким же, как у Назарбаев Университета». Он же посоветовал молодежи учиться. Сейчас время науки и образования. Следующее поколение должно стремиться к получению качественного образования. Не только в вузах. В мире доля выпускников высших учебных заведений составляет менее 10%. Главное – быть специалистом в своей профессии, заметил Елбасы. Следует учесть и то, что успех в науке обеспечен только тому, кто полностью отдает себя исследованиям и обладает незаурядными личностными качествами.

В заключение хотелось бы выразить солидарность с теми учеными, кто считает необходимым сосредоточить управление наукой в одном центре. Таким органом могло бы стать национальное агентство РК по научной, научно-технической и инновационной деятельности при Правительстве РК. Именно оно выступало бы разработчиком государственной программы развития науки, заказчиком и главным координатором в научной системе. И еще. Эта структура могла бы контролировать процесс внедрения результатов научных исследований в производство. Также заслуживает внимания и поддержка предложения о необходимости создания в республике отдельного Министерства науки.

Г. НУР-СУЛТАН

6609 раз

показано

2

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми

МЫСЛЬ №2

20 Февраля, 2024

Скачать (PDF)

Редактор блогы

Сагимбеков Асыл Уланович

Блог главного редактора журнала «Мысль»