• Экономика
  • 26 Июля, 2021

ИННОВАЦИЯ – КЛЮЧ К УСПЕХУ

Кенжеболат ЖОЛДЫБАЙ, 
политолог

Каждый хочет жить в уютном доме, где нет ничего лишнего, а всякая необходимая вещь – на своем месте и служит во благо хозяину. Но не каждый способен устроить комфорт и благополучие. Для этого нужно иметь талант и надо многому научиться. Древние греки назвали такое искусство экономикой, что условно переводится как управление домом, хозяйством. Сегодня же перед нами поставлена задача – достичь более высокого качества жизни, жить в свободной и процветающей стране.

В ближайшие годы Казахстану предстоит решить стратегическую задачу – войти в число 30-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. В основе этой стратегии – использование преимуществ региональной и глобальной экономик для выхода нашего государства на международные рынки за счет повышения конкурентоспособности производимых национальных товаров и услуг. В этой связи международный опыт подсказывает, что только наукоемкие инновационные технологии могут обеспечить довольно высокую рентабельность производства.

Ярким примером вышесказанного может послужить Израиль: в 1950-х годах его территория представляла собой, по сути, голую пустыню. Ныне Израиль обладает развитой экономикой, 60% доходов бюджета приносят венчурные предприятия, ориентированные на новые, в том числе и информационные технологии. Другой пример – Китай. В 1970-х годах Поднебесная находилась не в авангарде мировых лидеров, и главной проблемой было для нее элементарно обеспечить свое население продовольствием. А сегодня же КНР составляет серьезную конкуренцию на рынке товаров и услуг, в том числе и высокотехнологичных, в мировом масштабе. В этом плане весьма показательно, что он на старте нового тысячелетия вошел в клуб космических держав, запустив первого китайского астронавта, или как они сами называют – тайконавта в космос. В настоящее время Китай является второй экономикой мира после США. Такие государства, как Япония, Южная Корея, Малайзия стали «азиатскими тиг­рами» именно благодаря следованию инновационной стратегии, а не бесплодной погоне за уже достигнутыми западными странами результатами.

В этом контексте у Казахстана есть шанс стать «центрально-азиатским барсом» опять же только за счет следования инновационной политике. Надо сказать, инновацией является не всякое новшество или нововведение, а лишь такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы. И вопреки распространенному мнению инновации отличаются от изобретений. Термин «инновация» происходит от латинского слова «novatio», что означает «обновление» (или «изменение»), и приставки «in», которая переводится с латинского как «в направление», если переводить дословно «Innovatio» – «в направлении изменений». Само же понятие innovation впервые появилось в научных исследованиях XIX века. Свою новую жизнь это слово получило в начале XX века в научных работах австрийского и американского экономиста Шумпетера в результате анализа «инновационных комбинаций», изменений в развитии экономических систем. Он был одним из первых ученых, кто в 1900-х годах ввел в научное употребление данный термин в экономике.

Инновационный Казахстан – это не мечты. Об этом можно судить и по уже реализованным инициативам, и по намеченным на перспективу большим задачам. Сегодня вместо ресурсных приоритетов наша страна делает ставку на инновации, человеческий капитал, современные технологии, мобилизуя все общество на достижение новых параметров развития. Речь идет об ускоренной технологической модернизации экономики, о кардинальном улучшении и расширении бизнес-среды, об улучшении качества человеческого капитала, об институциональном преобразовании. Для перехода к новому типу экономики была разработана Программа по формированию и развитию национальной инновационной системы. Утверждена и планомерно осуществляется Стратегия индустриально-инновационного развития, согласно которой инновационные разработки концентрируются вокруг таких приоритетных отраслей, как информационные технологии, биотехнологии, нанотехнологии, технология переработки углеводородного сырья, альтернативная энергетика.

Развитие информационных технологий стоит первым в перечне приоритетов Казахстана, и, думается, это ни у кого не вызывает вопросов. Роль информационных технологий крайне сложно переоценить в современном мире. Более того, эта сфера превращается в один из самых перспективных и высокодоходных секторов экономики. Яркий пример – Индия, которая нынче является одним из лидеров IT-индустрии в мире. Кто мог такое представить каких-то пятнадцать лет назад! Сегодня индийские специалисты востребованы в лучших IT-компаниях и составляют 34% сотрудников Майкрософт, 28% сотрудников IBM, 17% – Intel. Или взять Францию, которая также достигла впечатляющих успехов в этом направлении. На фоне гигантского (в пять раз) роста пользователей Интернета на рубеже ХХI века резко увеличилось количество малых предприятий в сфере информационных технологий, постоянно растут в эту сферу финансовые потоки. В результате информационные технологии и современные средства связи составляют 5% ВВП Франции, то есть столько же, сколько туризм (Франция входит вместе с Италией и США в тройку лидеров по числу принимаемых иностранцев в год). Еще более впечатляющий факт – «информационная индустрия» Франции приносит дохода больше, чем скажем энергетика и автомобилестроение, вместе взятых.

И в нашу жизнь все активнее входят различные средства коммуникации – от цифрового телевидения до Интернета. Пять лет назад, 12 апреля 2016 года, eGov.kz успешно начал свою работу как механизм взаимодействия органов государственного управления с населением в цифровом пространстве. На сегодняшний день 62% казахстанцев, а это около 12 миллионов, пользуются электронными государственными услугами. Также действует Специализированный Центр обслуживания населения (СЦОН), то есть учреждение для оказания населению государственных услуг по выдаче водительских удостоверений и регистрации автотранспортного средства по принципу «одного окна». Создание ЦОН и СЦОН явилось позитивным сдвигом в сфере оказания государственных услуг и стало своеоб­разной площадкой для электронного правительства, которое в одной базе позволило интегрировать разные информационные системы.

В целом в рамках госпрограммы «Цифровой Казахстан» реализованы проекты цифровизации налоговой сферы; Открытая Цифровая платформа для МСБ – ISMET; Облачное видеонаблюдение; Цифровая медицинская карта Казахстана и Облачная бухгалтерия для школ. Кроме того, в Павлодаре в 2014 году по линии Казахтелекома открыт Центр обработки данных (ЦОД). И это на сегодня у нас единственный коммерческий дата-центр, сертифицированный по международному стандарту Tier III, что позволяет гарантировать клиентам предоставление услуг высочайшей надежности. Что очень важно, этому ЦОД доверяют свои данные более 100 компаний из Казахстана и зарубежья, среди них такие мировые гиганты, как Alibaba, Googlе, Mail.ru, Warqaminq и другие не менее известные компании. Объем данных, которые хранятся в дате-центре, составляет порядка 30 Петабайт. Это столько же, сколько «весят», к примеру, 30 миллионов оцифрованных фильмов.

Следует отметить, что для борьбы с пандемией внедрен проект «Ashyq». На сегодня 1,5 миллиона казахстанцев являются активными пользователями приложения, в проекте участвуют около 7 тысяч субъектов малого и среднего бизнеса. Его внедрение позволило обеспечить бесперебойную работу предпринимателей, а также выявить более 2,5 тысяч с COVID-19 и 2 тысяч контактных, нарушающих карантинный режим.

В стратегии индустриально-инновационного развития одной из основных направлений государственной политики в сфере научно-технической и инновационной деятельности является формирование инфраструктуры, включающей создание специализированных субъектов инновационной деятельности государственного, межотраслевого, отраслевого и регионального характеров. При этом особое внимание уделяется развитию технопарков, призванных сформировать сеть научных и промышленных организаций с высоким научно-технологическим потенциалом, консолидировать инициативы частного сектора, наработки опыта мировой и оте­чественной науки, а также финансовые ресурсы государства, иностранных инвесторов и частного сектора экономики.

 В 2005 году был создан «Парк информационных технологий» в поселке Алатау, который еще называют «Силиконовым Алатау». Он предоставляет телекоммуникационные услуги, создает и эксплуатирует спутниковые сети связей, занимается производством персональных компьютеров, серверов, аэрофотосъемкой, производством высокотехнологичной биометрической продукции, плазменных и нано технологий.

«Национальный индустриальный неф­техимический технопарк» в городе Атырау, который был создан в соответствии с Указом Президента РК от 19.12.07 года № 498. Целью этой специа­льной экономической зоны является развитие нефтехимической промышленности и повышение ее конкурентоспособности.

Технопарк ядерных технологий «Токамак» в городе Курчатов был создан в 2005 году Постановлением Правительства Республики Казахстан для поиска и отбора перспективных технологичес­ких разработок, привлечения инвестиций в наукоемкие технологии атомной отрасли. Его специалисты занимаются внедрением инноваций в таких приоритетных областях, как ядерные, радиационные, нано технологии и созданием новых материалов, а также изучают альтернативные и возобновляемые источники энергии и т. д.

В «Технопарк космического мониторинга» входят «Национальный центр космического мониторинга» в Нур-Султане, «Центр приема космической информации» в Алматы, антенный комплекс «Национального центра радиоэлектроники и связи» в Приозерске. Одним из главных направлений «Национального технопарка космического мониторинга», который находится в Приозерске, является космический мониторинг на базе антенно-фидерного комплекса. Также технопарк ведет регулярный прием данных дистанционного зондирования Земли.

18 июля 2014 года на территории Назарбаев Университета состоялась официальная церемония открытия технопарка общей площадью более 2000 квадратных метров, который является успешным продолжением реализации Плана развития Интеллектуально-инновационного кластера Назарбаев Университета и предоставляет новые возможности для развития науки и бизнеса. При технопарке создан полигон возобновляемой энергетики, который час­тично снабжает технопарк автономной электрической и тепловой энергией из возобновляемых источников.

Нетрудно заметить, что эти национальные технопарки ориентированы на создание в Казахстане новых отраслей, которые должны способствовать обеспечению конкурентоспособности национальной экономики, при этом используя имеющийся научно-технический потенциал, финансовые и трудовые ресурсы. Это будет подспорьем в решении социально-экономических проблем и достижении устойчивых темпов экономического роста.

Результаты проводимых реформ очевидны. Вместе с тем понятно, что экономический рост страны пока связан главным образом с развитием добывающего сектора. Также надо признать, что наша экономика развивается экстенсивно, для казахстанских предприятий характерны высокий уровень энергозатрат и низкий уровень производительности труда. Тот факт, что высокий уровень производительности труда является главным конкурентным преимуществом отраслей и экономики страны в целом, не секрет. Казахстану, как стране с доходами выше среднего уровня, достичь производительности стран с высоким уровнем доходов является достаточно амбициозной целью, так как текущий показатель производительности в нашей республике отстает от среднего значения стран ОЭСР в 1,7 раз. Тем не менее, Казахстан опережает такие страны ОЭСР, как Колумбия, Мексика, Чили. При этом, в 2015 году уровень производительности Чили был выше Казахстана.

В новой же Карте стратегических показателей Национального плана развития Республики Казахстан до 2025 года целевым ориентиром определен 20,6 процентный прирост производительнос­ти труда от уровня 2019 года, который предположительно позволит нам «обогнать» в 2025 году еще одну страну ОЭСР. Таким образом, складывается своего рода «Теорема производитель­ности», согласно которой Казахстан каждые пять лет опережает по одной стране ОЭСР. Однако такой темп не позволит нам к 2050 году приблизиться к уровню среднего значения стран ОЭСР.

Основными причинами низкой производительности труда у нас являются недостаточные темпы ввода в действие новых основных фондов и выбытия устаревших, изношенных фондов, низкая конкуренция, высокая степень монополизации, низкая квалификация рабочей силы, недостаток опыта и навыков. В числе проблем, которые препятствуют решению вопросов повышения производительности труда и создания рабочих мест, это, прежде всего, слабый контроль над выполнением требований соответствующих документов и некачественное планирование. Под слабой реализацией документа имеется в виду, во-первых, ориентированность госпрограмм на создание временных рабочих мест, а не постоянных. Так, к примеру, в госпрограмме «Нұрлы жол» лишь 9% запланированных к созданию рабочих мест являются постоянными. Во-вторых, несмотря на предоставление мер государственной поддержки, сохраняется низкий технический уровень производства, что подтверждается очень высокими коэффициентами износа основных средств и низкими коэффициентами их обновления. В частности, степень износа основных средств увеличилась с 36% в 2015 году до 38,7% в 2019 году, коэффициент обновления снизился за этот период с 16,4% до 7,9%. В-третьих, возрастающая региональная дифференциа­ция производительности труда. Здесь минимальное значение производительности труда зафиксировано в сельскохозяйственных регионах, максимальное значение в промышленных регионах и городах Нур-Султана и Алматы.

Что касается некачественного планирования, это: во-первых, отсутствие механизмов достижения показателя результата (в Госпрограмме развития агропромышленного комплекса на 2017–2021 годы запланирован показатель по созданию 21 тысяча рабочих мест, который не подкреплен конкретными мероприятиями или проектами). Во-вторых, необоснованность финансовых средств для достижения намеченных результатов. В-третьих, перевыполнение или не достижение запланированных прогнозных значений показателей. В-четвертых, неоднозначность определения показателей в структуре документов системы государственного планирования. В-пятых, разночтения в прогнозных значениях идентичных показателей.

Системными проблемами в сфере индустриально-инновационного развития также остаются: недостаточное взаимодействие науки и бизнеса, низкая восприимчивость к технологиям в корпоративном секторе, отсутствие единой инновационной, технологической политики и межведомственной координации; недостаточная координация и согласованность действий между различными госорганами, институтами развития; несовершенство механизмов обратной связи у субъектов индустриально-инновационной деятельности при получении государственной поддержки. С учетом этих обстоятельств и для решения отмеченных проблем в настоящее время готовится проект Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам инновационного и научно-технического развития». Будут приняты законодательные изменения, которые позволят стимулировать развитие технологий будущего и цифровизацию экономики, такие как стандартизация использования наиболее применимых технологий и обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности.

По итогам совещания от 4 марта 2020 года по реализации Госпрограммы «Цифровой Казахстан» Главой государства поручено Правительству внести предложения по:

– закупу конкурентоспособных казахстанских IT-разработок в приоритетном порядке в государственном и квазигосударственном секторах;

– упрощению бюджетных процедур при согласовании проектов в сфере цифровизации;

– стимулированию венчурного финансирования и предоставлению гарантий венчурных инвестиций с учетом минимизации рисков инвесторов;

– закреплению «права на ошибку» при венчурном финансировании IТ-проектов.

Также на данном заседании Президентом поручено разработать комплекс регуляторных и стимулирующих мер по развитию элементов Индустрии 4.0, в т. ч. расширению проекта «Модельные цифровые фабрики», использованию искусственного интеллекта, Интернета вещей и других IT-технологий.

И, наконец, важнейшим аспектом инновационного прорыва является обеспечение этого человеческим капиталом. С этой целью созданы и создаются новые университеты, в том числе международного уровня. У нас свыше 600 тысяч студентов (3% населения страны), ежегодно тысячи молодых людей респуб­лика направляет на учебу за рубеж по программе «Болашақ». Это говорит о приоритетном внимании государства к вопросу образования. Оно становится ключевым фактором нашего развития. И не случайно. Сегодня у конкурентоспособности появилось совсем новое измерение: акцент делается на переходе глобальной экономики к новому качеству – «экономике знаний». Поразительная цифра: в современном мире лишь 15% активного населения непосредственное отношение имеют к производству товаров, остальные 85% добавляют стоимость в процесс творчества, менедж­мента и передачи информации. Как же расположены страны, среди них – Казахстан, в мировой таблице конкурентоспособности? Возьмем, например, «Давосский» индекс конкурентоспособности экономического роста за 2019 год. Страной с самой конкурентоспособной экономикой в мире в 2019 году назван Сингапур, который обогнал США (2-е место). Гонконг – на третьем месте. В пятерку лидеров также попали Нидерланды и Швейцария. Казахстан занимает 55-е место в Индексе глобальной конкурентоспособности за 2019 год.

Если взять отдельные критерии, Казахстан достаточно высоко котируется по уровню «изобретательности» населения (то есть развития технологических идей), по качеству научно-исследовательской базы, образования в точных науках, а также относительно неплохого состояния базовой инфраструктуры. Однако наше государство низко котируется по факторам, обеспечивающим возможность практической «капитализации» этих преимуществ. А здесь – и высокий уровень «утечки мозгов», и сложные процедуры лицензирования новых технологий и услуг, и низкий уровень защиты прав интеллектуальной собственности, и узкий потенциал по инвестициям в образование и научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Вот и получается, что по уровню, например, грамотности взрослого населения мы в числе первых 3% в мире, а по уровню благосостояния – в числе последних 40% стран. По количеству инженеров и ученых мы в первой трети списка, а по доле экспорта, приходящегося на высокие технологии – в отстающих.

В книге Гордона Драйдена и Джаннетт Вос «Революция образования» (2003 год) прекрасно описана проблема, присущая многим государствам мира в области образования: «Мир так быстро меняется, а системы образования так косны и инертны, будто, попав в ловушку времени, они продолжают обслуживать прошлую эпоху, которая давно закончилась». Это как бы сказано и в наш адрес. Все большее значение приобретают непрерывное образование, образование взрослых, так как развития конкурентоспособных производств, продукция которых будет востребована на внешних рынках, нельзя достичь без новых технологий, без внедрения современных моделей менеджмента, ориентированных на работу в условиях глобальных конкурентных рынков. И молодежь, которая завтра будет учеными и менеджерами казахстанских компаний, должна это хорошо понимать. Равно как и казахстанские ученые должны учитывать мировые тренды в развитии научных знаний, стремиться быть на переднем крае науки. В то же время тому, кто не развивается, не идет вперед, придется уступить свое место другому, более конкурентоспособному специалисту. Как говорят консультанты одной из ведущих международных консалтинговых компаний «МcKinsey»: «Вперед или в сторону». Именно этот принцип во многом должен определять нашу жизненную позицию.

Одним словом, мы сами себя должны приподнять над суетой буден и быть верным завету великого Абая: «Нужно учиться, чтобы узнать то, чего не знают другие народы, чтобы стать равными среди них, чтобы стать защитой и опорой для своего народа».

г. НУР-СУЛТАН

 

19242 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми