• Время
  • 16 Июня, 2021

ЕГО СОЗИДАТЕЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Абдижаппар ТУРАШБЕКОВ, 
кандидат философских наук, ассоциированный профессор
Южно-Казахстанского государственного
педагогического университета

У каждого народа, большого или мaлого, есть свои герои, свои муд­рецы и праведники. И большая редкость встретить человека, который объединил бы в себе все лучшие человеческие качества, входя в число самых активных представителей общества, являясь лицом народа, совестью его и душой. Такие люди становятся символом своего времени. Их мысли волнуют окружающих, влияют на умонастроения и взгляды. Таковым является выдающийся мыслитель современности Олжас Сулейменов. 

Все гуманистические посылы поэта-мыслителя, поэта-трибуна базируются на философских исследованиях по проб­леме человека, его жизни в окружающем мире, поиске самого себя, сохранении уникальности и смысла жизни.

Философия Олжаса Сулейменова определена им самим в интервью «Казахстанской правде»: «Мы все – представители вида Homo Sapiens – Человека Мыслящего. В разных культурах накопилось множество мифов, эпосов о могучих, храбрых героях. Но самая древняя на земле поэма – «Сказание о Гильгамеше» («О Мудром») сложена в Шумере шесть тысяч лет назад. Через тысячелетие ее перевели на древнесемитский язык. Люди всегда мечтали о мудрых, много знающих вождях». Этим Олжас подчеркивает, что все человечество в истории своего развития искало пути к мудрости.

С его именем связана целая эпоха в жизни нашей страны. Он из яркой плеяды тех знаменитых «шестидесятников», которые потрясали умы. Он, как Юрий Гагарин, совершил поэтический взлет на вершину поэзии. Его поэма «Земля, поклонись человеку!» – философский памятник человеку и человечеству.

В ранней философии Олжаса Омаровича ярко выделяются дух кочевника и душа поэта, степной ветер и шум дождя, напев домбры и шелест лесов, а главное – органичное сочетание тюркских и славянских пластов культуры, также этичес­кие, эстетические и житейские традиции народов.

В философии Сулейменова в 1975 году «грянул гром» – книга «Аз и Я». Судьба этой книги очень уникальна, в ней сполна можно увидеть трагизм и драматизм. Но главной заслугой этой книги является то, что как художественно-научный текст активизирует общественное сознание. И как представитель молодежи того времени, я уверен, что это явилось толчком, приведшим нас к независимости.

Читая философию (мудрствование) Олжаса Сулейменова, ясно достигаешь одной цели – изменение стиля мышления. Его творчество полностью пронизано казахским национальным духом, в котором, главное место занимает любовь к Родине и беззаветное служение ей. Это подтверждают слова нашего современника, государственного и общественного деятеля Мырзатая Жолдасбекова: «Олжас блестяще отстаивает честь своей страны и поднимает ее престиж. В международных отношениях, в вопросах политики, на исторических форумах и научных конференциях, в любой стране его мысли всегда поражают аудиторию своей широтой и неординарностью».

А какое философское и воспитательное значение имеет следующее высказывание Олжаса Омаровича: «Наше поколение много сделало для самосознания нации, мы доказали себе, что мы не наследники, но активные продолжатели добрых замыслов и дел своих предков. Только такое эстафетное сотрудничество поколений обеспечивает жизнь народа в истории, продлевает его дорогу в будущее».

Олжас Сулейменов – великий патриот, своим поведением и творчеством он учит нас уважать предков, осознавать ответственность перед потомками.

Любящий свою Родину человек не может не испытывать нравственную ответственность перед людьми будущего, чьи духовные запросы будут множиться и возрастать. Высшее торжество для Олжаса заключается в том, чтобы заставить мыслить тех, кто способен мыслить.

Нам впервые за долгие столетия выпал шанс – стать независимыми и свободными. Этот шанс дается не одному поколению. Его обязаны с умом, грамотно использовать еще десятки следующих поколений, не доверяя его даже на время романтикам и невеждам, потому что после них торжествуют хищники. Эту мысль Олжаса хотелось бы продолжить его же словами: «Создание государства со своей яркой внешней политикой – это особенная победа всех нас, нашего Первого Президента, победа, которой надо гордиться и дорожить. Когда меня просят дать бата – благословение, я всегда заканчиваю его словами: Еліміз аман болсын! («Пусть страна наша будет всегда!»).

Как близки каждому казахстанцу слова Олжаса: «Я мечтал воспитать свои­ми книгами гордый, умный, добрый народ, презирающий подлость и предательство. Только такой достоин продолжаться в вечности. Вот поэтому для меня писательство было важнее любой карьеры. Литература должна участвовать в переделке сознания и действительности, в изменении судеб своего народа, судеб человечества. Так было всегда, так это и сейчас».

Высокую оценку творчеству Олжаса Сулейменова дал писатель, лауреат Международной премии имени М. Шолохова Сабит Досанов: «Среди знаковых личностей казахского народа высокий (в прямом и переносном смыслах слова) Олжас Сулейменов – на особом пьедестале. Он – Великий Поэт, Великая Личность и Великий Гражданин. Олжас – казахский поэт мирового звучания. Ему присущи чувство слова Александра Пушкина, пафос Владимира Маяковского, романтизм Михаила Лермонтова, глубина и сложность Андрея Вознесенского, накал Евгения Евтушенко, назидательная мудрость Омара Хайяма, огненное дыхание стихов Махамбета, глубинная философия и точность мысли Абая. Олжас – дух нации и символ времени». В этом определении высказана вся философия Олжаса Омаровича Сулейменова.

Философию Сулейменова можно уверенно констатировать его же словами: «Возвысить степь, не принижая горы», «Настоящее будет плоским без глубины прошлого, без вершины будущего», «Эта жизнь, и твоя и чужая – Наша!», «Мир – оболочка, мы его основа», «Мы прошли испытания, льдом и мечом».

Все эти мысли имеют философскую основу и мыслящему человеку не представляет труда понять его и вооружиться этими идеями во имя процветания жизни.

В его философии отражена вся наша планета, имя которой – Земля. В нем есть место гордому и доброму Казахстану, для которого поэт не жалеет ни сил, ни энергии вот уже восемь десятков лет. И мы по праву можем назвать его философию – духом нации и символом времени. И пусть это будет, как говорят казахи «Ұзағынан болсын!» («Пусть будет долгим!»).

В дни празднования юбилея поэта на первой странице «Казахстанской правды» была напечатана статья Первого Президента Нурсултана Абишевича Назарбаева «Слово о моем друге Олжасе». Вот что он писал: «В канун замечательного 70-летнего юбилея великого поэта современности, видного общественного деятеля и моего давнего друга Олжаса Сулейменова отразилось переплетение его личной судьбы и судьбы страны. В его стихах, которыми мы все зачитывались, были и лирика, и образы родной земли, боли и проблемы ее народа, и думы о судьбах человечества. Он истинный патриот своей Родины, понимающий ее нужды и действующий во имя мира и стабильности на этой земле и благополучия нашего народа». И такое высказывание лидера нации – подтверждение того, что двух великих сыновей казахского народа объединяет одна Земля, одна Родина – Казахстан.

Погружаясь, вчитываясь вот уже пять десятков лет в философию Олжаса Сулейменова, хочу с уверенностью утверждать, что он был и есть могучий излучатель энергии добра, света и свободы в нашем далеко не совершенном мире.

4372 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми