• Общество
  • 16 Июня, 2021

ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ КАК ФАКТОР РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Мурат ТУЛЕЕВ, 
эксперт Центрально-азиатского корпуса развития,
кандидат политических наук

Ограниченность водных ресурсов является одной из острых проблем стран Центральной Азии. Что значит вода, к примеру, для Узбекистана, более половины территории которого занимают пустыни, говорить не приходится. Поэтому эта общерегиональная проблема очень актуальна с точки зрения региональной безопасности. Ведь негативные изменения в доступности водных ресурсов могут привести к социальным, политическим и экономическим конфликтам между странами. 

Население Центральной Азии стремительно растет, а количество воды для людей и для орошения новых земель, которые важны для производства продовольствия, остаются неизменными. Условия жизни людей, будущее развитие региона во многом определяются наличием чистой питьевой воды. Изменение баланса такого жизненно важного ресурса из-за глобального потепления вызывает сложности в различных сферах жизнедеятельности в регионе, который к тому же не относится к влагоизбыточному. Данная тенденция наиболее опасна для геополитической ситуации в Цент­ральной Азии, так как ухудшение качества и сок­ращение количества вод­ных ресурсов представляет угрозу ее экономическому потенциалу.

Занимаемая регионом площадь более 4 млн кв. км, при этом пустыни, полупустыни и степи составляют более 70 процентов территории, что говорит о недостаточном насыщении водными ресурсами всей Центральной Азии.

Климатические условия региона относятся к континентальному, а это значит стабильное жаркое лето и малое количество осадков. Как известно, основные источники водных ресурсов Центральной Азии зависят от горных систем, находящихся частично на ее территории и в сопредельных регионах. Водные ресурсы представлены реками, озерами, подземными водами и ледниками. Горные системы – ледники Тянь-Шаня, Алтая, Памира играют основную роль в обеспечении и поддержании баланса водных ресурсов в Цент­ральной Азии.

Следует отметить, что водные ресурсы Центральной Азии распределены неравномерно. К примеру, Казахстан, Туркменистан и Узбекистан относятся к странам с недостаточными водными ресурсами, тогда как Кыргызстан и Таджикистан относятся к странам с достаточными водными ресурсами.

Водные ресурсы Казахстана формируются во многом за счет возможностей сопредельных государств, а более 50 процентов всего стока водных ресурсов нашей республики формируется за ее пределами. Крупнейшие наши реки: Иртыш, Сырдарья и Или берут начало или протекают частью на территории других государств. Водные ресурсы, формируемые в Казахстане, главным образом составляют небольшие по объе­му реки, озера и ледники.

Специалисты обращают пристальное внимание на тревожные изменения климатических условий Центрально- Азиатского региона. Интенсивное потепление климата отмечается во всей его территории, и перспективы объемов водных ресурсов здесь оставляет желать лучшего. Эта тенденция наиболее четко видна на происходящих климатических изменениях. В связи с этим нельзя не отметить сложившуюся неблагополучную ситуацию и в Казахстане.

Потепление в высокогорных райо­нах Памира, Тянь-Шаня, Алтая, Заи­лийского Алатау и других горных сис­тем в целом отражают существующие региональные и глобальные тенденции. Ледниковые запасы, сосредоточенные в горных районах Центральной Азии, являются главным резервом питания рек и важным источником чистой прес­ной воды. Исследования за последние годы показывают, что запасы льда в горах также сокращаются. Этот процесс еще раз показывает степень угрозы современному балансу всей системы водных ресурсов Цент­ральной Азии.

Ледники Таджикистана и Кыргызстана играют важную роль в формировании рек Амударьи и Сырдарьи – крупнейших водных артерий Цент­ральной Азии и бассейна Аральского моря. Во всех странах региона воздействия глобального изменения климата непосредственно отражаются на объе­ме ледников, которые являются одним из основных источников питания и вод­ности рек. Это в свою очередь влияет на доступности воды для нижерасположенных районов и государств, при этом воздействует на систему взаимоотношений между странами.

Ограниченные водные ресурсы бассейны рек Центральной Азии, протекающих по территории нескольких государств, являются одним из факторов конкуренции в условиях социального и экономического развития стран. Ведь существующие национальные интересы отдельных государств региона различаются ввиду разных экономических, политических и социальных установок.

Следует отметить, что имеется потенциальная вероятность конфликтов в Центральной Азии по поводу количественного распределения воды между странами, а также относительно качества воды, получаемой странами, расположенными в верхнем и нижнем течениях речных бассейнов. Такой вероятности исключать нельзя. Основной фактор противоречия составляет принцип использования водных ресурсов Центральной Азии. Орошение или гидро­энергетика? Что главнее и эффективнее из этих направлений для экономик стран региона?

Дефицит водных ресурсов и экологические последствия негативного влия­ния на их состояние от хозяйственной деятельности являются серьезной угрозой безопасности стран Центральной Азии. По мере интенсификации водопользования водная проблема будет нарастать все больше и как экологическая. Первоначально как проблема загрязнения питьевых вод, крупных водоемов, морей, а затем и как угроза полного исчезновения отдельных рек, озер.

Экологические проблемы впервые вывели вопрос о воде в повестку межгосударственных отношений, сделали ее предметом пристального международного внимания. Для нашего региона в этом контексте характерна проблема Аральского моря.

Начиная с конца двадцатого столетия сущность и характер водных отношений стали кардинально меняться.

В силу своих природных особенностей и географического положения Центральная Азия является одним из крупных регионов – обладателей водных ресурсов. Причем высокого качества экологически безупречных питьевых вод. Поэтому даже при общем стремлении к дружбе и добрососедству между братскими народами не исключены всплески недовольств из-за водного дефицита, которые способны привести к нежелательным последствиям.

Многие исследователи настойчиво пытаются обосновать сценарии развития водопользования на десятилетия вперед. Как правило, в этих расчетах за основу принимаются две устойчивые тенденции – рост численности населения и потепление климата. Прогнозы не слишком утешительны: к 2050 году число жителей планеты достигнет примерно восемь миллиардов человек, а уже через четверть века две трети населения будет проживать в регионах, ощущающих заметную нехватку водных ресурсов. В их число, безусловно, входит и Центральная Азия.

Потепление климата в течение последующей четверти века, скорее всего, повлечет за собой интенсивное таяние ледников с безвозвратной потерей еще большего количества льда и временное увеличение расходов воды в реках с преимущественно ледниковым питанием. За прошедшие годы ледники Памира и Алтая – основные источники речного стока, потеряли примерно по 20 процентов накопленных веками запасов льда. Очевидно, что в дальнейшем режимы питания рек будут все больше зависеть от снего-дождевого, а не ледникового фактора, следовательно, и от краткосрочных капризов погоды. В любом случае ближе к середине XXI века запасы поверхностных, а затем и подземных вод в регионе по этому сценарию должны уменьшиться, правда, пока не ясно в какой степени. Учитывая такие серьезные различия между странами, региональный подход безопасности водных ресурсов имеет первостепенное значение и требует взвешенности в развитии межгосударственных отношений от всех государств региона.

Значимость воды для Центрально-­Азиатского региона трудно переоценить, поскольку за счет нее обеспечивается занятость 34 процентов населения, производится 38 процентов электроэнергии, формируется 23 процента национального дохода. При этом эксперты отмечают целый ряд дестабилизирующих факторов как внешних, так и внутренних, которые оказывают значительное воздействие на водную ситуа­цию в Центральной Азии.

К внешним факторам относятся такие, как рост населения и ужесточение экологических требований, изменение климата, нарушение режимов рек и работы водохранилищ.

Внутренние дестабилизирующие факторы – это снижение точности прог­нозов водности и учета воды, износ водной инфраструктуры, увеличение непродуктивных потерь воды и увеличение числа водопользователей, недостаточное внимание к водосбережению.

Рассмотрим, какие могут возникнуть трансграничные конфликты в среднесрочной перспективе между странами Центральной Азии. К примеру, к строительству ГЭС на реке Зеравшан в Таджикистане Китай проявляет свой интерес, что уже вызвало настороженную реакцию со стороны официального Ташкента. В этой связи эксперты предупреждают, что односторонняя водно-энергетическая политика Душанбе может привести к напряженности, и в будущем чревата трансграничным конфликтом, в первую очередь с Узбекистаном.

От политики энергетического ускорения Таджикистана старается не отставать соседний Кыргызстан, ищущий иностранных инвесторов для строительства каскада Камбаратинских ГЭС-1 и 2 в верховьях Сырдарьи.

Подобные планы соседей всерьез тревожат Казахстан и Узбекистан, так как при введении в строй новых гидро­энергетических объектов их нужно будет заполнять водой, что приведет к ее нехватке.

По данным ПРООН, неурегулированные проблемы эксплуатации водных ресурсов в Центральной Азии ежегодно приводят к потерям 1,7 млрд долларов из-за неэффективного управления водными ресурсами. Экономический ущерб от нерешенности данной проблемы несут все страны региона.

По оценкам международных организаций и экспертов, основные проблемы между государствами региона в регулировании водных и энергетических отношений заключаются в следующем:

• рекомендательный характер принимаемых решений и отсутствие какой-либо ответственности за их исполнение;

• разобщенность действий на региональном и национальном уровнях между структурами управлений водного хозяйства и энергетики;

• противоречия между интересами государств, контролирующих водные ресурсы и потребляющих их;

• отсутствие работоспособных межгосударственных структур, наделенных полномочиями в совместном управлении водно-энергетическими ресурсами;

• отсутствие какой-либо незаинтересованной стороны между конфликтующими сторонами с возможностями реа­льного воздействия на решение спорных вопросов.

При этом, по мнению аналитиков, в долгосрочной перспективе проблема водопользования в Центрально-Азиатском регионе только лишь обострится из-за высокого прироста населения. Демографический рост в Центральной Азии неизбежно увеличит потребность в воде в предстоящие двадцать лет на 40 процентов.

Такая ситуация может послужить катализатором межгосударственных конф­ликтов, что требует от руководителей центральноазиатских государств политической воли для справедливого решения водно-энергетических проб­лем. Существующие на сегодня механизмы решения трансграничных проб­лем не снимают их остроты. Уже не хватает водных ресурсов для нужд сельского хозяйства, населения и промышленности.

Вместе с тем региональное сотрудничество в данной области в прежнем формате испытывает все большие трудности. Государствам приходится активизировать у себя национальные стратегии выживания.

Экспертами, изучающими проблемы в данном направлении, предлагаются несколько возможных вариантов развития ситуации в сфере водопользования в Центральной Азии:

Первое, сохранение сложившего положения, когда страны верхнего течения (Таджикистан и Кыргызстан) будут ориентированы на использование вод­ных ресурсов исключительно в целях энергетики, а страны нижнего течения трансграничных рек (Узбекистан, Казахстан и Туркменистан) продолжат активное ирригационное использование водных ресурсов.

Второе, неспособность достичь сог­лашения приведет центральноазиатские страны к сценарию «всеобщего проигрыша». Такая ситуация вынудит их разрабатывать заведомо невыгодные и затратные стратегии создания альтернативной инфраструктуры самообеспечения без регионального сотрудничества.

Оба этих сценария являются негативными, могущими привести к межгосударственным конфликтам, и поэтому не могут быть приемлемыми. Реализация данных сценариев ведет также к образованию двух антагонистических между собою групп – стран. Это страны, контролирующие водные ресурсы, и страны, зависимые от поступления воды, что в свою очередь только усилит конфронтацию на основе водопользования.

Наиболее перспективный сценарий предполагает активное региональное взаимодействие всех государств в области водопользования и энергетики. Урегулирование спорных вопросов путем переговоров с целью достижения взаи­мовыгодных соглашений является единственно возможным подходом. Необходимость реализации данного сценария обусловлена настоятельной потребностью в интегрированном управлении водными ресурсами, что позволит оптимизировать режимы работы гидроузлов с учетом как национальных, так и регио­нальных интересов.

Необходимо отметить, что определенные надежды возлагаются на международное сообщество, роль и влияние которого на национальную политику с каждым годом возрастает. Сегодня ни одна страна уже не может проводить изолированную политику, если та не соответствует интересам мирового сообщества в целом. Поэтому позитивные перемены в водноэнергетических отношениях тесно связаны с укреплением сотрудничества.

Практический опыт водного сотрудничества в Центральной Азии показывает, что водноэнергетические «пробелы» проще решать в более широких рамках – в формате общеевропейских и евразийских программ. Кроме того, потенциал и участие ЕС и промышленно развитых стран могли бы укрепить доверие и устойчивое сотрудничество в целях сохранения трансграничных вод­ных и связанных с водой экосистем.

Такой подход отвечает современным реалиям, и он был бы выгоден мировому сообществу для реализации общих целей региональной безопасности и развития.

На сегодня все индикаторы свидетельствуют о наличии серьезных региональных водных и энергетических проблем в Центральной Азии. Региональные органы власти и международное сообщество должны предпринять оперативные меры реагирования, чтобы предотвратить серьезные экономичес­кие, гуманитарные и политические последствия.

В этой связи представляются первоочередными следующие действия:

1. Экспертная оценка водно-энергетического дефицита в Центральной Азии и его последствий. Международные учреждения, распалагающие потенциалом для проведения такой оценки (Ази­атский банк развития, ООН, Всемирный банк и т. д.), должны организовать такую работу на приоритетной основе в сотрудничестве с правительствами и с региональными организациями, имеющими отношение к проблемам воды.

2. ООН, международные финансовые учреждения и двусторонние международные партнеры, работающие в Центральной Азии (в том числе Европейский союз, Китай, Россия и США), должны использовать все дип­ломатические механизмы для предотвращения возможной напряженности межгосударственных водных отношений и недопущения перерастания имею­щихся противоречий в открытый конфликт.

3. Разработка долгосрочных перспектив водных и энергетических балансов в регионе на фоне меняющихся климатических условий как с точки зрения влияния колебаний климатических циклов на обеспечение водой, так и с точки зрения возможного влияния глобального потепления на водные и энергетические ресурсы Центральной Азии.

Регион Центральной Азии представляет собой весьма разнородную географическую структуру с этой точки зрения. Самым благополучным в экологическом отношении является Кыргызстан. С одной стороны, здесь разнообразная природа, богатая водными источниками, с другой – мало вредных производств, загрязняющих окружающую среду. Что касается других стран Центрально-Азиатского региона, то здесь мы видим огромное разнообразие всякого рода экологических проблем.

He следует забывать и о проблеме Арала, напрямую касающейся Узбекистана и Казахстана. С 1960 по 2004 г. площадь водной поверхности Аральского моря сократилась почти на 70 процентов, уровень воды упал примерно на 20 метров. Существенно увеличилась соленость моря, значительно уменьшилось биологическое разнообразие, исчез рыбный промысел. Соответственно, значительно ухудшились экономические и социальные условия жизни населения.

В исследовании Всемирного банка «Доклад о мировом развитии 2011: конфликты, безопасность и развитие» в разделе о Центральной Азии высказано предположение об усилении здесь рис­ка конфликтов. Прежде всего в таких сферах, как энергетика, водные ресурсы, торговля и транспорт, где пока не удается преодолеть имеющиеся разногласия между государствами региона.

При основательном рассмотрении данных разногласий можно прийти к выводу о том, что почти все они крутятся вокруг одной основной темы – борьбы за воду. В регионе, расположенном в географически пустынных зонах, тема воды напрямую связана с безопасностью всех стран Центральной Азии и воспринимается, как правило, болезненно. Противоречия по поводу ограниченных водных ресурсов и несог­ласованность действий в отношении их использования возможно смогут в перспективе спровоцировать конфликты между странами региона.

ЛИТЕРАТУРА

1. Влияние изменения климата на водные ресурсы в Центральной Азии, доклад, Евразийский банк развития Алматы, 2009.

2. Изменение климата и водные проблемы в Центральной Азии. ЮНЕП и WWF Россия – Москва – Бишкек, 2006.

3. Центральная Азия: Вода и конфликт. Отчет № 34 International Crisis Group МГПК – Азия, Ош/Брюссель, 2002.

4. Priscoli, Jerome Delli and Wolf Aaron T. Managing and Transforming Water Conflicts, Cambridge University Press, New York, 2009.

5. Жильцов С., Зонн И. Борьба за воду. Индекс Безопасности. Т. 14, № 3 (86), М., 2009.

6. Gleick P. H. Water and Conflicts. In the World s Water Island Press, Washington, 1998 г.

7. Хидоятов Г. А. Моя родная история. Ташкент, 1990.

8. Вода для людей, вода для жизни. Доклад ООН о состоянии водных ресурсов мира. //http://www.unesco.org/water/wwap/wwdr/ex_summary_russ.pdf

9. Проблемы использования водных ресурсов государствами Центральной Азии. Иностранная печать. Серия Экономический и научно-технический потенциал. ВИНИТИ. 2002, № 1, с. 8-9.

10. Социально-экономическая стабильность и продуктивность воды: продовольственная и водная безопасность в Центральной Азии// http://www.icwc-aral.uz/workshop_march08/report.htm

11. Игорь Кирсанов, Денис Ким. Центральная Азия: битва за воду// http://www.fundeh.org/publications/articles/68/

 

585 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательно заполните поля *

МЫСЛЬ №6

10 Июня, 2021

Скачать (PDF)

Редактор блогы

Аяған Өтенұлы Сандыбай

Блог главного редактора журнала «Мысль»