• Время
  • 18 Мая, 2021

НА ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СТЕЗЕ

Валерий ЖАНДАУЛЕТОВ, 
академик Академии журналистики Казахстана

 

Свою дипломатическую деятельность Олжас Сулейменов начал в 1995 году, когда был назначен Чрезвычайным и Полномочным послом нашей республики в Италии и по совместительству в Греции и на Мальте. Он стоял у истоков политических, экономических и культурных контактов суверенного Казахстана с этими странами. 

Примечательно, что первая резиденция Олжаса Сулейменова находилась в римском районе Олжата. На первом этапе своей деятельности он организовал государственные визиты итальянского президента Оскара Скальфаро в Алматы и главы Казахстана Нурсултана Назарбаева в Рим. Олжас Омарович установил тесные личные контакты с премьер-министром Италии Романо Проди, стал первопроходцем в отношениях с Ватиканом. При после Сулейменове Италия являлась одним из крупнейших зарубежных партнеров нашей страны по товарообмену. При нем Казахстан вступил на путь сближения с Советом Европы. Олжас Омарович добился учас­тия республики в работе Европейской комиссии для демократии через право – так называемой Венецианской комиссии, и стал в ней первым постоянным наблюдателем от Казахстана. Он способствовал передаче итальянского правового опыта нашим законникам.

Олжас Сулейменов многое сделал для развития связей между бизнесменами Италии и Казахстана. В дискуссии с главой нефтяной компании «Эни-Аджип» Гильелмо Москато в 1997 году он заметил: «Вот вы добываете у нас нефть и газ, а Казахстану не платите». «По контракту у нас налог выплачивается с прибыли, а ее нет», – ответил итальянец. Оказалось, что и другие инвесторы обзавелись подобными контрактами. И каждый – на десятки лет. После вмешательства Олжаса Омаровича удалось уточнить формулировки контрактов и отстоять интересы Казахстана.

Когда Олжас Сулейменов перешел на дипломатическую работу, заметил: «Любой дипломат, можно сказать, – модель нации. По каждому из нас судят о целом народе – хочешь быть сыном гордого и честного народа, будь сам гордым и честным. Наверное, это и есть формула патриотизма, которая всем дос­тупна, а для дипломата – священна». 

В 2002-м Сулейменов стал постоянным представителем Казахстана при ЮНЕСКО. Его деятельность на этом пос­ту отмечена знаменательными вехами. В 2003 году в список Всемирного культурного и природного наследия человечества был включен Мавзолей Ходжи Ахмеда Яссауи, в 2004-м – пет­роглифы археологического ландшафта Тамгалы, в 2008-м – Сары-Арка: степи и озера Северного Казахстана. В список документального наследия человечества вошли аудиовизуальные материалы международного антиядерного движения «Невада-Семей», рукописи Ходжи Ахмеда Яссауи и его учеников, архивные фонды Аральского моря.

В 2005 году по инициативе Олжаса Омаровича Генеральная конференция ЮНЕСКО провозгласила развитие «планетарного сознания» в качестве одной из первоочередных задач мирового сообщества. В 2006-м в Казахстане состоялась конференция министров стран-членов ЮНЕСКО на тему «Стратегическая роль возобновляемых источников энергии в устойчивом развитии государств Центральной Азии». По ее итогам была принята Алматинская дек­ларация – манифест развития энергетики будущего. И это далеко не полный перечень инициатив Олжаса Сулейменова на посту постоянного представителя нашей республики при ЮНЕСКО.

В 2009 году Казахстан был избран членом Исполнительного совета – руководящего органа ЮНЕСКО. Ярким достижением нашей страны в этой авторитетной организации стало провозглашение 2010 года «Международным годом сближения культур». Поиску доказательств того, что вся Земля является родиной Человека Мыслящего, была посвящена в 2008 году конференция «Первые Великие переселения народов», а в 2010-м сближению Востока и Запада – заседание за международным «круглым столом» на тему «Аль-Фараби и европейское Возрождение».

В целом было проведено большое количество симпозиумов, выставок, концертов, памятных мероприятий, организованных в ЮНЕСКО под руководством Олжаса Сулейменова. Все его усилия были направлены на то, чтобы продвинуть диалог цивилизаций, пробить стену непонимания между народами, высветить огромную роль культурного многообразия, показать взаимозависимость человечества и его происхождение из одного корня, а значит, привести международное сообщество к пониманию беспочвенности конфликтов между составляющими его этносами и государствами.

При этом Олжас Омарович успешно способствовал популяризации в Европе казахстанских литераторов. В Париже на французском языке свет увидели стихи Махамбета Утемисова, Нурлана Оразалина, Шомишбая Сариева, проза Сабита Досанова, романы Дидара Амантая.

Здесь уместно заметить, что при поддержке Сулейменова на французский язык были переведены и многие произведения российских писателей. Являясь бессменным председателем Русофонной группы Генеральной конференции ЮНЕСКО с момента ее создания в 2001 году, Олжас Омарович часто принимает участие в ежегодном вручении в Париже «Премии Русофонии» за лучший перевод художественного произведения с русского на французский язык. Примечательно, что в 2008 году на этой церемонии, проходившей в главном выс­тавочном комплексе у Версальских ворот, выступил тогдашний посол России Александр Авдеев. После приветствий и поздравлений он, обращаясь к лауреатам и аудитории, сказал: «Мне особенно лестно участвовать в данном мероприя­тии, потому что с нами здесь Олжас Сулейменов, стихи которого я еще молодым дипломатом тридцать лет назад услышал в Париже на вечере советских поэтов, и перед талантом которого я преклоняюсь до сих пор».

Проработавший рядом с Олжасом Омаровичем долгие годы Валерий Толмачев рассказал много интересных фактов из его дипломатической жизни. Так, весной 2005 года на заседании Исполнительного совета ЮНЕСКО один из его членов посол Марокко посетовала, что в документе ЮНЕСКО, посвященном диалогу между цивилизациями, час­то упоминается термин «терроризм». В ответ слово взял Олжас Сулейменов. Раскатис­тый голос закаленного в полемических схватках и публичных выступлениях трибуна сразу привлек внимание присутствовавших на заседании членов Совета и многочисленных международных наблюдателей. Разноязыкий зал уважительно стих. И такая почти благоговейная тишина сохранялась все время, пока Олжас Омарович чеканил формулировки своего выступления.

В первых фразах он оттолкнулся от упрека марокканского посла в адрес ЮНЕСКО. «Бороться с террористами – дело специальных органов, – сказал Сулейменов. – А ЮНЕСКО призвана бороться с причинами, порождающими противостояние народов, крайними формами которого являются война и терроризм. Причины эти известны – агрессивный национализм, расизм, религиозный экстремизм. Терроризм будет искоренен тогда, когда люди научатся мыслить планетарно, интересами всех народов, всей планеты. Этому и должна учить ЮНЕСКО. Поэтому применение этого термина в документе уместно».

Олжас Омарович всегда умеет четко передавать свое видение цели диалога между народами. «Очевидно, – говорит он, – это выработка общечеловеческого сознания, избавленного от идей национальной исключительности, расовых и религиозных предрассудков. Эту форму сознания и следует называть глобальной или планетарной. Она не противоречит национальному сознанию, ибо вырастает из него, являясь высшей стадией его развития».

Особый статус Олжаса Сулейменова в дипломатических кругах проявился и на таком примере. В 2003 году в Париж приехал тогдашний министр иностранных дел России Игорь Иванов. Программа визита была напряженная – все расписано по минутам. И вдруг пос­ле беседы с Генеральным директором ЮНЕСКО Коичиро Мацуурой Иванов встретил в штаб-квартире этой организации Олжаса Омаровича. Они крепко обнялись, обменялись дружескими фразами. Но, к изумлению и растерянности сопровождавших, не расстались. Наоборот, зашли в свободный кабинет и полчаса беседовали с глазу на глаз. Трещал по швам график официальных мероприятий, но встреча с поэтом, который в советские времена был еще и членом коллегии МИД СССР, была для министра важнее.

Олжас Сулейменов сам часто встречался с Генеральным директором ЮНЕСКО Коичиро Мацуурой. В ходе таких встреч неизменно поднималась тема предотвращения ядерной угрозы. Немалую роль в этом сыграло и то, что Олжас Омарович – лидер международного антиядерного движения «Невада-Семипалатинск», а Генеральный директор ЮНЕСКО был представителем японского народа, пережившего ядерный кошмар. Как известно, в сентябре 2004 года Сулейменов побывал в Хиросиме, где принял участие в серии благотворительных мероприятий, организованных активистами японского антивоенного движения в пользу населения Семипалатинского региона. Туда он прибыл не только в качестве казахстанского дипломата и общественного деятеля, но и личного представителя Гендиректора ЮНЕСКО. Коичиро Мацуура горячо поблагодарил Олжаса Омаровича за передачу его послания общественности многострадального города и отметил катастрофические пос­ледствия атомных взрывов на Семипалатинском полигоне, высоко отозвался о приверженности народа Казахстана миру и мирному сотрудничеству.

Коичиро Мацуура особо выделял выдвинутую Олжасом Сулейменовым и единодушно поддержанную Генеральной конференцией ЮНЕСКО в 2003 и 2005 годах идею о провозглашении Международного года планетарного сознания и этики диалога между народами, назвав ее новым стимулом для диалога между цивилизациями.

Практику близкого и доверительного общения Олжас Омарович поддерживает и со сменившей Мацууру на посту Гендиректора ЮНЕСКО Ириной Боковой. Она после вступления в должность первым из зарубежных послов приняла у себя именно Олжаса Сулейменова. Как-то Олжас Омарович подарил ей казахский блезик, и в скором времени серебряные браслеты, исполненные в лучших традициях национальных ремесел, стали украшать запястья многих женщин в этой международной организации. Тем самым они как бы отдавали дань мастерству казахстанских ювелиров.

Исполненными взаимного уважения были и отношения Олжаса Сулейменова с другими руководителями ЮНЕСКО. «Олжас – это наша гордость», – говорит о нем председатель Исполнительного совета ЮНЕСКО Элеонора Митрофанова. А ее предшественник Олабий Бабалола Жозеф Яй так отозвался о выступлении Олжаса Омаровича: «Ваша речь, побуждающая к мысли, и содержащие­ся в ней предложения – это и есть ЮНЕСКО в ее наивысшем качестве».

О Сулейменове в ЮНЕСКО утвердилось мнение и как о философе. Прежде всего, благодаря его устным и печатным высказываниям о взаимоотношениях между Востоком и Западом. Крылатая формулировка «Восток и Запад – это полушария единого мозга Вселенной» стала широко известной в организации. Весной 2005 года журнал Международного совета философии «Диоген», издаю­щийся при участии ЮНЕСКО, открыл свой очередной номер размышлениями Олжаса Омаровича о культурных границах между Востоком и Западом. В своей статье он одним из первых в мире назвал среди исторических причин этого размежевания развитие монотеистических религий.

Наш соотечественник писал: «Великая китайская цивилизация проявила себя в виде таких мировых ценностей, как стекло, фарфор, бумага, нотный стан, порох, открытие принципа реактивного движения и многого другого. И все это – до распространения буддизма в Срединной империи. Такое же торможение научной и технической мысли произошло в Древней Индии, в других краях, познавших нирвану. Сходными можно назвать результаты воздействия ислама на средневековые культуры арабов, Ирана, тюркских государств. И теперь, наконец, – почему христианство не смогло остановить Знание? Причина, видимо, в том, что в начале второго тысячелетия доктрина христианства, уже десять веков подавлявшая сознание европейских обществ, испытала неожиданное противодействие. Сквозь плотно утоптанную почву пробились первые ростки давно забытого, но вдруг ожившего интеллектуального наследия».

Проще говоря, считает Олжас Омарович, западная культура явилась произведением христианской аскетической морали и эллинского культа земного бытия. Упорная борьба и единство этих противоположностей духа определили содержание и темпы развития западной цивилизации во втором тысячелетии от Рождества Христова.

«Ни буддизм, ни ислам не знали таких диалектических противоречий в процессе своего становления, – отмечает Сулейменов. – Покорность судьбе, воспитанная Верой, определила долгое цивилизационное отставание Востока. Современные политики обязаны учитывать этот фактор при анализе условий «азиатского контекста», в который помещаются такие западные понятия, как социализм, демократия, глобализация и другие. Теперь, чтобы Человечеству выжить, Восток и Запад должны объединиться – как когда-то объединились, дав начало эпохе Возрождения, Вера и Знание». Согласитесь, не много на свете ученых, способных уложить многообразие мира в несколько емких фраз. Олжас Сулейменов – один из них.

Официальные встречи с представителями любой страны для него повод обсудить реальные международные проблемы, а не просто обменяться вежливостями и стандартными формулировками. Однажды, принимая посла Колумбии, пришедшего по обычному делу – заручиться поддержкой на выборах, Олжас Омарович вроде бы невзначай задал несколько точных вопросов о том, как колумбийское правительство борется с наркотиками. Собеседник напрягся, поплыл. Не был готов. А тема-то была самая что ни на есть уместная – наркодельцы процветают там, где слабину дает образование, а образование – главная задача ЮНЕСКО.

У посла Сулейменова всегда было четкое видение, как должен выглядеть дипломатический документ. Так, в проекте одного письма, который подали ему на подпись, предлагалось многословное: «этот опыт, получивший высокое признание ЮНЕСКО, может пригодиться не только в России и СНГ, но и далеко за их пределами». Олжас Омарович сократил: «этот опыт получает мировое признание». Лаконично и емко.

Умение моментально оценить обстановку, принять верное решение и суметь взять ответственность на себя – необходимое качество большого дипломата. Оно у Олжаса Сулейменва – неотъемлемая часть натуры. Однажды поздним воскресным вечером в представительстве Казахстана при ЮНЕСКО раздался телефонный звонок. Посольство одной из сверхдержав обратилось от имени своего правительства с покорнейшей просьбой – поддержать кандидатуру этой страны при выборах на руководящий пост в ЮНЕСКО. Ситуация, на первый взгляд, обычная. Однако сложность ей придавали несколько обстоятельств. Прежде всего, на тот же пост претендовало другое влиятельное государство, отношения с которым для Казахстана были также важны. А ответ необходимо было дать до утра – значит, с учетом разницы во времени запросить мнение Астаны было невозможно.

На чаше весов оказались способность Казахстана ориентироваться в международной политике, его роль в мировой дипломатии. Легче всего казалось уклониться от прямого ответа. Но в дипломатии, как и в жизни, бывает, что даже воздержавшись от выражения своей позиции, можно потерять друзей и увеличить число недругов.

Изучив сложившийся расклад, Олжас Омарович, не колеблясь, принял решение – поддержать страну, обратившуюся с просьбой, и поручил незамедлительно информировать соответствующее посольство. Утром состоялись выборы. Они подтвердили прогнозы Сулейменова. Страна, заранее извещенная о казахстанской поддержке, набрала в два с половиной раза больше голосов, чем ее соперник. Таких примеров было много.

На заседании Исполнительного совета ЮНЕСКО весной 2010 года арабы с партнерами, всего 14 стран, предложили пять проектов решений в защиту культурных учреждений Сектора Газа, культовых мусульманских сооружений в Старом Иерусалиме, объектов культурного наследия на Западном берегу реки Иордан.  Вопросы имели политическую подоплеку, велик был соблазн отмолчаться, как это сделало большинство членов Исполнительного совета. Спикер заседания сразу после выступления арабов также прозрачно намекнул, что заводить дискуссию не следует, пусть над документами сначала поработает согласительная комиссия.

Между тем Казахстан на будущий год должен был председательствовать в Организации Исламская Конференция. Поэтому вслед за спикером слово взял Сулейменов. «Казахстан поддерживает проекты решений и считает, что они справедливые», – сказал он. Западники были озадачены. Бледно выступил американец, бормоча о том, что ЮНЕСКО не должна вмешиваться в политику. Но Олжас Омарович попал в точку. И за справедливость высказался, и авторитет Казахстана, как независимого государства, поднял. Арабы потом подходили и благодарили его. А этих решений Исполнительный совет ЮНЕСКО так и не принял под закулисным давлением Запада, перенес на следующую сессию. Но давления оказалось недостаточно – спустя полгода резолюции при поддержке Казахстана, позицию которого четко аргументировал Олжас Сулейменов, все же были приняты.

Свои идейные позиции Олжас Омарович всегда четко отстаивает. Осенью 2010 года на 185-й сессии Исполнительного совета ЮНЕСКО к нему подошел бывший министр иностранных дел Монголии Лувсан Эрденечулуун и сказал, что до сих пор хранит яркие воспоминания о речи Сулейменова о преодолении последствий колониализма, произнесенной им на международной конференции в Анголе в середине 70-х годов. Кстати, Олжас Омарович нередко говорил, что эти поездки и выступления оказывали ощутимую моральную (и не только) поддержку национально-освободительным движениям на Черном континенте.

Не так давно председатель Африканской группы ЮНЕСКО предложил Сулейменову, как известному поэту, стать членом попечительского совета новой программы ЮНЕСКО, посвященной пропаганде гуманистических идей великих писателей и носящей имена Рабиндраната Тагора, Пабло Неруды и Эме Сезера. Олжас Омарович согласился, особо отметив, что в рамках этой программы обязательно должно быть отражено наследие Абая.

Он всегда объективен и реалистичен. Кто-то в Казахстане на достаточно высоком уровне предложил включить бывший Семипалатинский ядерный полигон в список Всемирного культурного и природного наследия, созданного под эгидой ЮНЕСКО. Сулейменов не согласился, дав такую оценку: «Семипалатинскому полигону место скорее в списке некультурного наследия человечества».

Олжас Омарович неохотно посещал дипломатические приемы, которые, на его взгляд, давно перестали быть мес­том, где вершатся судьбы политики, а сделались предлогом приятно провести время. «Люблю профессионалов, – заметил он по этому поводу. – За исключением профессиональных едоков». А с коллегами-послами он предпочитает общаться на совещаниях или в кабинетной тиши.

Вместо участия в тусовках наш посол предпочитал готовить тексты своих выс­туплений, встречаться с журналистами, удовлетворять нескончаемые просьбы об интервью. Сулейменов не позволяет себе ни одной минуты бесплодного времяпровождения. «Тружусь, не покладая ручки…», – как-то сказал о себе Олжас Омарович на одном из совещаний с дип­ломатами нашего постпредства.

Он никогда не обрушивал на подчиненных лавину поручений, а равномерно, в соответствии с функцией и возможностями каждого, распределял их между сотрудниками. Сулейменов никогда не проявлял свойственных многим администраторам нетерпимость или раздражение, а терпеливо и доходчиво растолковывал, что и как надо сделать. Он был и остается добрым, великодушным, деликатным. Зато мог громогласно отчитать, но всегда по делу. В его команде был принят коллективный поиск нужных решений, но последнее слово оставалось за послом. Сотрудники постпредства помнят его шутливый призыв: «Старшего слушай умную речь!». Олжас Омарович обладает даром сразу проникать в суть вещей. Какой бы сложности ни была тема, дос­таточно нескольких штрихов, узловых моментов, чтобы посол полностью овладевал ситуацией. Поэтому подчиненные чувствовали себя с ним надежно.

Необходимо отметить, что обязаннос­ти посла никогда не отвлекали Олжаса Сулейменова от темы, исследованию которой он посвятил многие десятилетия. Сам он определил ее, как «историю письменного знака, историю языков». Все свое свободное время посвящал творчеству, никогда не забывал о своих изысканиях в лингвистике – изучая наследия этрусков и латинян, написал в Вечном городе книгу «Язык письма». Кроме того, Олжас Омарович постоянно писал из-за границы статьи об актуа­льных аспектах внутренней и внешней политики своей Родины – Республики Казахстан.

Особое место в работах Олжаса Сулейменова отводится вопросам развития культуры. Культура, по его мнению, состоит из больших и малых систем, из разных табу и разрешений. Скажем, нельзя переходить улицу на красный свет светофора. А если все начнут это делать? Это уже деградация.

Культура – это латинское слово и в переводе оно означает «отшлифованность», «возделованность». Раньше это понятие относилось больше к земле, позже было перенесено на человека. Культурный человек – это человек «сделанный», то есть образованный. Он сам себе может что-то запретить, а что-то и разрешить. Это цензура в хорошем смысле. И эта система запретов должна воспитываться в сознании каждого человека.

В мире вновь возродилась модная когда-то тема «С кем вы, мастера культуры?». По мнению Сулейменова, интеллигенция всегда стремилась гармонизировать жизнь, тем самым возвышать человека. Гармония общественных отношений возможны в развитом обществе, где в приоритете общечеловеческие духовные ценности. Подлинная интеллигенция же всегда с теми, кто за такой духовно-нравственный выбор.

Олжас Сулейменов продолжает свою дипломатическую деятельность в развитии культуры. Возглавив с конца 2018 года Международный Центр сближения культур под эгидой ЮНЕСКО в Алматы, который был охарактеризован министерством культуры как «единственная организация в Казахстане, целиком ориентированная на международные связи в области культуры». Культура, по выражению Олжаса Омаровича, это, прежде всего, знание. Исходя из этого, он поставил перед сотрудниками Центра фундаментальную задачу – выяснить истоки всех культур, изучить причины их расхождения в прошлом, исследовать формы их диалога, глубинные механизмы их взаимного влияния – работа, в которой казахстанским ученым должны помочь зарубежные исследователи. В этом подходе также проявляется планетарное мышление Олжаса Омаровича, которое служит универсальным ключом к культурному коду всех народов и, в конечном итоге, должно привести к установлению мира между ними – главной цели дипломатии общечеловеческого масштаба.

 

826 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательно заполните поля *

МЫСЛЬ №6

10 Июня, 2021

Скачать (PDF)

Редактор блогы

Аяған Өтенұлы Сандыбай

Блог главного редактора журнала «Мысль»