• Экономика
  • 25 Июля, 2021

КУРС НА УКРЕПЛЕНИЕ РЕГИОНОВ

Канат АБДЫКАСЫМОВ, 
аналитик

Экономический кризис, вызванный глобальной пандемией коронавируса, вынудил правительства многих стран сосредоточиться на решении внутренних проблем социально-экономической жизни. На актуальность вопросов импортозамещения, оптимизации денежно-кредитной политики и ужесточения государственного контроля. Особого внимания заслужили регионы, где общая деструктуризация экономики ощущается заметно больше, чем в больших городах. Вместе с наличием масштабных структурных проблем регионы сегодня все еще в силах предоставить стагнирующей экономике столь необходимые ресурсы для ее дальнейшей реабилитации. Выработка «индивидуального подхода» к каждой региональной единице является вполне актуальной антикризисной мерой в период, когда выбор в пользу укреп­ления «тыла» становится весомее заграничных перспектив. 

 

ИНВЕСТИЦИИ И РАЗВИТИЕ

По результатам прошедшего 2020 года, инвестиции в основной капитал по стране не превысили показателей 2019 года. В региональном разрезе прослеживаются два явных лидера – Туркестанская область и город Шымкент, чьи показатели выросли в 1,5 раза. Исторический лидер по удельному весу среди регионов город Атырау сократил объемы инвестиций с 34% до 27%, зафиксировав самое существенное падение доли среди всех регионов. Главные причины падения кроются в последствиях снижения ценовых котировок, которые значительным образом сказались на инвестиционной активности нефтедобытчиков.

С 2010 по 2019 год количество активных субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) в стране выросло в два раза. Ровно половина, а именно 50% регионов (8 из 16, если считать Туркестанскую область и г. Шымкент за одну единицу) сумели сделать подобный рывок (двухкратный рост), поставив во главу столицу, в которой за отчетный период количество субъектов МСП увеличилось почти в 4 раза. В страновой структуре МСП наибольшая доля приходится на индивидуальных предпринимателей – 64%, в то время как юридические лица составляют только 20%. Более половины крестьянских и фермерских хозяйств сосредоточены в Алматинской и Туркестанской областях с заметным преимуществом последней. Вопрос обеспечения и доступности продовольственных товаров обрел особую значимость во время карантина, определив крайнюю важность развития оте­чественных производств. Регионам здесь определена особая роль, так как по результатам 2019 года, 22% из общего числа МСП в 14 областях, кроме городов республиканского значения были заняты в сфере крестьянских хозяйств. Тогда как в больших городах на долю фермеров пришлось чуть больше 1%.

Среди показателей роста в жилищном строительстве также замечен отрыв регионов. Данные по индексу физического объема инвестиций в жилищное строительство, взятые за 2019 год, в процентном сравнении с показателями предшествующего 2018 года определяют городам республиканского значения средний рост в 18%. В свою очередь, средний показатель роста по областям страны составил 21%. Объемы инвестиций в жилищное строительство заметно выросли в ряде регионов, в числе которых Северо-Казахстанская, Туркестанская, Жамбылская, Атырауская и Актюбинская области. Среди мегаполисов лидирует Алматы, где существенный рост стал ощущаться в начале 2018 года, после долгих лет строительного застоя.

В финансовой сфере в 2020 году банками страны было выдано 2762038 кредитов, и это на 8% больше, чем в 2019-м. В первые ряды в динамике роста вышли Туркестанская область с двухкратным ростом числа кредитов и Северо-Казахстанская область, превзошедшая предыдущие показатели в полтора раза. В сложных условиях карантинных ограничений были приняты меры по стимулированию роста через потребительское кредитование. В общем объеме кредитов, выданных банками населению на потребительские цели в 2020 году, доминирует г. Алматы. На одну только южную столицу приходится 36% процентов от общего числа выданных займов, что в очередной раз предопределяет ей роль локомотива потребительского спроса в Казахстане.

Больше всех кредитование потребительских нужд выросло в Туркестанской области – почти в два раза. Это во многом связано с последними инициативами государства, целью которых является развитие одноименного города и области в экономических и туристических направлениях. За Туркестанской следуют Жамбылская и Актюбинская области, их рост составил 18%.

 

Таблица №1. Доля регионов в инвестициях в основной капитал 2019–2020 гг.

(источник https://stat.gov.kz/)

 

СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ СТАТУС

 

Уровень безработицы в стране сегодня не превышает 5%, таков и средний показатель по регионам. Потенциал рабочей силы пропорционален населению каждого региона. Таким образом, главный рабочий резерв находится в Алматинской области, больше миллиона человек, следом идут город Алматы и Туркестанская область.

Не совсем однозначно интерпретируются данные в распределении занятого населения по возрастным группам, в разрезе которых статистические органы часто освещают ситуацию по молодежи. Молодых работников в возрасте от 15 до 28 лет в стране насчитывается более 2 миллионов. Данные же демографических отчетов относят 30% населения страны на возрастную группу 0–15 лет. Комментировать подобное явление можно по-разному. С одной стороны, предрекая неминуемый рост иждивенчества и сокращение рабочей силы, с другой – принять позиционирование молодежи как основополагающий фактор экономического роста. В случае выбора второго мнения государству и бизнесу не будет лишним еще раз присмотреться к развитию южных и западных регио­нов страны, в которых сегодня растет и трудится значительная часть нашей молодежи.

В Казахстане с 2012 года наблюдается отрицательное сальдо миграции населения, при этом тренд – растущий. Внутри самой страны положительным сальдо могут отличиться только лишь мегаполисы Нур-Султан, Алматы, Шымкент и Мангистауская область. Во всех других регионах число людей выбывших превосходит прибывших. На конец 2019 года лидерами статистики стали Алматинская область (-21) тысяч человек, Восточно-Казахстанская (-16,5) тысячи и Жамбылская (-15) тысяч человек.

Процесс урбанизации идет активным ходом. Села ежегодно покидает все большее количество людей. В 2016 году отрицательное сальдо миграции сельского населения составило более 80 тыс. В последний раз почти такой же показатель был зафиксирован в 2001 году – более 90 тыс. человек. В 2019 году цифры приблизились к отметке 2016 года.

Степень расслоения общества в стране не меняется вот уже более 10 лет. Коэффициент Джини – показатель дифференциации денежных доходов населения, указывающий на уровень концентрации доходов в руках отдельных групп (доходы 10% богатейших к 10% беднейших) сегодня равен – 0,29. Это один из лучших показателей среди стран ЕАЭС, для сравнения в России он равен 0,41, в Кыргызстане – 0,38.

Внутри страны неравенство имеет более «северный» либо «восточный» характер. Коэффициент Джини в Восточно-Казахстанской области на конец 2019 года равнялся 0,32, в то время как в Карагандинской и Северо-Казахстанской областях эта цифра составила 0,3. Наилучшее распределение доходов замечено на Западе, в Мангистауской области показатель неравенства равен 0,18.

Таблица №2. ВРП на душу населения 2019–2020 гг. Январь – Сентябрь

(источник https://stat.gov.kz/)

 

ВНУТРЕННИЙ  РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ

Распределение долей ВРП по регионам выглядит в застывшей пропорции начиная с 2010 года. Здесь значатся три лидера, на которые приходится больше половины ВРП страны, это города Алматы, Атырау и Нур-Султан. За первые 9 месяцев 2020 года картина немного сменилась в пользу регионов (без учета Алматы, Атырау и Нур-Султан), их общая доля выросла с 56% в 2019-м до 59% в 2020-м.

Начиная с 2010 года динамично растет экономика столицы, ее среднегодовой рост за последние 10 лет составил 18%. За Нур-Султаном следуют южные регионы – Туркестанская и Жамбылская области, внутренний региональный продукт которых рос в среднем на 15–16% в год.

Заметное оживление в устоявшуюся статистику региональных экономик привносят данные распределения ВРП на душу населения за первые 9 месяцев 2020 года. В первой шестерке регионов, отличившихся зримым ростом экономик, доминируют регионы с исторически самыми низкими среднедушевыми доходами. В список лидеров по динамике роста вошли Жамбылская, Туркестанская, Северо-Казахстанская и Акмолинская области. Развитие региональных экономик требует в первую очередь принятие решительных структурных мер, учитывающих как человеческий, так и промышленный потенциал в отдаленных от центра городах и селах.

Драйвером как государственной, так и региональных экономик все так же остаются промышленность и торговля, на них сегодня приходится более 40% от ВВП страны. Обрабатывающая промышленность медленно, но верно увеличивает свою долю, перешагивая отметку в 12%. Доля строительства, транспорта и складирования в отдельности все еще меньше 10%, но, несмотря на это, эти сектора экономики имеют вполне реальные шансы повысить свой удельный вес в ВВП на фоне действующих масштабов как государственных, так и частных инициатив.

Другой предвестник возможных надвигающихся изменений – распределение занятого населения по видам экономической деятельности. За период между 2010 и 2019 годами почти в два раза выросло количество трудящихся в сфере предоставления услуг по проживанию и питанию, то же касается сфер финансовой и страховой деятельности. Больше чем в полтора раза вырос фонд работников в сегменте научной и технической деятельности, в искусстве, в развлечении и отдыхе. Флагманские отрасли экономики не могут похвастаться подобными скачками показателей. Одна из наиболее вероятных причин – замедляющийся рост самих отраслей. Например, в течение последних 10 лет промышленность в разрезе ВВП выросла в 2,5 раза, в то время как сфера предоставления услуг по проживанию и питанию больше чем в 4 раза. Нынешний обыватель с легкостью заметит, что за последние годы гостиниц, кафе и других центров общепита стало значительно больше, чем фабрик и заводов с их складами и офисами в городах.

Экономический потенциал регионов достаточно хорошо раскрыт, но все еще остается недооцененным. Поведенчес­кая модель «сильного центра», присущая большинству развивающихся стран, все еще актуальна, несмотря на растущие сложности воспроизводства. В выборе между индустриальным Севером и аграрным Югом чаша весов уже склонилась в сторону последнего. Юг подкупает растущим работоспособным населением. Нур-Султан и Алматы продолжат важную миссию концентрации капитала, привнося свой вклад в рост урбанизации. Диверсификации экономики пока не предвидится. В условиях сжатия мировых рынков можно предвидеть усиления позиции основных торговых партнеров во внутренних рынках страны. В ближайшей перспективе более реально выглядит сценарий существенных преобразований в строительстве и логистической сфере, что сопряжено с текущими задачами правительства по развитию инфраструктуры.

18921 раз

показано

2

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми