• Исторические страницы
  • 18 Мая, 2021

РЕПРЕССИИ ХХ ВЕКА В КАЗАХСТАНЕ

Лайла АХМЕТОВА,
доктор исторических наук, 
профессор КазНУ им. аль-Фараби

 

Изучать историю страны Советов, вероятно, надо, разделив ее на три части: до войны, война и после войны.
Советская страна страдала гигантизмом. Ей всегда надо было показать себя чем-то лучшим по сравнению с капиталистичес­ким обществом. А поскольку лучшее имелось в незначительных количествах, то надо было сделать все огромным и в кратчайшие сроки, преодолеть все и быстро. Количество рано или поздно перерастает в качество. Но, увы, перед войной времени для этого не хватило. 

Поэтому и внедрялись в сознание людей количественные показатели. Самая большая страна в мире, первые в том или этом, построили Днепрогэс и Турксиб, провели в кратчайшие сроки коллективизацию и индустриализацию. Затем пошла детализация: пятилетку в три года, работа Стаханова, как-то выполняющего план за нескольких человек, построить завод или проложить рельсы намного быстрее положенного. А ведь есть ГОСТы! Все это входило в конфликт интересов со стандартами и правилами. И были еще люди, по которым все это как ножом проходило в их жизни, одной-единственной, как у всех нас. И отнимались жизни или годы во имя светлого будущего!

И нельзя, очевидно, упрекать страну в том, что такое происходило. Это было необходимо в то время. И война показала то, что еще и не смогли многое успеть сделать…

И действительно мы завоевали Победу, которая «одна на всех! Мы за ценой не постоим» … И не постояли!

Количество погибших сначала не называлось, потом пошла одна, вторая, третья цифры. И все увеличивается, и увеличивается эта горестная цифра, и мы начинаем понимать, что вновь количественные показатели превалирует над всем без обоснования.

Об образовании и образованности просто и говорить не приходилось. Ведь призывы в армию в 30-е годы показали многие проблемы взрослого человека, от образования, сколько классов закончил, в среднем до 4 классов по стране, и до знания русского языка, как основного для всей большой страны. И это надо не только принять, но и всегда учитывать при изучении разных периодов СССР.

Необходимо знать и понять тот момент, что каждый правитель жестко правил своей страной. За всю историю человечества не было случаев слабого правления руководителей, их просто убирали разными путями. И это было везде. Изучаем мировую историю. Жес­токость, кровь, убийства, войны, борьба за власть. На остальное всегда уделяется так мало времени.

Некоторые сейчас хотят показать, что на Западе было лучше. Изучайте их историю. Просто Запад спокойно относится к тому, что было у них, к жестоким правителям и наказаниям. И не создает проблемы на ровном месте.

Казахстан – это мы, дети Востока и дети из советского прошлого. И мы это носим в себе. А история Востока и прош­лого наших отцов и дедов достаточно сложна. И мы не выработали еще того понимания коллективного иммунитета, что имеется на Западе и Востоке. Кидать камни в прошлое – любимое занятие многих. Отрицать прошлое – то же самое. Преувеличивать ужасы так же. Манкуртизм присутствует в нас постоянно. И трудно от него отделаться.

И вновь повторяю. Для того, чтобы знать историю, надо ее изучать. Для изучения истории нужны профессионалы, которые пишут историю по источникам. Журналисты, блогеры, политики и общественные деятели здесь ни при чем. Хотя и они должны изучать историю профессионально, прежде чем выступать публично.

Практически у многих в Казахстане есть свои истории про репрессированных. Но и в каждой семье есть свои герои – ветераны войны, патриоты отечества, которые в советское время упорной работой достигали своих высот, получали награды, грамоты, ордена и медали, были передовиками производства.

Надо знать и помнить свою историю.

За советское время мы пережили два периода, когда были объявлены относительные реабилитации. Это хрущевская оттепель и горбачевская перестройка и гласность. Общеизвестно, когда уходит руководитель и не на повышение, а в неизвестность, или на нижестоящую должность, или даже умирает, по происшествию некоторого времени новый руководитель начинает свою политику. История показала, что зачастую у нас это начинается с отрицания своего предшественника и его заслуг. И это характерно для Н. С. Хрущева и других.

Но в эти периоды не было доступа к архивным документам. Лишь единицам людей и к некоторым видам документов были частичные доступы. Поэтому и получили большую власть над умами всех жителей страны журналисты и лидеры мнений, которые за неимением документов и доступа к ним, используя свою силу и власть могли писать то, что писали. Сегодня нам доподлинно известно, что цифры были неимоверно большие и тиражи газет, публикующие эти откровения так же громадны.

Статистика жертв репрессий была гигантской, советский читатель просто ужасался тому, что произошло, а западу это было выгодно, чем больше, тем лучше, разделяй и властвуй!

Цифры А. Антонова-Овсеенко, Р. Мед­в­­едева, А. Солженицына и других были ужасающими. Назывались сначала 16 млн, потом 40 млн, 50 млн, 60 млн, 66 млн, затем 110 млн жертв политических репрессий.

Статистика осужденных по политическим мотивам в 1921–1953 гг. по данным КГБ СССР: всего – 3 753 490 человек, из них к высшей мере – 815 579 человек.

В. М. Земсков, доктор исторических на­ук, работающий в ИРИ РАН, в 2012 году опубликовал исследование, где пишет:

– По нашим расчетам, строго опирающимся на документы, получается не более 2,6 миллионов при достаточно расширенном толковании понятия «жертвы политического террора и реп­рессий». В это число входят более 800 тысяч приговоренных к высшей мере по политическим мотивам, порядка 600 тыс. политических заключенных, умерших в местах лишения свободы, и около 1,2 млн скончавшихся в местах высылки (включая «кулацкую ссылку»), а также в пути следования (депортированные народы и др.) [1].

 Это не те названные десятки миллио­нов людей, но мы должны вдуматься, цифра 2,6 млн – это также громадное число, ведь каждая человеческая жизнь бесценна!

 Проблемы и ошибки прошлых лет реабилитации объяснимы, и мы сделали попытку это объяснить профессионально.

Нельзя отделять и разделять наше прошлое при изучении любых событий в советское время. Мы должны владеть цифрами и историей того периода, как общей, так и ее казахстанской части. Надо вычленять республиканский и чис­то национальный компонент, ее казахскую часть обязательно.

Такая же картина была в конце 80-х – 90-е годы ХХ века и по Казахстану. Чем больше, тем лучше! Ужаснее, не надо изучать процессы того, что происходило, необходимо назвать большую цифру, чем называлась ранее, тем будешь выглядеть уважаемей среди других. Увы, эти факты надо признать открыто.

При профессиональном изучении этих вопросов необходимо опираться и на те знания, которые нам дали Г. Дахшлейгер, М. Козыбаев, К. Нурпеисов, ­В. Григорьев, А. Чупеков, Н. Алимбаев,

В. Михайлов и другие исследователи со­ветского и начала постсоветского времени.

За 30 лет независимости сформировался исследовательский пул ученых по данной теме. В первую очередь, это – М. Койгельдиев, Т. Омарбеков и другие ученые старшего поколения. Есть работы профессионалов среднего поколения – И. Козыбаев, Ж. Танатарова, С. Акимбеков и др.

Во втором десятилетии ХХI века мы видим настоящий прорыв исследовательских работ ученых – профессионалов.

Отметим, что Д. Аманжолова из Мос­квы исследует эту проблемы с разных ракурсов. Широко известна работа о голоде в Казахстане С. Камерон, профессора из США.

В 2010 году вышла книга «Первые лица Казахстана в сталинскую эпоху». В ней авторы на основе ряда архивных документов показали масштабы репрессий при насильственной оседлости и раскулачивании. Ответом на которые были откочевки казахского населения в другие края. Авторы особо отметили тот факт, что в изученных документах откочевка и гибель в цифрах не отделялись, поэтому трудно определить, сколько в тот момент было погибших и оставшихся в живых, но откочевавших в разные края из Казахстана [2].

Мы до сих пор не ушли от советского прошлого в этом разрезе понятий. Мы не изучаем судьбу каждого, не смотрим на личность, нам нужны масштабы, гигантизм, общее. Человек, у которого единственная жизнь, вновь теряется среди многих и многих. Проблемы личности и народа также необходимо нам изучать по иному. Для того, чтобы так рассматривать историю Казахстана, в том числе в нужное время, надо изучать отдельно образование, доступ к информации, открытость архивных документов, установки руководства страны. Для этого нужны профессионалы: историки, политологи, юристы, экономисты, географы и др.

И это время пришло.

Общеизвестно, что на заре независимости президент Н. А. Назарбаев впервые начал работу по реабилитации жертв политических репрессий в Казахстане. Был принят Закон Республики Казахстан «О реабилитации жертв массовых политических репрессий» от 24 апреля 1993 г. [3]. И это дало свои результаты. Главный посыл нашего первого президента: не политизировать тему, а ее изучать. Увы, не многим такое удается.

И то, что 24 ноября 2020 г. президент страны К.-Ж. К. Токаев подписал Указ за № 456 «О Государственной комиссии по полной реабилитации жертв политических репрессий» [4], является продолжением политической реформы страны. Создана комиссия. В нее вошли специалисты, проходят заседания комиссии.

В рамках программы полной реабилитации жертв политических репрессий ученые и эксперты начали проводить исследования в архивах и закрытых фондах, а в регионах начата работа областных комиссий по реабилитации. Будут разработаны законопроекты «О полной реабилитации жертв политических репрессий» и «О внесении изменений и дополнений в ряд действующих законов». Об этом сообщил заместитель премьер-министра РК Ералы Тугжанов на пресс-конференции в Службе цент­ральных коммуникаций,

Он также отметил, что Министерством культуры и спорта создан специализированный фонд архивных материалов по вопросам политических репрессий на базе Национального архива и Центрального Государственного архива.

«Сегодня в данном фонде хранится 1040 единиц архивных дел касающихся жертв политических репрессий. Фонд будет пополняться за счет вновь рассекреченных документов в рамках деятельности Комиссии. По итогам деятельности государственной комиссии будет проведена работа по законодательному обеспечению вопросов полной реабилитации жертв политических репрессий», – добавил Ералы Тугжанов [5].

Первыми открыли горячую линию акмолинцы. Для полноценного достижения этой цели управлением культуры, архивов и документации Акмолинской области на базе Государственного архива города Кокшетау открыта горячая линия для осуществления сбора информации о жертвах политических репрессий.

Всем, кто располагает информацией о родственниках и земляках, репрессированных, но не реабилитированных, с целью создания базы данных с последующей их реабилитацией; семейных реликвиях и документах, свидетельствующих о политических репрессиях казахстанцев; местах массовых захоронений (расстрелов) жертв репрессий с целью нанесения их на карту региона, увековечения и их сакрализации просим обращаться по контактам горячей линии: телефон архива:

8(7162)50-39-35; электронный адрес: info_repressia@aqmola.gov.kz [6].

10 марта 2021 г. состоялась конференции Проектного офиса Госкомиссии по полной реабилитации жертв политических репрессий. Темы семинаров «Специфика работы в закрытых фондах специальных государственных архивах (КНБ, МВД, ГП)» и «О работе с архивными фондами Центрального Государственного архива РК».

Об использовании документов Нацио­нального архивного фонда прошел методический семинар и в Архиве Президента Республики Казахстан с участием членов рабочей группы Государственной комиссии по полной реабилитации жертв политических репрессий [7].

17 марта состоялся республиканский онлайн семинар-совещание по обсуждению концепции развития исторической науки, а также по вопросам подготовки и написания 7-томного академического издания в рамках реализации статьи Президента РК К.-Ж. К. Токаева «Тәуелсіздік бәрінен қымбат» («Независимость превыше всего»).

26-27 марта приняла участие и выс­тупила в Республиканском научно-методическом вебинаре с международным участием «Сотрудничество кафедр АНК с музеями и архивами по сохранению исторической памяти (на примере вузов Карагандинской области)».

Все эти мероприятия были посвящены важнейшим событиям сегодняшних дней: деятельности рабочих групп Государственной комиссии по полной реабилитации жертв политических реп­рессий.

Необходимо отметить следующее. Созданы подкомиссия по методологии Государственной комиссии. Созданы и приступили к деятельности рабочие группы по сбору, изучению архивных документов и других материалов, подготовке заключений на заседания Государственной комиссии по полной реабилитации жертв политических репрессий.

 Таким образом, созданы 11 рабочих групп:

1. По поиску, выявлению высших государственных актов бывшего СССР и Казахстана, решений, приказов, инструктивных указаний, информации и донесений карательных органов (ВЧК, ОГПУ, НКВД, МВД, МГБ, КГБ, органов прокуратуры и судов, их структурных подразделений в Казахстане), а также аналогичных документов, находящихся в архивах зарубежных государств, явившихся основанием для политических репрессий казахстанцев; проведению политико-правового анализа этих документов; внесению предложений по рассекречиванию документов, связанных с политическими репрессиями.

2. По изучению специфики и особенностей политических репрессий в Казахстане.

3. По изучению, подготовке заключения и рекомендаций по реабилитации жертв политических репрессий, расстрелянных без суда и следствия в ходе подавления 372 восстаний, а также подвергнутых репрессиям внесудебными и судебными органами за участие и поддержку этих восстаний.

4. По нереабилитированным жертвам насильственно депортированных в Казахстан народов и спецпереселенцев.

5. По изучению, подготовке заключения и рекомендаций по реабилитации кулаков, баев, полуфеодалов (середняков) и крестьян-шаруа.

6. По изучению, подготовке и внесению предложений по реабилитации казахстанских беженцев, вынужденных покинуть пределы Казахстана в 1916–1930 годах в результате карательных акций государства и политических репрессий власти в ходе проведения различных насильственных политических кампаний и голода.

7. По изучению, подготовке заключения и рекомендаций для реабилитации жертв насильственных коллективизации, заготовительных и других политических кампаний большевистско-сталинской власти в отношении крестьянства.

8. По выработке рекомендаций нереа­билитированных казахстанцев – жертв и пострадавших, находившихся в 26 лагерях ГУЛАГа НКВД, а также членов их семей.

9. По изучению, подготовке заключения и рекомендаций для полной юридической и политической реабилитации участников политических выступлений народа (группы людей), общественных и политических организаций, индивидуально боровшихся за независимость и территориальную целостность Казахстана, а также лиц, подвергнутых государственному преследованию и репрессиям за эти идеи.

10. По изучению, подготовке заключения и рекомендаций по реабилитации военнопленных казахстанцев, оказавшихся в 1939–1945 годах в плену фашистской Германии, Финляндии и в других европейских странах, а также военнопленных казахстанцев, временно пребывавших в Туркестанском легионе.

11. По изучению, подготовке заключения и рекомендаций для реабилитации жертв политических репрессий – представителей традиционного духовенства.

Таковы рабочие группы Государственной комиссии по полной реабилитации жертв политических репрессий. В конце 2021 года мы ждем первых результатов ее работы. Понятное дело, первых, потому что работы очень много. Это и есть политические реформы страны. Начинаем изучать ту историю, которая была закрыта. И как отметил Н. А. Назарбаев: «Нам необходимо вглядеться в прошлое, чтобы понять настоящее и увидеть контуры будущего».

ЛИТЕРАТУРА

1. Земсков В. Н. Масштабы политических репрессий в СССР (против спекулятивных и мифологичексих настроений. Отечественная история. Известия Самарского научного центра Российской Академии наук, т. 14, № 3, 2012, с. 87.

2. Ахметова Л. С., Григорьев В. К. Первые лица Казахстана в сталинскую эпоху. Алматы, 2010, 231 с. /45-49, 55-56, 58-64, 70-71, 77-79, 86/.

3. https://online.zakon.kz/document/?doc_id=1001939#pos=6;-106.

4. Указ Президента РК К.-Ж. Токаева за № 456 «О Государственной комиссии по полной реабилитации жертв политических репрессий» 24.11.2020. https://online.zakon.kz/document/?doc_id=35240758#pos=3;-106.

5. https://baigenews.kz/news/zakon_o_polnoy_reabilitatsii_zhertv_politrepressiy_predlagayut_sozdat_v_rk/.

6. http://apgazeta.kz/2021/04/05/goryachaya-liniya-dlya-osushhestvleniya-sbora-informaczii-o-zhertvah-politicheskih-repressij/?fbclid=IwAR09Asjso0WEHbyiGW810p-e3GLx7BtMBkHa9KV-uNfKjxe0qJ9kZCxhIOY.

7. https://e-history.kz/ru/news/show/32474/.

 

3533 раз

показано

4

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми