• Культура
  • 26 Июля, 2021

ИМЯ, СТАВШЕЕ СИМВОЛОМ

Нередко ученые и политики говорят о том, что исторический процесс в сознании масс неизменно носит персонифицированный характер. Очевидно, такое умозаключение связано с тем, что для первых данная тема издавна представляет большой научный интерес, потому как она предмет их изучения, а для вторых – это возможность напомнить потенциальному электорату о значимости личностных качеств лидеров общественного мнения, дабы во время выборов и далее не обмануться в своих предпочтениях.

«Многие народы заслуженно гордятся именами великих предков, ставших свое­об­разными послами своих стран. Например, такие всемирно известные личности давно ушедших эпох, как Тутанхамон, Конфуций, Александр Македонский, Шекспир, Гете, Пушкин и Джордж Вашингтон являются сегодня бесценным символическим капиталом для «своих государств», способствуя их эффективному продвижению на международной арене», – пишет Нурсултан Назарбаев в своей статье «Ұлы даланың жеті қыры». По его мнению, Великая степь также породила целую плеяду выдающихся деятелей. Среди них такие масштабные фигуры, как аль-Фараби и Яссауи, Кюль-Тегин и Бейбарс, Тауке и Абылай, Кенесары и Абай и многие другие. Поэтому нам следует создать учебно-образовательный Парк-энциклопедию «Великие имена Великой степи», в котором под открытым небом будут представлены скульптурные памятники в честь наших знаменитых исторических деятелей и их достижений. Необходимо систематизировать и активизировать деятельность по созданию и расп­ространению научно-популярной серии «Выдающиеся личности Великой степи» – «Ұлы Дала тұлғалары», охватив широкий исторический горизонт.

Да, прошлое неизменно ассоциируется с выдающимися именами. Отсюда, пожалуй, и точное определение «человек-эпоха». Об этом вспоминаешь каждый раз с особой остротой тревожных чувств, когда общество теряет наиболее ярких и значимых в помыслах, делах и поступках своих представителей. Личностей, достойных быть включены в эту самую энциклопедию «Великие имена Великой степи», о которой писал первый Президент РК Н. Назарбаев.

К таким сыновьям казахской земли, безусловно, относится Нурлан Джумагулович Батпенов. Лауреат Государственной премии РК, академик НАН, доктор медицинских наук, Заслуженный деятель Республики Казахстан, изобретатель с громким именем, основатель и первый директор Научно-исследовательского института травматологии и ортопедии РК. Его имя на протяжении нескольких десятилетий для десятков тысяч казахстанцев был и остается символом надежды и исцеления.

Его становление как ученого и крупного организатора проходило на фоне социально-экономического, общественно-политического, культурно-гуманитарного разлома. А разлом был, поистине, тревожно эпохальным. Надо ли объяснять, какие изменения произошли в сознании миллионов людей во времена так называемой перестройки и распада СССР? Как и любые перемены, обретение независимости вчерашними союзными республиками не могло пройти гладко. И эти издержки даже сегодня, спустя более тридцати лет, на всем постсоветском пространстве напоминают о себе в виде продолжающейся коррупции, различных форм преступности, падения нравов и снижения уровня образования.

То было тяжелое время, особенно трудное для думающих порядочных людей, стремящихся жить по совести, трудиться с пользой для общества и родной земли. Похоже, именно тогда, во второй половине прошлого столетия Нурлан Батпенов сделал твердый выбор. Имея свое представление о масштабах ожидающих трудностей, он продолжал лечить людей и одновременно воплощать большую мечту. И она, действительно, была большой, поскольку речь шла о создании первой в стране Научно-исследовательского института терапии и ортопедии. До этого были годы целенаправленного труда и научного поиска, которые, возможно, по размаху казались ему скромнее главной цели, но также важные с точки зрения личностного и профессионального роста.

Широкий кругозор молодого врача из интеллигентной большой семьи, интерес с ранних лет к технике и обретенные навыки в «общении» с ней вкупе со стремлением искренне помочь страждущим подвигли его на создание оригинального приспособ­ления для лечения переломов голени. За него он получил первое авторское свидетельство. И это было начало серьезного поиска, требующего знаний ученого, врача, инженера и материаловеда в одном лице.

Ежедневно видя страдания больных, доктор продолжал искать новые возможнос­ти для облегчения их жизни. Даже во время учебы в Москве он не прерывал свои поиски, сославшись на загруженность. В Центральном институте травматологии и ортопедии СССР изобретенные им конструкции были применены столичными коллегами. Благо, при ЦИТО работал экспериментальный завод, и казахский аспирант сумел наладить тесную связь с заводчанами. По его схемам и чертежам создавались аппараты. Здесь, в столичном институте травматологии и ортопедии, Батпеновские изобретения обкатывались на практике, под приглядом медицинских светил доводились до нужной кондиции.

Свои запатентованные и протестированные, прошедшие испытания изобретения он, естественно, в первую очередь отправлял в Целиноград, в областную больницу. Вскоре за свои креативные новшества удостоился бронзовой медали ВДНХ, звания «Изобретатель СССР». Кстати, всего в его активе было более 60 авторских свидетельств и патентов. В международном медицинском сообществе Нурлана Джумагуловича знали и знают как создателя модели эндопротеза тазобедренного сустава «Kaз НИИТО», именуемой моделью Батпенова, применяемой в современной медицине.

Он также известен как крупный ученый, академик Национальной академии наук. Автор более 750 печатных работ, 12 монографий на трех языках. Под его руководством защищено 6 докторских и 20 кандидатских диссертаций. Одно из его изобретений хранится в Национальном музее РК.

Когда речь заходит о людях особо одаренных, часто слышим известную истину о том, что талантливый человек талантлив во всем. Но особенно любо-дорого проявления важных граней таланта в трудное время. Именно в так называемые годы разрыва транспортно-транзитного коридора, когда были окончательно порваны производственно-хозяйственные связи между вчерашними союзными республиками, у профессора Батпенова ярко проявился талант менеджера. Однако, работая ассистентом на кафедре травматологии и ортопедии, а затем руководителем медицинского института, он при этом не прерывал врачебную практику.

– Днем оперировал, а вечером становился проректором. Все свои усилия направлял на то, чтобы в Казахстане открылся институт травматологии и ортопедии. Это была не только моя мечта, но и мечта многих поколений врачей, наших учителей, – говорил он.

Нурлан Джумагулович неоднократно обращался в высшие эшелоны власти с предложением создать на базе областной больницы крупный научный центр травматологии и ортопедии. Хождения по высоким коридорам отнимали немало времени и нервов. Но все же его настойчивость и убедительное обоснование предлагаемого им проекта, в конце концов, возымели действие. Идея об открытии НИИТО в столице Казахстана в целом находила поддержку. Однако предлагали повременить до строительства соответствующего комплекса. Профессор не согласился, поскольку важно было сохранить подготовленные им кадры. Ведь куда проще возвести здание, нежели взрастить высококвалифицированных специалистов.

Нурлан Джумагулович был из тех редких руководителей, который умел не только решать, что и как делать, но и нести за это полную ответственность. Он создал коллектив единомышленников, отвечавшим в своей работе всем требованиям времени, возвращая к полнокровной жизни десятки тысяч страждущих. Так в 2001 году на базе областной больницы открылся Научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии РК.

– Я увидел масштаб личности Нурлана Джумагуловича. Уже тогда он работал на перспективу, убеждая, что создаваемый институт должен стать научной, практической, образовательной базой для всего Казахстана и Средней Азии, – вспоминает экс-министр здравоохранения республики Ж. А. Доскалиев. – К тому же был приятно удивлен, врач, большой ученый, изобретатель прекрасно разбирался не только в своей специальности, но и во всех организационных нюансах, начиная от подготовки проектно-сметной документации и заканчивая установкой сетевых адаптеров.

На самом деле, было чему удивляться. Нурлан Джумагулович сумел в сжатые сроки провести капитальный ремонт старого корпуса больницы, хорошо оснастить его, создать солидную материально-техническую базу. И его детище вскоре стало ведущим научно-практическим центром страны. Это тот реальный факт, подтверждающий еще одну грань таланта доктора, отмеченного искрой Божьей.

Отдельного разговора заслуживает также другая грань его таланта. Возможно, она самая важная для представителя его профессии. Это человеколюбие. На стыке веков, не по собственной воле отказавшееся от Кодекса строителя коммунизма, подавляющее большинство населения развалившейся империи замешкалось, утеряло нравственный ориентир. И тогда громче и чаще прежнего вчерашние советские люди, глядя на творящееся вокруг, с тревогой и страхом заговорили о капитализме со звериным оскалом. И в условиях массового безверья было невероятно тяжело создавать даже маленькое жизнеспособное предприятие. И только личности, как Нурлан Батпенов с крепким морально-нравственным стержнем и верой в светлое начало человеческой природы продолжали творить, создавать нечто важное и нужное для общества. Именно такие как он с неизменной благодарностью принимали и ласки, и удары судьбы, дорожили настоящей дружбой, хранили верность традициям, чтили мудрость предков, продолжали жить и трудиться, не оскверняя родную землю, не принижая даже тех, кто по житейской логике не заслуживает такого отношения.

Издревле в нашей суровой степи самыми лучшими личностными качествами определялось понятие «тектілік». В нем сконцентрировано все светлое и высокое, что человек хотел бы видеть в своих близких, друзьях и любимых. И это качество, возможно, также передается на генетическом уровне из поколения в поколение. Во всяком случае, почему не усмотреть закономерность в том, что внук известного в бескрайних просторах Сарыарки целителя (емші) Бадыгул-Жамала Кутжанулы, прозванным Батпаном за богатырскую стать, Нурлан Батпенов стал врачом? При этом лучшим по своей специальности. Главным травматологом целой страны. А правнук Арман Нурланович продолжает их дело.

Не из-за благородства ли Нурлана Джумагуловича, впитанном с материнским молоком, люди тянулись к нему? Наверное, неспроста бывший пациент – целиноградский слесарь вызвался сделать по чертежам искренне уважаемого им доктора необходимый больным аппарат. Этот факт, на наш взгляд, характерный фрагмент из жизни будущего академика. Хотя свое первое авторское свидетельство получил сразу же после окончания института, жизнь молодого врача текла в привычном русле. В один из дней его дежурства поступил больной с классическим переломом голени. В то время суть стандартного лечения таких больных заключалась в том, чтобы удержать отломки костей в неподвижном состоянии. Для этого применялись мешочки с песком. Но косточки все равно смещались, так как пациент не мог при всем желании и железной воле сутками лежать абсолютно неподвижно. В конце концов, он мог двинуться во сне, а любое малейшее перемещение сказывалось на качестве лечения. Но как удержать в абсолютной неподвижности костные отломки во вправленном состоянии? Этот вопрос не давал покоя Нурлану. Вскоре осенила идея. Нужно было, сохранив суть прежнего метода, но по-другому закреплять отломки костей. Как и чем их крепить, каким должен быть аппарат? Вопросы, вопросы…Предстояла новатору доказать состоятельность своей идеи. И это ему удалось, а помог, как было сказано выше, слесарь Николай Зимин, прочувствовавший на себя всю силу Батпеновского человеколюбия.

Другой пример. Аспирант Батпенов свои изобретения повез в Москву. Их стали успешно применять в одной из центральных больниц столицы. В один из праздничных майских дней в отделение поступила пациентка со сложным переломом. Ей уже в августе предстояла важная зарубежная командировка. А здесь такая, легко сказать, незадачка. Но все обошлось благополучно. С помощью своего аппарата Нурлан приступил к лечению. Случилось чудо, девушка быстро и безболезненно встала на ноги. Естественно, все были довольны. И особенно благодарный отец пациентки, работавший главным технологом военного завода. Он же и изъявил желание поменять дизайн Батпеновской конструкции. Через день он принес четыре красивых аппарата, сверкающих никелем. Чуть позже за их производство возьмется коллектив экспериментального завода ЦИТО, и использоваться они будут по всей стране.

Неспроста его научный руководитель, один из основоположников травматологии в Советском Союзе Аркадий Владимирович Каплан неоднократно предлагал Нурлану Батпенову остаться в Москве. Он с благодарностью и присущим восточным тактом отказался от перспективного предложения и вернулся в родную степь, без которой ему было тесно в любой стране. Но связи со своим наставником и зарубежными коллегами никогда не терял, что уж говорить о друзьях.

Умение уважать и ценить друзей – это у него было в крови. Он вырос в небольшом городке Акколь, где жило немало немцев. Общаясь с Эккерманами, Вагнерами, Ройзингами, Баумтруками, Вакенгутами, выучил немецкий. И такое уважение к языку соседей не раз помогло ему в дальнейшей жизни.

– Я не могу не рассказать о людях, моих коллегах, которые помогли нам на первых порах становления НИИ. И в последующем наша ставшая крепкой дружба позволила на протяжении более 20 лет в творческом контакте внедрить в Казахстане высокотехнологичные методы лечения. Среди них наш земляк Эвальд Геринг и Фолькер Эхтермайер – профессор Мюнстерского университета, меценат Вильфред Штайн, который помог в приобретении 80 эндопротезов для наших пациентов. Кстати, первый его подарок – это рентгеновская установка типа С-дуга. С помощью моих коллег мы освоили многие современные технологии дальнего зарубежья, – говорил он в одном из интервью корреспонденту столичной вечерней газеты.

…Одна из особенностей настоящего журналиста заключается в умении искренне восхищаться и радоваться успехам людей. Без этого качества невозможно оставаться в этой профессии. Оставшись в ней, ты обязательно встретишься с выдающимися личностями. Своим трудом, талантом, своей любовью к семье, родным, Родине, делающим мир лучше и краше. И представляется мне, что такие люди, как Нурлан Джумагулович, не могли не быть знакомы с поэтическим императивом Олжаса Сулейменова: «Если ты человек, сотвори себе имя. Быть может, оно станет символом племени». И он, Н. Д. Батпенов, сотворил имя. Ныне детище замечательного человека, выдающегося ученого-изобретателя, талантливого доктора – Научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии РК назван его именем. Его имя стало символом надежды и исцеления.

Аяган САНДЫБАЙ,

Заслуженный деятель Республики Казахстан

 

3743 раз

показано

3

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми